.RU

Программа по мировой художественной культуре Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской для основной школы, скорректированная для гуманитарного класса.

Задача «Три похищения»

Составитель:Е.В. Савула, преподаватель литературы,

школа № 91, г. Санкт-Петербург
Общая характеристика задачи
Предмет: мировая художественная культура.

Класс: 9 (гуманитарный) или 11.

Программа: программа по мировой художественной культуре Ю.А.Солодовникова и Л.М.Предтеченской для основной школы, скорректированная для гуманитарного класса.

Задача построена на основе научно-популярных текстов, взятых из детской энциклопедии, которые ученики довольно часто используют при написании рефератов. Но чаще всего это сводится к бездумному переписыванию статьи. Цель данной задачи – обучение началам исследования.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:


Источники: Ермильченко Н.В. Античные мифы в искусстве. Сер.: «Что есть что в искусстве». – М.; Слово/Slovo, 2001.
Рекомендации учителю

Задача может быть использована не только на уроках мировой художественной культуры. Ее можно использовать на уроках русского языка в 10 классе по теме «Текст. Виды переработки текста. Реферат» (программа А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой).
Время работы с задачей – 2 урока, 3-й урок можно посвятить обсуждению вопросов, вызвавших наибольшие разногласия. Если же учитель ограничен во времени, то основную работу можно предложить в качестве домашнего задания, а в классе провести один урок, на котором обсудить итоги работы.
Текст задачи
В античной мифологии есть несколько сюжетов, связанных с похищением красавиц. Ни один из них художники и скульпторы не обошли своим вниманием, но «мода» на истории с похищениями менялась. Прочитайте три отрывка из энциклопедии и ответьте на вопросы.
Как украли Персефону?


Сами древние греки любили сюжет «Похищение Персефоны» (римляне звали эту богиню Прозерпиной). Они запечатлели его на вазах, монетах, рельефах, украшавших храмы. Персефона, дочь Зевса и богини плодородия Деметры, - самая, пожалуй, несамостоятельная из античных богинь. Однажды она собирала на лугу цветы. Там красавицу увидел Аид, бог подземного мира, в котором пребывают тени умерших. Он захотел взять Персефону в жены, и Зевс, втайне от Деметры, согласился. И пока девушка рвала фиалки, ирисы и розы, на лугу вырос дивный цветок, какого еще не видали ни смертные, ни боги. Персефона, конечно же, протянула к нему руку. Тотчас разверзлась земля, появился на золотой колеснице Аид, схватил несчастную и умчал в свои владения. Единственным свидетелем похищения был проезжавший по небу бог солнца Гелиос.

Девушка успела закричать, и ее услышала Деметра. Она поспешила на крик, но Персефона исчезла бесследно, и никто не мог сказать богине, где искать дочь. Только на десятый день поисков она догадалась прийти к Гелиосу, и он поведал ей правду. Разгневавшись на Зевса, Деметра больше не появилась на Олимпе, а приняла вид простой смертной и долго скиталась по городам и весям. Жизнь замерла. Все цветы завяли, листья облетели с деревьев. Виноградники засохли, в садах не стало плодов, не вызревали колосья, начался голод. Но Деметре было не до того.

Поскольку люди на земле голодали, они больше не воздавали почести богам. Зевс забеспокоился и стал звать Деметру на Олимп. Но она наотрез отказалась возвращаться, пока ей не вернут дочь. Аид согласился отпустить Персефону к матери, но заставил ее проглотить зернышко граната, символ брака. И с тех пор красавице пришлось третью часть года проводить с ним, царствуя помимо своей воли в царстве теней.


Задание 1. У древних греков богов было очень много, и у каждого была своя «сфера деятельности». Выпишите из текстов, «за что отвечали» упомянутые в них боги и богини.
Деметра – _______________________________________________________________

Зевс – ___________________________________________________________________

Аид – ___________________________________________________________________

Гелиос – _________________________________________________________________

Эрот – __________________________________________________________________

Задание 2. В энциклопедии, из которой взяты эти тексты, после слов «в царстве теней» следует фраза: «В общем, судьбой девушки в мифе распоряжается кто угодно, только не она сама» («Как украли Персефону», строка 22). Можно ли сделать такой вывод?

Свой ответ аргументируйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто женился на Психее?


Жили-были царь с царицей, и было у них три дочери. Старшие – как все, а младшая, Психея (что в переводе с греческого значит душа) - необыкновенная красавица. Люди сравнивали ее с Афродитой, причем не в пользу последней. Богиня возненавидела Психею и решила ее погубить. Божественная красота девушки отпугивала поклонников: они не решались посвататься к такому неземному существу. Отчаявшись выдать замуж младшую дочь, царь обратился к прорицателю. И тут вмешалась Афродита: она заставила его ответить, что Психею нужно отвести в горы, приковать к скале и оставить там, ибо ей суждено обручиться со смертью. Родители послушались. И красавица царевна в свадебных одеждах осталась одна на незнакомой скале.

Тем временем Афродита послала к Психее своего сына Эрота (известного римлянам и под другими именами – Купидон, Амур), велев ему сделать так, чтобы ненавистная соперница полюбила какое-нибудь чудовище. Обычно Эрот брал свой золотой лук, колчан со стрелами и стрелял без промаха прямо в сердце. Тот, в кого попадала стрела, бесповоротно влюблялся. Кто счастливо, а кто и безответно. Но, увидев красавицу, бог любви утратил бдительность и нечаянно поранился одной из своих стрел. И, конечно, влюбился. Он решил жениться, а Афродите пока ничего не сказал. Вместо этого Эрот обратился к Зефиру, западному ветру: попросил его перенести девушку с вершины горы в свой дворец.

Дальнейшая судьба Психеи сложилась так. Она оказалась в райских кущах и, наконец, замужем, но муж ее оставался невидимым. Он даже поставил условие: все будет хорошо, если она ни о чем не станет его спрашивать и не попытается его увидеть. Психея не возражала. Но вскоре к ней в гости прибыли любопытные сестры. Они убедили ее зажечь светильник, поместить его в сосуд и закрыть крышкой, а ночью, когда муж заснет, осветить комнату и посмотреть, за кого же она вышла замуж. И Психея увидела спящего бога любви. Более того, она укололась одной из его стрел и влюбилась в него. Ее рука, державшая светильник, дрогнула. И на Эрота упала капля горячего масла. Проснувшись от боли, он понял, что случилось, и улетел, а Психея очутилась на земле. Прежде чем снова увидеть Эрота, ей пришлось многое пережить, выполняя невыполнимые задания Афродиты. В конце концов, она не только обрела счастье в любви, но и получила от богов бессмертие, то есть сама стала богиней.

Много позже, в 20 веке, миф о Психее стали исследовать психологи. Они пришли к выводу, что эта история – обо всех представительницах прекрасного пола. О том, как можно с честью выдержать испытания взрослой жизни и даже открыть в себе бессмертную богиню.


Задание 3. Размышляя над вопросом: похож ли миф о похищении Психеи на миф о похищении Персефоны? – ученики предложили следующие варианты ответов:
1-я группа (20% учеников) ответила «похож» и объяснили это так: и в том, и в другом мифе похищают девушек.

2-я группа (23% учеников) ответила «похож», а их основной аргумент был следующим: Они выходили замуж не по своей воле. Их судьбой вообще распоряжаются другие люди, а не они сами.

3-я группа (34% учеников) сказала «непохож», потому что в мифах разные герои, разное место действия (Персефона оказывается под землей, а Психея – в райских кущах), Персефона сразу увидела, кто ее похитил, а Психея долго не знала.

4-я группа (12% учеников) сказала «непохож», но объяснили это по-другому: Персефона сама ничего не делает (только цветочки рвет), с ней все «происходит», а Психея после похищения сама совершает какие-то действия.
Какие оценки (по 5-балльной системе, принятой в школе) вы бы поставили за эти ответы?

programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-dvadcat.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-komitet-po-vipolneniyu-v-ramkah-stranica-4.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-konferenciya-storon-venskoj-konvencii.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-mezhpravitelstvennij-komitet-dlya-vedeniya-peregovorov-po-podgotovke-imeyushego-obyazatelnuyu-yuridicheskuyu.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-mezhpravitelstvennij-komitet-dlya-vedeniya.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-prodovolstvennaya-i-selskohozyajstvennaya-stranica-3.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-pokoriteli-mira-rimlyane-buddisti-iudei-i-hristiane-iiv-veka-istoriya-iskusstva-ernst-gombrih.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raskol-mira-i-bloki-zakonomernost-ili-nedalnovidnost-rossiya-i-germaniya-v-godi-vojni-i-mira-1941-1995-gg.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dzhon-ronald-ruel-tolkin-stranica-7.html
  • klass.bystrickaya.ru/akcentuaciya-haraktera-v-podrostkovom-vozraste-chast-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/fiziologiya-refleksov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/illyustrirovannij-slovar-soderzhit-bolee-tisyachi-statej-opisivayushih-simvoli-ispolzuemie-v-mirovih-religiyah-mifologii-zhivopisi-literature-a-takzhe-v-povsedne-stranica-14.html
  • college.bystrickaya.ru/-1-industriya-transporta-istoriya-razvitiya-transporta-glava-osnovnie-ponyatiya-i-opredeleniya-turizma-kak-sferi.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vnutrennie-riski-v-upravlenii-organizaciej-puti-i-metodi-lokalizacii.html
  • learn.bystrickaya.ru/g2-drugie-yahti-pravila-parusnih-gonok-2009-2012-ppg-09-isaf-racing-rules-of-sailing.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bakalavraskaya-programma-kafedra-politicheskih-nauk-napravlenie-programma-uchebnogo-kursa-dlya-studentov-gumanitarnih-specialnostej.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-stati-n-a-dobrolyubova-luch-sveta-v-temnom-carstve.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aza-tl-men-debiet-mamandii-shn-debiet-teoriyasi-pn-bojinsha-studentterge-arnalan-ou-dstemelk-keshen.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-razvitiya-kolledzha-na-2008-2010-godi-programma-razvitiya-gumanitarnogo-kolledzha-na-2008-2010-godi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-uchebnomu-predmetu-informatika-i-ikt.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-etap-ekzamena-programma-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti-10-01-01-russkaya-literatura.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-po-discipline-buhgalterskij-finansovij-uchet-dlya-studentov-specialnosti-buhgalterskij-uchet-audit-i-analiz-stranica-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/ancio-nettunskaya-operaciya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-doktor-i-pacient-vrach-i-pacient-v-reformiruemom-zdravoohranenii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anketnij-opros-kak-metod-sbora-socialnoj-informacii-chast-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-osobij-vid-tvorchestva-sohranivshij-svyaz-s-drevnim-mishleniem-i-ponimaniem-slova.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-011200-fizika-stranica-7.html
  • shkola.bystrickaya.ru/teoreticheskie-osnovaniya-razvitiya-professionalno-pedagogicheskoj-kulturi-vospitatelya-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ekologicheskaya-ocenka-i-ekologicheskaya-ekspertiza-novosibirsk.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-o-realizacii-proekta-sistemi-112-v-ramkah-vipolneniya-plana-realizacii-strategii-razvitiya-informacionnogo-obshestva-v-rf-do-2011goda.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/iskusstvo-monologa.html
  • urok.bystrickaya.ru/prochie-bespozvonochnie-zhivotnie-nebulyarnaya-teoriya-laplasa.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/prostranstvennie-predlogi-slovoobrazovanie-word-formation-osnovnie-sposobi-obrazovaniya-slov-v-anglijskom-yazike.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razdel-i3-informacionnaya-karta-konkursa-centralnij-nauchno-issledovatelskij-institut-himii-i-mehaniki.html
  • exam.bystrickaya.ru/vindikacionnij-isk.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-7-gosudarstvo-i-ekonomicheskie-instituti-v-rinochnoj-ekonomike-2-chasa.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uprazhnenie-5-5-ultra-rapid.html
  • lecture.bystrickaya.ru/an-fatenkov-nizhnij-novgorod-tomsk-11-14-oktyabrya-2006-g-tomsk-sibirskij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet.html
  • exam.bystrickaya.ru/visokochuvstvitelnij-datchik-elektroprovodnosti-burovogo-rastvora.html
  • composition.bystrickaya.ru/ot-zasedanie-provedeno-na-01-02-04-2009-g-po-tochka.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-07-ekonomika-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    Группа

    Оценка

    Ответы 1 группы




    Ответы 2 группы




    Ответы 3 группы




    Ответы 4 группы