.RU

ПРОЕКТ (от 19.06.2001) - Концептуальные основы государственно-церковных отношений в российской федерации


ПРОЕКТ

(от 19.06.2001)

Разработан Институтом государственно-

конфессиональных отношений и права и

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г.Москве в лице заместителя начальника Главного управления Жбанкова В.Н.


КОНЦЕПЦИЯ

^ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Настоящая Концепция разработана в целях согласования усилий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию и развитию их отношений с религиозными объединениями (государственно-конфессиональных отношений), направленных на обеспечение условий реализации гражданами Российской Федерации свободы вероисповедания, а также условий сохранения и развития духовно-нравственного потенциала многонационального народа Российской Федерации.

Государственная политика в сфере отношений с религиозными объединениями основывается на признанных Российской Федерацией принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и Конституции Российской Федерации и находит свое выражение в системе федеральных законов, других нормативных правовых актов Российской Федерации и деятельности органов государственной власти.

Концепция отражает совокупность официальных взглядов на состояние, цели, принципы и основные задачи в отношениях органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - «органы государственной власти» или «государство») с религиозными объединениями, действующими в Российской Федерации. Концепция исходит из необходимости обеспечения единства культурного пространства и государственной целостности Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, в том числе свободы вероисповедания, а также обеспечения баланса интересов граждан, общества и государства.

Концепция служит методологической основой для совершенствования нормативного правового регулирования отношений органов государственной власти с религиозными объединениями, а также при планировании и реализации деятельности органов государственной власти в указанной сфере.

Настоящая Концепция также учитывается при реализации государственной национальной политики Российской Федерации.


^ I. СОСТОЯНИЕ отношений между государством и религиозными объединениями В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Российская Федерация - светское, имеющее богатое культурное наследие государство, где множество обладающих уникальными особенностями духовной культуры народов составляют единое гражданское общество.

На протяжении своей многовековой истории российское государство претерпевало серьезные испытания, преодолеть которые было возможным благодаря присущему российскому народу духовно-нравственному потенциалу, одним из основных источников которого являлась религиозная вера.

Граждане Российской Федерации придерживаются разных убеждений в отношении религии. Значительная часть населения России на протяжении веков исповедует традиционные религии, сыгравшие существенную историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли традиционных религий, в лице традиционных религиозных организаций, на территории России сохранились уникальное единство и многообразие национальных культур населяющих ее народов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами государство гарантирует каждому человеку, законно находящемуся на его территории, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом реализация указанных свобод не должна наносить ущерб или угрожать основам конституционного строя, нравственности, здоровью, правам и законным интересам других лиц, обеспечению обороны страны и безопасности государства.

Осуществление указанных прав и свобод осуществляется в Российской Федерации на основе принципа отделения религиозных объединений от государства (принципа светского характера государства).

В настоящее время существенное влияние на отношения между государством и религиозными объединениями оказывает ряд следующих взаимосвязанных факторов общественного развития:

Вышеуказанные факторы общественного развития проявляются в разных сферах жизни общества, в том числе в сфере отношений между государством и религиозными объединениями, и обуславливают существование комплекса проблем, в решении которых государство принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Действующее законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, основанное на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и включающее Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, в целом, обеспечило создание условий для деятельности религиозных объединений и реализации гражданами права на свободу вероисповедания, однако существующие в правоприменительной практике проблемы, вызванные, в том числе, наличием правовых пробелов, обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования деятельности религиозных объединений и отношений государства с религиозными объединениями.

Деятельность органов государственной власти в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации недостаточно скоординирована и организована, что вызывает необходимость совершенствования ее методологического и организационного обеспечения.


^ II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ и ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

в сфере отношений с религиозными объединениями


Цели, принципы и содержание государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями определяются обязанностями государства по обеспечению гарантий свободы вероисповедания, а также созданию условий сохранения и развития духовно-нравственного потенциала и культурного наследия российского народа.

^ Основными целями государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации являются:

^ Основными принципами государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации являются:

Принцип отделения религиозных объединений от государства (принцип светского характера государства) предполагает обеспечение государством соблюдения следующих условий:

Принцип свободы вероисповедания означает обеспечение права исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, а также права свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Принцип равенства религиозных объединений перед законом предполагает установление в законодательстве Российской Федерации единых правовых основ деятельности и гарантий свободы вероисповедания для всех религиозных объединений; при этом традиционные религиозные организации обладают расширенной правосубъектностью, что предполагает, прежде всего, их повышенную ответственность за судьбы народов России и сотрудничество с государством в сферах, определенных законодательством Российской Федерации.

Принцип невмешательства государства во внутреннюю деятельность религиозных организаций включает требование невмешательства государства в содержание вероучений, обрядов, культа и других форм религиозной деятельности, а также во внутреннее самоуправление религиозных объединений, за исключением случаев нарушения ими российского законодательства.

Принцип сотрудничества государства с религиозными объединениями заключается в том, что государство содействует развитию общественно-полезной деятельности религиозных объединений, содействует сохранению культурного наследия традиционных религиозных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, но при этом не финансирует религиозную деятельность религиозных объединений.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, государство обеспечивает каждому человеку, законно находящемуся на территории Российской Федерации, гарантии свободы вероисповедания, включая:


^ III. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ в сфере отношений с религиозными объединениями


В сфере отношений с религиозными объединениями Российская Федерация принимает меры по решению следующих основных задач:

^ 1. В государственно-правовой сфере:

^ 2. В сфере образования и культуры:

^ 3. В сфере благотворительности и социального обслуживания:

сотрудничество органов государственной власти с традиционными религиозными организациями в решении задач по укреплению института семьи и улучшению демографической ситуации в России.

^ 4. В сфере экономики:


^ IV. ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА С ТРАДИЦИОННЫМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ


Большинство населения России на протяжении веков исповедовало и исповедует традиционные религии, благодаря которым сформировалась и сохраняется национально-культурная идентичность народов в Российской Федерации, сложилось их уникальное единство и многообразие.

Государство, признавая равенство религиозных объединений перед законом, выбирает формы и объемы сотрудничества с религиозными организациями, учитывая при этом численность граждан Российской Федерации, выражающих принадлежность или предпочтительное отношение к определенным религиозным организациям, а также соответствующие нормы законодательства Российской Федерации. Государственная политика в сфере отношений с религиозными объединениями может стать объединяющим фактором в обществе при учете интересов традиционных религиозных организаций в Российской Федерации.

В целях содействия сохранению в обществе атмосферы терпимости и уважения в вопросах свободы вероисповедания, стремясь к эффективной защите прав и свобод человека и гражданина, сохранению и развитию духовно-нравственного потенциала российского общества, более полной реализации интересов граждан Российской Федерации в духовной сфере, в Российской Федерации выделяются традиционные религиозные организации Российской Федерации и традиционные религиозные организации отдельных народов Российской Федерации.

Традиционными религиозными организациями Российской Федерации признаются российские централизованные религиозные организации, которые:

1) оказали значительное влияние на становление и развитие российской государственности, исторически сыграли существенную историческую роль в развитии национального самосознания народов Российской Федерации,

2) обеспечили формирование и развитие традиционной духовности и культуры народов России и составили часть духовного, национального и культурного наследия Российской Федерации,

3) являются религиозными объединениями, принадлежность или предпочтительное отношение к которым выражает значительная часть граждан Российской Федерации,

4) выступают в качестве созидательной и объединяющей духовной силы российского общества, направленной на поддержание мира и стабильности в Российской Федерации.

Под традиционными религиозными организациями отдельных народов Российской Федерации понимаются религиозные организации, которые характеризуются исповеданием вероучений, имеющих существенно ограниченную, относительно территории Российской Федерации, историческую территорию распространения либо содержащих предпочтительное или преимущественное отношение к определенным национальным (этническим) общностям.

Традиционные религиозные организации отдельных народов Российской Федерации обладают всеми правами традиционных религиозных организаций Российской Федерации в пределах исторических территорий их распространения (буддизм, традиционные религии народов Севера и др.) или определенных национальных (этнических) общностей.

В настоящее время деятельность традиционных религиозных организаций в Российской Федерации имеет существенное значение для сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, что является одним из необходимых условий сохранения, возрождения и развития российского общества.

Православное христианство в течение многих веков являлось государствообразующей религией в России и оказало определяющее влияние на формирование культуры и государственности русского народа, поэтому межрелигиозные и государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации во многом зависят от отношений государства с Русской Православной Церковью, являющейся религиозной организацией, принадлежность или предпочтительное отношение к которой выражает большинство граждан Российской Федерации. Государство также признает неотъемлемой частью современной духовной жизни и исторического наследия народов России исторически сложившиеся традиционные духовные управления мусульман, старообрядческие и другие традиционные религиозные организации.

Органы государственной власти и традиционные религиозные организации сотрудничают на основе соблюдения принципа взаимного невмешательства сотрудничающих сторон в осуществление ими их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Сферами сотрудничества государства и традиционных религиозных организаций являются:

содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами, сохранению общественной нравственности;

деятельность по сохранению и восстановлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанных с историей традиционных религиозных организаций, а также по сохранению церковных зданий, сооружений и иных объектов, не являющихся памятниками истории, но имеющих культурную ценность;

образование, культурное, нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи;

духовное попечение о военнослужащих и сотрудниках правоохранительных учреждений;

сотрудничество в области профилактики правонарушений, попечения о лицах, находящихся в местах лишения свободы;

наука, включая гуманитарные исследования;

здравоохранение и социальное обслуживание;

деятельность средств массовой информации, образованных с участием традиционных религиозных организаций или с участием государства;

поддержка института семьи, материнства и детства, улучшение демографической ситуации в Российской Федерации.

благотворительная деятельность.

Государство в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, оказывает содействие участию традиционных религиозных организаций в реализации федеральных, межрегиональных и региональных целевых программ и иных мероприятий в сфере образования, культуры, социального обслуживания и иных сферах общественных отношений.


^ V. ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ


В Российской Федерации установлен светский характер образования, который заключается в том, что никакая религия либо нерелигиозное, включая атеистическое, мировоззрение не устанавливаются в качестве государственных или обязательных для преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, государство не оказывает поддержку пропаганде атеистических идей и учений, включая атеистические или агностические взгляды на религию; при этом государственные и муниципальные учреждения образования вправе сотрудничать с традиционными религиозными организациями в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Религиозные организации, согласно законодательству Российской Федерации, вправе создавать собственные учреждения религиозного образования.

В целях содействия эффективному решению государственными и муниципальными учреждениями образования задач воспитания и образования детей и молодежи и учитывая интересы граждан Российской Федерации в духовной сфере, государство:

сотрудничает с традиционными религиозными организациями в области образования, духовно-нравственного, гражданского, в том числе патриотического и правового, воспитания населения, а также в области религиозного образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

взаимодействует с традиционными религиозными организациями при разработке содержания государственных образовательных стандартов, учебных программ, учебных и учебно-методических пособий по образовательным предметам гуманитарного характера с целью учета духовно-нравственных, религиозных и культурных ценностей народов России;

содействует традиционным религиозным организациям в создании и деятельности образовательных учреждений;

обеспечивает религиозным организациям правовые возможности реализации прав граждан на религиозное образование;

сотрудничает с традиционными религиозными организациями в обеспечении защиты прав и интересов родителей и детей в образовательном процессе, осуществляемом в образовательных учреждениях, в том числе права на нормальное физическое, интеллектуальное, нравственное, духовное развитие детей в соответствии с традициями их семьи, народа, религии.


^ VI. ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА С РЕЛИГИОЗНЫМИ

ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В СФЕРЕ Благотворительности и социального обслуживания


Государство признает социальную значимость деятельности религиозных объединений в сфере благотворительности и социального обслуживания, где они способны оказывать эффективную поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, безработица, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, отсутствие определенного места жительства), участвовать в решении проблем укрепления института семьи, профилактики детской и подростковой преступности, наркомании, алкоголизма, социальной реабилитации лиц, отбывающих и отбывших наказание в местах лишения свободы.

Государство поддерживает деятельность религиозных организаций в сфере благотворительности и социального обслуживания, в том числе, осуществляемую:

благотворительными организациями, созданными религиозными организациями, при условии, что эта деятельность имеет социальную значимость;

учреждениями социального обслуживания граждан, созданными религиозными организациями в целях социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детские приюты, дома ночного пребывания, богадельни и др.), при условии получения этими организациями соответствующих лицензий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти в целях поддержки деятельности религиозных организаций в сфере благотворительности и социального обслуживания вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предоставлять учреждениям социального обслуживания и благотворительным организациям, созданным религиозными организациями, льготы по уплате налогов, оказывать иную помощь.

Органы государственной власти также вправе, в соответствии с законодательством Российской Федерации, финансировать благотворительные программы благотворительных организаций, созданных религиозными организациями, путем размещения государственных заказов на конкурсной основе для обеспечения выбора и поддержки деятельности наиболее эффективно работающих благотворительных организаций.

Государственная поддержка может быть предоставлена в соответствии с законодательством Российской Федерации учреждениям социального обслуживания и благотворительным организациям, созданным религиозными организациями, при условии, что оказание ими благотворительной помощи нуждающимся и социальное обслуживание граждан не сопровождается принуждением граждан к принятию каких-либо религиозных убеждений или требованиями изменить их религиозные убеждения, а также не имеют целью побудить граждан придерживаться определенных религиозных убеждений.


posvyashayu-etu-povest-vsem-ee-druzyam-kto-prinyal-kak-svoe-lichnoe-eto-besprizornoe-ditya-literaturi-i-ne-dal-ee-avtoru-vpast-v-otchayanie-stranica-9.html
posvyashenie-araukanskoj-shamanki-predislovie.html
posvyashenie-nomo-anastasii-novih-perekreste-iskonnij-shambali.html
posvyashenie-u-yakutov-samoedov-i-ostyakov-predislovie.html
posvyashenie-v-semi-pesherah-tollana-zuvuji.html
posvyashenie-zhenam-dekabristov-pereval.html
  • letter.bystrickaya.ru/nsaular-nisan-pmu-s-n-18-205-azastan-respublikasini-blm-zhne-ilim-ministrlg.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-dvigatelnaya-aktivnost-prakticheskoe-rukovodstvo.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-viktor-mihajlovich-vasnecov-lekciya-religioznoe-obosnovanie-kulturi-4.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kreditovanie-vo-vneshnetorgovoj-deyatelnosti-chast-6.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yumor-v-tvorchestve-sergeya-dovlatova.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prajs-list-prajs-list.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stavropol-stranica-3.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazka-o-molodce-udalce-molodilnih-yablokah-i-zhivoj-vode-a-n-afanasev-narodnie-russkie-skazki.html
  • exam.bystrickaya.ru/vikonannya-gospodarskih-zobovyazan.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-tretya-richard-bah-chajka-po-imeni-dzhonatan-livingston.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-mirovoe-hozyajstvo-i-mezhdunarodnie-ekonomicheskie-otnosheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd.html
  • institut.bystrickaya.ru/stati-dolzhno-bit-nabrano-obichnim-shriftom-zaglavnimi-bukvami-bez-kavichek-podcherkivanij-perenosov-i-tochek-nazvanie-dolzhno-bit-otdeleno-ot-predidushego-teksta-odnoj-pustoj-strokoj.html
  • books.bystrickaya.ru/bilokaciya-richard-vebster-astralnie-puteshestviya-dlya-nachinayushih.html
  • essay.bystrickaya.ru/celitelnie-i-evristicheskie-vozmozhnosti-neobichnihsostoyanij-stranica-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-gruppovim-zanyatiyam-po-razdelu-obshevoinskie-ustavi-vooruzhennih-sil-rossijskoj-federacii-stranica-4.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-vneklassnogo-chteniya-v-1-klasse-tema-chtenie-skazki-v-suteeva-mishonok-i-karandash.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-18-autsorsing-sovremennij-element-logisticheskoj-deyatelnosti-metodicheskie-ukazaniya-po-samostoyatelnoj.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-korrekcionnih-klassov-po-programmam-specialnih-korrekcionnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-viii-vida.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-3-torgovo-tehnologicheskij-process-1-kommercheskie-predpriyatiya-ih-tipi-vidi-funkcii-4.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-resursi-internet-ssilki-na-sajti-po-matematike.html
  • abstract.bystrickaya.ru/4-glava-logika-predikatov-g-i-ruzavin-logika-i-argumentaciya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-urokah-istorii-obshestvoznaniya-biologii-geografii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/44-operatori-yazika-uchebnoe-posobie-vklyuchaet-rassmotrenie-takih-osnovopolagayushih-voprosov-po-informatike-kak.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv-kontrol-kachestva-osvoeniya-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dpp-f-16-bazovie-i-novie-fizkulturno-sportivnie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-maya-v-1200-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-18-669-17-maya-2010-g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-organizaciya-i-tehnika-vneshnetorgovih-operacij.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/latentnij-period-kurs-lekcij-po-selskohozyajstvennoj-radiologii.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-prototermini-v-russkom-yazike-xv-xvi-vv.html
  • essay.bystrickaya.ru/beldemshen-modeldeu.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-organizaciya-i-usloviya-truda-sekretarya.html
  • studies.bystrickaya.ru/integracionnie-processi-v-mirovoj-ekonomike.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-birzhevie-opcioni-lekciya-granici-premii-ceni-opcionov-na-akcii.html
  • college.bystrickaya.ru/22-uchastie-pedagogov-v-meropriyatiyah-povishayushih-imidzh-shkoli-itogi-uchebnoj-raboti-struktura-klassov-po-obrazovatelnim.html
  • school.bystrickaya.ru/ballistika-chast-16.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kultura-epohi-novogo-carstva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.