.RU

Программа по мировой художественной культуре Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской для основной школы, скорректированная для гуманитарного класса.

Задача «Три похищения»

Составитель:Е.В. Савула, преподаватель литературы,

школа № 91, г. Санкт-Петербург
Общая характеристика задачи
Предмет: мировая художественная культура.

Класс: 9 (гуманитарный) или 11.

Программа: программа по мировой художественной культуре Ю.А.Солодовникова и Л.М.Предтеченской для основной школы, скорректированная для гуманитарного класса.

Задача построена на основе научно-популярных текстов, взятых из детской энциклопедии, которые ученики довольно часто используют при написании рефератов. Но чаще всего это сводится к бездумному переписыванию статьи. Цель данной задачи – обучение началам исследования.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:


Источники: Ермильченко Н.В. Античные мифы в искусстве. Сер.: «Что есть что в искусстве». – М.; Слово/Slovo, 2001.
Рекомендации учителю

Задача может быть использована не только на уроках мировой художественной культуры. Ее можно использовать на уроках русского языка в 10 классе по теме «Текст. Виды переработки текста. Реферат» (программа А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой).
Время работы с задачей – 2 урока, 3-й урок можно посвятить обсуждению вопросов, вызвавших наибольшие разногласия. Если же учитель ограничен во времени, то основную работу можно предложить в качестве домашнего задания, а в классе провести один урок, на котором обсудить итоги работы.
Текст задачи
В античной мифологии есть несколько сюжетов, связанных с похищением красавиц. Ни один из них художники и скульпторы не обошли своим вниманием, но «мода» на истории с похищениями менялась. Прочитайте три отрывка из энциклопедии и ответьте на вопросы.
Как украли Персефону?


Сами древние греки любили сюжет «Похищение Персефоны» (римляне звали эту богиню Прозерпиной). Они запечатлели его на вазах, монетах, рельефах, украшавших храмы. Персефона, дочь Зевса и богини плодородия Деметры, - самая, пожалуй, несамостоятельная из античных богинь. Однажды она собирала на лугу цветы. Там красавицу увидел Аид, бог подземного мира, в котором пребывают тени умерших. Он захотел взять Персефону в жены, и Зевс, втайне от Деметры, согласился. И пока девушка рвала фиалки, ирисы и розы, на лугу вырос дивный цветок, какого еще не видали ни смертные, ни боги. Персефона, конечно же, протянула к нему руку. Тотчас разверзлась земля, появился на золотой колеснице Аид, схватил несчастную и умчал в свои владения. Единственным свидетелем похищения был проезжавший по небу бог солнца Гелиос.

Девушка успела закричать, и ее услышала Деметра. Она поспешила на крик, но Персефона исчезла бесследно, и никто не мог сказать богине, где искать дочь. Только на десятый день поисков она догадалась прийти к Гелиосу, и он поведал ей правду. Разгневавшись на Зевса, Деметра больше не появилась на Олимпе, а приняла вид простой смертной и долго скиталась по городам и весям. Жизнь замерла. Все цветы завяли, листья облетели с деревьев. Виноградники засохли, в садах не стало плодов, не вызревали колосья, начался голод. Но Деметре было не до того.

Поскольку люди на земле голодали, они больше не воздавали почести богам. Зевс забеспокоился и стал звать Деметру на Олимп. Но она наотрез отказалась возвращаться, пока ей не вернут дочь. Аид согласился отпустить Персефону к матери, но заставил ее проглотить зернышко граната, символ брака. И с тех пор красавице пришлось третью часть года проводить с ним, царствуя помимо своей воли в царстве теней.


Задание 1. У древних греков богов было очень много, и у каждого была своя «сфера деятельности». Выпишите из текстов, «за что отвечали» упомянутые в них боги и богини.
Деметра – _______________________________________________________________

Зевс – ___________________________________________________________________

Аид – ___________________________________________________________________

Гелиос – _________________________________________________________________

Эрот – __________________________________________________________________

Задание 2. В энциклопедии, из которой взяты эти тексты, после слов «в царстве теней» следует фраза: «В общем, судьбой девушки в мифе распоряжается кто угодно, только не она сама» («Как украли Персефону», строка 22). Можно ли сделать такой вывод?

Свой ответ аргументируйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто женился на Психее?


Жили-были царь с царицей, и было у них три дочери. Старшие – как все, а младшая, Психея (что в переводе с греческого значит душа) - необыкновенная красавица. Люди сравнивали ее с Афродитой, причем не в пользу последней. Богиня возненавидела Психею и решила ее погубить. Божественная красота девушки отпугивала поклонников: они не решались посвататься к такому неземному существу. Отчаявшись выдать замуж младшую дочь, царь обратился к прорицателю. И тут вмешалась Афродита: она заставила его ответить, что Психею нужно отвести в горы, приковать к скале и оставить там, ибо ей суждено обручиться со смертью. Родители послушались. И красавица царевна в свадебных одеждах осталась одна на незнакомой скале.

Тем временем Афродита послала к Психее своего сына Эрота (известного римлянам и под другими именами – Купидон, Амур), велев ему сделать так, чтобы ненавистная соперница полюбила какое-нибудь чудовище. Обычно Эрот брал свой золотой лук, колчан со стрелами и стрелял без промаха прямо в сердце. Тот, в кого попадала стрела, бесповоротно влюблялся. Кто счастливо, а кто и безответно. Но, увидев красавицу, бог любви утратил бдительность и нечаянно поранился одной из своих стрел. И, конечно, влюбился. Он решил жениться, а Афродите пока ничего не сказал. Вместо этого Эрот обратился к Зефиру, западному ветру: попросил его перенести девушку с вершины горы в свой дворец.

Дальнейшая судьба Психеи сложилась так. Она оказалась в райских кущах и, наконец, замужем, но муж ее оставался невидимым. Он даже поставил условие: все будет хорошо, если она ни о чем не станет его спрашивать и не попытается его увидеть. Психея не возражала. Но вскоре к ней в гости прибыли любопытные сестры. Они убедили ее зажечь светильник, поместить его в сосуд и закрыть крышкой, а ночью, когда муж заснет, осветить комнату и посмотреть, за кого же она вышла замуж. И Психея увидела спящего бога любви. Более того, она укололась одной из его стрел и влюбилась в него. Ее рука, державшая светильник, дрогнула. И на Эрота упала капля горячего масла. Проснувшись от боли, он понял, что случилось, и улетел, а Психея очутилась на земле. Прежде чем снова увидеть Эрота, ей пришлось многое пережить, выполняя невыполнимые задания Афродиты. В конце концов, она не только обрела счастье в любви, но и получила от богов бессмертие, то есть сама стала богиней.

Много позже, в 20 веке, миф о Психее стали исследовать психологи. Они пришли к выводу, что эта история – обо всех представительницах прекрасного пола. О том, как можно с честью выдержать испытания взрослой жизни и даже открыть в себе бессмертную богиню.


Задание 3. Размышляя над вопросом: похож ли миф о похищении Психеи на миф о похищении Персефоны? – ученики предложили следующие варианты ответов:
1-я группа (20% учеников) ответила «похож» и объяснили это так: и в том, и в другом мифе похищают девушек.

2-я группа (23% учеников) ответила «похож», а их основной аргумент был следующим: Они выходили замуж не по своей воле. Их судьбой вообще распоряжаются другие люди, а не они сами.

3-я группа (34% учеников) сказала «непохож», потому что в мифах разные герои, разное место действия (Персефона оказывается под землей, а Психея – в райских кущах), Персефона сразу увидела, кто ее похитил, а Психея долго не знала.

4-я группа (12% учеников) сказала «непохож», но объяснили это по-другому: Персефона сама ничего не делает (только цветочки рвет), с ней все «происходит», а Психея после похищения сама совершает какие-то действия.
Какие оценки (по 5-балльной системе, принятой в школе) вы бы поставили за эти ответы?

programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-dvadcat.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-komitet-po-vipolneniyu-v-ramkah-stranica-4.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-konferenciya-storon-venskoj-konvencii.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-mezhpravitelstvennij-komitet-dlya-vedeniya-peregovorov-po-podgotovke-imeyushego-obyazatelnuyu-yuridicheskuyu.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-mezhpravitelstvennij-komitet-dlya-vedeniya.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-prodovolstvennaya-i-selskohozyajstvennaya-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/priroda-kvaziregulyarnosti-katastroficheskih-izmenenij-klimata-i-ih-vliyanie-na-bioraznoobrazie-zemli.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-soderzhanie-kursa-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080109-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-moskva.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-pr-ou-npo-spo-sovremennie-metodi-effektivnogo-vzaimodejstviya-prepodavatelya-i-detej-s-otklonyayushimsya-povedeniem-stranica-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-tehnicheskih-nauk.html
  • tasks.bystrickaya.ru/21socialno-psihologicheskij-klimat-i-motivaciya-professionalnoj-deyatelnosti-uchebnij-plan-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-15.html
  • college.bystrickaya.ru/12-strategicheskoe-planirovanie-marketinga-rabota-po-discipline-planirovanie-na-predpriyatii-tema-planirovanie-marketinga.html
  • studies.bystrickaya.ru/klassifikaciya-programmnogo-obespecheniya-2.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-i-sistema-upravleniya-regionom-metodicheskie-materiali-voprosi-dlya-samoproverki-temi-esse-glava-ii-prioritetnie.html
  • school.bystrickaya.ru/fotokonkurs-ya-i-mama-obyavil-krasnogvardejskij-otdel-soczashiti-s-4-teplij-dom-dlya-semej-gruppi-riska-otkril-fond-zashita-detej.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/moskva-molodaya-gvardiya-1987-stranica-14.html
  • diploma.bystrickaya.ru/yalina-vropejska-yalvec-zvichajnij-yasen-zvichajnij.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-konkursa-populyarizaciya-zdorovogo-obraza-zhizni-sredi-shkolnikov-i-molodyozhi-rasshirenie-znanij-shkolnikov-o-vrede-upotrebleniya-narkotikov.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-dinamicheskie-svojstva-rastitelnoj-zhizni-prakticheskie-voprosi-obrabotki-navoza-i-komposta-46-glava.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sinhronizaciya-potokov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-regionalnimi-innovacionnimi-sistemami-po-materialam-regionov-sibiri.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uslugi-v-sfere-obrazovaniya-i-nauki-1-obshaya-harakteristika-sostoyaniya-rabot-po-formirovaniyu-elektronnogo.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teoreticheskie-aspekti-ucheta-operacij-po-sovmestnoj-deyatelnosti.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/arhtektura-romanskogo-perodu.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-internet-internetpen-tanisu-sabati-masati-blmdlk.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aaker-d-strategicheskoe-rinochnoe-upravlenie-spb-piter-2002-azoev-g-l-analiz-deyatelnosti-konkurentov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/88-vivodi-adaptivnoe-upravlenie-slozhnimi-sistemami-na-osnove-teorii-raspoznavaniya-obrazov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/elektrifikaciya-i-avtomatizaciya-tehnologicheskih-processov-primenitelno-k-usloviyam-gp-torezantracit.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/odnim-iz-obyazatelnih-uslovij-dlya-prisvoeniya-zvaniya-veteran-truda-yavlyaetsya-nalichie-gosudarstvennih-nagrad-ili-vedomstvennih-znakov-otlichiya-znaki-znachki-poch.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-1-radiorelejnaya-stanciya-tipa-r-414-instrukciya-po-ekspluatacii-uchebnie-voprosi-i-raspredelenie-vremeni.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/594-vstoimost-ne-vklyucheni-vhodnie-bileti-pitanie-i-chaevie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-kafedra-menedzhmenta-kommunikologiya-nauka-obsheniya-mezhlichnostnoe-obshenie-dlya-specialnostej-fakulteta-menedzhmenta-kurs-1.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skazka-lozh-uznajte-pravdu-1-vedmini-bajki.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-iii-teoriya-prava-tezisi-lekcij-pechataetsya-po-resheniyu-uchebno-metodicheskogo-soveta-yuridicheskogo-fakulteta.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-apparat-v-rossii-1900-17-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skazka-o-mertvoj-carevne-i-o-semi-bogatiryah.html
  • universitet.bystrickaya.ru/til-jrenushlerd-zhazilim-skerlgn-damitu-r-i-djsenbaeva.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/znamenitie-favoriti-russkih-imperatric-i-ih-vliyanie-na-sudbu-rossijskogo-gosudarstva.html
  • studies.bystrickaya.ru/kommercheskij-kredit-chast-6.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-sobraniyah-mitingah-demonstraciyah-shestviyah-i-piketirovanii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/grabezh-st-161-uk-rf.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    Группа

    Оценка

    Ответы 1 группы




    Ответы 2 группы




    Ответы 3 группы




    Ответы 4 группы