.RU

Программа по мировой художественной культуре Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской для основной школы, скорректированная для гуманитарного класса.

Задача «Три похищения»

Составитель:Е.В. Савула, преподаватель литературы,

школа № 91, г. Санкт-Петербург
Общая характеристика задачи
Предмет: мировая художественная культура.

Класс: 9 (гуманитарный) или 11.

Программа: программа по мировой художественной культуре Ю.А.Солодовникова и Л.М.Предтеченской для основной школы, скорректированная для гуманитарного класса.

Задача построена на основе научно-популярных текстов, взятых из детской энциклопедии, которые ученики довольно часто используют при написании рефератов. Но чаще всего это сводится к бездумному переписыванию статьи. Цель данной задачи – обучение началам исследования.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:


Источники: Ермильченко Н.В. Античные мифы в искусстве. Сер.: «Что есть что в искусстве». – М.; Слово/Slovo, 2001.
Рекомендации учителю

Задача может быть использована не только на уроках мировой художественной культуры. Ее можно использовать на уроках русского языка в 10 классе по теме «Текст. Виды переработки текста. Реферат» (программа А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой).
Время работы с задачей – 2 урока, 3-й урок можно посвятить обсуждению вопросов, вызвавших наибольшие разногласия. Если же учитель ограничен во времени, то основную работу можно предложить в качестве домашнего задания, а в классе провести один урок, на котором обсудить итоги работы.
Текст задачи
В античной мифологии есть несколько сюжетов, связанных с похищением красавиц. Ни один из них художники и скульпторы не обошли своим вниманием, но «мода» на истории с похищениями менялась. Прочитайте три отрывка из энциклопедии и ответьте на вопросы.
Как украли Персефону?


Сами древние греки любили сюжет «Похищение Персефоны» (римляне звали эту богиню Прозерпиной). Они запечатлели его на вазах, монетах, рельефах, украшавших храмы. Персефона, дочь Зевса и богини плодородия Деметры, - самая, пожалуй, несамостоятельная из античных богинь. Однажды она собирала на лугу цветы. Там красавицу увидел Аид, бог подземного мира, в котором пребывают тени умерших. Он захотел взять Персефону в жены, и Зевс, втайне от Деметры, согласился. И пока девушка рвала фиалки, ирисы и розы, на лугу вырос дивный цветок, какого еще не видали ни смертные, ни боги. Персефона, конечно же, протянула к нему руку. Тотчас разверзлась земля, появился на золотой колеснице Аид, схватил несчастную и умчал в свои владения. Единственным свидетелем похищения был проезжавший по небу бог солнца Гелиос.

Девушка успела закричать, и ее услышала Деметра. Она поспешила на крик, но Персефона исчезла бесследно, и никто не мог сказать богине, где искать дочь. Только на десятый день поисков она догадалась прийти к Гелиосу, и он поведал ей правду. Разгневавшись на Зевса, Деметра больше не появилась на Олимпе, а приняла вид простой смертной и долго скиталась по городам и весям. Жизнь замерла. Все цветы завяли, листья облетели с деревьев. Виноградники засохли, в садах не стало плодов, не вызревали колосья, начался голод. Но Деметре было не до того.

Поскольку люди на земле голодали, они больше не воздавали почести богам. Зевс забеспокоился и стал звать Деметру на Олимп. Но она наотрез отказалась возвращаться, пока ей не вернут дочь. Аид согласился отпустить Персефону к матери, но заставил ее проглотить зернышко граната, символ брака. И с тех пор красавице пришлось третью часть года проводить с ним, царствуя помимо своей воли в царстве теней.


Задание 1. У древних греков богов было очень много, и у каждого была своя «сфера деятельности». Выпишите из текстов, «за что отвечали» упомянутые в них боги и богини.
Деметра – _______________________________________________________________

Зевс – ___________________________________________________________________

Аид – ___________________________________________________________________

Гелиос – _________________________________________________________________

Эрот – __________________________________________________________________

Задание 2. В энциклопедии, из которой взяты эти тексты, после слов «в царстве теней» следует фраза: «В общем, судьбой девушки в мифе распоряжается кто угодно, только не она сама» («Как украли Персефону», строка 22). Можно ли сделать такой вывод?

Свой ответ аргументируйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто женился на Психее?


Жили-были царь с царицей, и было у них три дочери. Старшие – как все, а младшая, Психея (что в переводе с греческого значит душа) - необыкновенная красавица. Люди сравнивали ее с Афродитой, причем не в пользу последней. Богиня возненавидела Психею и решила ее погубить. Божественная красота девушки отпугивала поклонников: они не решались посвататься к такому неземному существу. Отчаявшись выдать замуж младшую дочь, царь обратился к прорицателю. И тут вмешалась Афродита: она заставила его ответить, что Психею нужно отвести в горы, приковать к скале и оставить там, ибо ей суждено обручиться со смертью. Родители послушались. И красавица царевна в свадебных одеждах осталась одна на незнакомой скале.

Тем временем Афродита послала к Психее своего сына Эрота (известного римлянам и под другими именами – Купидон, Амур), велев ему сделать так, чтобы ненавистная соперница полюбила какое-нибудь чудовище. Обычно Эрот брал свой золотой лук, колчан со стрелами и стрелял без промаха прямо в сердце. Тот, в кого попадала стрела, бесповоротно влюблялся. Кто счастливо, а кто и безответно. Но, увидев красавицу, бог любви утратил бдительность и нечаянно поранился одной из своих стрел. И, конечно, влюбился. Он решил жениться, а Афродите пока ничего не сказал. Вместо этого Эрот обратился к Зефиру, западному ветру: попросил его перенести девушку с вершины горы в свой дворец.

Дальнейшая судьба Психеи сложилась так. Она оказалась в райских кущах и, наконец, замужем, но муж ее оставался невидимым. Он даже поставил условие: все будет хорошо, если она ни о чем не станет его спрашивать и не попытается его увидеть. Психея не возражала. Но вскоре к ней в гости прибыли любопытные сестры. Они убедили ее зажечь светильник, поместить его в сосуд и закрыть крышкой, а ночью, когда муж заснет, осветить комнату и посмотреть, за кого же она вышла замуж. И Психея увидела спящего бога любви. Более того, она укололась одной из его стрел и влюбилась в него. Ее рука, державшая светильник, дрогнула. И на Эрота упала капля горячего масла. Проснувшись от боли, он понял, что случилось, и улетел, а Психея очутилась на земле. Прежде чем снова увидеть Эрота, ей пришлось многое пережить, выполняя невыполнимые задания Афродиты. В конце концов, она не только обрела счастье в любви, но и получила от богов бессмертие, то есть сама стала богиней.

Много позже, в 20 веке, миф о Психее стали исследовать психологи. Они пришли к выводу, что эта история – обо всех представительницах прекрасного пола. О том, как можно с честью выдержать испытания взрослой жизни и даже открыть в себе бессмертную богиню.


Задание 3. Размышляя над вопросом: похож ли миф о похищении Психеи на миф о похищении Персефоны? – ученики предложили следующие варианты ответов:
1-я группа (20% учеников) ответила «похож» и объяснили это так: и в том, и в другом мифе похищают девушек.

2-я группа (23% учеников) ответила «похож», а их основной аргумент был следующим: Они выходили замуж не по своей воле. Их судьбой вообще распоряжаются другие люди, а не они сами.

3-я группа (34% учеников) сказала «непохож», потому что в мифах разные герои, разное место действия (Персефона оказывается под землей, а Психея – в райских кущах), Персефона сразу увидела, кто ее похитил, а Психея долго не знала.

4-я группа (12% учеников) сказала «непохож», но объяснили это по-другому: Персефона сама ничего не делает (только цветочки рвет), с ней все «происходит», а Психея после похищения сама совершает какие-то действия.
Какие оценки (по 5-балльной системе, принятой в школе) вы бы поставили за эти ответы?

programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-dvadcat.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-komitet-po-vipolneniyu-v-ramkah-stranica-4.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-konferenciya-storon-venskoj-konvencii.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-mezhpravitelstvennij-komitet-dlya-vedeniya-peregovorov-po-podgotovke-imeyushego-obyazatelnuyu-yuridicheskuyu.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-mezhpravitelstvennij-komitet-dlya-vedeniya.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-prodovolstvennaya-i-selskohozyajstvennaya-stranica-3.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-ii-osnovnoe-obshee-obrazovanie-instruktivno-metodicheskoe-pismo-o-prepodavanii-inostrannih-yazikov-v-2008.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-a-format-anketi-provedenie-anketirovaniya-otveti-na-voprosi-predstavlenie-rezultatov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sbornik-duhovnih-gimnov-i-pesen-evangelskih-cerkvej-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oformlenie-serii-hudozhnika.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-viii-psihologiya-i-etika-delovih-otnoshenij-v-biznese-uchebnik-prednaznachen-v-pervuyu-ochered-studentam.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vozdejstvie-processov-globalizacii-na-obrazovatelnuyu-kulturu-ya-a-vagramenko-redakcionnij-sovet.html
  • credit.bystrickaya.ru/ot-massovogo-sporta-k-sportu-visshih-dostizhenij-chelyabinskaya-regionalnaya-organizaciya-obshestvenno-gosudarstvennogo.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-metodi-i-sredstva-eksperimentalnih-issledova-nij-po-napravleniyu.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-mezhdisciplinarnogo-kompleksnogo-ekzamena-po-napravleniyu-magistraturi-020800-ekologiya-i-prirodopolzovanie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-10-preduprezhdenie-i-tushenie-rudnichnih-pozharov-podrazdel-kontrol-za-sostoyaniem-rudnichnoj-atmosferi-742.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ostavlenie-v-opasnosti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mikrostrukturi-v-kremnii-s-primesyu-cinka-viyavlennie-s-pomoshyu-atomno-silovoj-mikroskopii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aleksandrovich-kafedra-filosofiya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/neoficialnij-perevod-neafk-komissiya-po-ribolovstvu-v-severo-vostochnoj-atlantike.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vihodit-1-raz-v-mesyac.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-na-2009-2012-godi-predsedatel-upravlyayushego-soveta-stranica-11.html
  • school.bystrickaya.ru/chto-takoe-organizacionnaya-nauka-stranica-4.html
  • shkola.bystrickaya.ru/statya-rashoda-korporativnie-meropriyatiya-kak-sredstvo-ukrepleniya-vnutrnnego-imidzha-kompanii-na-primere-trest-skm.html
  • knigi.bystrickaya.ru/smdk-ataularindai-brkken-szder.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/evropejci-zarabativayut-v-kitae-na-chistoj-vode-plan-innovacionnaya-ekonomika-dorozhnaya-karta-2040-monografiya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-rinok-cennih-bumag-moskva-2011.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-arheologiya-po-specialnosti-07-00-06-arheologiya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/ya-videl-blagodatnij-ogon-arhimandrit-savva-ahilleos-afini-2002.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kabelnaya-kanalizaciya-tehnologicheskie-normi-na-montazh-sooruzhenij-i-ustrojstv-svyazi-radioveshaniya-i-televideniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogo-vsego-dlya-sluzhebnogo-polzovaniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/adaptacionnij-trening-dlya-pervokursnikov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchyot-mou-sosh-27-g-mitishi-za-2009-2010-uchebnij-god-soderzhanie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pratkanis-e-r-epoha-propagandi-mehanizmi-ubezhdeniya-povsednevnoe-ispolzovanie-i-zloupotreblenie-pererab-izd-stranica-23.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-napravlenie-521600-ekonomika-specialnost-060600-mirovaya-ekonomika-status-disciplini.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/ventilyaciya-promishlennogo-zdaniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/43-chislennost-ne-zanyatih-trudovoj-deyatelnostyu-grazhdan-ishushih-rabotu-i-sostoyashih-na-uchete-vsego.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-oformleniyu-referatov-otchetov-kursovih-i-diplomnih-rabot.html
  • essay.bystrickaya.ru/bil-holodnij-yasnij-aprelskij-den-i-chasi-probili-trinadcat-utknuv-podborodok-v-grud-chtobi-spastis-ot-zlogo-vetra-uinston-smit-toroplivo-shmignul-za-stekl-stranica-10.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obyavlenie-o-prieme-dokumentov-dlya-uchastiya-v-konkurse-na-zameshenie-vakantnih-dolzhnostej.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svodnie-dannie-mezhdunarodnih-meropriyatij-v-oblasti-obrazovaniya-nauki-i-innovacij-na-2011g-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    Группа

    Оценка

    Ответы 1 группы




    Ответы 2 группы




    Ответы 3 группы




    Ответы 4 группы