Программа информационной поддержки российской науки и образования. Опыт внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс кудряшов К. М
.RU

Программа информационной поддержки российской науки и образования. Опыт внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс кудряшов К. М


СЕКЦИЯ ИНФОРМАТИКИ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Председатель – д.т.н., доц. Антонова Г.М.


ПРОГРАММА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Кудряшов К.М.


ЗАО "Консультант Плюс", г. Москва


Компания "Консультант Плюс" с 1992 года производит профессиональные справочные правовые компьютерные системы, а также обеспечивает на их основе надежный информационный сервис для специалистов, работающих с правовой информацией.

Стратегически важной задачей деятельности компании является активное содействие созданию в России единого информационно-правового пространства. Эта задача решается компанией "Консультант Плюс", во-первых, путем создания и развития доступных для массового потребителя каналов распространения правовой информации и эффективных компьютерных инструментов для работы с этой информацией, а во-вторых, путем реализации во всероссийском масштабе специальных некоммерческих Программ. Среди них можно отметить ряд Интернет – проектов: Онлайн-версии системы КонсультантПлюс, обеспечивающие круглосуточный доступ к информационным ресурсам Сети КонсультантПлюс для всех желающих в сети Интернет. Перечень информационных банков, открытых для доступа, варьируется в зависимости от дня недели и времени суток. Ознакомиться с этим перечнем вы можете на нашем сайте в разделе "Онлайн-версии системы".

Банк данных "Копии правовых документов". Цель данного проекта - обеспечить широкий доступ организаций и граждан к достоверным исходным текстам правовых документов, с которых осуществляется ввод информации в профессиональные правовые компьютерные системы КонсультантПлюс.

"Классика российского права" – проект нашей компании при поддержке издательства "Статут" и Юридической научной библиотеки издательства "Спарк", где представлены электронные версии книг, являющихся без преувеличения классикой российского права. Их авторы - корифеи отечественного гражданского права XIX и XX вв. Кстати, книги выпущены издательством Статут и в традиционном бумажном варианте. На сегодняшний день – это порядка 20-ти наименований общим объемом 45 томов.

Особое место среди некоммерческих проектов компании занимает Программа информационной поддержки российской науки и образования. С 1994 года в рамках Программы осуществляется сотрудничество Сети КонсультантПлюс с учебными и научными заведениями, преподавателями и учеными по всей России.

Суть Программы заключается в следующем: компания «Консультант Плюс» предоставляет участникам Программы льготные условия для доступа к своим информационным ресурсам. Это реализуется установкой справочных правовых систем (СПС) в компьютерных классах, библиотеках, классах самоподготовки и т.д. высших учебных заведений финансово-экономического и юридического профилей с тем, чтобы к системе был организован свободный доступ, как студентам, так и преподавателям ВУЗов, и система использовалась в учебном процессе в качестве источника правовой информации. Помимо непосредственно системы Программой предусмотрено предоставление учебно-методической литературы по работе с системой, а также обучение работе с системой КонсультантПлюс студентов и преподавателей.

Кто может стать участником Программы:

Необходимым для предоставления информационной поддержки является обязательство потенциальных участников Программы использовать систему в учебном процессе, в т.ч. включение курса по обучению работе с системой в учебный план ВУЗов. Подтверждение целевого использования системы участниками Программы мы получаем в ходе отчетной компании, проводимой нами ежегодно.

Сегодня и сами ВУЗы осознают важность наличия в компьютерных классах, библиотеках, на кафедрах современных информационных систем. И количество участников Программы, как коллективных, так и персональных, лишний раз подтверждает это. А цифры на сегодняшний день следующие: более 1500 вузов и их филиалов России обеспечиваются льготным доступом к информационным ресурсам КонсультантПлюс, в т.ч. более 250 ВУЗов в Москве. Более чем в половине московских учебных заведений, участвующих в Программе, изучение КонсультантПлюс включено в учебный план. Количество преподавателей и деятелей науки, имеющих на домашнем компьютере систему КонсультантПлюс сегодня около 1300, из них только в Москве – более 600 человек (в числе которых почти 1/3 - преподаватели финансово-экономических дисциплин). Московская финансово-юридическая академия участвует в Программе информационной поддержки российской науки и образования с 2000 г. В рамках Программы во всех корпусах Академии в Москве установлена Система КонсультантПлюс для использования в учебном процессе.

Компания "Консультант Плюс" работает с различными предприятиями, на которых нашими системами пользуются специалисты представляющие различные области, в том числе и категория "Бухгалтеры", которая является для нас очень важной. Мы много работаем в направлении обучения всех наших пользователей работе с системой и понимаем, что для того, чтобы молодой специалист чувствовал себя более комфортно, уверенно на "новом рабочем месте", ему необходимы не только знания предметной области, но и навыки использования профессиональных инструментов, владение передовыми информационными технологиями. Именно поэтому компания «Консультант Плюс» считает целесообразным внедрять в вузах обучение студентов финансово-экономических и юридических специальностей работе с СПС. По нашему мнению это приведет к повышению качества профессиональной подготовки выпускников, и, в конечном итоге, возрастанию авторитета учебного заведения. Многие преподаватели и представители Учебно-методических объединений в этом с нами согласны. Как видится нам процесс обучения работе с СПС и их использования в вузах:

1. Обучение навыкам работы с СПС осуществляется в рамках изучения информационных дисциплин (Информационные технологии в экономике, Правовая информатика и т.д.) на младших курсах. По нашим оценкам освоение основных методов и приемов работы с системой КонсультантПлюс требует не менее 10 академических часов;

2. При изучении профессиональных дисциплин на старших курсах СПС используются в качестве источников необходимой правовой информации, при этом студенты совершенствуют практические навыки работы с системами.

На наш взгляд, именно такая преемственность в подготовке позволит добиваться наилучшего результата.

Для студентов СПС будет незаменима и при самостоятельной работе, т.к. в КонсультантПлюс достаточно информации, которая может быть использована при написании курсовых, дипломных работ: помимо документов нормативно-правового характера, система содержит большое количество консультаций по применению законодательства о финансах и кредите, комментарии к законам и кодексам, аналитические статьи и монографии ведущих юристов по актуальным проблемам законодательства и права и многое другое.

Опять-таки, интерес к обучению подтверждается цифрами: количество обученных и получивших Сертификаты, подтверждающие овладение навыками работы с системой КонсультантПлюс за 1-ю половину 2007 года по Москве - более 1500 студентов, причем, Сертификация в Москве проводится не только в Учебном центре КонсультантПлюс, но и в ВУЗах. Аналогичный процесс идет и в регионах. Хочется отметить, что Академия активно участвует в процессе сертификации своих студентов, за весенний семестр 2006/2007 учебного года было выдано свыше 300 сертификатов, около 20 преподавателей имеют сертификат уровня профессионал, позволяющий принимать зачеты у студентов.

Однако при работе со студентами мы не ограничиваемся только обучением. Нами уделяется большое внимание стимулированию освоения студентами информационных технологий, приобретению навыков, которые пригодятся им в будущем. И делаем мы это, в том числе, посредством проведения различных мероприятий с участием студентов. Например, весной 2005 года был впервые проведен конкурс "На знание системы КонсультантПлюс и умение работать с ней" в нем приняли участие 3 вуза и 800 студентов, победители получили именные стипендии на осенний семестр 2005/06 учебного года. В этом году в конкурсе принимало участие уже 8 вузов и 1500 студентов. В том числе и Московская финансово-юридическая академия. В октябре прошел суперфинал-3 Межвузовская Олимпиада "Консультант Плюс", в котором принимали участие победители и финалисты внутривузовских конкурсов.

Надо сказать, что такие мероприятия проводятся не только в Москве, но и в других регионах России. Вот только некоторые из них:

Казань – олимпиада на знание системы КонсультантПлюс среди студентов экономического факультета Казанского государственного университета;

Пермь – олимпиада "Выпускник-бухгалтер", проведенная нашим Региональным информационным центром (РИЦ) совместно с Департаментом образования и Колледжем статистики, экономики и информатики для выпускников бухгалтерских специальностей средних специальных учебных заведений;

Сыктывкар – в третий раз РИЦ в Сыктывкаре провел олимпиаду для студентов на знание системы КонсультантПлюс, в котором приняло участие более 300 человек.

И это далеко не весь перечень мероприятий, организуемых нашими официальными представителями в регионах.

Важным элементом Программы с недавнего времени стал компакт-диск "КонсультантПлюс:ВысшаяШкола". Впервые он был представлен высшим учебным заведениям весной 2004 года и выходит два раза в год – к началу осеннего и весеннего семестра. К осеннему семестру 2007/08 учебного года вышел уже 8 выпуск диска. Распространяется диск бесплатно на всей территории России Сервисной сетью КонсультантПлюс. Например, в Москве свыше 100 000 экземпляров диска было передано в учебные заведения, в том числе в Академию 4000. Чем интересен непосредственно этот выпуск:

Необходимо сказать, что Программа информационной поддержки российской науки и образования действует и сегодня, она открыта и для новых, и для старых пользователей, мы готовы сотрудничать с учебными заведениями, с профильными кафедрами и с отдельными преподавателями.


^ ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК PR – ИНСТРУМЕНТ
Титов А.П., Федоткина А.В.


Московская финансово-юридическая академия, Москва


В данное работе современное телевидение рассмотратривается как один из инструментов современного пиара.

В отличие от ситуации с печатными СМИ, даже прямая выгода от размещения в эфире оплаченного сюжета, скорее всего не заставит редактора телевизионной программы, в особенности новостной, пропустить в эфир явную «джинсу». Собственно говоря, именно эти высокие барьеры для проникновения в эфир и позволяют телевидению сохранять интерес и доверие зрителей, а его партнерам экономить средства, которые в противном случае оказались бы пущенными на ветер – то есть на материал, заведомо не интересный публике. Так что подобный подход вполне учитывает забываемую многими истину: выход в эфир не самоцель, главное – сделать сюжет максимально привлекательным для широкой аудитории.

Как показывают отзывы телевизионных редакций, а порой и просто здравый смысл, среди наиболее распространенных сюжетов, имеющих, тем не менее, наименьшие шансы попасть в эфир, лидируют юбилеи, корпоративные и городские праздники, яростная критика оппонентов, а также достижения высоких производственных показателей. Не стоит ожидать и того, что телепрограммы будут долго и со вкусом освещать личные качества или вероисповедание. А что же тогда является бесспорными хитами коммерческого и некоммерческого телевизионного эфира? Назовем целый ряд подобных сюжетов:

Но даже, если кажется, что привлекательный информационный повод для выхода на телевизионные экраны пока отсутствует, это не повод для отчаяния. Как известно любому профессионалу, по-настоящему творческий подход всегда позволит специалистам по «пиару» придать существующим информационным поводам необходимую глубину и масштабность. Например, за счет технологий привязки к «раскрученным» событиям или эффективного освещения позиции и платформы кандидата, используя в эфире «блиц» комментарии по наиболее острым темам дня.

Как подчеркивают многие российские специалисты, иногда достаточно сюжета в 30 секунд, чтобы на ходу остроумно ответить на поставленный вопрос, что позволит более полно охарактеризовать человека, чем даже длительное интервью. В этом смысле с российскими специалистами солидарны и их зарубежные коллеги. Например, платные рекламные ролики в ходе президентской кампании в США в основном состоят из 30 - секундных сюжетов о кандидате и его программе, причем освещается какой-то отдельный её аспект. В любом случае, как показывает практика, именно 30 - секундные выходы в свет имеют наибольшую доходчивость у избирателей, какого кандидата они бы не поддерживали.

Следующий шаг – определение желательных сроков выхода в эфир (исходя из специфики информационного повода). Конечные сроки появления сюжета на ЦТВ будут, безусловно, определяться внутренним графиком и возможностями телепрограммы. Тем не менее, пожелания заказчика является ключевым параметром при переговорах с эфиросодержателем. Необходимо заранее подготовиться к тому, что в случае с целым рядом программ, чье вещание тесно завязано с основными темами и героями дня, окончательные сроки появление в эфире могут постоянно сдвигаться и проясняться буквально за несколько часов до эфира. Впрочем, в той или иной степени такая политика характерна для большинства телепрограмм.

При первом планировании выхода сюжета лучше заранее выбирать время определенного информационного затишья. Иногда для этого достаточно обзавестись анонсами предстоящих мероприятий – по ним, как правило, ясно, освещению каких событий точно будут отдавать предпочтение журналисты, иногда в ущерб другим сюжетам. Труднее всего выходить в эфир на фоне информационного шума и громких государственных событий.

Не стоит забывать и про формат вещания (хронометраж и вид готовящегося сюжета). Разнообразие возможностей выхода в эфир на сегодняшней день дает огромный простор для возможных комбинаций:

авторитетными людьми);

экстренной важности», использующийся для оперативной передачи данных);

В целом же, при всем многообразии указанных видов телевизионного присутствия, саму эту возможность можно свести к двум основным видам: репортаж и съемка в студии. Выбор того или иного варианта и будет определять, как пройдет процесс подготовки к выходу в эфир.

Рассмотрим сам процесс подготовки к эфиру.

Напомним, что для репортажа необходимо найти информационный повод. Даже журналисты, работающие в «горячем жанре» новостей вынуждены признать, что нередко «новость» – результат хорошо организованной и тщательно спланированной работы редакции. Разумеется, речь не идет о том, чтобы «заказать» и затем осветить событие, просто многие из них, в принципе, прогнозируемы. Самый простой пример – «красные» дни календаря. Заранее известна сама тема, довольно четко выражен характер отношения к событию широкой массовой аудитории, наконец, знаком план мероприятий «по случаю». Календарный повод сегодня довольно распространен, прежде всего, по причине своей универсальности. Однако эффективность применения такого способа может быть не слишком высока, поскольку сюжет вместе со своим героем рискует затеряться среди великого множества себе подобных.

Отсюда вывод – информационный повод (новость), по возможности, должен быть эксклюзивен. Если же эта задача не выполнима, следует сделать акцент на оригинальную подачу информации, нестандартный вариант решения обсуждаемой в сюжете проблемы, неожиданный комментарий, дополнительные, не звучавшие ранее любопытные сведения, остроумный подход к теме. Главная задача – «зацепить» аудиторию. В этом смысле всегда необходимо помнить о главном законе телевизионного сюжета: первый и последний планы видеоряда, равно как и первая и последняя фразы сопровождающего текста, должны быть «ударными», самыми выигрышными, способными разжечь любопытство аудитории, заинтриговать зрителя.

Еще одна важная деталь, которая может повлиять на судьбу проекта – хронометраж сюжета. Здесь все зависит от темы. Если это – анализ событий с ретроспективой, развернутым комментарием, результативной оценкой и т.д., то, разумеется, эфирного времени понадобиться больше (как правило, до 4 минут). Если же это «новость в номер» (сюжет с элементами телерепортажа, собственно репортаж, телеочерк), можно ограничиться стандартами теленовостей – от 1 до 2 минут.

Другой возможный вариант: Если заказано только интервью в сюжете, то для оптимального восприятия длительность не должна превышать 20 секунд (один фрагмент). Иначе все усилия могут быть напрасными. Утомленный длинным интервью зритель перестанет фиксировать информацию.

Что касается формата видеозаписи (типа видеосъемки), то это – область, где действует безоговорочный диктат Ваших партнеров – телекомпаний. Тут лучше не пытаться проявлять инициативу. Технические требования на телевидении сегодня очень высоки и требуют обязательного профессионального подхода. По этому поводу нужно всегда консультироваться у эфиросодержателя. В противном случае, можно получить отказ в размещении материалов.

Временные рамки эфира всегда остаются очень жесткими. Довольно часто после выхода в эфир материалов интервьюируемые не довольны результатами. В адрес телевизионщиков сыплются обвинения примерно такого свойства: «Они всё вырезали, оставили только короткие фразы, которые не дают представления ни обо мне, ни о моей позиции по проблеме». Происходит это потому, что герой сюжета изначально не был готов к условиям, когда за короткий промежуток времени, справившись с волнением и ничего не упустив, необходимо четко, грамотно, доходчиво и кратко объяснить свою точку зрения или описать происходящее. Получается, что нужно тренироваться? Обязательно! Но тут главное – не переусердствовать. Зритель не терпит наигранных манер, неестественного, «отрепетированного» поведения. Здесь задача имиджмейкера – найти оптимальную модель поведения: сочетание внешней уверенности, обусловленной абсолютным знанием предмета, и открытости, готовности к диалогу во имя достижения благой цели. Надо заметить, что сложнее всего соответствовать идеалу, оставаясь один на один с большой аудиторией, например, будучи гостем серьезной рейтинговой программы.

Накануне интервью всегда обговаривается не только тема самого интервью, но и вопросы, которые будут адресованы гостю программы. Можно выяснить это в устном порядке, при телефонном разговоре или личной встрече с продюсером, редактором или ведущим, а можно затребовать список вопросов в письменном варианте.

А теперь поговорим о некоторых приемах поведения интервьюируемых перед телекамерой. Доверять собеседнику-ведущему, конечно, стоит, но когда включится камера нужно быть готовым к психологическому поединку. Атака может начаться в любой момент, в особенности, если в биографии участников имеются не слишком приятные эпизоды. Можно уходить от прямого ответа на поставленный острый и неприятный вопрос с помощью перехода от частного к общему. Например:

- Сколько денег Вы заработали за этот год?

- Приблизительно столько же, сколько любой чиновник моего уровня.

Продолжая тему заготовок, не лишним будет упомянуть о том, что в ходе интервью неожиданно может всплыть любая тема, не относящаяся к предмету разговора, но актуальная на текущий момент. Ведущий может поинтересоваться, например, точкой зрения участника телеразговора на текущую политику властных структур или оценкой действий конкретных должностных лиц, партий, блоков, узнать отношение к вопросам брака, секса и т.д.

Желательно использовать конкретные примеры: факты из истории, случаи из практики, применять яркие, остроумные метафорические сравнения. Такие фразы всегда запоминаются и нередко после цитируются. Однако, во всем нужно чувство меры, поскольку зритель не готов к длительному монологу.

Нужно стремиться к тому, чтобы последний фрагмент интервью был, по возможности, коротким, но ёмким. Лучше всего вложить в заключительные слова продуктивный смысловой оттенок, жизнеутверждающий мотив.


^ КОМПЛЕКСНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Байбикова Т.Н.


Московский государственный институт электроники и математики


Современное общество характеризуется ускоряющимися процессами информатизации и глобализации. Данные процессы приводят к тому, что все более востребованными становятся выпускники образовательных учреждений, обладающие развитым творческим мышлением. Данная потребность общества ставит перед системой образования задачу такой организации учебного процесса, в котором каждый студент получит возможность приобретения навыков нешаблонного мышления. Подобные навыки оказываются особенно ценными в период, когда рушатся старые общественные системы, когда определенный уровень гибкости и творческого мышления позволяет так модифицировать свою деятельность, чтобы не оказаться в социальном или экономическом падении.

В настоящее время в национальной политике образования происходят существенные изменения. Происходит переход на позиции личностно ориентированного обучения. Одной из задач такого обучения является раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. В связи с этим появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Однако анализ реформ в области подготовки инженерных кадров позволяет сделать вывод, что традиционное образование представляется как получение знаний в определенный период времени, что не решает проблему творческой подготовки будущего специалиста как исследователя и изобретателя, готового к постоянному обновлению знаний. Развитие культуры мышления часто представляет собой побочный процесс, зависящий в большей степени от активности учащегося. Массовое обучение ориентировано на запоминание приемов действия, типовых способов решения, стандартных алгоритмов.

В настоящее время разработано множество подходов к обучению творчеству. Наиболее активное развитие методологии творчества происходило во второй половине ХХ века.

Анализ существующей литературы позволяет выделить исследования в этой области, проведенные когнитивными психологами и инженерами – изобретателями. Специалисты в области когнитивной психологии рассматривают общие творческие способности, в основе которых лежит креативность, с точки зрения мышления и протекания мыслительных процессов. В своих исследованиях когнитивные психологи составили общий портрет творческого человека и разложили творческое мышление на отдельные составляющие. К таким составляющим можно отнести довольно внушительный список характеристик творческого склада ума. С легкой руки Дж. Гилфорда, долгие годы одной из главных характеристик считалась способность к дивергентному мышлению, или способность выдавать множество решений к одной задаче.

Также широкую известность приобрели различные методы активизации поиска идей. Наиболее известными являются метод контрольных вопросов А. Осборна, методы связующих аналогий и эмпатии У.  Гордона, метод групповой дискуссии, метод морфологического анализа, метод эвристических вопросов и др. В подобных методах делается попытка случайно натолкнуться на удачное решение. Достоинством является возможность отойти от привычного способа мышления.

С другой стороны, значительный опыт в области развития творческого мышления накоплен у инженеров. Среди методик изобретательства наиболее популярна алгоритмическая методика изобретательства Г.С. Альтшуллера, известная под аббревиатурой ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач). С ее помощью сделаны тысячи изобретений. Основной компонент, АРИЗ (Алгоритм Решения Изобретательских Задач), по большей части представляет собой элементарные логические рассуждения, способствующие нахождению оригинального решения.

Несмотря на ценность и доступность данной теории, изучение ее на практике вызывает определенные трудности. Многие преподаватели, пытающиеся внедрить данную методику в учебный процесс, отмечают низкую заинтересованность в ней у студентов, иногда доходящую всего лишь до трех процентов от общего числа. В связи с этим нами решалась проблема, как повысить интерес к этой методики у студентов. На наш взгляд, одна из основных трудностей состоит в способе изложения творческих приемов. Довольно часто существующие примеры описывают сложные технические устройства, из описания которых не всегда можно понять принцип их действия. Иллюстрации приводятся в черно – белом варианте. В результате наступает быстрая утомляемость и исчезает заинтересованность.

В результате вышесказанного можно сделать вывод, что для эффективного обучения творческому мышлению необходимо использовать опыт, накопленный различными специалистами: когнитивными психологами и инженерами–изобретателями, а также применять современные технологии компьютерной визуализации.

Разрабатываемая комплексная автоматизированная система «Развитие Интегрального Творческого Мышления» (РИТМ) создается на основе опыта, накопленного в когнитивной психологии, а также опыта инженеров–изобретателей. Система состоит из набора модулей, связанных между собой. Каждый модуль можно использовать как отдельно, так и совместно с другими модулями. Подобная структура позволяет внедрить каскадный метод обучения творческому мышлению.

На первом этапе предлагается ряд задач, на которые студент дает ответ. Предлагаемые задачи иллюстрированы трехмерным изображением. Ответы сохраняются для последующего анализа. Данный этап предполагает элементы проблемного обучения. Студент, не знакомый с приемами творческого мышления, пытается решить задачу, как правило, используя при этом привычный способ решения.

Следующий этап предполагает проведение комплекса тестов, выявляющий особенности мышления студентов. В данном блоке проверяется пространственное, логическое, математическое, мышление. Данные сохраняются для последующей обработки. Также на этом этапе проверяются свойства нервной системы по психомоторным показателям. На основе этого показателя выводится индивидуальный стиль деятельности. Все предполагаемые задания иллюстрированы трехмерным изображением.

На третьем этапе предполагается развитие пространственного, логического и математического мышления. Здесь широко используется трехмерная анимация, интерактивное общение с пользователем. Пользователь программы имеет возможность поворачивать трехмерные объекты в пространстве, самостоятельно находя необходимое решение. В примерах существует режим подсказки. Подсказка представлена таким образом, чтобы пользователь самостоятельно догадался о том, как решить трудную задачу, какие закономерности следует применить, чтобы найти решение.

На следующем этапе работы происходит повторное тестирование на пространственное, логическое, математическое и мышление. Вторичные результаты также сохраняются.

Разрабатываемая система имеет встроенный агент, содержащий банк данных о творческих способностях. Агент представляет собой нобот творческого обучения. Нобот (что означает «знать как») анализирует полученные данные и может выдать общую характеристику полученных данных и рекомендацию по дальнейшему развитию своих способностей.

После прохождения данного этапа студент готов к изучению приемов творческого мышления. В это состоит одно из отличий подхода, известного до сих пор, от подхода, используемого в данной системе. Для того, чтобы эффективно изучать приемы творческого мышления, необходимо иметь развитые навыки пространственного воображения и способности действовать в уме. Отсутствие таких навыков затрудняет знакомство с изучаемыми приемами.

На четвертом этапе происходит возврат к задачам, которые предлагались на первом. Но на этом этапе визуально моделируются различные виды решений. Так как в жизни человек, столкнувшийся с проблемой, начинает перебор решений с самого привычного, стереотипного, то и здесь предлагается первоначально привычный ответ. После этого можно посмотреть ответ, содержащий элемент творчества.

На пятом этапе студентам предлагается набор задний, в которых можно применить изученные приемы. Данные также сохраняются.

После получения ответов на пятом этапе, можно сделать вывод о том, насколько эффективно были усвоены предлагаемые приемы творческого мышления.

Применение подобной методики на практике показало, что резко возрастает заинтересованность студентов, обучение происходит незаметно для них самих.

Кроме того, при использовании данной методики обучения был выявлен побочный эффект: возрос объем визуально запоминаемой графической информации, представленной в виде блок-схем и чертежей, что является довольно важным результатом в учебном процессе.

Данная методика обучения творческому мышлению обучает нешаблонному мышлению, используя определенные шаблоны творческого мышления. С одной стороны это звучит как парадокс. С другой стороны, для обучения творческому мышлению существует определенный сензитивный период, когда человек наиболее восприимчив к такому обучению - это детские и юношеские годы. В том случае, когда взрослый человек сталкивается с необходимостью повысить свой творческий коэффициент, существует определенный психологический барьер, препятствующий изменению стиля мышления. Поэтому данный метод обучения творческому мышлению можно назвать методом «интеллектуально-творческой синестезии». По аналогии с обычной синестезией, когда одно физическое ощущение вызывает другое, например, звук представляется в цвете, здесь путем применения интеллектуальных усилий, вызываются шаблоны творческого мышления, и находится новое, оригинальное решение.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Солсо Р. Когнитивная психология. –СПб: Питер, 2006. - 589 с.

  2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. – М.: Наука, 1986.

  3. Baybikova T.N. Application of creative methods in “Computer graphics” course // 4-я

Международная конференция по информационным и телекоммуникационным

технологиям в интеллектуальных системах. 27 Мая 2006. – Italy, Catania. Р. 70-73.


predvaritelnij-vibor-visokovoltnogo-viklyuchatelya-na-vn-ktp-1-raschet-elektricheskih-nagruzok-v-setyah-napryazheniem.html
predvaritelnoe-opredelenie.html
predvaritelnoe-rassmotrenie-dissertacii-i-prinyatie-ee-k-zashite-avtoreferat-obyazatelnie-rubriki-obrazec-trebovaniya-vak.html
predvibornaya-kancelyariya-yuzhnogo-urala-rabotoj-territorialnih-izbirkomov-nedovolni-izbirateli-i-kandidati.html
predvibornie-teledebati-kak-zhanr-strategicheskoj-kommunikacii.html
predvizhdaniya-za-bdesheto-programa-asoki-na-proekta-kalimera-kulturni-prilozheniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-pervaya-izdatelstvo-eksmo-nepolnoe-sobranie-sochinenij-vknigu-voshli-rasskazi-ispolnennie-po-televideniyu.html
  • letter.bystrickaya.ru/ocenka-lichnostnih-rezultatov-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-srok-realizacii-4-goda.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-linda-gudnajt.html
  • tests.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-6-kataliticheskie-reakcii-metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-po-kursu-obshej-himii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5196-vichislitelnaya-matematika-chislennij-analiz-gosudarstvennij-arhiv-pechati-chuvashskoj-respubliki-knizhnaya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-m-bakusev-zam-predsedatelya-yu-v-bozhko-a-v-gofman-v-v-sapov-l-s-chibisenkov-predsedatel-perevod-s-nemeckogo-a-k-sudakova-nomer-stranici-predshestvuet-stranice-prim-skanirovshika-stranica-14.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sociologiya-religii-status-predmet-urovni-znanij-i-metodi-issledovaniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-eksperimentalnie-issledovaniya-i-statisticheskie-metodi-obrabotki-i-analiza-naturnih-dannih-v-tochnom-zemledelii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tehnologii-v-ovcevodstve-vostochnoj-sibiri.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-43-kniga-sledi-bogov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-na-period-2011-2015-g-g-stranica-4.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vserossijskaya-olimpiada-shkolnikov-po-literature-20102011-stranica-4.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ponyatie-prestupleniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-specialnosti-351400-prikladnaya-informatika-v-sfere-servisa-.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-oregionalnom-etape-otkritogo-publichnogo-vserossijskogo-konkursa-na-luchshee-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie-razvivayushee.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-podgotovke-dannih-dlya-spravochnika-vuzov-i-monitoringa-deyatelnosti-vuzov-rossii-za-2007-god.html
  • znanie.bystrickaya.ru/akcionernoe-obshestvo-spichechnih-fabrik-pod-uralom-v-sobstvennom-smisle-podrazumevaetsya-uralskij-hrebet-on-zanimaet.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-6-osnovnie-polozheniya.html
  • write.bystrickaya.ru/francuzskaya-koroleva-ekaterina-medichi-yavlyaetsya-otrazheniem-russkoj-carici-sofi-paleolog-v-zapadno-evropejskih-letopisyah-stranica-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/otrezannaya-kosa-ili-ostrizhennaya-perikeiromenae.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-shestaya-plan-yaponskoj-kampanii-i-ego-osushestvlenie.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-chechenskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • literature.bystrickaya.ru/cergeev-aleksandr-viktorovich-stranica-25.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-tretya-kniga-pervaya-30.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhalpi-blim-1-blim-zhalpi-erezheler.html
  • education.bystrickaya.ru/1-iyunya-v-1200-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-19-720-30-maya-2011-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/io-lityak-igor-aleksandrovich-ezhekvartalnij-otchet-rossijskogo-otkritogo-akcionernogo-obshestva-energetiki-i-elektrifikacii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/454-konkurentnie-peregovori-polozhenie-o-zakupke-gosudarstvennogo-avtonomnogo-uchrezhdeniya-kulturi-respubliki-hakasiya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispitanie-pri-prieme-na-rabotu-i-ego-yuridicheskoe-znachenie-chast-6.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predmet-filosofii-i-ee-funkcii-stranica-2.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soltstk-azastan-oblisi-kmdgn-2015-zhili-02-azandai-397-aulisimen.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-2-istoriya-cerkovnoj-muziki-i-peniya-lekciya-znachenie-i-sila-duhovnoj-muziki-lekciya-istoriya-cerkovnoj-muziki-i-peniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-po-materialam-bibliotechnogo-fonda-moskva-stranica-3.html
  • school.bystrickaya.ru/54-osnovnie-elementi-pitatelnih-kremovih-kompozicij-v-p-erdakova-teoreticheskie-i-prakticheskie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nik-hornbi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.