.RU

Программа курса «Математические методы социологических исследований»








Пояснительная записка

Программа курса «Математические методы социологических исследований» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного бакалавра по циклу специальных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030200.62 «Политология».

Дисциплина направлена на формирование у студентов базовых знаний методологии и методов социологического исследования, умения планировать исследование и обоснованно применять методы количественного анализа социологических данных.

Для освоения дисциплины «Математические методы социологических исследований» студентам необходимы знания по высшей математике в объеме школьного курса, а также знания, полученные в рамках курса «Социология».

Знания, полученные в курсе «Математические методы социологических исследований», способствуют успешному усвоению курса «Технологии научной деятельности и математические методы в политологии», а также эти знания необходимы для самостоятельного проведения учебных и квалификационных работа, содержащих эмпирическое исследование.

^ Цель курса: формирование у студентов базовых знаний методологии и методов социологического исследования, умения планировать исследование и обоснованно применять методы количественного анализа социологических данных.

Задачи дисциплины – сформировать у студентов:

  1. понимание специфики теоретико-прикладного и прикладного социологического исследования;

  2. навыки создания программы социологического исследования;

  3. понимание основных принципов измерения в социологии, особенностей разных уровней измерений и различия аналитических инструментов, применимых для данных, измеренных с помощью разных типов шкал;

  4. навыки построения разных типов шкал для измерения признаков в социологическом исследовании;

  5. понимание особенностей выборочного исследования и анализа результатов такого исследования;

  6. навыки работы с электронными таблицами для обработки и анализа социологической информации: создания формы ввода данных, контроля качества данных, построения сводных таблиц и индексов.

  7. навыки чтения и построения таблиц простых и двумерных распределений;

  8. умение строить с помощью компьютерной программы и интерпретировать результаты применения следующих статистических методов:

    1. описательные статистики;

    2. тест сравнения средних;

    3. одномерные распределения;

    4. двумерные распределения с проверкой гипотезы об отсутствии независимости между переменными с помощью критерия хи-квадрат;

    5. корреляционный анализ;

    6. методы линейной и множественной регрессии;

    7. методы многомерного статистического анализа: факторный и кластерный анализ.

Курс имеет практически-ориентированный характер, и направлен в значительной степени на выработку навыков и приемов работы, и в меньшей степени – на освоение теоретического материала, однако предусматривает освоение теоретических разделов, необходимых для понимания логики эмпирического исследования в социологии и выбора методов анализа данных.

Курс включает лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу студентов. На лекциях рассматриваются методологический фундамент тех процедур, которые выполняются социологом-исследователем в процессе эмпирического исследования. На практических занятиях происходит отработка навыков анализа данных.

По дисциплине предусматривается одно домашнее задание и проведение одной контрольной работы.

^ Самостоятельная работа студента включает: выполнение заданий, аналогичных заданиям, разобранным в аудитории; работа с учебной литературой; использование справочной информации к компьютерным программам и информации о пользовании программами в сети Интернет; выполнение контрольной работы; выполнение итогового задания.

^ Виды контроля: текущий контроль – работа на практических занятиях, выполнение заданий в аудитории, выполнение домашнего задания; итоговый контроль – выполнение контрольной работы.

^ Методика формирования результирующей оценки:

посещение занятий – 10%,
выполнение домашнего задания – 35%,
выполнение контрольной работы – 35%,
выполнение итогового задания – 20%.

Все виды деятельности студентов оцениваются по десятибалльной шкале. При этом учитывается правильность выполнения работы и полнота соблюдения требований к работе.

К зачету допускаются студенты, сдавшие домашнее задание и контрольную работу. Зачет представляет собой собеседование по домашнему заданию и контрольной работе.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за правильное выполнение 50 – 65% заданий; «хорошо» – до 85%; «отлично» – более 85% заданий. «Зачет» получают студенты, получившие оценку не ниже «удовлетворительно».


Содержание программы


Тема 1. Структура социологической науки. Фундаментальная и прикладная наука, теоретическая и эмпирическая наука.

Предмет, цели и задачи, структура курса, отчетность по курсу.

Социология как наука. Методы социологии: теоретические и эмпирические, общенаучные и специфические. Структура социологической науки по Р. Мертону. Место эмпирических исследований в структуре науки.

^ Тема 2. Специфика и структура теоретико-прикладного и прикладного исследования. Программа теоретико-прикладного и прикладного исследования.


Специфические цели и результаты теоретико-прикладного и прикладного исследования. Роль данных каждого типа исследований в социальном управлении.

Специфика организации теоретико-прикладного и прикладного исследования. Взаимоотношения с заказчиком прикладного исследования.

Программа теоретико-прикладного и прикладного исследования: сравнение структуры, специфика элементов.

^ Тема 3. Измерения в социологии. Типы шкал. Измерение сложного признака.

Уровни измерений, типы шкал. Возможности измерений для шкал каждого типа.

Тема 4. Проблема валидности данных социологического исследования и инструмента измерения.

Понятие о валидности измерений. Типы валидности.

^ Тема 5. Сущность выборочного метода. Типы выборки. Проблема определения статистической значимости результата.

Понятие генеральной и выборочной совокупности. Типы выборки. Строго случайная и не строго случайная выборка. Ошибки выборки.

Вероятностный характер социологических данных. Вероятность в социологическом исследовании.

Вычисление весов наблюдений. Операция перевзвешивания.

^ Тема 6. Социологические данные. Виды данных и методы их анализа. Типы гипотез, которые можно проверить с помощью методов статистического анализа.

Эксперимент как метод получения научного знания. Роль гипотез в исследовании. Зависимые и независимые переменные.

Сравнительная таблица методов статистического анализа социологических данных: возможности и ограничения методов анализа.

^ Тема 7. Методы описательной статистики. Средние. Сравнение выборок.

Получение статистических характеристик: процентилей, показателей разброса, показателей центральной тенденции, показатели распределения. Графики для простых распределений. Оценка нормальности распределения.

Социологические задачи, требующие сравнения средних. Сравнение средних для двух независимых выборок. Интерпретация полученных результатов.

^ Тема 8. Одномерные распределения. Группировка, ее подчиненность задачам анализа. Возможности изменения степени дробности шкалы при анализе данных.

Построение одномерных распределений и их интерпретация.

Преобразование данных и задачи, которые оно решает. Вычисление новой переменной. Перекодирование значений переменных. Выбор для анализа определенных значений переменной.

^ Тема 9. Двумерные распределения. Задача поиска связи между переменными. Хи-квадрат.

Построение и интерпретация перекрестных таблиц. Определение независимой и зависимой переменных. Правила процентирования. Выведение ожидаемых значений и остатков.

Построение трехмерных таблиц.

Статистические критерии для таблиц сопряженности. Вычисление критерия хи-квадрат, интерпретация полученных показателей. Другие показатели связи признаков.

^ Тема 10. Корреляционный анализ. Спектр задач, которые решает корреляционный анализ.

Коэффициент корреляции Пирсона. Коэффициенты ранговой корреляции.

^ Тема 11. Регрессионный анализ. Парная и множественная регрессия.

Назначение регрессионного анализа в социологическом исследовании. Вычисление линейной регрессии и интерпретация полученных результатов. Оценка качества модели линейной регрессии. Коэффициент детерминации. Построение графика регрессионной прямой.

Специфика использования регрессионного анализа в выборочных исследованиях.

Ограничения использования модели регрессии.

^ Тема 12. Методы многомерного статистического анализа. Факторный анализ. Кластерный анализ.

Назначение многомерного анализа в социологическом исследовании: задача поиска латентных переменных и групп.

Применение факторного и кластерного анализа и интерпретация полученных результатов.


ЛИТЕРАТУРА


Базовый учебник

  1. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. Издательский дом ГУ-ВШЭ. 2006.



Основная литература

  1. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М.: Весь Мир, 1997. 544 с.

  2. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.

  3. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. Издательский дом ГУ-ВШЭ. 2006.

  4. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации, анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. DiaSoft, 2002.

  5. Пациорковский В. В., Пациорковская В. В. SPSS для социологов. Учебное пособие. ИСЭПН РАН. 2005. 434 стр.



Дополнительная литература

  1. Макарова Н.В., Трофимец В.Я. Статистика в Excel: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.

  2. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Учебное пособие. М.: КДУ, 2007. 288 с.

  3. Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. М.: Финансы и статистика, 1982. 294 с.

  4. Хили. Дж. Статистика. Социологические и маркетинговые исследования. СПб: Питер, 2005. 638 с.

  5. Аптон Г. Анализ таблиц сопряженности. М.: Финансы и статистика. 1982.

  6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. М.: Университет, 2002. 295 с.

  7. Miller R.L. SPSS for Social Scientists. 2002.

  8. Rachad Antonius. Interpreting Quantitative Data with SPSS. 2003.



Тематический план



^ Наименование темы

Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Семинары

1

Тема 1. Структура социологической науки. Фундаментальная и прикладная наука, теоретическая и эмпирическая наука.

9

4

2

2

5

2

Тема 2. Специфика и структура теоретико-прикладного и прикладного исследования. Программа теоретико-прикладного и прикладного исследования.

9

4

2

2

5

3

Тема 3. Измерения в социологии. Типы шкал. Измерение сложного признака.

9

4

2

2

5

4

Тема 4. Проблема валидности данных социологического исследования и инструмента измерения.

9

4

2

2

5

5

Тема 5. Сущность выборочного метода. Типы выборки. Проблема определения статистической значимости результата.

9

4

2

2

5

6

Тема 6. Социологические данные. Виды данных и методы их анализа. Типы гипотез, которые можно проверить с помощью методов статистического анализа.

9

4

2

2

5

7

Тема 7. Методы описательной статистики. Средние. Сравнение выборок.

9

4

2

2

5

8

Тема 8. Одномерные распределения. Группировка, ее подчиненность задачам анализа. Возможности изменения степени дробности шкалы при анализе данных.

9

4

2

2

5

9

Тема 9. Двумерные распределения. Задача поиска связи между переменными. Хи-квадрат.

9

4

2

2

5

10

Тема 10. Корреляционный анализ. Спектр задач, которые решает корреляционный анализ.

9

4

2

2

5

11

Тема 11. Регрессионный анализ. Парная и множественная регрессия.

9

4

2

2

5

12

Тема 12. Методы многомерного статистического анализа. Факторный анализ. Кластерный анализ.

9

4

2

2

5



Всего
108

48

24

24

60



Заданиe для домашнего задания

Для разработки программы и проведения исследования необходимо образовать рабочие группы из двух человек (возможна одна группа из трех человек, допустимо проводить исследование одному человеку). По умолчанию предполагается, что оба участника исследования вносят равный вклад в работу, поэтому получают одинаковые оценки. Если вклад неравен, об этом необходимо будет заявить на зачете, а лучше заранее, и представить информацию о вкладе каждого участника.

Нужно разработать программу социологического исследования на одну из следующих тем:

  1. Политическая активность жителей Санкт-Петербурга

  2. Политические установки жителей Санкт-Петербурга

  3. Протестный потенциал молодежи Санкт-Петербурга

  4. Политические ценности жителей Санкт-Петербурга

  5. Этнические стереотипы в сознании жителей Санкт-Петербурга

  6. Отношение жителей Санкт-Петербурга к президенту России

  7. Образ мигранта в сознании жителей Санкт-Петербурга

  8. Образ власти в сознании жителей Санкт-Петербурга

  9. Восприятие различных форм гражданской активности жителями Санкт-Петербурга

  10. Опыт обращения в суды жителей Санкт-Петербурга и их отношение к судебным органам

  11. Политическая история России в сознании жителей Санкт-Петербурга

  12. Использование электронных технологий в избирательной процедуре: информированность, готовность и отношение петербуржцев

  13. Практики получения жителями Санкт-Петербурга информации о политике

  14. Информированность и отношение жителей Санкт-Петербурга к деятельности органов муниципальной власти

  15. Гендерная дискриминация глазами женщин Санкт-Петербурга

  16. Отношение жителей Санкт-Петербурга к сексуальным меньшинствам

  17. Экологические установки и практики жителей Санкт-Петербурга

Темы работ можно корректировать, также можно сужать объект исследования. Но любые изменения необходимо согласовать с преподавателем. Предварительный выбор необходимо сделать до 6.10.2010. Прошу к занятию 6.10.2010 подготовить список, где будет указано для каждой темы, кто из студентов будет ею заниматься. Для этого необходимо обсудить в группе, кто какую тему хочет взять, чтобы не было дублирования.


Программа исследования включает следующие элементы:

Методологический раздел программы

  1. описание проблемной ситуации (объем – не менее 1500 знаков без пробелов, необходимо привлечь результаты уже проведенных научных исследований, результаты выборов, статистику, законодательство, заявления официальных лиц, мнения экспертов и другие весомые аргументы в пользу того, что описываемая ситуация является проблемной и требует исследования);

  2. объект;

  3. предмет;

  4. цель;

  5. задачи (не менее пяти, среди них основные и дополнительные);

  6. гипотезы (не менее пяти, обязательно согласуются с задачами);

  7. интерпретация основных понятий исследования:

    1. теоретическая (определения)

    2. эмпирическая (какие признаки служат индикаторами данного понятия)

    3. операциональная (шкалы для измерения признаков)

Процедурный раздел:

  1. стратегия исследования;

  2. выборка исследования;

  3. инструмент исследования (анкета или бланк интервью)

Исходите из того, что вам нужно будет проводить реальный опрос реальных людей – не ставьте нереальных задач.

Примеры программ исследования прилагаются.

В анкете помимо содержательной обязательно должна быть социально-демографическая часть, а в ней, в свою очередь, не менее двух вопросов на измерение признаков, которые являются количественными (доход, возраст в годах, количество человек в домохозяйстве, продолжительность проживания в данном районе в годах, продолжительность просмотра телепередач в сутки в часах и т.д.). Также обязательно должны быть применены полностью упорядоченные шкалы (ординальные) и полностью неупорядоченные шкалы (номинальные).

Примеры анкет и бланков интервью прилагаются.

Основные учебники для выполнения этого задания:

При разработке программы исследования ОБЯЗАТЕЛЬНО предварительное прочтение и дальнейшее использование не менее 7 источников – научных книг и/или статей по вашей теме (или по теме, близкой к вашей). Среди источников обязательно должны быть такие, в которых содержится описание эмпирических исследований – они позволят вам понять, каким образом ваш или близкий предмет уже исследовался.

В качестве источников информации НЕ ДОПУСКАЮТСЯ статьи, существующие ТОЛЬКО в Интернете (то есть относительно которых вы не нашли информации, где и когда они были изданы на бумаге). Также НЕ ДОПУСКАЮТСЯ источники, относительно которых Вы не можете найти выходные данные. В конце программы исследования необходимо представить список источников с указанием выходных данных, а в случае, если вы воспользовались электронным ресурсом – ссылку на ресурсы.


Заданиe для контрольной работы


^ Исходные данные: два массива данных – 1) «Value orientations Kazakh and Russians.sav» и 2) «Мир_95.sav».

Для выполнения всех заданий переменные, которые участвуют в анализе, определяете вы сами.

^ Для каждого задания нужно сделать следующее:

Обязательные задания:

  1. Построить и проинтерпретировать перекрестную таблицу, с использованием хи-квадрата. В данном случае также необходимо проинтерпретировать данные, содержащиеся в перекрестной таблице, о распределении зависимой переменной в группах по значениям независимой переменной.

  2. Проверить связь между двумя порядковыми признаками с помощью коэффициента ранговой корреляции гамма.

  3. Проверить связь между двумя метрическими признаками с помощью коэффициента корреляции Пирсона.

  4. Построить модель парной линейной регрессии для двух метрических признаков.

  5. Построить модель множественной линейной регрессии для нескольких независимых и одного зависимого количественного признака.

Задание-бонус (выполнение обязательно для получения 10 баллов в качестве итоговой оценки за зачет; те, кто не настроен бороться за высшую оценку, могут его не выполнять):

  1. Осуществить факторный или кластерный анализ (на выбор) и проинтерпретировать его результаты.

Файл, в котором представляются результаты работы, должен быть в формате «Word», и быть назван вашей фамилией, например «Иванов.doc». Работа выполняется индивидуально.

primechanie-26-upravlenie-kapitalom-otchet-o-finansovom-polozhenii-za-31-dekabrya-2010-goda-7-otchet-o-pribilyah-i.html
primechanie-4-principi-uchetnoj-politiki-otchet-o-finansovom-polozhenii-za-31-dekabrya-2009g.html
primechanie-6-kniga-kagala.html
primechanie-8-zadolzhennost-bankov-otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-5-otchet-o-dvizhenii-denezhnih-sredstv-6.html
primechanie-avtora-8-dzhejson-i-peshera-tvoreniya-zlyuka-dzhessika-10-voprosi-malisha.html
primechanie-byulleten-34.html
  • exam.bystrickaya.ru/v-a-issledovanie-predstavlenij-o-tvorchestve-u-studentov-stranica-6.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-p-ya-chaadaev-knigi-prorokov-sostavlyayut-v-vethom-zavete-lish-okolo-chetverti-vsego-teksta-po-soderzhaniyu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ib-ardashkin-itarnij-nauchnij-fond-trudi-vserossijskogo-filosofskogo-seminara-molodih-uchenih-im-p-v-kopnina.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dolzhnostnaya-instrukciya-zamestitelya-direktora-po-kapitalnomu-stroitelstvu-00-00-0000.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-2-kursa-ip-sp-na-period-psihologo-pedagogicheskoj-praktiki.html
  • letter.bystrickaya.ru/oblast-primeneniya-polozhenie-ob-organizacii-raboti-po-ohrane-truda-v-otrasli-svyaz-o-sisteme-upravleniya-ohranoj.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vcp-122-zagranichnij-pasport-zadacha-obespechenie-dostojnogo-urovnya-vzaimodejstviya-s-zayavitelyami.html
  • student.bystrickaya.ru/11-chernie-diri-i-mladencivselennie16-kniga-predstavlyaet-soboj-sbornik-statej-vidayushegosya-fizika-sovremennosti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iz-drevnerusskoj-literaturi-stranica-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-discipline-diagnostika-i-tehnicheskoe-obsluzhivanie-lokomotivov-tema-diagnostika-kolesno-motornogo-bloka-lokomotivov.html
  • education.bystrickaya.ru/-50-elektrosvarshik-na-avtomaticheskih-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-kampanii-v-smi-mamedova-b-fomin-redaktor-n-krigina-verstka-d-kopejkin-novie-podhodi-i-tehnologii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/ma-sholohov-istoriya-russkoj-literaturi-xx-veka-20-90-e-godi.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-260303-tehnologiya-moloka-i-molochnih-produktov-stranica-14.html
  • writing.bystrickaya.ru/lyce-victor-hugo-activits-spcifiques-specifichni-dejnosti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predislovie-introduction-by-yehudi-menuhin.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-a-zheleznyakova-vnedrenie-v-subektah-rossijskoj-federacii-sposobov-oplati-medicinskoj-pomoshi-orientirovannih-na-rezultat-deyatelnosti-medicinskih-organizacij.html
  • letter.bystrickaya.ru/ministerstvo-zdravoohraneniya-sssr-posobie-po-proektirovaniyu-uchrezhdenij-zdravoohraneniya-k-snip-08-02-89-stranica-6.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/molochnaya-promishlennost-chast-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vnesok-u-rozvitok-teori-ta-praktiki-menedzhmentu-duglasa-makgregora.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplom-formirovanie-mirovozzreniya-dekabristov.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-mku-buzdyakskij-otdel-obrazovaniya-o-provedenii-municipalnogo-etapa-respublikanskogo-ochno-zaochnogo-kraevedcheskogo-konkursa-imeni-flyuri-ahmerovoj-zolotie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-konferenciya-storon-stokgolmskoj-konvencii.html
  • reading.bystrickaya.ru/konfiguraciya-seti-razvitie-nauki-i-uskorenie-tehnicheskogo-progressa-nevozmozhni-bez-sovershenstvovaniya-sredstv-svyazi.html
  • klass.bystrickaya.ru/4sotrudnichestvo-v-oblasti-transporta-i-svyazi-sodruzhestvo-nezavisimih-gosudarstv-ispolnitelnij-komitet-razvitie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-kachestvu-utverzhdayu.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vibori-v-kazahstane-nazvani-nedemokraticheskimi-dushanbe-16-yanvarya-pressatj.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instruktazh-rukovoditelya-turistskogo-pohoda-ekskursii-ekspedicii-municipalnoe-uchrezhdenie-upravlenie-obrazovaniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-literaturnomu-kraevedeniyu-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/47uprazhnenie-7-itogovij-slajd-ij-institut-pishevoj-promishlennosti-e-s-gromov-m-v-bakanov-i-a-pecherskih.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/modul-4-imya-chislitelnoe-uchebno-metodicheskij-kompleks-dpp-f-04-istoriya-russkogo-yazika.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-issledovanie-pervonachalnie-idei.html
  • college.bystrickaya.ru/4-dvizhenie-sredstv-finansirovaniya-dolgosrochnih-investicij-i-finansovih-vlozhenij-v-b-bezverhnij-predsedatel-soveta-direktorov-oao-iapo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-ix-detskogo-cerebralnogo-paralicha.html
  • student.bystrickaya.ru/1-samoocenka-kak-komponent-samosoznaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.