.RU

Программа курса «Современные отраслевые рынки» для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра


Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


Государственный Университет – Высшая школа экономики


Факультет менеджмента


Программа курса

«Современные отраслевые рынки »

для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра


Автор: к.э.н. Соколова Яна Юрьевна



Рекомендовано секцией УМС

«Экономическая теория»

Председатель: проф. Ананьин О. И.

12 февраля 2008 года

Одобрено на заседании кафедры

Экономического анализа организаций и рынков

Зав. кафедрой проф. Нуреев Р. М.

30 августа 2007 г.

Утверждено Ученым советом

факультета менеджмента

Ученый секретарь Беляева О.М.


24 июня 2008 года







Москва

Аннотация
Курс дисциплины «Современные отраслевые рынки» опирается на базовые курсы экономической теории вводного и промежуточного уровня. Особое внимание в курсе уделено актуальным проблемам становления отраслевых рынков в России. Курс запланирован как подготовка к изучению теории отраслевых рынков и опирается, в основном, на периодические публикации ведущих экономических журналов. В силу устаревания журнальных публикаций, а так же быстрых изменений, происходящих в настоящее время в отечественной экономике, предлагаемая литература по отраслевым рынкам нуждается в постоянном мониторинге и обновлении. И эта деятельность (поиск свежих источников информации) рекомендуется так же студентам в качестве самостоятельной работы.

Основная часть курса посвящена изучению отраслевых рынков российской экономики, что требует анализа таких аспектов как: емкость отраслевого рынка, состав основных игроков рынка и их возможные стратегии, условия конкуренции и условия спроса, темпы роста рынка и прогнозы долгосрочного развития. Важным элементом является анализ положения в целом на потребительских рынках и выявление возможных точек роста российской экономики.

Курс в значительной степени является авторским - ряд лекций по различным секторам экономики может быть прочитан топ-менеджерами ряда ведущих предприятий «тяжелого контура».

Программой дисциплины предусмотрены семинары, в ходе которых предполагается обсудить сценарии долгосрочного развития как российской экономики в целом, так и отдельных ее отраслей, а так же таких ее направлений, которые не являются отраслями в традиционном экономическом понимании этого слова, но демонстрируют высокие темпы роста и отражают переход экономики на новый постиндустриальный уровень Примерами могут служить сферы: Интернет-услуг, информационных технологий, мобильной связи. На семинарах также будут заслушиваться и обсуждаться доклады и аналитические обзоры студентов. Самостоятельная работа студентов заключается в освоении теоретического и эмпирического материала, написании аналитических рефератов.

^ Требования к студентам ^ Учебная задача дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:

Научиться анализировать периодическую литературу, на основе анализа временных рядов и общих тенденций в экономике строить долгосрочные прогнозы по нескольким возможным сценариям развития ситуации.

Иметь представление об основных взглядах на современные макроэкономические проблемы России и путях их решения,

Уметь комплексно применять инструментарий экономической теории для анализа социально-экономических проблем страны,

Обладать навыками самостоятельной исследовательской и аналитической работы.


^ Формы контроля

Учебным планом предусмотрено написание 1 письменной работы (реферат, 12-15стр машинописного текста) по итогам курса. Итоговая оценка складывается из следующих составляющих: проверка знаний на занятиях (как студентом был усвоен предыдущий материал -с весом 0,5 балла; домашнее задание с весом 0,2,итоговый тест с весом -0.3.Итоговая оценка- накопительная- проставляется непосредственно на зачете по 10-бальной системе. Для получения итоговой оценки наличие у студента теста и реферата – строго обязательно.

Тематический план учебной дисциплины

№ п/п


Наименование

разделов

и тем

Всего часов

Аудиторные часы

^ Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские занятия

1.

Теория длинных волн Кондратьева применительно к экономикам Западной Европы, США и российской экономике послевоенного периода. Неизбежность социально-экономических преобразований эпохи Горбачева Этапы развития постсоветской экономики

14

6




8

2.

Метод кластерного анализа М. Портера применительно к отраслям российской экономики.

14

6




8

3.

Формирование среднего класса в России. Российский средний класс как основной потребитель товаров и услуг.

12

4




8

4.

Рынок трудовых ресурсов в современной России, понятие Head Hunter, функции, цели

12

4




8

5

Мобильная связь и телекоммуникации. Рынок информационных технологий

12

4




8

6.

Рынок ресторанов и рекреации. Текущая ситуация

12

4




8

7.

Рынок туристических услуг. Внешний и внутренний туризм

8

2




6

8.

Рынок косметики и бытовой химии.


8

2




6

9.

Пищевая промышленность

8

2




6

10

Розничный бизнес. Ресторанные сети

8

2




6




Итого

108

36

-

72



Содержание программы

Тема 1. Теория длинных волн Кондратьева применительно к экономикам Западной Европы, США и российской экономике послевоенного периода. Неизбежность социально-экономических преобразований эпохи Горбачева.

Тема 2. Метод кластерного анализа М. Портера применительно к отраслям российской экономики.

Тема 3.Формирование среднего класса в России. Российский средний класс как основной потребитель товаров и услуг.

Т Гурова «Дума для среднего класса»Эксперт № 24(378) 30июня 2003

«Объект и методика исследования» Эксперт№7(408) 23февраля 2004

Тема 4..Рынок трудовых ресурсов в современной России, понятие Head Hunter, функции, цели.

Тема 5. Мобильная связь и телекоммуникации. Рынок информационных технологий.

Тема 6.Рынок ресторанов и рекреации. Текущая ситуация.

Эксперт № 37(390) от 6.10.2003 В Краснова «Когда в ресторане много свободных столиков».

Эксперт Урал № 42 (212) от 7.11.2005 В.Морозова «Вслед за модой»

Эксперт Урал №42 (212) от 7.11.2005 В. Морозова «Клубника из Южной Америки»

Эксперт Северо-Запад № 47(156) 15.12.2003 С.Блок «Накануне».

Эксперт Сибирь № 44(140) от27ю11.206 Е.Носкова «Новый двигатель торговли».

Эксперт № 37(572» от 27.08.2007 А.Кокшаров «Дожди помогли Интернет-торговле».

Эксперт № 12 (506) от 27.03. 2006 В.Сычев «Google займется торговлей»

Тема 7.Рынок туристических услуг. Внешний и внутренний туризм.

Тема 8.Рынок косметики и бытовой химии.

http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/23/news_naturalnaya_kosmetika_vmesto_lekarstv/


Тема 9..Пищевая промышленность.

Экономический журнал ВШЭ .Том 11,№ 3//Овчинников Ю.В. Радаев В.В. Формирование сруктуры продовольственных рынков в России в процессе ее интеграции в мировое хозяйство

Тема10. Розничный бизнес. Ресторанные сети.

.Эксперт № 37(390) от 6.10.2003 В Краснова «Когда в ресторане много свободных столиков».

Эксперт Урал № 42 (212) от 7.11.2005 В.Морозова «Вслед за модой»

Эксперт Урал №42 (212) от 7.11.2005 В. Морозова «Клубника из Южной Америки»

Эксперт Северо-Запад № 47(156) 15.12.2003 С.Блок «Накануне».

Эксперт Сибирь № 44(140) от27ю11.206 Е.Носкова «Новый двигатель торговли».

Эксперт № 37(572» от 27.08.2007 А.Кокшаров «Дожди помогли Интернет-торговле».

Эксперт № 12 (506) от 27.03. 2006 В.Сычев «Google займется торговлей»

Тематика письменных работ


  1. Структурные сдвиги в российской экономике (по 200 крупнейшим предприятиям России)

  2. Методы государственного регулирования структурных сдвигов.

  3. Исследование динамики денежной массы. Основные факторы, определяющие поведение показателя М2.

  4. Исследование динамики промышленного производства. Основные факторы, определяющие развитие

  5. Влияние конъюнктуры внешних рынков на промышленное производство в России в период 1995-2007гг.

  6. Прикладной анализ российского рынка потребительских товаров (предусматриваются работы по различным рынкам).

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Какие сектора экономики росли параллельно в СССР и в других странах-победительницах П Мировой Войны в период с 46-по 70 гг., чем это можно объяснить

  2. Первый, Второй нефтяной шоки, разнонаправленность векторов экономического развития у СССР и Западных стран. Чем можно объяснить

  3. Определение, численность российского среднего класса.

  4. Каковы темпы роста и сценарии развития рынка образования

  5. Какие по продолжительности сберегательные циклы могут быть выделены, с чем это связано.

  6. Основные тенденции на рынке туризма и рекреации.

  7. Въездной, выездной, внутренний туризм.

  8. Мировые центры туризма, секреты успеха.

  9. Основные игроки в ресторанном бизнесе. Ресторанные сети. Секреты успеха Новикова, Делосса.



Автор программы:

к.э.н., доцент Соколова Я.Ю.________________________________

primernie-programmi-uchebnih-predmetov-v-7-9-h-klassah-russkij-yazik-stranica-35.html
primernie-programminachalnogo-obshego-obrazovaniya-tehnologiya-trud-poyasnitelnaya-zapiska-status-dokumenta-stranica-2.html
primernie-sroki-prohozhdeniya-gosudarstvennoj-akkreditacii-mesyac-kalendarnij-god-stranica-5.html
primernie-temi-diplomnih-rabot-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-yuridicheskogo-fakulteta-g-nizhnij-novgorod.html
primernie-temi-esse-po-etike-programma-disciplini-etika-dlya-napravleniya-030100-62-filosofiya-podgotovki-bakalavra.html
primernie-temi-prakticheskih-rabot-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-sdm-02-programmirovanie-podgotovki.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predmet-zadachi-i-terminologicheskij-apparat-kursa-stranica-3.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-dlya-specialnostej-190701-organizaciya-perevozok-i-upravlenie-na-transporte-vodnom.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iz-zala-po-proektu-predsedatelstvuyushij-predsedatelstvuet-predsedatel-gosudarstvennogo-sobraniya-il-tumen.html
  • lecture.bystrickaya.ru/attestacionij-list-prepodavatelya-plan-samostoyatelnoj-raboti-studentov-tehnicheskih-specialnostej-bakalavriata.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nizhnevartovsk-votchetnij-period-bil-razrabotan-i-realizovan-kompleks-meropriyatij-napravlennih-na-podderzhanie-tesnogo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-lxiv-zhizn-devida-kopperfilda-rasskazannaya-im-samim-glavi-xxx-lxiv.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-provedeniyu-proizvodstvennoj-praktiki-po-ortopedicheskoj-stomatologii-studentov-stomatologicheskogo-fakulteta-v-kachestve-pomoshnika-vracha-stomatologa-ortopeda.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialnoe-gosudarstvo-evolyuciya-teorii-i-praktika.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/runi-sevevropa-graficheskie-simvoli-imeyushie-shirokij-diapazon-primeneniya-v-drevnosti-ot-shifrovannogo-pisma-do-mantiki-runa.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rejting-ambicij-sobranie-privetstvie.html
  • grade.bystrickaya.ru/obsheobrazovatelnaya-programma-obrazovaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta-madou-centr-razvitiya-rebenka-solnishko.html
  • tasks.bystrickaya.ru/28-fevralya-2006-g-n-33-ob-utverzhdenii-instrukcii-o-poryadke-realizacii-vzimaniya-podohodnogo-naloga-s-fizicheskih-lic-i-formah-nalogovogo-ucheta-stranica-16.html
  • literature.bystrickaya.ru/delovom-ponedelnike.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-tvorchestvo-kak-faktor-vsestoronnego-razvitiya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-znakomstvo-s-ponyatiyami-stilej-klassicizm-isentimentalizm-v-russkoj-zhivopisi-obogashenie-duhovnogo-mira-uchashihsya-cherez-proizvedeniya-iskusstva.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii-primernaya-tematika-kursovih-rabot-metodicheskie-ukazaniya-po-podgotovke-kursovih-rabot-po-kursu-buhgalterskij.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-yurij-andreevich-andreev-tri-kita-zdorovya-predislovie-k-14-mu-oficialnomu-izdaniyu.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-vii-pismennie-raboti-i-metodicheskie-ukazaniya-studentam-po-ih-napisaniyu.html
  • holiday.bystrickaya.ru/naznachenie-nakazaniya-prikaz-sd-117-ob-utverzhdenii-obrazcov-pechatej-blankov-i-vivesok-federalnih-sudov-obshej.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/46-strategiya-finansovogo-ozdorovleniya-diplomirovannij-specialist-5-let-obucheniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-obsheobrazovatelnaya-shkola-xxi-veka-pod-red-n-f-vinogradovoj-m-izdatelskij-centr-ventana-graf-2004g-1-klass.html
  • books.bystrickaya.ru/drevnyaya-skandinavskaya-mifologiya-runi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/19-polozhenie-polozheni-e-o-premirovanii-rabotnikov-oao-pavlogradugol.html
  • tasks.bystrickaya.ru/10-3-alternativi-kladizmu-i-filogeniyam-voobshe-yu-v-chajkovskij-nauka-o-razvitii-zhizni.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-po-praktike-v-firmennom-salone-oboi-erismann.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/viktor-petrovich-astafev-integral.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strelbu-zakonchili-strelbu-zakonchili-20.html
  • essay.bystrickaya.ru/elektronnie-komponenti-v-sbore-diplomnoe-proektirovanie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-vliyanie-ekologicheskih-faktorov-na-soderzhanie-tm-i-cs-137-v-predstavitelyah-mikobioti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravitelstvo-sankt-peterburga-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-16-717-9-maya-2011-g.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-14-svezhie-novosti-literaturno-hudozhestvennoe-proizvedenie-prival-v-lesu-glava-dom-milij-dom.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-051800-zhivopis-kvalifikaciya-01-hudozhnik-zhivopisec-stankovaya-zhivopis.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-vnutrennego-rasporyadka-v-gosudarstvennom-obrazovatelnom-uchrezhdenii-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-severo-osetinskogo-gosudarstvennogo-universiteta-imeni-kosta-levanovicha-hetagurova-i.html
  • student.bystrickaya.ru/3-amortiziruemoe-imushestvo-v-n-yashin-predsedatel-soveta-direktorov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vidi-yasnogo-sveta-i-nakonec-eti-raboti-yavlyayutsya-neobhodimim-rukovodstvom-pri-posvyashenii-v-praktiki-buddijskih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.