.RU

Профессиональная этика социального работника

Содержание

Введение

1. Понятие и категории профессиональной этики

социального работника

2.Основные функции и принципы профессиональной этики социального работника

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Бу­дучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, кото­рые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм.

Сегодня для социальной работы все большее значение при­обретает вопрос о необходимости определения этических кри­териев ответственности каждого социального работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания едино­го подхода к установлению моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы цен­ностей и идеалов.

Каждый социальный работник должен придерживаться данных правил и норм, должен нести ответственность за то, чтобы его деятельность была направлена на удовлетворение нужд и потребностей клиента.

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной этики социального работника, рассмотрены ее особенности, перечислены основные категории этики социального работника, а также функции этики и принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник.


1. Понятие и категории профессиональной этики социального работника

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская на­ука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть фи­лософии. Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникаю­щие перед человеком в его повседневной деятельности. По­скольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновы­вает практическую деятельность человека.

Социальная работа, как особый вид профессиональной дея­тельности, обладает специфической, только ей присущей со­вокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.

Объектом изучения профессиональной этики социальной рабо­ты является профессиональная мораль специалистов, а пред­метом — возникающие в процессе работы этические отноше­ния, этическое сознание и этические действия социальных ра­ботников.

Целью этики социальной работы является обеспечение и под­держание социально одобряемых содержания и сущности про­фессиональной деятельности, а задачей — нормативная регла­ментация отношений, поведения и действий отдельных пред­ставителей профессиональной группы и их объединений, фор­мирование соответствующего этического сознания специалис­тов социальной сферы.

Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

Социальная работа, как и любая де­ятельность, характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, сред­ство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.

Цели. Высшей целью и мерилом нравственности, деятель­ности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой соци­альный работник, приступая к действиям, в общем виде мо­жет быть выражена формулой: «способствовать решению про­блем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».

Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональ­ной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга — человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результа­том является достижение блага клиента, решение его проблем.

Легитимизация. Под легитимизацией понимается то пра­вовое обоснование, на которое социальный работник (группа специалистов) или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как пра­вило, законы Российской Федерации, касающиеся социаль­ной работы, должностная инструкция для отдельного работ­ника и Положение о подразделении социальной защиты или о социальной службе — вся нормативно-правовая база, рег­ламентирующая деятельность учреждения, органов социаль­ной защиты и их работников.

Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достиже­ния является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства — от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых — «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последстви­ям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели — «использование деструктивных средств приводит к трансфор­мации и самой цели». Несмотря на то что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несо­ответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.

Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к кли­енту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информи­ровал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им дей­ствий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех суще­ственных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкрет­ной цели.

Конечный результат. Результат — это естественный ожи­даемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что имен­но он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от ре­зультата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель — это идеальный вариант ожидаемого результата. Насколь­ко отличается реальное от идеального — зависит и от объектив­ных, и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т. е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он так­же должен хорошо знать о возможных объективных препят­ствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе раз­работки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении. [4, стр.15-22]

2. Основные функции и принципы профессиональной этики социального работника

Основными функциями этики социальной работы можно счи­тать следующие:

- оценочная — дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и дей­ствия работников;

- регулятивная — вытекает из потребности регулировать пове­дение и действия социального работника в различных формаль­ных и неформальных ситуациях;

- организационная — служит улучшению организации соци­альной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессиональ­ного долга;

- управляющая — служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе про­цесса в интересах дела;

- мотивационная — служит средством формирования социаль­но и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

- координирующая — обеспечивает сотрудничество всех участ­ников процесса оказания социальной помощи клиенту, осно­ванное на доверии и взаимной помощи;

- регламентирующая — направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, мето­дов и средств оказания помощи клиенту;

- воспроизводственная — позволяет воспроизводить действия со­циальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;

- воспитательная — служит средством воспитания и совершен­ствования личности как социального работника, так и его кли­ента и социального окружения клиента;

- коммуникативная — служит средством коммуникации меж­ду специалистами и их клиентами;

- оптимизирующая — способствует повышению эффективно­сти и качества социальной работы, повышению статуса про­фессии в обществе, уровня его моральности;

- стабилизирующая — способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работни­ками и клиентами и их близкими, между социальными ра­ботниками и представителями различных учреждений;

- рационализирующая — облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональ­ной морали решения;

- превентивная — предохраняет, предостерегает социально­го работника от поступков и действий, наносящих вред кли­енту и обществу;

- прогностическая — позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллекти­вов, их этическое развитие;


pravila-provedeniya-reklamnoj-akcii-3-testa-za-150-rublej-naimenovanie-akcii-3-testa-za-150-rublej-dalee-akciya.html
pravila-provedeniya-reklamnoj-akcii-ooo-nezavisimaya-laboratoriya-invitro-10-skidka-na-vse-vidi-medicinskih-analizov.html
pravila-provedeniya-soglasno-pravil-stsr-i-stsoo-sudejskaya-brigada.html
pravila-provedeniya-sorevnovanij-po-skipullingu-na-ploshadke-ksss-varyag-11-02-12-skipulling.html
pravila-provedeniya-stimuliruyushej-akcii-shajba-skoda-na-sajte-www-aspec-lider-ru-osnovnie-polozheniya.html
pravila-provedeniya-v-sootvetstvii-s-pravilami-ftsr-sudejskaya-kollegiya.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-ucheta-operacij-banka-s-cennimi-bumagami-na-materialah-zao-gazenergoprombank-stranica-3.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-gramm-lomon-zdes-sohr-orientaciya-na-nem-lat-konstrukcii-s-ottyanutimi-nazad-skazuemimi-i-so-svobodnim-poryadkom-raspolozheniya-slov.html
  • grade.bystrickaya.ru/monografiya-rasschitana-na-praktikuyushih-yuristov-gosudarstvennih-i-municipalnih-sluzhashih-nauchnih-rabotnikov-prepodavatelej-aspirantov-studentov-yuridicheskih-vuzov-i-fakultetov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rabota-s-obektami-bolshogo-obema-v-ms-sql-i-ado.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-ob-utverzhdenii-polozheniya-ob-oplate-truda-rukovoditelej-municipalnih-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • letter.bystrickaya.ru/nosit-prikladnoj-harakter-i-rassmatrivaetsya-primenitelno-k-arhitekturno-planirovochnim-resheniyam-kak-odin-iz-vozmozhno-priemlemih-metodov-proektirovaniya-pravoslavnih-hramov-sovremennogo-perioda.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-uchebnoj-disciplini-5-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-uchebnoj-disciplini-razdel-metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-uchebnoj-disciplini-konstitucionnoe-pravo.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-speckursu-prestupleniya-v-sfere-ekonomicheskoj-deyatelnosti.html
  • tests.bystrickaya.ru/kompromissi-i-protivorechiya-eta-kniga-vishedshaya-iz-pod-pera-celoj-gruppi-vedushih-specialistov-predstavlyaet-soboj.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizacionnaya-struktura-prepared-by-special-rapporteur-pavel-sulyandziga.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/voprosi-po-buhuchetu-chast-9.html
  • credit.bystrickaya.ru/omarova-lzzat-tlpizi-kredittk-oitu-zhjesnde-studentterd-ksbi-zirettlktern-aliptastirudi-pedagogikali-sharttari.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-instrukciya-dlya-uchastnika-zaprosa-kotirovok-tipovoj-dogovor.html
  • student.bystrickaya.ru/1ablet-br-adamdi-eknshsnen-azhiratatin-dara-psihologiyali-erekshelk-barshaa-brdej-tn-asietter-ablet-bola-almajdi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/santalovoe-maslo-kniga-yavlyaetsya-nadezhnim-spravochnikom-ne-tolko-dlya-specialistov-parfyumernogo-proizvodstva-no.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravo-na-krizis-povliyaet-li-krizis-v-ssha-na-rossijskij-rinok-1-rieltori-4-pavel-kuznecov-rieltori-urala-luchshie-v-rossii-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-torgovih-otnoshenij-i-integracionnih-processov-nauchnie-trudi-20r-nekotorie-aktualnie-voprosi-agrarnoj-politiki-rossii.html
  • literature.bystrickaya.ru/buntuyushij-chelovek-gosudarstvennij-terrorizm-i-irracionalnij-terror.html
  • tests.bystrickaya.ru/master-kontrolnij-uchastka-ceha-osnovnie-trebovaniya-predyavlyaemie-k-oformleniyu-dolzhnostnoj-instrukcii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/animacionnoe-kino-v-sovremennoj-obrazovatelnoj-srede-mediaobrazovanie-rossijskij-zhurnal-istorii-teorii-i-praktiki.html
  • lesson.bystrickaya.ru/narodzhenya-zrok.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-dlya-studentov-ekonomicheskogo-fakulteta.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-licej-74-omsk-2011-stranica-6.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ne-zapadnij-stranica-5.html
  • testyi.bystrickaya.ru/apparatnie-i-programmnie-trebovaniya-sistemi-edelvejs-master-tur.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-tretej-glave-analiz-i-sintez-medicinskih-sistem-podderzhki-prinyatiya-reshenij-na-osnove-tehnologij-statisticheskogo.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-psihokorrekcionnie-tehnologii-pri-zaderzhke-psihicheskogo-razvitiya-u-detej-i-podrostkov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-v-hgaep-dalnevostochnoj-regionalnoj-olimpiadi-po-informatike-sredi-shkolnikov-it-olimpiadi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/regionalnie-sro-24-nyusmejkeri-10.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-istoricheskie-svedeniya-nauchno-prakticheskaya-znachimost-medoti-issledovaniya-primenenie-stvolovih-kletok-sovremennoe-sostoyanie.html
  • control.bystrickaya.ru/domnul-vucea-zakona-o-osnovama-sistema-obrazovaa-i-vaspitaa-sluzhbeni-glasnik-rs-br-6203-6403-ispravka.html
  • urok.bystrickaya.ru/prepodobnij-avva-dorofej-dobrotolyubie-tom-2.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rol-sredstv-massovoj-informacii-v-sovremennom-obshestve-nastolko-velika-chto-bolshinstvo-issledovatelej-nazivayut-poslednie-desyatiletiya-xx-v-i-nachalo-xxi-v-no.html
  • school.bystrickaya.ru/kolpakidi-a-i-prohorov-d-p-imperiya-gru-ocherki-istorii-rossijskoj-voennoj-razvedki-stranica-25.html
  • education.bystrickaya.ru/0bra30va-vii-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferenciya-novie-informacionni-tehnologii-i-menedzhmen-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.