.RU

Программа дисциплины «Структуры и модели когнитивной лингвистики» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика»





НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины «Структуры и модели когнитивной лингвистики» для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра





Правительство Российской Федерации


Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет бизнес-информатики и прикладной математики


Программа дисциплины

«Структуры и модели когнитивной лингвистики»


для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика»

подготовки магистра

Магистерская программа «Прикладная математика и информатика»

Специализация «Компьютерная лингвистика»


Автор программы:

Т.В.Романова, доктор филологических наук, профессор tvromanova@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации «17» октября 2011 г

Зав. кафедрой докт.филол.н., проф.В.Г.Зусман______________________


Рекомендована секцией УМС «Общественные науки» «18» октября 2011 г

Председатель Т.И. Бикметова_______________________


Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2011 г.

Председатель Н.С. Петрухин ________________________


Нижний Новгород, 2011

^ Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 010400.68 "Прикладная математика и информатика", обучающихся по магистерской программе "Прикладная математика и информатика" , специализация «Компьютерная лингвистика», изучающих дисциплину .

Программа разработана в соответствии с :
  1. ^ Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Структуры и модели когнитивной лингвистики» являются освоение методологии когнитивной науки, формирование представления об основных когнитивных процессах, связанных с языком.
  1. ^ Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

^ Системные компетенции:

-способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности;.

- способен к самостоятельному освоению новых методов исследования;

- способен при необходимости выполнять и синтезировать недостающую информацию.



СК-М1


СК-М3


СК-М6

Способен к обобщению, анализу, восприятию информации



Формы обучения:

-лекции,

-семинарские занятия,

-самостоятельная работа,

-реферирование научной литературы.

^ Социально-личностные и общекультурные:

- способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы;

Инструментальные компетенции:

- способен анализировать и воспроизводить смысл междисциплинарных текстов с использованием языка и аппарата прикладной математики;

- способен публично представлять результаты профессиональной деятельности (в том числе с использованием информационных технологий);

- способен понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат;

- организовывать и проводить различные исследования с целью разработки и создания инновационных электронных языковых ресурсов (корпусов текстов, словарей, языковых баз данных);

- осуществлять мониторинг массивов информации, разрабатывать краткосрочные и долгосрочные прогнозы в различных предметных областях с использованием современных компьютерных инструментов лингвистического исследования;

- сопоставлять различные типы дискурсов, проводить компаративный анализ информации из разных предметных областей.




СЛК-М6


ИК-М2.1пми


ИК-М2.5


ИК-М7.3пми



Знает содержание основных понятий когнитивной лингвистики,

методологию когнитивного анализа


Распознаёт различные типы дискурсов

Сопоставляет информацию из разных предметных областей

Умеет разрабатывать экспертную шкалу оценки


Владеет методикой когнитивного анализа


Использует когнитивные методики для анализа и синтеза лингвистических компонентов интеллектуальных и информационных электронных систем

Методы обучения:

-поисковые задачи,

-проблемные ситуации,

-проектирование (например, содержания концепта),

-моделирование.
  1. ^ Место дисциплины в структуре образовательной программы
  1. ^ Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Различные образы языка в лингвистике XX века. Сущность антропоцентрического подхода к языку.

24

4

4




16

2

Язык как объект когнитивных исследований.

24

4

4




16

3

Методология когнитивной лингвистики.

24

4

4




16

4

5

Теория концептуализации.

Теория категоризации.

24

24

4


4

4

4




16

16

6

Методики концептуального анализа.

24

4

4




16

7

Картина мира

24

4

4




16

8

Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики и основа языковой картины мира.

24

4

4




16

9

История психолингвистики и актуальные вопросы когнитивной лингвистики.

24

4

4




16




Итого

216

36

36




144



  1. ^ Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год







Параметры **

1

2

3

4













Текущий

(неделя)

Контрольная работа




16






















Тестовая письменная работа 60 минут































Реферат




10-16






















Компьютерная презентация

Домашнее задание




10-17






















Анализ языкового материала. Компьютерная форма представления результатов

Итоговый

Экзамен





18






















Устный



    1. ^ Критерии оценки знаний, навыков

Результатом проверки работы студентов является оценка, выставляемая по 10-балльной шкале в соответствии со следующими критериями:

высшая оценка(10 баллов) выставляется при условии качественной подготовки к устному экзамену; при отсутствии замечаний по презентации проблемы, выбранной для реферирования, по срокам и качеству выполнения домашних заданий (д/з);контрольная работа (к/р) – 1-2 негрубые ошибки;

оценка в 8-9 баллов предполагает качественную подготовку к устному экзамену; допускаются отдельные недочёты и незначительные замечания по презентации и домашним заданиям; к /р – 1-2 ошибки;

оценка в 6-7 баллов выставляется в случае неполного раскрытия теоретического вопроса на экзамене, но при условии качественной подготовки презентации и при отсутствии принципиальных замечаний по д/з ;к /р – 1-3 ошибки;

оценка в 5 баллов выставляется, если устный ответ неполный, содержит фактические неточности; в д /з и к /р > 5 фактических ошибок;

оценка в 4 балла выставляется, если обнаружены значительные пробелы в теоретических знаниях; если выполнено правильно менее 50% заданий в д /р и в к /р;

оценка 3 балла выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в устном ответе и в презентации; 25% правильных ответов в д /з и в к /р;

оценка 2 балла выставляется при отсутствии теоретических знаний, при полном отсутствии положительных моментов в выполненной презентации;

1 или 0 баллов неправильные ответы, отсутствие работы по какой-либо из форм контроля.


  1. ^ Содержание дисциплины

Тема 1. Задачи и цели когнитивной лингвистики. Истоки когнитивной лингвистики: когнитивная психология, когнитивная семантика, когнитивистика, искусственный интеллект. Связь когнитивной лингвистики с лингвистической типологией и этнолингвистикой.

Тема 2. Основные понятия когнитивной лингвистики. Категоризация и концептуализация. Концепт, концептополе и концептосфера. Концептуальная метафора. Концептосфера языка.

^ Тема 3. Разделы когнитивной лингвистики. Когнитивная грамматика. Когнитивная семантика. Когнитивная фонология. Когнитивная поэтика.

Тема 4. Процессы производства и понимания естественного языка. Категории текущего сознания и активации У. Чейфа.

Тема 5. Принципы языковой категоризации. Понятие категории: Аристотель, Э. Рош, Дж. Лакофф. Внутренняя структура и иерархия категорий. Прототипические члены категории. Концепты базового уровня.

Когнитивно-семантические суперкатегории. Категории, посредством которых естественный язык осуществляет концептуальное структурирование представлений о действительности (Л. Талми, Дж. Лакофф, Р. Лэнекер).

Тема 6. Теория концептуализации. Пространственные отношения и типы концептуализации движения в языке. Понятие образной схемы Дж. Лакоффа. Типы схем и их языковые соответствия. Категория конфигурационной структуры Л. Талми.

Тема 7. Когнитивная теория метафоры. Метафорические и метонимические отношения в языке. Базовый список метафор. Определение коррелятов метафор в концептосферах других языков.

Тема 8. Методики концептуального анализа. Принципы семантико-когнитивного анализа концептов. Словесная модель. Графическая модель.

Методы описаний значений концептов.

Построение номинативного поля концепта.

Экспериментальные методики исследования концептов. \Верификация результатов описания концептов.

Тема 9. Когнитивная интерпретация. Выявление когнитивных признаков. Когнитивная интерпретация сем. Когнитивная интерпретация паремий. Когнитивная интерпретация частотности лексем.

    Тема 10. Моделирование концепта. Описание макроструктуры концепта. Описание категориальной структуры концепта. Описание полевой организации концепта по З.Д. Поповой и И.А. Стернину.

    Тема 11. История психолингвистики и актуальные вопросы когнитивистики. Общие тенденции развития мировой науки. Этапы развития психолингвистики. Основные направления психолингвистических исследований. Предпосылки когнитивистики в трудах российских психолингвистов.




  1. ^ Образовательные технологии

- проблемные лекции;

- проблемные семинары;

- реферирование научной литературы;

- компьютерные презентации;

- мастер-классы приглашённых специалистов.

  1. ^ Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
    1. Тематика заданий текущего контроля

Темы домашних заданий к семинарским занятиям

1.Когнитивный анализ метафор политического дискурса, бытового, Интернет-коммуникации.

2.Национальная картина мира в синхронии и диахронии.

3.Структура концепта и методика его описания.

4.Теория фреймов в лингвистических исследованиях.


Темы для реферирования и презентаций

1.Оценочная категоризация.

2.Концептуализация эмоционально-оценочного отношения к действительности.

3.Исследование социального сознания методами когнитивного анализа. Фрейм-структуры сознания. Прецедентные феномены.

4.Исследование динамики национальной картины мира по НКРЯ.

5.Словарь концептов и методика его создания.
    1. ^ Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Экзаменационные вопросы 1.Различные «образы языка» в лингвистике XX века. Сущность антропоцентрического подхода к изучению языка. Содержание понятий менталитет, ментальность. 2.Содержание понятий когнитивный, когнитивная лингвистика, когниция. Задачи когнитивной лингвистики; основные понятия. Язык как объект когнитивных исследований. ^ 3. Методология когнитивной лингвистики. 4.Теория концептуализации. 5.Теория категоризации. 6.Методы когнитивного исследования. Методики концептуального анализа. 7.Картина мира. Соотношение понятий наивная – научная – концептуальная – языковая картина мира; национальная концептосфера – концептосфера национального языка. Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики и основа языковой картины мира. Основные точки зрения на концепт. 8.Концепт с философской и культурологической точек зрения. Концепт – понятие – значение. Понятие – образ – символ – метафора как когнитивные формы. Структура концепта и методика его описания. ^ 9.Типы концептов. Концептосфера русской культуры в синхронии и диахронии. Прототипический вариант русской национальной концептосферы.
10.История психолингвистики и актуальные вопросы когнитивистики.

.
  1. ^ Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает подготовку домашних заданий и их презентацию в аудитории, подготовку реферативного сообщения и его компьютерную презентацию, правильность выполнения контрольной работы и устный ответ на экзамене.

Отекущий=Ок/р+Ореф.+Опрезентация+Од/з+Оауд.

Оитоговый=Оэкз.+Отекущий


Отек.(0,7)=Ок/р(0,1)+Ореф.(0,1)+Опрезентация(0,2)+Од/з(0,1)+Оауд.(0,2)

Оитоговый(1)=Оэкз.(0,3)+Отек.(0,7)

  1. ^ Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Основная литература:

  1. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. – Тамбов, 2001.

  2. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. – М., 2007.

^ 11.2 Дополнительная литература:



  1. Бабаева Е.В. Концептологические характеристики социальных норм в немецкой и русской лингвокультурах: Монография. – Волгоград, 2003.

  2. Болдырев Н.Н. Языковые категории как формат знания Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 2. С. 5-22.

  3. Быкова К.И. Структура концепта “love” в английском языке (на примере идиом) // Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики: сущность, конценции, перспективы: материалы III Международной научно-практической конференции / под ред. Л.А. Миловановой. Т. 2. Актуальные проблемы лингвистики. Волгоград, 2010. – С. 38-42.

  4. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство лексики и прагматики. – М., 2001.

  5. Голев Н.Д. Конфликтность и толерантность как универсальные лингвистические категории // Лингвокультурологические проблемы толерантности: Тез. докл. Междунар. научной конф. Екатеринбург, 2001.

  6. Зайкина С.В. Специфика осмысления концепта “страх» английским и русским языковым сознанием (сопоставительный анализ // Человек в коммуникации: аспекты исследований: Сб. науч. ст. – Волгоград, 2005.- С. 28-33.

  7. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Базовые характеристики лингвокультурных концептов. Антология концептов. Т.1. – Волгоград, 2005.

  8. Кишина Е. В. Функционирование концептов «МЫ», «ОНИ» в политических дискурсах разных исторических формаций // Юрислингвистика-10: Лингвоконфликтология и юриспруденция: межвузовский сборник научных трудов / под ред. Н.Д. Голева и Т.В. Чернышовой. – Кемерово; Барнаул, 2010. – С. 135-142.

  9. Кожанов Д.А. К вопросу о структурировании ключевых концептов культуры (на примере концепта «Homeland») // Коммуникативно-прагматические аспекты исследования языковых единиц: Сб. статей к юбилею профессора Блоха М.Я. Ч.2. – Барнаул, 2004. – С. 164-171.

  10. Колижук Л.В. Метафорическое представление лингвокультурных концептов good «добро» и evil «зло» / Л.В. Колижук // Журнал «Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова». Общественные науки – 2010. № 1, Изд-во СОГУ, Владикавказ, 2010. С. 188-192.

  11. Красавский Н. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. - М., 2008.

  12. Красных В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? – М., 2003.

  13. Лакофф Д. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. - М. 2004.

  14. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. – М., 2004.

  15. Пименова М.В. Концепты внутреннего мира: (Русско-английские соответствия): Дис…. доктора ф.н.: 10.02.01. – СПб, 2001.

  16. Слышкин Г.Г. От текста к символу. – М., 2000.

  17. Филиппова, М.А. Концепт «демократия» в американской лингвокультуре / М.А.Филиппова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Филологические науки. – 2007. – №2(20). – С. 18-22.

  18. Филиппова, М.А. Понятийные характеристики концепта «democracy» в американской лингвокультуре / М.А. Филиппова // Xрегиональная конференция молодых исследователей Волгоградской области. г. Волгоград, 8-11 ноября 2005 г.: тез. докл. – Напр. 13 «Филология». – Волгоград, 2006. - С. 244-245.

  19. Croft, W. & D.A. Cruse. Cognitive Linguistics. Cambridge, 2004.

  20. Evans, Vyvyan & Melanie Green. Cognitive Linguistics: An Introduction. Edinburgh, 2006.

  21. Evans, Vyvyan. A Glossary of Cognitive Linguistics. Edinburgh, 2007.

  22. Geeraerts, D. & H. Cuyckens/ eds. The Oxford Handbook of Cognitive Linguistics. New York, 2007.

  23. Taylor, J. R. Cognitive Grammar. Oxford, 2002.



11.3 Словари. Справочники

Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред.Е.С.Кубряковой.-М.,1996



  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Используется компьютер /ноутбук; проектор; экран.


Составитель Романова Т.В.



programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-general-stranica-2.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-general-stranica-9.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-stranica-5.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-dvadcat-pervaya-sessiya.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-dvadcat-pervoe-soveshanie-storon-monrealskogo-stranica-8.html
programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-dvadcat.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-discipline-mezhdunarodnie-standarti-audita-na-temu-planirovanie-auditorskoj-proverki-etapi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/politicheskie-prava-i-svobodi-cheloveka-vidi-soderzhanie-i-pravovoe-regulirovanie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vnesenie-izmenenij-v-izveshenie-o-provedenii-aukciona-i-dokumentaciyu-ob-aukcione.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-ispituemomu-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-prepodavatelej-i-studentov-fakultetov-psihologii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-trebovaniya-predyavlyaemie-k.html
  • report.bystrickaya.ru/kinedi-antichnosti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-5-azotosoderzhashie-organicheskie-veshestva-6-chasov-rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-po-himii-dlya-10-klassa.html
  • report.bystrickaya.ru/history-of-us-currency-rabochaya-programma-i-kontrolnie-zadaniya-po-anglijskomu-yaziku-dlya-studentov-specialnosti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sergej-tarabanko-za-startovoj-chertoj.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-plakatov-moj-kabinet-ekologii-sredi-vseh-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-g-surguta-g-hanti-mansijsk.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vopros-16-v-a-chetvernin-problemi-teorii-prava.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predostavleniya-svedenij-o-nachislennih-i-uplachennih-strahovih-vznosah-na-obyazatelnoe-pensionnoe-strahovanie-i-strahovom-stazhe-zastrahovannogo-lica-i-raschetov-po-stranica-12.html
  • testyi.bystrickaya.ru/51133-regionalnaya-moskovskaya-sistema-ocenki-kachestva-obrazovaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tbilisi-kahetiyatelavi-cinandali-signagi-mcheta-borzhomikutaisibatumitbilisi.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhizn-v-obmen-na-ugol-argumenti-i-fakti-na-donu-16062010-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-17-iyunya-2010-g.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-netradicionnie-i-vozobnovlyaemie-istochniki-energii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-3.html
  • student.bystrickaya.ru/12-klassifikacii-osnovnih-form-povedeniya-i-p-pavlov-osnovopolozhnik-ucheniya-o-visshej-nervnoj-deyatelnosti-19.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-v-nashej-zhizni.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sergeeva-lyubov-viktorovna-morskie-famen-kamennougolnie-otlozheniya-kazahstana-stranica-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tekst-vzyat-s-psihologicheskogo-sajta-stranica-40.html
  • credit.bystrickaya.ru/oprinimaemih-merah-napravlennih-na-borbu-s-ukloneniem-ot-uplati-nalogov-i-drugih-obyazatelnih-platezhej-v-byudzhet.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-metodika-rassledovaniya-ekonomicheskih-prestuplenij-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-podgotovki-specialista-dlya-finansovo-pravovoj-specializacii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-arhive-versiya-01-data-vvedeniya-2010-g-obsuzhdeno-i-odobreno-uchenim-sovetom-nfi-kemgu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/traktata.html
  • znanie.bystrickaya.ru/43-etap-3-ispitaniya-i-proverki-na-rabotayushem-transformatore-metodicheskie-ukazaniya-po-ocenke-sostoyaniya-i-prodleniyu.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sifilis-etiologiya-uchebnoe-posobie-ufa-2008-udk-616-97-616-507-bbk-55-8-ya-7.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihologicheskij-zhurnal-5-stranica-6.html
  • college.bystrickaya.ru/1-putanica-v-date-okonchaniya-vojni-svyazana-s-dvumya-obstoyatelstvami-vopervih-7-maya-1945-goda-soyuzniki-ssha-i-velikobritaniya-uzhe-prinyali-kapitulyaciyu-gitlerovsk-stranica-31.html
  • student.bystrickaya.ru/12soderzhanie-razdelov-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-1-kursa-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnosti.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nacionalnaya-strategiya-i-plan-dejstvij-po-sohraneniyu-i-sbalansirovannomu-ispolzovaniyu-biologicheskogo-raznoobraziya-kirgizstan-uzbekistan-kazahstan1998.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-metodicheskie-ukazaniya-po-sostavleniyu-konspekta.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-negosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-pravoslavnaya-klassicheskaya-gimnaziya-im-konstantina-bogorodskogo-stranica-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/raspisanie-konsultacij-k-ekzamenam.html
  • abstract.bystrickaya.ru/343-stohasticheskie-effekti-u-potomstva-rekomendacii-mezhdunarodnoj-komissii-po-radiologicheskoj-zashite-1990-goda.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.