.RU

Программа дисциплины дпп. Ф. 03. “Методы математической физики” Специальность 032200 (050203. 65) Физика


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан физико-математического факультета


_______________ А.Н. Макаренко


«_____»__________________ 2008г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП. Ф.03. “Методы математической физики”


Специальность 032200 (050203.65) Физика

Квалификация - учитель физики


Пояснительная записка


Курс «Методы математической физики» является фундаментальным разделом математики, который посвящен общим методам исследования различных физических процессов. Программа предназначена для построения курса лекционных и практических занятий для студентов-физиков (квалификация – учитель физики). В программу входят следующие темы дисциплины: постановка задач математической физики, начальные и краевые условия, корректность задачи, задачи Коши для бесконечной струны и для одномерного уравнения теплопроводности, интеграл Фурье в действительной и комплексной форме, импульсная функция Дирака, ортогональные системы функций, ряды по ортогональным системам, уравнение Лапласа и задача Дирихле, понятие о гармонических функциях, линейные операторы, собственные числа и собственные функции линейных операторов, тензоры. Круг вопросов математической физики тесно связан с изучением различных физических процессов. Большое значение имеет та часть курса, в которой рассматриваются методы и подходы к решению задач, играющие большую роль в изучении всех разделов теоретической физики: электродинамики, квантовой механики, статистической физики.


  1. Цели и задачи дисциплины:


1.1. Цель преподавания дисциплины


Изучение математической физики ставит своей целью сформулировать у будущего учителя физики и математики основы математической культуры, необходимой для освоения курса теоретической физики.


1.2. Задачи изучения дисциплины


Преподавание методов математической физики должно привести к усвоению математических понятий, посредством которых выражаются основные положения электродинамики, квантовой механики, статистической физики, а также овладение методами решения задач.


  1. ^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины:


Уровень теоретических знаний должен быть достаточным для освоения курса теоретической физики, включающего электродинамику, квантовую механику, статистическую физику, практические занятия должны привить навыки решения задач базового уровня.


  1. ^ Объем дисциплины и виды учебной работы:




Вид учебной работы


Всего часов


Семестры







3





Общая трудоемкость дисциплины

72







72




Аудиторные занятия

54







54




Лекции

36







36




Практические занятия (ПЗ)

18







18




Семинары (С)
















Лабораторные занятия (ЛР)
















И (или) другие виды аудиторных занятий
















Самостоятельная работа

18







18




Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















И (или) другие виды самостоятельной работы
















Вид итогового контроля

экзамен







экзамен






  1. Содержание дисциплины:




    1. 4.1. Раздел дисциплины и виды занятий (Тематический план):





№п/п


Раздел дисциплины


Лекции

Практические

занятия или

семинары

Лабораторные работы

1.

Векторный анализ и элементы теории поля.

10

6




2.

Функции комплексного переменного.


12

6




3.

Вариационное исчисление.


6

2




4.

Преобразование Фурье.


4

2




5.

Элементы тензорного исчисления

4

2







    1. 4.2. Содержание разделов дисциплины:


1. Векторный анализ и элементы теории поля.

Скалярная и векторная функции. Кривые в трехмерном пространстве. Дифференциальные операции: градиент, набла-оператор, ротор, дивергенция, оператор Лапласа. Криволинейные, двойные, поверхностные и тройные интегралы, понятие о n- кратных интегралах. Формулы Грина, Стокса, Остроградского-Гаусса. Понятие о цилиндрических и сферических координатах. Понятие о тензорах.


^ 2. Теория функций комплексного переменного.

Функция комплексного переменного. Предел и непрерывность функции комплексного переменного. Дифференцирование функции комплексного переменного. Понятие аналитической функции. Интегрирование функции комплексного переменного. Теорема Коши. Ряды Тейлора и Лорана. Вычеты и их приложения.

^ 3. Вариационное исчисление.

Понятие функционала. Экстремумы функционалов. Уравнение Эйлера-Лагранжа для функционалов, зависящих от одной функции одной переменной, от нескольких функций одной переменной, от функции нескольких переменных.


^ 4. Преобразование Фурье.

Ряды Фурье, интегралы Фурье, обратное преобразование Фурье, ряды и интегралы Фурье в комплексной форме. - функция.


^ 5. Элементы тензорного исчисления

Линейные операторы. Коммутаторы. Собственные числа и собственные функции линейных операторов. Тензоры. Тензор инерции.


^ 5. Лабораторный практикум – не предусмотрен


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


    1. Рекомендуемая литература:



а) основная литература:

  1. Владимиров, В.С. Уравнения математической физики: Учебник для вузов/В.С.Владимиров, В.В.Жаринов. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2000. – 399 с.

б) дополнительная литература:

  1. Будак, Б.М. и др. Сборник задач по математической физике: Учебное пособие для вузов/Б. М. Будак, А. А. Самарский, А. Н. Тихонов.-4-е изд., испр.-М.:ФИЗМАТЛИТ,2003.-688 с.:

  2. Краснов М.Л. и др. Обыкновенные дифференциальные уравнения: Задачи и примеры с подробными решениями: Учебное пособие / М. Л. Краснов, А. И. Киселев, Г. И. Макаренко.-4-е изд., испр.-М.:УРСС,2002.-253 с.

  3. Краснов М.Л.. Вариационное исчисление: задачи и примеры с подробными решениями : учебное пособие для вузов / М. Л. Краснов, Г. И. Макаренко, А. И. Киселев.- Изд. 2-е, испр.-М.:УРСС,2002.-166 с.:

  4. Краснов М.Л. и др. Векторный анализ: Задачи и примеры с подробными решениями: Учебное пособие / М. Л. Краснов, А. И. Киселев, Г. И. Макаренко.-2-е изд., испр.-М.:УРСС,2002.-140 с

  5. Краснов М.Л. Функции комплексного переменного: задачи и примеры с подробными решениями : учебное пособие для втузов/М. Л. Краснов, А. И. Киселев, Г. И. Макаренко.- Изд. 4-е, испр.- М.: КомКнига, 2006.-205 с.:

  6. Методы математической физики: Уравнения математической физика: Учебное пособие для вузов / В. Г. Багров, В. В. Белов, В.Н. Задорожный, А. Ю. Трифонов.- Томск: Издательство научно-технической литературы,2002.-645 с.

  7. Фихтенгольц Г.М.. Курс дифференциального и интегрального исчисления: Учебник для вузов: В 3 тт./Г. М. Фихтенгольц.-8-е изд.- М.:ФИЗМАТЛИТ. Т. 3.-2002.-727 с.:

  8. Эльсгольц Л.Э.. Дифференциальные уравнения и вариационное исчисление: Учебник для вузов / Л. Э. Эльсгольц.-5-е изд.-М.:УРСС,2002.-319 с.:



    1. Средства обеспечения освоения дисциплины


Рекомендуемая литература и учебно-методические пособия по предмету.


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Компьютерные контролирующие программы (тесты). Компьютерные классы, необходимые

для тестирования по предмету. Лекционная аудитория.


  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


^ 8.1. Методические рекомендации для преподавателей


В начале курса преподаватель должен огласить список рекомендованной для изучения литературы, особо отметив те источники, которые наиболее близки к читаемому курсу. Также следует предупре­дить студентов, что некоторые темы, входящие в экзаменационные вопросы, должны будут ими разбираться самостоятельно. Предлагаемые студентам для самостоятельного изучения темы должны развивать их умение работать с литературой, но должны быть доступными и базироваться на уже полученных знаниях. Однако не следует отда­вать на самостоятельное изучение много вопросов, так как зачастую студенты не успевают изучить их как следует.

Ввиду того, что в данном стан­дарте курса «Методы математической физики» предусмотрены практические занятия, то определение уровня усвоения полученных на лекциях знаний целе­сообразно проводить в начале каждого практического занятия, следующего за прочитанными лекциями. Преподавателям рекомендуется проверять в течение семестра с помощью таких кратких опросов ус­воение студентами учебного материала. При этом опрос должен включать темы всех прочитанных после предыдущего практического занятия лекций. Так как опрос всей группы может занять много времени, то опрашивается часть студентов. На следующем занятии опрашиваются другие студенты по списку группы, т.е. используется своеобразный «скользящий» график. На лекции также можно обратиться с вопросом, использующим пройденный материал, с целью определения степени усвоения относительно сложных моментов курса.

Кроме этого, преподаватель на практических занятиях разбирает подробно ряд задач и задаёт студентам задачи для самостоятельной внеаудиторной работы и контролирует успешность само­стоятельного решения студентами этих задач. Студенты информированы в самом начале курса, что обязаны решить все заданные на самостоятельную внеаудиторную работу задачи для того, чтобы быть допущенными к зачету или экзамену. Если у студентов имеются пропуски занятий без уважительной причины, то препода­ватель имеет право задать любое количество вопросов на экзамене по пропущенной студентом теме, что, естественно, усложняет задачу получения им положительной оценки.


8.2. ^ Методические рекомендации для студентов


Основное содержание предмета излагается в лекциях, аудиторные практические занятия позволяют закрепить приобретенные знания и проверить степень усвоения их при решении базовых для предмета задач. Дальнейшее закрепление материала происходит при самостоятельной работе с теоретической частью предмета и при решении заданного объема задач. Для получения допуска к экзамену или зачету необходимо полностью решить эти задачи. Студентам предлагается использовать рекомендованную литературу для более прочного усвое­ния учебного материала, изложенного на лекциях, а также для изучения материала, запланиро­ванного для самостоятельной работы.

Студенты должны регу­лярно изучать лекционный материал, поскольку пропущенные термины и понятия, неизученный материал не позволят полноценно освоить последующие лекции и получить необходимый объем знаний по изучаемому предмету, что при­ведёт в итоге к «пробелу» в комплексе знаний, необходимых преподавателю физики. Курс строится таким образом, что понятия, введённые на предшествующих лекциях, широко используются в дальнейшем, а сведения, полученные студентами в курсе «Методы математической физики», позволят успешно освоить курс - «Уравнения математической физики».

Для глубокого понимания предмета студенту недостаточно только разбирать лекции, но и необходимо также уметь применять полученные на лекциях знания в ходе практических занятий. Умение решать задачи является тем «оселком», на котором проверяется полнота усвоения полученных теоретических знаний. Студент обязан решать вместе с преподавателем на практических занятиях предлагае­мые задачи, а, кроме того, обязательно решать однотипные задачи, предложенные для самостоя­тельной (внеаудиторной) работы.


^ Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.


а) контрольные вопросы


  1. Векторная функция скалярного аргумента.

  2. Главная нормаль и бинормаль.

  3. Кривизна.

  4. Кручение.

  5. Длина дуги.

  6. Отличие криволинейных интегралов первого и второго рода.

  7. Отличие поверхностных интегралов первого и второго рода.

  8. Двусторонняя поверхность.

  9. Формула Грина.

  10. Формула Стокса.

  11. Формула Остроградского.

  12. Скалярное и векторное поле.

  13. Градиент.

  14. Дивергенция.

  15. Циркуляция.

  16. Ротор.

  17. Оператор Гамильтона.

  18. Оператор Лапласа.

  19. Классификация особых точек.

  20. Обобщения основной задачи вариационного исчисления.

  21. Гармонические функции.

  22. Тензор.


б) задания для самостоятельной работы:


  1. Дифференциальная геометрия поверхности.

  1. Векторные функции нескольких скалярных аргументов

  2. Параметризованная поверхность.

  3. Первая квадратичная форма поверхности.

  4. Вторая квадратичная форма поверхности.

  5. Градиент дивергенция и лапласиан в ортогональных

  6. криволинейных координатах.

  7. Единичная функция Хевисайда.

  8. Двойной интеграл в полярных координатах.

  9. Тройной интеграл в цилиндрических и сферических координатах.

  10. Вариационные задачи с подвижными границами. Простейшая задача с подвижными

  11. границами.

  12. Конформное отображение. Основные понятия.

  13. Тензоры деформаций и напряжений.



Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену.


  1. Вектор – функция скаляра. Годограф вектора. Предел вектора.

  2. Дифференциал вектора. Его инвариантность и связь с его приращением.

  3. Производная вектора по скаляру и ее геометрический смысл.

  4. Интегрирование вектор - функции.

  5. Дуга как параметр. Дифференциал дуги.

  6. Кривизна и кручение линии. Длина дуги.

  7. Соприкасающаяся плоскость. Главная нормаль и бинормаль.

  8. Параметризированная линия. Касательная к линии.

  9. Сопровождающий трехгранник. Уравнения его движения.

  10. Основные формулы дифференциальной геометрии линии.

  11. Поверхностные интегралы от векторных функций.

  12. Общее понятие поверхностного интеграла первого рода.

  13. Двойной интеграл и его свойства

  14. Поверхностные интегралы первого рода и их свойства.

  15. Поверхностные интегралы первого рода и их свойства.

  16. Тройные интегралы и их свойства.

  17. Замена переменных в двойном интеграле.

  18. Замена переменных в тройном интеграле.

  19. Скалярные поля.

  20. Векторные поля.

  21. Формулы Грина, Стокса и Остроградского.

  22. Производная по направлению.

  23. Поле градиента. Потенциальное поле. Поток векторного поля через поверхность.

  24. Дивергенция.

  25. Понятие комплексного числа, геометрическая иллюстрация, тригонометрическая форма.

  26. Действия над комплексными числами.

  27. Функции комплексного переменного.

  28. Аналитические функции. Условия Коши-Римана.

  29. Основные функции комплексного переменного: zn, ,

  30. Основные функции комплексного переменного: .

  31. Аналитические функции.

  32. Классификация особых точек.

  33. Интегральная формула Коши.

  34. Интегрирование функций комплексного переменного. Определение интеграла.

  35. Теорема о вычетах.

  36. Ряд Тейлора.

  37. Ряд Лорана.

  38. Степенные ряды в комплексной области.

  39. Вычет относительно полюса.

  40. Производные высших порядков аналитической функции.

  41. Понятие функционала. Экстремумы функционалов.

  42. Уравнение Эйлера-Лагранжа для функционалов, зависящих от одной функции одной переменной.

  43. Уравнение Эйлера-Лагранжа для функционалов, зависящих от нескольких функций одной переменной.

  44. Уравнение Эйлера-Лагранжа для функционалов, зависящих от функции нескольких переменных.

  45. Ортогональные системы функций. Ряды по ортогональным системам.

  46. Ортогональные системы функций. Полиномы Лежандра.

  47. Ряды Фурье.

  48. Ряды Фурье в комплексной форме.

  49. Интеграл Фурье.

  50. Ряды Фурье в комплексной форме.

  51. Равенство Парсеваля.

  52. Импульсная функция Дирака.

  53. Гармонические функции.

  54. Тензоры. Понятие аффинного ортогонального тензора.

  55. Алгебраические операции над тензорами.

  56. Линейные операторы. Коммутаторы.

  57. Собственные числа и собственные функции линейных операторов.

  58. Векторное параметрическое уравнение поверхности.

  59. Касательные к параметрическим линиям.

  60. Определение первой квадратичной формы.

  61. Определение второй квадратичной формы.

  62. Градиент в ортогональных криволинейных координатах.

  63. Дивергенция и лапласиан в ортогональных криволинейных координатах.

  64. Единичная функция Хевисайда.

  65. Двойной интеграл в полярных координатах.

  66. Тройной интеграл в цилиндрических координатах.

  67. Тройной интеграл в сферических координатах.

  68. Конформное отображение II рода.

  69. Тензор деформаций.

  70. Тензор напряжений.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальность 032200 (050203.65) Физика, квалификация - учитель физики


Программу составил:
Д. ф.-м. н., профессор, кафедра теоретической физики_________________ А.В. Герасимов


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры теоретической физики протокол № __ от «__» ________ 2008 г.


Зав. кафедрой, профессор И.Л. Бухбиндер


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией физико-математического факультета ТГПУ(УМС университета)


Председатель методической комиссии

физико-математического факультета В.И. Шишковский


Согласовано:

Декан физико – математического факультета ________________________ А.Н. Макаренко.

prilozhenie-k-glave-7-andrej-andreevich-ulanovdmitrij-vladimirovich-shein-poryadok-v-tankovih-vojskah-kuda-propali-tanki-stalina.html
prilozhenie-k-grafik-uchebnogo-processa-gruppi-na-semestr-resheniem-zasedaniya-nauchno-metodicheskogo.html
prilozhenie-k-monitoringu-smi-05-09-11.html
prilozhenie-k-pasportu-municipalnogo-obrazovaniya-paspor-t.html
prilozhenie-k-postanovleniyu-gubernatora-oblasti-ot-19052003-264.html
prilozhenie-k-programme-disciplini-programma-disciplini-rossijskij-federalizm-cikl-gos-vpo-opd-vhodit-v-chislo.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvedka-partizanskaya-vojna-s-rabotodatelem.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-3-normalnij-zakon-raspredeleniya-prinyato-schitat-chto-matematika-eto-carica-nauk-i-zrelost-nauki-obichno.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-ot-13-noyabrya-2009-g-n-1715-r-utverdit-prilagaemuyu-energeticheskuyu-strategiyu-rossii-na-period-do-2030-goda-dalee-strategiya-stranica-10.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-3-osnovnie-shkoli-i-teorii-mirovoj-eeonomiki-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-distancionnogo-obucheniya-moskva-2001.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-gosudarstvennie-obrazovatelnie-standarti.html
  • literature.bystrickaya.ru/centralnij-bank-rossijskoj-federacii-ustanovil-sleduyushuyu-procentnuyu-stavku-refinansirovaniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/planirovanie-eksperimenta-na-edinichnom-share-gilbertova-prostranstva-pri-ogranichennih-resursah-shulga-yu-n.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otmechaet-konferenciya-posvyashena-rassmotreniyu-aktualnih-voprosov-tehnologicheskoj-modernizacii-predpriyatij-radioelektronnoj-promishlennosti-povisheniya-konkurentosposobnosti-sozdavaemoj-produkcii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-religiozno-filosofskie-ucheniya-kitaya.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-25-maya-2012-goda-414-oprovedenii-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-obuchayushihsya-osvoivshih-programmu-osnovnogo-obshego.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-gruppovie-metodi-ocenki-personala-stanovlenie-i-razvitie-predstavlenij-i-professionalnom-otbore.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prestupnost-i-metodika-ee-izucheniya-chast-8.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mif-o-proishozhdenii-i-predopredelenii-v-v-kelle-pismo-k-moim-russkim-chitatelyam-dopolneniya-k-tomu-1.html
  • student.bystrickaya.ru/312-svedeniya-o-gosudarstvennoj-registracii-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-myasokombinat.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tradicionnie-1-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • write.bystrickaya.ru/fakultet-gornih-tehnologij-i-transporta-otdel-po-delam-molodezhi-administracii-g-magnitogorska-uchebnaya-baza.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dlya-vipusknih-ekzamenov.html
  • composition.bystrickaya.ru/pervaya-medicinskaya-pomosh-ponyatiya-i-opredeleniya-ispolzuemie-v-medicinskoj-podgotovke-avarijno-spasatelnie-raboti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-po-teme-dejstviya-s-naturalnimi-chislami.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-6-etika-provedenij-issledovanij-d-a-leontev.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iii-formi-kontrolya-za-ispolneniem-administrativnogo-reglamenta.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-oblastyah-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-upravlenie-nedvizhimostyu-dlya-specialnostej-0500908-ocenka.html
  • essay.bystrickaya.ru/energeticheskoe-hozyajstvo-b-i-kuvaldin-vologodskogo-politehnicheskogo-instituta-.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sozdanie-informacionnoj-sistemi-kontrolya-i-prognozirovaniya-sohranyaemosti-obektov-so-strukturnoj-neodnorodnostyu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-prepodavaniya-disciplini-finansovij-menedzhment-v-visshih-uchebnih-zavedeniyah-turisticheskogo-profilya-49-razvitie-potenciala-gostinichnih-predpriyatij-na-primere-malogo-otelya-56.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-devyataya-medinsko-myatlevskaya-operaciya-generalnij-shtab-krasnoj-armii-voenno-istoricheskij-otdel-razgrom-nemeckih.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-grabli-ne-nastupat-stranica-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/glaba-2-osnova-soedinitelnoj-tkani-kollagen-novaya-strategiya-vosstanovleniya-zdorovya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-kafedri.html
  • crib.bystrickaya.ru/iskusstvo-bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-prednaznachen-dlya-prepodavatelej-i-studentov-vsei.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uvk-upravlyayushij-vichislitelnij-kompleks-ukr-ustanovka-katodnogo-raspileniya-upt-usilitel-postoyannogo-toka.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-8-antichnaya-kultura-drevnej-grecii-kurs-lekcij-2-e-izdanie-stereotipnoe-minsk-2005-udk-008076-6.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-16-samie-sokrovennie-i-bezrassudnie-zhelaniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-dlya-uchashihsya-10-klassa-.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nadezhnost-obektov-pri-postepennih-otkazah-osnovnie-raschetnie-modeli.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.