.RU

Профессиональная этика социального работника

Содержание

Введение

1. Понятие и категории профессиональной этики

социального работника

2.Основные функции и принципы профессиональной этики социального работника

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Бу­дучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, кото­рые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм.

Сегодня для социальной работы все большее значение при­обретает вопрос о необходимости определения этических кри­териев ответственности каждого социального работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания едино­го подхода к установлению моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы цен­ностей и идеалов.

Каждый социальный работник должен придерживаться данных правил и норм, должен нести ответственность за то, чтобы его деятельность была направлена на удовлетворение нужд и потребностей клиента.

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной этики социального работника, рассмотрены ее особенности, перечислены основные категории этики социального работника, а также функции этики и принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник.


1. Понятие и категории профессиональной этики социального работника

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская на­ука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть фи­лософии. Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникаю­щие перед человеком в его повседневной деятельности. По­скольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновы­вает практическую деятельность человека.

Социальная работа, как особый вид профессиональной дея­тельности, обладает специфической, только ей присущей со­вокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.

Объектом изучения профессиональной этики социальной рабо­ты является профессиональная мораль специалистов, а пред­метом — возникающие в процессе работы этические отноше­ния, этическое сознание и этические действия социальных ра­ботников.

Целью этики социальной работы является обеспечение и под­держание социально одобряемых содержания и сущности про­фессиональной деятельности, а задачей — нормативная регла­ментация отношений, поведения и действий отдельных пред­ставителей профессиональной группы и их объединений, фор­мирование соответствующего этического сознания специалис­тов социальной сферы.

Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

Социальная работа, как и любая де­ятельность, характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, сред­ство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.

Цели. Высшей целью и мерилом нравственности, деятель­ности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой соци­альный работник, приступая к действиям, в общем виде мо­жет быть выражена формулой: «способствовать решению про­блем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».

Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональ­ной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга — человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результа­том является достижение блага клиента, решение его проблем.

Легитимизация. Под легитимизацией понимается то пра­вовое обоснование, на которое социальный работник (группа специалистов) или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как пра­вило, законы Российской Федерации, касающиеся социаль­ной работы, должностная инструкция для отдельного работ­ника и Положение о подразделении социальной защиты или о социальной службе — вся нормативно-правовая база, рег­ламентирующая деятельность учреждения, органов социаль­ной защиты и их работников.

Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достиже­ния является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства — от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых — «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последстви­ям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели — «использование деструктивных средств приводит к трансфор­мации и самой цели». Несмотря на то что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несо­ответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.

Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к кли­енту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информи­ровал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им дей­ствий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех суще­ственных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкрет­ной цели.

Конечный результат. Результат — это естественный ожи­даемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что имен­но он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от ре­зультата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель — это идеальный вариант ожидаемого результата. Насколь­ко отличается реальное от идеального — зависит и от объектив­ных, и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т. е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он так­же должен хорошо знать о возможных объективных препят­ствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе раз­работки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении. [4, стр.15-22]

2. Основные функции и принципы профессиональной этики социального работника

Основными функциями этики социальной работы можно счи­тать следующие:

- оценочная — дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и дей­ствия работников;

- регулятивная — вытекает из потребности регулировать пове­дение и действия социального работника в различных формаль­ных и неформальных ситуациях;

- организационная — служит улучшению организации соци­альной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессиональ­ного долга;

- управляющая — служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе про­цесса в интересах дела;

- мотивационная — служит средством формирования социаль­но и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

- координирующая — обеспечивает сотрудничество всех участ­ников процесса оказания социальной помощи клиенту, осно­ванное на доверии и взаимной помощи;

- регламентирующая — направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, мето­дов и средств оказания помощи клиенту;

- воспроизводственная — позволяет воспроизводить действия со­циальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;

- воспитательная — служит средством воспитания и совершен­ствования личности как социального работника, так и его кли­ента и социального окружения клиента;

- коммуникативная — служит средством коммуникации меж­ду специалистами и их клиентами;

- оптимизирующая — способствует повышению эффективно­сти и качества социальной работы, повышению статуса про­фессии в обществе, уровня его моральности;

- стабилизирующая — способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работни­ками и клиентами и их близкими, между социальными ра­ботниками и представителями различных учреждений;

- рационализирующая — облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональ­ной морали решения;

- превентивная — предохраняет, предостерегает социально­го работника от поступков и действий, наносящих вред кли­енту и обществу;

- прогностическая — позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллекти­вов, их этическое развитие;


pravila-provedeniya-reklamnoj-akcii-3-testa-za-150-rublej-naimenovanie-akcii-3-testa-za-150-rublej-dalee-akciya.html
pravila-provedeniya-reklamnoj-akcii-ooo-nezavisimaya-laboratoriya-invitro-10-skidka-na-vse-vidi-medicinskih-analizov.html
pravila-provedeniya-soglasno-pravil-stsr-i-stsoo-sudejskaya-brigada.html
pravila-provedeniya-sorevnovanij-po-skipullingu-na-ploshadke-ksss-varyag-11-02-12-skipulling.html
pravila-provedeniya-stimuliruyushej-akcii-shajba-skoda-na-sajte-www-aspec-lider-ru-osnovnie-polozheniya.html
pravila-provedeniya-v-sootvetstvii-s-pravilami-ftsr-sudejskaya-kollegiya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-obshaya-harakteristika-informacionno-analiticheskoj-raboti-uchebno-metodicheskoe-posobie-habarovsk-2008-udk-159.html
  • education.bystrickaya.ru/25-30-sentyabrya-knigi-holmsa-v-v-pchelovod-poslednij-gambit.html
  • college.bystrickaya.ru/1147-mi-kuzmin-kruteckij-dbdegterev-dv-mazurenko-2009-dobricina-anna-alekseevna-aspirant-tel-rab.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kruzhka-volshebnij-mir-origami-1-4-klass-razrabotchik-programmi-marushak-o-v-uchitel-nachalnih-klassov.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-190600.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/netware-vstrechaetsya-s-linux-chast-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-na-temu-sravnitelnij-analiz-cvetooboznachenij-v-russkoj-i-nemeckoj-frazeologii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasskazchika-p-a-grineva-v-raznie-periodi-zhizni.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/1chz-2f1-1f4-byulleten-novih-postuplenij-mart-2010-goda.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/makeeva-i-m-vosstanovlenie-zubov-svetootverzhdaemimi-kompozitnimi-materialami-praktich-ruk-vo-i-m-makeeva-a-i-nikolaev.html
  • composition.bystrickaya.ru/opornij-skelet-lichnosti-chast-3.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-pr-konsultanti-uchebnik-dlya-mnogih-uchebnih-zavedenij-posle-smerti-dzhefkinsa-knigu-dorabatival-d-yadin.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialnaya-rabota-stranica-5.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-opredelenie-prohodnogo-balla-uchebnoe-posobie-po-discipline-metodi-i-metodika-otbora-i-nabora-personala-specialnost.html
  • znanie.bystrickaya.ru/akcentologicheskie-normi-metodicheskie-ukazaniya-k-izucheniyu-kursa-dlya-studentov-nefilologicheskih-specialnostej-zaochnoj.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vidi-hozyajstvennih-obshestv-v-rf.html
  • credit.bystrickaya.ru/otdel-obrazovaniya-i-molodezhnoj-politiki-administracii.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-33-istoriya-princa-s-drugogo-foruma-garri-potter-i-dari-smerti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/arhitektura-sankt-peterburga-leningrad-do-velikoj-otechestvennoj-vojni-chast-5.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-kemerovo-2007-udk.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-matematika.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-universitet-a-azimov-soobshestvo-na-krayu.html
  • education.bystrickaya.ru/4-izobrazitelnoe-iskusstvo-epohi-vozrozhdeniya-italiya-niderlandi-germaniya-istoriya-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arhitekturi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/porodi-loshadej.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pravovie-osnovi-inostrannogo-investirovaniya-v-ukraine.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-yunij-hudozhnik.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-etapi-resheniya-zadach-na-evm-algoritmizaciya-osnovnie-ponyatiya-blok-shemi-4-stranica-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/regulirovanie-pogodi-nevidimaya-ruka.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-o-rezultatah-deyatelnosti-za-2011-2012uchebnij-god.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekosociologiya-sociologiya-i-obshestvo-puti-vzaimodejstviya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sostaviteli-l-krol-e-purtova-stranica-6.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-dengi-kredit-banki-nazvanie.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-predsedatelya-pravleniya-ooo-kber-bank-kazani.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-23.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-doklad-polozhenie-molodezhi-v-respublike-tiva-v-2011-godu-vvedenie-i.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.