.RU

Программа дисциплины по кафедре Автоматики и системотехники вычислительные машины, системы и сети


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тихоокеанский государственный университет



Утверждаю

Проректор по учебной работе

______________ С.В. Шалобанов

“_____” ________________200_ г.



Программа дисциплины

по кафедре Автоматики и системотехники


ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ, СИСТЕМЫ И СЕТИ


Утверждена научно-методическим советом университета для направлений подготовки (специальностей) в области автоматики и управления, в области информатики и вычислительной техники


071900 (230.201.65) – «Информационные системы и технологии»,

210100 (220.201.65) – «Управление и информатика в технических системах»


Хабаровск 2006 г.


Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса Тихоокеанского государственного университета.


Программу составил




Иванов В.Э.




Ст. пр., кафедра АиС




























Ф.И.О. автора (ов)
Ученая степень, звание, кафедра







Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры

протокол № ______ от «____»__________________ 200_г

Завкафедрой__________«__»______ 200_г

__Чье Ен Ун_____

Подпись дата

Ф.И.О.







Программа рассмотрена и утверждена на заседании УМК и рекомендована к изданию

протокол № ______ от «____»_____________ 200_г

Председатель  УМК  _______«__»_______ 200_г

__Чье Ен Ун______

Подпись дата

Ф.И.О.




Директор  института  _______«__»_______ 200_г

__^ Клепиков С.И.___

(декан факультета) Подпись дата

Ф.И.О.




  1. Цели и задачи дисциплины


Целью курса является ознакомление студентов с принципами построения электронных вычислительных машин, принципами построения их основных узлов, перспективами развития ЭВМ, основами построения вычислительных сетей, методами синтеза основных вычислительных узлов.

Для достижения заданной цели студент должен изучить основные характеристики вычислительных машин, основные архитектуры, способы представления информации в ЭВМ, принципы функционирования основных узлов. Изложение материала курса базируется на дисциплинах «Прикладное программирование», «Информатика», «Электроника», «Математические основы теории систем».



  1. требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен

– знать:

– владеть:

– иметь представление:




  1. Объём дисциплины и виды учебной работы


Таблица 1 – объем дисциплины и виды учебной работы

Наименование

По учебным планам основной траектории обучения

с максимальной трудоёмкостью

с минимальной трудоёмкостью

^ Общая трудоёмкость дисциплины







по ГОС

170

102

по УП

153

136
Изучается в семестрах
6

6

^ Вид итогового контроля по семестрам







зачет

6

6

экзамен

6

6

Курсовой проект (КП)







Курсовая работа (КР)







^ Вид итогового контроля самостоятельной работы без отчетностей

расчетно-графические работы (РГР)







Реферат (РФ)







Домашние задания (ДЗ)







^ Аудиторные занятия:







всего

85

85

В том числе: лекции (Л)

34

34

Лабораторные работы (ЛР)

34

34

Практические занятия (ПЗ)

17

17

^ Самостоятельная работа







общий объем часов (С2)

68

51

В том числе на подготовку к лекциям

34

34

на подготовку к лабораторным работам

17

8.5

на подготовку к практическим занятиям

17

8.5

на выполнение КП







на выполнение КР







на выполнение РГР







на написание РФ







на выполнение ДЗ







на экзаменационную сессию










  1. Содержание дисциплины




  1. Общие сведения об устройстве ЭВМ и введение в вычислительную технику.




Объем 4 часа


  1. Арифметические основы ЭВМ




Объем 4 часа



  1. Логические основы ЭВМ




Объем 4 часа


  1. Системные магистрали. Адресация устройств ЭВМ, принципы обмена данными между узлами ЭВМ




Объем 4 часа


  1. Арифметические устройства ЭВМ




Объем 4 часа


  1. Принципы построения устройств памяти.




Объем 4 часа


  1. Система прерываний ЭВМ




Объем 2 часа


  1. Устройства ввода-вывода информации




Объем 4 часа


  1. Принципы организации многопроцессорных и многомашинных вычислительных систем. Программное обеспечение ЭВМ.




Объем 4 часа


  1. Принципы функционирования вычислительных сетей




^ Объем 4 часа


Таблица 2 – Разделы дисциплины и виды занятий и работ


Раздел дисциплины Л
ЛР

ПЗ

КП

(КР)
РГР
ДЗ

РФ

С2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Общие сведения об устройстве ЭВМ и введение в вычислительную технику

*



















*



Логические основы ЭВМ

*

*

*













*



Арифметические основы ЭВМ

*

*

*













*



Системные магистрали. Адресация устройств ЭВМ, принципы обмена данными между устройствами ЭВМ

*

*

*













*



Арифметические устройства ЭВМ

*

*

*













*



Принципы построения устройств памяти.

*

*
















*



Система прерываний ЭВМ

*




*













*



Устройства ввода-вывода информации

*

*
















*



Принципы организации многопроцессорных и многомашинных вычислительных систем. Программное обеспечение ЭВМ.


*




*













*



Принципы функционирования вычислительных сетей

*



















*




  1. ^ Лабораторный практикум


Все лабораторные работы выполняются на базе системы схемотехнического моделирования (ССМ) “ELECTRONIC WORKBENCH”, в качестве вспомогательного программного обеспечения используется программа “LOGIC”, применяемая в курсе “Математические основы теории систем”. Цикл лабораторной работы состоит из 5 стадий:

- Теоретическая подготовка к лабораторной работе с использованием лекционного курса, указанной литературы, кратких теоретических сведений из методических указаний, а так же других источников;

- Получение задания согласно варианту, постановка конкретной задачи, ее осмысления;

- Выполнение лабораторной работы, предусматривающее синтез узла (устройства) ЭВМ согласно варианту задания в ССМ, получение результатов в виде временных диаграмм, иллюстрирующих правильную работу синтезируемого узла

- Оформление отчета;

- Защита выполненной работы.

Лабораторный практикум включает в себя следующие работы:


  1. ^ ИЗУЧЕНИЕ СРЕДЫ СХЕМОТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ “ELECTRONIC WORKBENCH”

Цель работы: Получение навыков работы с ССМ “ELECTRONIC WORKBENCH”.

Задание:

  1. Изучить основные возможности ССМ “ELECTRONIC WORKBENCH”;

  2. Изучить основные инструменты, используемые при разработке и тестировании разрабатываемых в лабораторной работе узлов;

  3. Научиться собирать простейшие узлы;

  4. Научиться производить тестирование разрабатываемых узлов и оформлять результаты.

Контрольные вопросы:

Время выполнения работы – 4 часа



  1. ^ СИНТЕЗ КОМБИНАЦИОННЫХ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ

Цель работы: изучение методики синтеза цифровой комбинационной схемы по ее аналитическому выражению (таблице истинности), минимизация.

Задание:

  1. Согласно варианту выбрать заданную логическую функцию и реализовать ее с помощью заданного базиса с учетом ограничений на количество входов используемых логических элементов.

  2. Используя генератор слов и индикаторы логических состояний, экспериментально получить таблицу истинности синтезированной логической схемы (работать в пошаговом режиме).

  3. Используя генератор слов и логический анализатор, снять временную диаграмму работы схемы.

  4. Используя один из общедоступных методов, упростить заданную логическую функцию и реализовать ее в любом базисе.

  5. Проверить правильность полученной функции путем сравнения таблиц истинности (отобразить обе временные диаграммы на одной распечатке)

  6. Оформить полученные результаты.

Контрольные вопросы:

Время выполнения работы – 4 часа


  1. ^ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРИГГЕРОВ RS- JK- И D-ТИПА

Цель работы: Исследование принципа функционирования триггеров

Задание:

  1. Используя логический анализатор, экспериментально снять таблицу переходов и состояний RS-триггера, синтезированного с использованием заданного базиса. Использовать управляющую последовательность входных сигналов с использованием ручного ввода.

  2. Синтезировать синхронный RS-триггер на базе асинхронного. Снять временные диаграммы триггера в автоматическом режиме, инициируя все возможные состояния триггера и переходы.

  3. Синтезировать синхронный двухступенчатый RS-триггер на базе асинхронного. Снять временные диаграммы триггера в автоматическом режиме, инициируя все возможные состояния триггера и переходы.

  4. Используя библиотечные элементы, исследовать D и JK триггеры.

  5. Исследовать D-триггер в счетном режиме.

Контрольные вопросы:

Время выполнения работы – 4 часа


  1. ^ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИСТРОВ

Цель работы: Изучение свойств, областей применения и синтеза регистров, как элементов сопряжения и устройств временного хранения данных, согласования с шиной.

Задание:

  1. Синтезировать параллельный N-разрядный регистр с Z-состоянием. Реализовать системную шину, обеспечив развязку генератора слов по каналу данных с помощью элементов с Z-cостоянием.

  2. Посредством магистрали записать в регистр произвольное число и выдать его на магистраль. Записываемое и записанное число контролировать с помощью логического анализатора. На магистрали управления задавать сигналы, предотвращающие конфликт устройств.

  3. Синтезировать N-разрядный последовательно-параллельный регистр на базе заданного типа триггера.

  4. C помощью генератора слов задать на информационном и тактовом входе регистра последовательность сигналов, обеспечивающую загрузку заданного слова данных. Правильность загрузки данных контролировать логическим анализатором.

  5. Синтезировать N-разрядный параллельно-последовательный регистр на базе триггера заданного типа.

  6. С помощью генератора слов задать управляющую последовательность, реализующую загрузку в регистр слова данных.

  7. C помощью генератора слов задать на информационном и тактовом входе регистра последовательность сигналов, обеспечивающую сдвиг загруженного слова данных. Сдвига данных контролировать логическим анализатором на старшем значащем разряде регистра.

Контрольные вопросы:

Время выполнения работы – 4 часа


  1. ^ ИССЛЕДОВАНИЕ АРИФМЕТИКО-ЛОГИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА

Цель работы: Изучение принципов построения и функционирования арифметико-логических устройств микропроцессоров (на примере операций сложения и вычитания)

Задание:

  1. Согласно варианту задания синтезировать схему 4-разрядного АЛУ, выполняющую операцию сложения или вычитания с генерацией признака результата.

  2. Сгенерировать управляющую последовательность для выполнения заданной по варианту операции над двумя числами. Результат поместить в регистр-аккумулятор.

  3. Произвести операцию над результатом и следующим операндом, который записывается в рабочий регистр. Генерация управляющих сигналов аналогична предыдущей. Примечание: исходные данные подобрать таким образом, чтобы признак результата был различным при выполнении первой и второй операции.

Контрольные вопросы:

Время выполнения работы – 6 часов


  1. ^ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ РАБОТЫ СИСТЕМНОЙ МАГИСТРАЛИ. АДРЕСАЦИЯ

Цель работы: изучение способов адресации внешних устройств ЭВМ, исследование режимов работы основных магистралей.

Задание:

  1. Согласно варианту задания, синтезировать системную магистраль, к которой подключены два устройства, имеющие уникальные адреса. Устройство, подключаемое к магистрали – устройство ввода или вывода. Моделью микропроцессора является генератор слов (WG) , работающий в составе с параллельным регистром. Генератор слов предназначен для выдачи управляющих сигналов при чтении и записи (см. временные диаграммы), а так же адреса и данных, регистр служит приемником данных, получаемых с внешнего устройства.

  2. Внешние устройства представляют собой приемники и источники внешних данных. Источником данных является параллельный N-разрядный регистр, приемником данных является буферный формирователь с Z-состоянием, подключающий источник внешних данных к шине данных.

  3. Адреса устройств фиксированы в самих устройствах, но необходимо предусмотреть возможность изменять их с помощью внешних перемычек.

  4. Логика обмена данными определяется вариантом задания. Разрядность шины данных – 4, разрядность шины адреса – 3.

Контрольные вопросы:

Время выполнения работы – 6 часов


  1. ^ ИССЛЕДОВАНИЕ МОДУЛЯ ПАМЯТИ

Цель работы: изучение структуры и организации запоминающих устройств ЭВМ на примере модуля памяти RAM.

Задание:

  1. Синтезировать модуль памяти с организацией, соответствующей варианту задания.

  2. Произвести обмен данными с модулем памяти по алгоритму, указанном в варианте. Состояние шин адреса, данных и управления контролировать логическим анализатором.

Контрольные вопросы:

^ Время выполнения работы – 6 часов


Таблица 3 – Лабораторный практикум и его взаимосвязь с содержанием лекционного курса


№ п/п

№ раздела
^ Наименование лабораторной работы

1

1, 2

Изучение среды схемотехнического моделирования “Electronic WorkBench”

2

2

Синтез комбинационных логических схем

3

2

Исследование триггеров RS- JK- и D-типа

4

2, 4

Исследование регистров

5

5

Исследование арифметико-логического устройства

6

4

Исследование принципов работы системной магистрали. Адресация

7

6

Исследование модуля памяти




  1. ^ Практические занятия


Выполнение практических заданий предусматривает следующие стадии:

1. Теоретическая подготовка к выполнению задания с использованием методических указаний, материалов лекционного курса и других источников;

2. Получение необходимых данных;

3. Выполнение задания;

4. Защита выполненной работы.

В учебный курс входят следующие практические занятия:


^ 1. ДВОИЧНАЯ, ШЕСТНАДЦАТИРИЧНАЯ, ВОСЬМИРИЧНАЯ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ. СПОСОБЫ КОДИРОВАНИЯ ДВОИЧНЫХ ЧИСЕЛ

Цель работы: получить практические навыки работы с различными представлениями чисел, используемых в ЭВМ и вводе-выводе информации

Задание:

1. Перевести заданные десятичные числа в двоичное, двоично-десятичное представление;

2. Перевести заданные десятичные числа в восьмиричную и шестнадцатиричную системы;

3. Перевести полученные в п. 2 результаты в двоичную систему, проверить правильность результата;

4. Перевести заданные положительные и отрицательные десятичные числа в коды с произвольными весами в дополнительный код, позиционный и двоично-десятичный коды.

Контрольные вопросы:

Время выполнения работы – 2 часа


^ 2. ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧИСЕЛ

Цель работы: получение практических навыков работы с распространенными в вычислительной технике формами чисел.

Задание:

1. Представить полученное у преподавателя число в формате с целого со знаком, в дополнительном коде (если число отрицательное). Разрядная сетка указывается преподавателем;

2. Представить полученное число в форматах плавающей запятой одинарной и двойной точности;

3. Произвести те же операции с числами, но в формате, принятом для промышленных логических контроллеров (на примере контроллеров Siemens);

3. Оценить вычислительную погрешность для всех случаев;

Контрольные вопросы:

Время выполнения работы – 3 часа


^ 3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭВМ

Цель работы: получение практических навыков работы проектирования и анализа узлов ЭВМ на основе логических элементов и триггеров.

Задание:

1. Проанализировать работу триггера, тип которого задается преподавателем, при подаче на него заданной последовательности сигналов;

2. На основе заданных входных и выходных последовательностей синтезировать логическую схему, используя триггеры и логические элементы.

Контрольные вопросы:

Время выполнения работы – 4 часа


^ 4. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЭВМ

Цель работы: получение практических навыков программирования промышленных логических контроллеров Siemens

Задание:

1. Изучить технологию программирования контроллера LOGO!, ввести предложенную преподавателем программу. Произвести тестирование программы в режиме моделирования, загрузить программу в контроллер и произвести запуск. Сравнить полученные результаты с результатами моделирования.

2. Изучить технологию программирования контроллера S7-200. Установить связь с контроллером, произвести тестирование. Ввести предложенную преподавателем программу. Произвести загрузку программы, произвести запуск. В режиме онлайн-связи произвести контроль за работой программы.

Контрольные вопросы:

Время выполнения работы – 4 часа


^ 5. ФОРМАТЫ ДАННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЭВМ. АДРЕСАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ ПАМЯТИ

Цель работы: получение практических навыков написания программ на языке LAD, изучение способов адресации областей памяти контроллеров S7-200, форматов данных.

Задание:

1. Написать программу перевода чисел, используемых в задании 1, в двух- и четырехбайтное представление. В режиме онлайн использовать двоичное представление при отображении. Обьяснить полученные результаты. Исходные данные хранить в M-памяти.

2. Перевести исходные данные в число с плавающей точкой. Обьяснить полученный результат.

3. Произвести сложение и вычитание двух чисел, заданных преподавателем, в целочисленном формате. Обьяснить полученный результат.

4. Произвести перевод чисел, указанных преподавателем, в формат с плавающей точкой. Произвести сложение и вычитание чисел, объяснить полученный результат.

5. Произвести перевод результата в целочисленное представление с отсечением дробной части. Объяснить полученный результат.

6. Вывести результат в область дискретных выходов. Наблюдать результат по светодиодам на внешней панели контроллера. Объяснить полученный результат.

Контрольные вопросы:

^ Время выполнения работы – 4 часа


Таблица 4 – Практические занятия и их взаимосвязь с содержанием лекционного курса


№ п/п

№ раздела
^ Наименование практической работы

1

1

Двоичная, шестнадцатиричная, восьмиричная системы счисления, способы кодирования двоичных чисел.

2

1

Формы представления чисел

3

2

Функциональные элементы ЭВМ

4

3

Технология программирования промышленных ЭВМ

5

9

Форматы данных промышленных ЭВМ




  1. Контроль знаний студентов
^ Вопросы входного контроля:



  1. Понятие алгоритма.

  2. Понятие языка ассемблера, языка высокого уровня

  3. Понятие логической функции

  4. Понятие комбинационной схемы

  5. Дьзъюнктивная нормальная форма

  6. Конъюнктивная нормальная форма

  7. Правило Де-Моргана

  8. Понятие базиса

  9. Функция Шеффера

  10. Принцип метода Квайна–Мак-Класки

  11. Понятие таблицы истинности

  12. Код Грея, применение

  13. Транзистор, работа транзистора в режиме ключа

  14. Способы повышения быстродействия транзисторных ключей

  15. Параметры логических элементов

  16. Основные серии цифровых микросхем

  17. Понятие четырехполюсника, входное и выходное сопротивление

  18. Переходные процессы в электрических цепях



^ Вопросы текущего контроля:



    1. Назначение узлов цифровой ЭВМ

    2. Основные архитектуры современных ЭВМ

    3. Архитектуры Фон-Неймана и Гарвардская

    4. Назначение основных узлов ЭВМ

    5. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Основной алгоритм

    6. Арифметические операции над двоичными числами

    7. Основные формы представления чисел в ЭВМ

    8. Потенциальный и импульсный способ представления информации

    9. Принцип работы триггера, способы описания

    10. Понятие шины адреса, данных, управления. Назначение.

    11. Типовые протоколы обмена данными

    12. Организация устройств, подключаемых к системной магистрали

    13. Адресация внешних устройств в промышленных ЭВМ

    14. Особенности АЛУ микропроцессоров. Структура.

    15. Основные параметры устройств памяти

    16. Принцип действия адресного запоминающего устройства

    17. Виды прерываний ЭВМ

    18. Понятие порта ввода-вывода

    19. Семиуровневая модель организации обмена данными в сетях



^ Вопросы входного контроля:



  1. Назначение и основные параметры ЭВМ. Два типа ЭВМ.

  2. Структурная схема ЭВМ. Понятие программы, данных.

  3. Архитектуры ЭВМ. Гарвардская и Фон-Неймановская архитектуры.

  4. Классификация ЭВМ.

  5. Основные параметры ЭВМ.

  6. Арифметические основы ЭВМ. Понятие системы счисления.

  7. Двоичная система счисления. Двоично-десятичное кодирование. Перевод чисел в десятичную и наоборот.

  8. Дополнительный код числа.

  9. Шестнадцатиричная система счисления. Перевод чисел в двоичную.

  10. Форматы данных ЭВМ. Разрядная сетка.

  11. Формы представления чисел в ЭВМ. Числа с фиксированной запятой.

  12. Формы представления чисел в ЭВМ. Числа с плавающей запятой.

  13. Электрические способы представления чисел в ЭВМ. Синхронные и асинхронные схемы.

  14. Форматы данных промышленных ЭВМ (на примере SIEMENS)

  15. Асинхронные RS-триггеры. Таблица переходов и временная диаграмма триггера.

  16. Синхронные RS-триггеры. Двухступенчатый синхронный RS-триггер. Временные диаграммы.

  17. D-триггер. Таблица переходов и временная диаграмма триггера. Счетный режим триггера.

  18. JK-триггер. Таблица переходов и временная диаграмма триггера.

  19. Построение RS и D триггеров на базе JK-триггера.

  20. Регистры. Классификация и обозначение регистров.

  21. Функциональная схема и временные диаграммы параллельного регистра.

  22. Сумматоры. функциональная схема полусумматора. Таблица состояний.

  23. N-разрядные сумматоры. Принципы построения.

  24. Вычитатели. Функциональная схема полувычитателя.

  25. Функциональная схема N-разрядного сумматора-вычитателя.

  26. Использование сумматоров для реализаций операции вычитания.

  27. Память ЭВМ. Классификация запоминающих устройств. Основные параметры устройств памяти.

  28. Организация оперативной памяти ЭВМ. Временные диаграммы циклов чтения-записи памяти.

  29. Каскадирование устройств памяти.

  30. Основные типы оперативной памяти, используемые в настоящее время.

  31. Принципы построения постоянных запоминающих устройств.

  32. Трехшинная магистраль. Временные диаграммы.

  33. Двухшинная магистраль. Временные диаграммы.

  34. Преобразование двухшинной магистрали в трехшинную.

  35. Адресация устройств ЭВМ. Функциональная схема порта ввода.

  36. Адресация устройств ЭВМ. Функциональная схема порта вывода.

  37. Система прерываний ЭВМ. Понятие уровня прерывания, приоритета. Организация контроллера прерываний.

  38. Организация вычислительных сетей. Назначение физических, и канальных уровней.

  39. Организация вычислительных сетей. Назначение сетевого и транспортного уровней.

  40. Организация вычислительных сетей. Назначение сеансового, представительного и прикладного уровней.




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Список основной литературы:

1. Таненбаум Э. Архитектура компьютера. - СПб.: Питер, 2003. – 704 с.

2. Гук М. Аппаратные средства локальных сетей. Энциклопедия. - СПб: Издательство «Питер», 2000.

3. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник / А.П. Пятибратов, Л.П. Гудынко, А.А. Кириченко; Под. ред. А.П. Пятибратова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 512 с: ил.

4. Мелехин В.Ф., Павловский Е.Г. Вычислительные машины, системы и сети. – М.: Академия, 2006 г. – 560с.


Список дополнительной литературы:

1. Хилбурн Дж., Джулич П. МикроЭвм и микропроцессоры. Пер. с англ. – М.: Мир, 1979. – 458с.

3. Гук М. Аппаратные интерфейсы ПК. Энциклопедия.–СПб: Питер, 2002.– 528 с.

Нешумова К.А. Электронные вычислительные машины и системы. – М.: Высшая школа, 1989. – 366 с.



  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лабораторного практикума необходимы ПК с установленным программным обеспечением Еlectronic WorkBench V5.12 (Бесплатная студенческая редакция).

Для проведения практических занятий необходимы ПК с установленным программным обеспечением Step7 MicroWin 32, LogoSoftComfort, а так же промышленные логические контроллеры Simatic s7-200 (SIEMENS).



  1. ^ Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


На основании программы кафедры разрабатываются ра­бочие учебные программы дисциплины с учетом фактического числа часов, отведенных на ее изучение. В рабочих программах предусматривается изучение данной дисциплины в рамках профиля подготовки каждого направления (специальности) бакалавров и дипломированных спе­циалистов. Исходя из этого, в рабочей програм­ме отдельные разделы программы могут быть либо усилены, либо со­кращены или опущены.

Лабораторный практикум и практические занятия должны быть нацелены на практическое изучение функциональных узлов ЭВМ, способов представления данных в ЭВМ, на приобретение навыков в проектировании узлов ЭВМ, а так же ознакомлению с архитектурой и программными средствами промышленных ЭВМ.

Базовыми для дисциплины «Вычислительные машины, системы и сети» являются курсы «Прикладное программирование», «Информатика», «Электроника», «Математические основы теории систем».

Курс «Прикладное программирование» дает базовые понятия о программировании, способах представления информации в вычислительных системах, основами построения программ и программных констркций. Курс «Информатика» обеспечивает начальные знания о системах счисления и способах обработки информации в вычислительных системах. Курс «Электроника» дает сведения об основных функциональных элементах, использующихся для построения вычислительных систем. Программа рассчитана на 153 часа для специальности 210100 – «Управление и информатика в технических системах» и 136 часов для специальности 071900 – «Информационные системы и технологии».



  1. ^ Словарь терминов и персоналий

Архитектура ЭВМ - многоуровневая иерархия аппаратурно-программных средств, из которых строится ЭВМ. Каждый из уровней допускает многовариантное построение и применение. Конкретная реализация уровней определяет особенности структурного построения ЭВМ.

Система счисления - способ изображения чисел с помощью ограниченного набора символов, имеющих определенные количественные значения. Систему счисления образует совокупность правил и приемов представления чисел с помощью набора знаков (цифр).

Элемент ЭВМ – устройство для обработки единичных электрических сигналов, соответствующих битам информации.

Узел ЭВМ – устройство для одновременной обработки группы сигналов

Устройство ЭВМ – совокупность узлов, предназначенное для выполнения отдельных машинных операций.

Режим работы – принципы структурной и функциональной организации аппаратных и программных средств.

Вычислительная система - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессоров или ЭВМ, периферийного оборудования и программного обеспечения, предназначенную для сбора, хранения и обработки информации.

Телекоммуникационная вычислительная сеть – сеть обмена и распределенной обработки информации, образуемая множеством абонентских систем и средствами связи.

Дешифратор адреса – устройство, определяющее базовый адрес периферийного устройства и необходимое для организации связи устройства с микропроцессорной шиной.

Кэш-память – специальное быстродействующее запоминающее устройство, «прозрачное» для программиста и позволяющее повысить производительность микропроцессора за счет копирования областей медленного ОЗУ.

Нейман, Джон фон – американский математик и физик. Внес большой вклад в создание первых ЭВМ и разработку методов их применения.

Оперативная память – запоминающее устройство, предназначенное для временного хранения программ и операндов.

Прерывание – сигнал микропроцессору от периферийного устройства о необходимости обмена данными.

Порт ввода/вывода – устройство, обладающее адресом на микропроцессорной шине и позволяющее обмениваться цифровыми данными микропроцессору и внешнему устройству.

Системная шина – набор проводов и протоколов, позволяющих обмениваться данными между элементами вычислительной системы.

Устройство ввода/вывода – периферийное устройство, сопряженное с микропроцессором по системной шине и позволяющая обмениваться данными с «внешним миром».

Внешняя память ЭВМ запоминающие устройства большой (до нескольких Гбайт) емкости (преимущественно на магнитных лентах, дисках, барабанах, оптических дисках), из которых необходимая информация вводится в ЭВМ в процессе выполнения той или иной программы.

programma-dlya-studentov-vkursa-specialnosti-290300-promishlennoe-i-grazhdaskoe-stroitelstvo.html
programma-dlya-suhoj-kozhi-borba-s-fotostareniem-vosstanovlenie-turgora-kozhi-10-00-11-00-stranica-2.html
programma-dlya-translyacii-v-bajt-kod-nazivaetsya-javac-exe-programma-dlya-vipolneniya-bajt-koda-nazivaetsya-java-exe.html
programma-dlya-uchashihsya-11-go-klassa-nazvanie-kompyuternoe-deloproizvodstvo.html
programma-dlya-uchitelej-fizicheskoj-kulturi-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-stranica-3.html
programma-dlya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-specializaciya-ugolovno-pravovaya-grazhdansko-pravovaya-gosudarstvenno-pravovaya.html
  • writing.bystrickaya.ru/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-seme-chast-14.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskoe-ekonomicheskoe-chudo-predislovie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-bokser-ti-chto-kupil-bileti-na-eto-shou-ili-kak.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ukazatel-postuplenij-literaturi-za-period-s-01-yanv-2000-po-31-dek-2002-kraj-v-celom-stranica-8.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-znakomstvo-s-anglijskoj-semej-uitli.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-89-slesar-mehanosborochnih-rabot-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • write.bystrickaya.ru/glyadya-na-loshadinie-mordi-i-lica-lyudej-na-bezbrezhnij-zhivoj-potok-podnyatij-moej-volej-i-mchashijsya-v-nikuda-po-bagrovoj-zakatnoj-stepi-ya-chasto-dumayu-gde-ya-v-eto-stranica-20.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kafedra-ekologicheskogo-i-agrarnogo-prava-tezisi-01-p-l.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/matematika-uchebnij-plan-3-inostrannij-yazik-4-otechestvennaya-istoriya-17.html
  • studies.bystrickaya.ru/bileti-po-politologii-chast-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-6-d-a-pletnev-2006-g-m-p.html
  • control.bystrickaya.ru/ekologiya-i-ohrana-prirodi-s-osnovami-kraevedeniya-programmi-issledovateli-prirodi-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-georgij-grachev-igor-melnik.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-ob-itogah-finansovo-ekonomicheskoj-deyatelnosti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-dlya-socialnih-organizacij-155-ot-07-11-2010-oo-belorusskaya-associaciya-socialnih-rabotnikov.html
  • writing.bystrickaya.ru/1-vvedenie-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-general.html
  • institute.bystrickaya.ru/gorodskaya-olimpiada-po-obsheobrazovatelnim-predmetam-dlya-uchashihsya-5-7-klassov-geografiya-6-klass.html
  • literature.bystrickaya.ru/cikla.html
  • testyi.bystrickaya.ru/bd-viniti-geologiya-i-neftegazonosnost-morej-i-okeanov-annotirovannij-bibliograficheskij-ukazatel.html
  • turn.bystrickaya.ru/osobennosti-sistemi-zakonodatelstva-federativnogo-gosudarstva-chast-19.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravil-po-tehnike-bezopasnosti-pri-proizvodstve-nablyudenij-i-rabot-na-seti-goskomgidrometa-stranica-13.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-kursu-istoriya-zhurnalistiki-zarubezhnih-stran-stranica-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnie-svojstva-dokumenta.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moskva-15-oktyabrya-7883-g-literatura-aksakov-ivan-sergeevich-evrejskij-vopros-socizdat.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-tura-1-den-vstrecha-gruppi-v-moskve-mesto-opredelyaetsya-po-vashemu-zhelaniyu-otezd-v-uglich-stranica-8.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-i-konkurs-razdel-11-obshie-usloviya-provedeniya-konkursa-upravlenie-sudebnogo-departamenta-v-ivanovskoj-oblasti.html
  • literature.bystrickaya.ru/dmitriya-zimina-dinastiya-stranica-11.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovanie-stranica-11.html
  • lesson.bystrickaya.ru/optimizaciya-uslovnoj-skorosti-gaza-v-ciklone-s-pozicij-ekonomicheskoj-effektivnosti-i-energosberezheniya-stranica-8.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/robert-burns-2-bao-press.html
  • urok.bystrickaya.ru/priglashenie-k-delovomu-sotrudnichestvu-stranica-8.html
  • lesson.bystrickaya.ru/patologicheskaya-anatomiya-eto-mediko-biologicheskaya-nauka-izuchayushaya-strukturnie-i-morfologicheskie-osnovi-bolezni-anatomiyu-bolnogo-organizma-sostavnaya-chast-stranica-7.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-mirovaya-ekonomika-specialnost.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sistemnij-podhod-k-upravleniyu-proizvodstvennimi-processami.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-16-klassi-v-n-bryushinkinim-glavi-11-17-i-primechaniya-k-nim.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.