.RU

Программа ориентирована на анализ основанных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке как форме культуры на современном этапе ее развития,



ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Автор-составитель:

Ершов Юрий Геннадьевич,

доктор философских наук, профессор
Введение
Программа ориентирована на анализ основанных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке как форме культуры на современном этапе ее развития, и формировании у магистрантов представлений о тенденциях исторического развития рационалистической культуры знания. В курсе особое внимание уделяется исследованию кризиса современной техногенной цивилизации и обусловленным этим кризисом цивилизационным и культурным проблемам; глобальным тенденциям в развитии знания – сменам научных картин мира, ценностных установок научной рациональности, динамике этноса науки, его связей с ценностями искусства, религии и пр.

В связи с этим задачами курса являются:

- формирование у слушателей теоретических знаний в области истории науки;

- формирование навыков выявления тенденций развития науки, умения наметить точки роста новой научности;

- показать, что философия есть свобода мысли, без которой не может быть человека в полном смысле слова.
^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ» Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки
Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Основные подходы к исследованию науки.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Неопозитивизм. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
^ Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
^ Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Основные теории возникновения науки (причины и условия).

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки: единство научного и философского познания, онтологических, гносеологических и аксиологических проблем. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук.
^ Тема 4. Наука как система знаний
Понятие знания. Логическая структура знания. Многообразие типов и видов знания. Обыденное знание и здравый смысл. Преднаучные, донаучные и вненаучные формы знания.

Объективность и социокультурная обусловленность научного знания. Атрибуты научности знания. Структура и уровни научного знания.

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.

Эмпирический уровень научного познания: эмпирические зависимости и эмпирические факты. Роль фактов в научном познании. Основные концепции факта. Проблемы теоретической обусловленности факта. Классификации фактов. Процедуры формирования фактов.

Теоретический уровень научного познания. Научная проблема как форма теоретического знания. Содержание, структура и функции научной проблемы.

Гипотеза как вероятностное знание. Роль гипотезы как особой формы постижения истины. Функциональные, логические и процессуальные черты гипотезы. Параметры и процедуры обоснования гипотезы.

Теория как высшая форма организации научного знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитие теории и ее структура: «ядро», «периферия», эмпирический базис. Развертывание теории как процесс решения задач. Процедуры обоснования теории (верификация, фальсификация, методологическая рефлексия оснований, критика оснований теорий – «конкурентов»). Функции теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принци­пов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.
^ Тема 5. Язык науки
Средства и основные функции научной коммуникации (информационная, интегративная, нормативно-регулятивная). Языковая структура научного общения. Тенденции формализации и символизации в современной науке. Соотношение естественных и искусственных языков, их познавательное значение. Понятие языка науки.

Основные этапы развития языка науки как системного образования. Средства формирования языка науки. Термин как единица языка науки. Специфические инварианты точности и правильности языка науки. Формализация с помощью математических средств. Место и роль различных элементов и субэлементов языка науки в структуре стиля научного мышления.

Системные аспекты структуры языка науки: категориально-понятийный аппарат, терминосистема, средства и правила формирования понятийного аппарата и терминов.

Типы научных языков. Язык научных дисциплин. Унификация языка науки. Роль общенаучных понятий в формировании общего языка науки. Категории философии как метаязык современного научного знания.

Функциональная модель языка науки. Диалектика дифференциально-когнитивных функций языка науки: номинативная, репрезентативная, сигнификативная, оценочная, эвристическая. Язык науки и проблема понимания (и взаимопонимания). Научный текст и его структура.
^ Тема 6. Логика и методология науки
Общелогические приемы научного исследования: анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, экстраполяция.

Научная методология науки. Методологические и логические функции диалектики в научном познании. Эвристические возможности синергетики.

Методы научного познания и их классификация. Научные методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.

Научные методы теоретического исследования: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод.

Взаимодействие методов.

Проблема истины в научном познании. Основные концепции истины (корреспонденции и когерентности). Абсолютное и относительное в истине, конкретность и всеобщность истины. Истина и заблуждение. Истина как форма деятельности социального субъекта. Прагматистская концепция истины. Проблема критерия истины. Истина и практика.
^ Тема 7. Научные традиции и научные революции.
Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития.

Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассичес­кая, постнеклассическая наука.
^ Тема 8. Особенности современного этапа развития науки.
Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеа­ла ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизиро­ванной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
^ Тема 9. Наука как социальный институт
Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной на­уки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое раз­витие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки (планирование и управление наукой).
^ Тема 10. Общетеоретические подходы
Философия как интегральная форма научных знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Социальная философия как непосредственная методология СГН. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисцип­лин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Зависимость СГН от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

Социально-гуманитарное познание как сфера междисциплинарного синтеза. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам). Методы социальных и гуманитарных наук. Вненаучное социальное знание. Отличие гуманитарных наук от вненаучного знания. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.

СГН как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм.
^ Тема 11. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторя­емость, уникальность, случайность, изменчивость. Социально-гуманитарное познание как исследование культурных традиций – «социальных и культурных эстафет». Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения матема­тики и компьютерного моделирования в СГН. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках. Текст как основа социально-гуманитарного познания. Проблема конструирования социальной реальности.
^ Тема 12. Субъект социально-гуманитарного познания
Социально-гуманитарное познание – самосознание человека и общества, единство объекта и субъектов познании. Индивидуальный субъект, включенность его сознания, системы ценностей и интересов в объект исследования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллективный субъект и его формы существования. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации и «предрассудков» (Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании.
^ Тема 13. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании
И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Национальные, идеологические и религиозные ценности в социально-гуманитарном познании. Оценочные суждения в науке и проблема «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. Роль ценностей в организации социально-гуманитарного познания. Истина и ценность.
^ Тема 14. Жизнь как категория наук об обществе и культуре
Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественно-научных методов, причинных схем. Познание и «переживание» жизни - основное содержание художественных произведений. История - одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г.Зиммель, О.Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).
^ Тема 15. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании
Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности «художественного хронотопа».
^ Тема 16. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы
Рождение знания в процессе взаимодействия «коммуницирующих индивидов». Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной при­роды познания. Моральная ответственность ученого за введение конвенций. Индоктринация - внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки.
^ Тема 17. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках
Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.
^ Тема 18. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках
Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение - функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика - наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного зна­ния. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям - общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.
^ Тема 19. «Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций
Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Изменения дисциплинарной структуры СГН, сложившейся в XIX в. Смена лидирующих дисциплин. Переопределение парадигм и тем, появление новых областей исследования. Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». Участие СГН и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Значение опережающих социальных исследований для решения соци­альных проблем и предотвращения социальных рисков.
^ Примерный перечень контрольных вопросов

  1. Предмет философии науки. Наука и философия как формы теоретического мышления и рационального понимания мира.

  2. Возникновение науки: проблема периодизации истории науки.

  3. Роль античности в становлении научного знания. Логос и истина.

  4. Научная культура Средневековья: социально-исторические предпосылки и специфические черты. Развитие логики в схоластике.

  5. Возникновение новоевропейской науки. Научная революция конца ХУI - начала ХУII веков.

  6. Коцептуально-методологические основания различения наук о природе и наук о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

  7. Особенности методологии социально-гуманитарных наук в концепциях М. Вебера, К. Поппера, Г. Гадамера, М. Фуко.

  8. Позитивизм как философия и методология науки. Критический анализ.

  9. Постпозитивистские модели развития науки и научного познания. (К. Попер, М. Вебер, Т. Кун, И. Лакатос, М. Полани, С. Тулмин, П. Фейерабенд, Дж. Холтон).

  10. Научные революции и типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постклассическая наука.

  11. Основные концепции современной философии науки

  12. Философия как мировоззренческая и методологическая основа науки.

  13. Философия науки: предмет, метод, функции, структура

  14. Основания науки. Роль философских принципов в обосновании научного знания.

  15. Наука как система знаний. Типология научного знания.

  16. Научное и вненаучное знание. Наука и эзотеризм.

  17. Критерии научности знания. Идеал научности.

  18. Понятие научного закона, его основные типы и виды.

  19. Гипотеза как форма развития научного знания. Типы и виды гипотез, методы их обоснования и проверки.

  20. Понятие научного факта. Структура и типология научных фактов.

  21. Проблема, вопрос и задача как формы систематизации научного знания. Типология научных проблем.

  22. Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Основные функции теории.

  23. Язык науки, его особенности и генезис. Программа построения единого языка науки.

  24. Эмпирическая и теоретическая стадии в развитии науки, их связь.

  25. Методология научного познания и классификация методов науки.

  26. Необходимые приемы логического доказательства: определение и умозаключение, их разновидности.

  27. Анализ, синтез, классификация. Абстрактное и конкретное, модель и ее роль в науке, виды моделей.

  28. Сравнение и различение как методы научного познания. Обобщение и типизация. Компаративный анализ.

  29. Научное наблюдение и эксперимент. Их виды и значение для научного познания.

  30. Индукция и дедукция как методы научного познания. Индукция и вероятность.

  31. Идеализация как основной способ конструирования теоретических объектов.

  32. Математизация и формализация в научном познании.

  33. Виды и роль научных традиций и новаций. Роль интуиции в познании.

  34. Герменевтика как методология социально-гуманитарного познания.

  35. Субъект и объект в научном познании. Специфика субъекта и объекта социально-гуманитарного познания.

  36. Системность, структурность и функциональность как методологические принципы научного познания.

  37. Понятие научной парадигмы. История науки как смена парадигм.

  38. Мышление и язык. Роль языка и общения в становлении мышления в научном познании.

  39. Понятие стиля научного мышления. Принципы диалектического мышления, их роль в системе научной деятельности.

  40. Рациональное и иррациональное в развитии научного знания. Версии и аргументы иррационализма.

  41. Кризис европейского идеала рациональности и его причины в свете глобальных проблем современного мира.

  42. Нормы, идеалы, принципы научных исследований. Предметное, операциональное и ценностное знание в науке.

  43. Проблема преемственности в развитии научных теорий. Комулятивизм и парадигмализм.

  44. Соотношение истины и знания. Верификация и фальсификация как подходы к проверке результатов исследования на достоверность.

  45. Проблема истины в научном познании. Классическая и неклассические концепции истины.

  46. Понятия пространства и времени, их методологическое значение для новоевропейской науки. Ньютоновское и эйнштейновское представление о пространственно-временном континууме.

  47. Фундаментальные и прикладные науки. Их соотношение и роль в познании. Практическая ориентация современных наук.

  48. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания.

  49. Зарождение и развитие синергетики. Возможность методологического применения синергетики в естественных и гуманитарных науках.

  50. Наука как социокультурный феномен. Механизмы взаимодействия науки и культуры.

  51. Наука как особый социальный институт.

  52. Взаимосвязь науки, образования и производства.

  53. Наука и ценности: сциентизм и антисциентизм в оценке роли науки в развитии общества.

  54. Наука и гуманистические идеалы общества. Этика науки и ответственность ученого.

  55. Этос науки: моральные императивы функционирования научного сообщества. Ученый и научное сообщество

  56. Личность ученого: становление и развитие. Проблема индивидуальности ученого.

  57. Школы в науке, их роль в организации и динамике научного знания. Невидимый колледж.

  58. Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании и развитии наук.

  59. Информационная революция, ее влияние на развитие общества.

  60. Социально-психологические основания научной деятельности.

  61. Наука и искусство.

  62. Наука и политика.

  63. Социально-гуманитарные перспективы современной научно-технической революции.

  64. Наука и глобальные проблемы современного человечества.

  65. Постмодернизм как состояние культуры и условия современного научного познания.

  66. Научная картина мира, ее структура и функции в научном исследовании.

  67. Социально-гуманитарное познание и его специфика. Проблемы методологии социально-гуманитарных наук.
ЛИТЕРАТУРА ^ Основная литература по курсу

  1. Никифоров A.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

  2. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

  3. Социальное знание и социальные изменения / Отв. ред. В.Г. Федотова. М., 2001.

  4. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М. 2004.

  5. Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004
^ Дополнительная литература по курсу

  1. Принципы историографии естествознания. XX век / Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001.

  2. Cтепин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

  3. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч.: В 7 т., Т. 5. М., 1996.

  4. Бек У. Общество риска. М., 2000.

  5. Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по со­циологии знания. М., 1995.

  6. Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение ми­рового сообщества // Социология на пороге XXI в. Новые направления исследова­ния. М., 1998.

  7. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  8. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической на­уке // Избр. произведения. М. 1990.

  9. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление, М., 1978.

  10. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

  11. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

  12. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

  13. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.

  14. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической пробле­матики. М., 2003.

  15. Дробницкий О.Г. Моральная философия / Сост. Р.Г. Апресян. М., 2002.

  16. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

  17. Ивин АА. Социальная философия. М., 2003.

  18. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

  19. Кемн А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

  20. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских кон­цепций на развитие научных теорий. М., 1985.

  21. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

  22. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект пробле­мы. М., 1989.

  23. Культура: теории и проблемы. М., 1995.

  24. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

  25. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

  26. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

  27. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. М., 1990.

  28. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

  29. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

  30. Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания - Мировоззре­ние - Историзм. М., 1998.

  31. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

  32. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

  33. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

  34. Наука в культуре. М., 1998.

  35. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  36. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

  37. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

  38. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

  39. Розов Н.С. Философия и теория истории. М., 2002.

  40. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.

  41. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М., 1996.

  42. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1999.

  43. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

  44. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

  45. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1991.

  46. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

  47. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  48. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

  49. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

  50. N 1. - С.123-127.


programma-elektivnogo-kursa-po-himii-mir-okislitelno-vosstanovitelnih-reakcij.html
programma-elektivnogo-kursa-po-informatike-dlya-uchashihsya-9-klassa-yazik-programmirovaniya-pascal.html
programma-elektivnogo-kursa-po-informatike-reshenie-matematicheskih-zadach-sredstvami-programmi-excel-dlya-profilnogo-obucheniya-v-11-klassah.html
programma-elektivnogo-kursa-po-istorii-na-temu-velikie-polkovodci-drevnosti.html
programma-elektivnogo-kursa-po-matematike-irracionalnie-uravneniya-i-neravenstva.html
programma-elektivnogo-kursa-po-obshestvoznaniyu-programmu-sostavila-uchitel-obshestvoznaniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiticheskij-otchet-po-rezultatam-issledovaniya-associacii-menedzherov-i-rossijskogo-instituta-direktorov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iv-lakan-posledstviya-dlya-novoj-kritiki-vvedenie-v-semiologiyu.html
  • school.bystrickaya.ru/institut-audita-v-ukraine.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/praktikum-po-orfografii-i-punktuacii-vvedenie-v-yazikoznanie.html
  • urok.bystrickaya.ru/priklyuchenie-tajna-i-lyubovnaya-istoriya-formulnie-povestvovaniya-kak-iskusstvo-i-populyarnaya-kultura-stranica-4.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-po-teorii-prava-teoriya-gosudarstva-i-prava-v-voprosah-i-otvetah.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ekonomika-sssr-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ocenka-finansovogo-polozheniya-i-perspektiv-razvitiya-predpriyatiya-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/otdelenie-obrazovaniya-i-kulturi-e-a-aksenova-innovacionnie-podhodi-k-podgotovke-shkolnoj-molodezhi-k-miru.html
  • student.bystrickaya.ru/39-gruppa-komand-opredeleniya-programmnij-kompleks-formirovaniya-topograficheskih-planov-v-vide-cifrovih-modelej.html
  • books.bystrickaya.ru/devibhagavata-purana-stranica-17.html
  • essay.bystrickaya.ru/eksperimentalnij-uchebno-metodicheskij-komplekt-pravoslavnaya-kultura-stranica-2.html
  • student.bystrickaya.ru/010-000-000-000-obshie-voprosi-oboroni-stranica-8.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-2004-god.html
  • education.bystrickaya.ru/212-osobennosti-stroitelstva-i-ekspluatacii-skvazhin-pravila-bezopasnosti-v-neftyanoj-i-gazovoj-promishlennosti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/ramkah-xi-mezhvuzovskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-molodih-uchenih-i-studentov-aktualnie-problemi-socialno-ekonomicheskih-nauk.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-novoj-literaturi-postupivshej-v-fond-nauchnoj-biblioteki-chgpu-2011-god-stranica-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izbiratelnoe-pravo.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-gostinichnie-uslugi.html
  • grade.bystrickaya.ru/obyazatelstva-finansovoj-otchetnosti-i-otchet-nezavisimogo-auditora-31-dekabrya-2009-goda.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6-nablyudateli-tom-klensi-lerri-bond.html
  • writing.bystrickaya.ru/audit-osnovnih-sredstv-na-primere-ooo-ladoga.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rossijskij-rinok-reklami.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-nominacii-uchitel-goda-moskvi-2012-moskovskogo-gorodskogo-professionalnogo-konkursa-pedagogicheskogo-masterstva-i-obshestvennogo-priznaniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/uchitel-dobrij-den-dorogie-rebyata-dobrij-den-uvazhaemie-gosti-vi-znaete-chto-sejchas-v-shkole-prohodit-predmetnaya-nedelya-pod-nazvaniem-ya-patriot.html
  • write.bystrickaya.ru/estestvnauki-v-celom-sistema-oboznachdlya-slepih-po-tochnnaukam-bbk-20-byulleten-novih-postuplenij-za-iyun-2007-goda.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-v-otnoshenie-pravoslavnoj-cerkvi-k-drugim-konfessiyam-i-k-gosudarstvu-pravila-svyatih-otcov-donikejskoj-epohi-.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uskorennaya-modernizaciya-vedomosti-evgeniya-pismennaya-filipp-sterkin-vedomosti-15092008-173-str-a3.html
  • predmet.bystrickaya.ru/regioni-budut-sami-ohranyat-pamyatniki-federalnogo-znacheniya-ministr-kulturi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/komkon--biznes-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-18-fevralya-2010-god.html
  • uchit.bystrickaya.ru/transportna-cistema-ukrani.html
  • school.bystrickaya.ru/33-ocenka-rinochnoj-stoimosti-obektovipoteki-diplomnaya-rabota-studentki-pyatogo-kursa-dnevnogo-otdeleniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/programma-programma-specilnoj-korrrekcionnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-ruchnoj-trud-dlya-detej-s-umerennoj-umstvennoj.html
  • education.bystrickaya.ru/3--4-programma-kursa-iskusstvo-sceni-1-3-klassi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razrabativat-biznes-plan-sozdaniya-novogo-biznesa-zadachi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.