.RU

Проект концепции научного содержания предметных областей на основе «фундаментального ядра содержания общего образования»


ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ

ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ НА ОСНОВЕ

«ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»


РУССКИЙ ЯЗЫК


ВВЕДЕНИЕ

Задача настоящего документа, адресованного работникам образования, родительской общественности, состоит в определении основных целей, содержания и структуры филологического образования, которое в школе традиционно понимается как совокупность, содружество учебных гуманитарных дисциплин, изучающих духовную культуру человека, выраженную в языке и литературном творчестве.

Сущностные характеристики учебных предметов, составляющих структуру образовательной области «Языки и литература», в полной мере согласуются с современной стратегией развития российской школы, ее направленностью на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности; на сохранение и укрепление российской государственности, национальных культур; развитие науки и культуры, укрепление исторической преемственности поколений.

В условиях поликультурности России, многообразия ее этнокультурных ценностных систем особенно важной становится задача сохранения единого образовательного пространства, что необходимо учитывать при определении содержания филологического образования на федеральном и национально-региональном уровнях. Система филологического образования в школе должна обеспечивать возможности полноценной самореализации личности независимо от ее этнокультурной и языковой принадлежности, способствовать воспитанию как общероссийского гражданского сознания школьников, так и их национального самосознания. Вместе с тем интернационализация всех сфер жизни нашего общества со всей остротой ставит задачу сделать отечественную систему образования эквивалентной наиболее прогрессивным зарубежным.

Сложность социально-культурных процессов, происходящих в современном российском обществе, усиление негативных тенденций в развитии его духовной культуры делают особенно значимыми вопросы качества преподавания филологических дисциплин в средней школе, т.к. именно они играют основную роль в процессе воспитания и образования личности, формирования нравственных качеств человека.


^ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ЯЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРА»

Филологическое образование играет ведущую роль в формировании и воспитании личности, развитии ее морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, а также продолжении национальных традиций и исторической преемственности поколений. Филологическое образование способствует успешной деятельности человека в любой профессиональной деятельности, так как формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе многих видов деятельности и взаимодействия людей.

Целостность образовательной области «Языки и литература» обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, а также текст как единица речевой деятельности в их функционировании в разных сферах общения.

Содержание образовательной области «Языки и литература» базируются на основах фундаментальных наук (лингвистики, психолингвистики, литературоведении, культурологи и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей каждого народа-носителя языка, а также в процессе межкультурной коммуникации.

Филологическое образование включает в себя изучение русского языка, литературы, иностранных языков, элементарных основ зарубежной литературы, интегрированных в учебный предмет «Иностранный язык».

Филологическое образование реализуют предметы: русский язык в русской школе, русский язык в национальных школах с русским и родным языком обучения, родной язык, языки титульных наций1, литература в русской школе, русская литература в национальной школе, родные литературы и литературы титульный наций в национальной школе, иностранные языки.

^ Цели и задачи образовательной области «Языки и литература» в системе общего образования

Основными целями филологического образования являются:

  1. воспитание через систему предметов филологического цикла духовно богатой, нравственно-ориентированной личности c развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуры других народов;

  2. приобщение к ценностям национальной и мировой художественной культуры и литературы;

  3. овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, а также развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;

  4. развитие речевой культуры учащихся, совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, формирование способности к социальной адаптации и социальной мобильности в условиях постоянно меняющегося мира.


^ Цели обучения русскому языку в школе

Язык является частью духовной культуры и национальной культурной ценностью, средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний. Он является основной формой проявления национального и личностного самосознания.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, языком межнационального общения и консолидации народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы.

Обучение русскому языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика, влияет на качество обучения всем другим школьным предметам, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Таким образом, в процессе обучения русскому языку учащийся должен осознать его как национальную и общечеловеческую ценность; усвоить сведения о русском языке как национально-культурном феномене, духовной ценности русского народа; освоить богатства словаря и грамматического строя русского языка, а также его литературные нормы; овладеть необходимыми знаниями о языке как общественном явлении и знаковой системе, его устройстве и функционировании; научиться анализировать разнообразные явления языка; овладеть всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

^ Характеристика содержания обучения и принципы его отбора

Содержание обучения русскому языку включает определенный объем знаний и умений в области языка и речи и таким образом реализует идею синтеза языкового и речевого развития учащихся: процесс овладения сведениями о языке органично сочетается с развитием у школьников основных видов речевой деятельности и речемыслительных способностей.

Целесообразно обязательный минимум содержания основных образовательных программ по русскому языку представить в виде трех разделов: содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Указанные компоненты содержания образования и соответствующие им разделы курса реализуются на всех ступенях обучения русскому языку в школе и составляют инвариант содержания курса русского языка. Последовательность изучения данных разделов и построение курса русского языка определяется в соответствии с избранными принципами структурирования материала.

При отборе и структурировании содержания обучения учитывается прежде всего основная цель современного образования - развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучения русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Таким образом, в содержании стандарта реализуются актуальные в настоящее время личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению. Особенностью такого обучения является установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. В связи с этим содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

В связи с этим наиболее актуальными для отбора содержания по русскому языку являются следующие принципы.

^ Принцип реализации компетентностного подхода. Такой подход к отбору и предъявлению содержания обучения позволяет представить его в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование разных видов компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой. Органическое единство процесса усвоения основ лингвистики (лингвистическая, языковая компетенции) и процесса овладения коммуникативными умениями и навыками (коммуникативная компетенция), обеспечивающее свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, составляет ядро обучения родному языку.

Реализация компетентностного подхода требует реализации в обучении русскому языку принципа усиления деятельностного характера в предъявлении содержания курса, поскольку процесс овладения разными видами компетенций предполагает учет различных характеристик ученика как языковой личности и субъекта учебно-познавательной деятельности и определяет развитие всех сфер личности школьника в процессе активной речевой деятельности.

Единство процессов усвоения основ лингвистики и формирования коммуникативных умений, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения, предполагает реализацию принципа развития всех видов речевой деятельности в их един­стве и взаимосвязи. Речь идет о способности осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать).

^ Принцип усиления функциональной направленности в изучении грамматических тем курса предполагает, что содержание курса должно предъявлять не только описательно-классификационную характеристику системы языка, но и конкретные указания на особенности употребления в письменной и устной речи языковых единиц, что является определяющим условием совершенствования речевой деятельности. Такой подход обеспечивает целенаправленное формирование навыков правильного, уместного и выразительного использования в речи изучаемых единиц языка, умений осмысленного отбора наиболее точных в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместных, выразительных средств языка в соответствии с целями и содержанием речи. Так может быть реализован принцип коммуникативной наглядности в освещении лингвистических теоретических вопросов, при котором языковое явление рассматривается с разных сторон на разнообразном речевом материале в процессе активной речевой деятельности учащихся.

^ Принцип реализации надпредметной функции курса родного языка в системе школьного образования дает возможность учащимся целенаправленно совершенствовать круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, обеспечивающих информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор видов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступление (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.


^ Специфика содержания по ступеням обучения (на выходе)

Содержание стандарта по русскому (родному) языку построено в соответствии с основными закономерностями и этапами речевого развития школьника.

Период обучения в 5 – 11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. В связи с этим приоритетной задачей обучения в основной школе (5- 9 классы) является развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании. Именно поэтому содержание обучения на этом этапе составляет освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета. Именно на этом этапе происходит интенсивное обогащение словарного запаса школьников и расширение круга используемых ими грамматических средств.

В основной школе (5 – 9 классы) значительно расширяются (по сравнению с начальной школой) знания по основным разделам курса, формируется представление о языке как системе взаимосвязанных единиц, об особенностях их функционирования в речи; расширяются сведения о стилистических ресурсах и изобразительно-выразительных средствах русского языка, совершенствуются коммуникативные навыки, формируется понятие о культуре речи, литературной норме; совершенствуется речевая деятельность, навыки создания собственного речевого произведения.

На данной ступени обучения основной инвариант содержания обучения русскому языку дополняется вариативными модулями, изучение которых не является обязательным для всех учащихся, например: «Русская словесность», «Лексика и фразеология», «Риторика», «Речевой этикет» и др.

^ На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим задачей обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. На профильном уровне, помимо указанного, происходит углубление лингвистических знаний, а также совершенствование речевых умений в профессионально ориентированной сфере общения.

В 10 – 11 классах предполагается формирование целостного представления о языке как национально-культурном феномене, как многофункциональной, исторически развивающейся системе, ее устройстве и функционировании; совершенствование умения анализировать и оценивать языковые явления и факты с прагматической и эстетической точек зрения; проводить лингвистический и филологический анализ текста. На этом этапе обучения развиваются навыков речевой деятельности, обеспечивающие успешное овладение учебной деятельностью и будущей профессией.

Профилированное обучение в старшей школе осуществляется через систему курсов по выбору в их содержательной согласованности и преемственности. Эта система, помимо курсов по русскому языку, включает и курсы по родному языку, и междисциплинарные курсы.

Так, например, для гуманитарного профиля могут быть рекомендованы:

  1. спецкурсы и факультативы по разным уровням языковой системы: «Лексика и фразеология», «Морфемика и словообразование», «Синтаксис», «Русская грамматика в зеркале родного языка», «Язык перевода», «Русское правописание» и др.;

  2. спецкурсы и факультативы, совершенствующие коммуникативные умения и навыки: «Риторика», “Русский речевой этикет”, “Культура межнационального общения”, “Культура русской речи” и др.;

  3. междисциплинарные курсы “Русский язык и русская культура”, «Русская словесность», «Культура русского народа в зеркале русского языка», «Русская лексика в зеркале языков народов России « и др.

Таким образом, на каждом этапе процесс обучения русскому языку направлен на достижение специфических целей, а именно:

Основная школа (5 – 9 классы)

Основная полная школа

Базовый уровень

Основная полная школа.

Профильный уровень

^ Общие требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

Основная школа (5 – 9 классы)

Знать/понимать

Уметь

аудирование и чтение



говорение и письмо

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Основная полная школа

Базовый уровень


Знать/понимать
Уметь

аудирование и чтение

говорение и письмо

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

^ Основная полная школа

Профильный уровень
Знать/понимать
Уметь

аудирование и чтение

говорение и письмо

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:



^ Профессиональная дифференциация языкового образования на старшей ступени школы

В основу выделения основных форм обучения русскому языку в системе профильного обучения положены принцип уровневой дифференциации и принцип профилизации. В соответствии с принципом уровневой дифференциации выделяется два уровня усвоении учебного предмета «Русский язык»: базовый и профильный.

Базовый уровень – уровень общеобразовательной полной средней школы. На базовом уровне должны решаться проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

В качестве базового учебного предмета русский язык изучается в различных профилях, например: физико-математическом,физико-химическом, химико-биологическом, социально-экономическом;биолого-географическом и др.

Исходной позицией обучения русскому языку на базовом уровне является нацеленность соответствующего курса на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности. В то же время базовый курс должен нацеливать на развитие у выпускника основной (полной) школы потребности речевого самосовершенствования, а также умений и навыков, связанных с нормативным использованием языковых средств (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных норм).

В основу школьного курса для базового уровня положена идея личностно-ориентированного и когнитивно-коммуникативного обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Именно поэтому русский язык должен быть представлен в стандарте перечнем не только понятий, отражающих устройство языка, но и таких понятий, которые обеспечивают речевую деятельность и формирование культуроведческой компетенции, что имеет важнейшее значение для развития личности в целом. Таким образом, процесс обучения русскому языку на базовом уровне должен быть ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, но в первую очередь, на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. В связи с этим на базовом уровне изучения русского языка, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Как известно, в решении этих общих задач среднего (полного) общего образования предмет «Русский язык» имеет первостепенное значение, так как вооружает ученика основным средством общения и средством обучения в школе и в дальнейшем – при обучении в высших учебных заведениях.

В основу содержания стандарта должна быть положена идея единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. Это достигается, прежде всего, усвоением элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, а также направленностью системы обучения на многоаспектный языковой анализ речевого высказывания и отработку всех типов норм современного русского литературного языка (общеязыковых, коммуникативных и этических). Таким образом, предметные цели курса русского языка для базового уровня максимально приближаются к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры учащихся.

Основное внимание на заключительном этапе изучения русского языка должно уделяться формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Старшеклассники учатся осознанному выбору и организации языковых средств с целью достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. В связи с этим центральным разделом практически ориентированного курса становится культура речи, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель курса, таким образом, состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний и стратегий и тактик успешного понимания чужой речи – устной и письменной.

Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком необходимо углубление знаний о языке и речи и совершенствование на этой основе навыков языкового анализа. Стандарт должен предусматривать повторение и обобщение знаний по основам науки о русском языке, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики, а также совершенствование речевых умений и навыков, связанных с анализом и созданием текстов разных стилей речи. Языковые средства прежде всего рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения, то есть навыкам, которыми необходимо владеть каждому выпускнику школы. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

В связи с этим большое значение должно придаваться развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старше­классников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблени­ем в речи того или иного языкового явления. Выпускники должны научиться пользоваться словарями правильности русской речи, применять орфографические и пунктуационные нормы при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей; использовать лексическую и грамматическую синонимию с целью совершенствования собственного речевого высказывания; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения.

В процессе обучения русскому языку в старших клас­сах последовательно и целенаправленно совершенствуются и развиваются основные виды речевой деятельности: умение воспринимать речь, представленную в устной или письменной форме (умения слушать, читать), и создавать собственное высказывание (умения говорить, писать). При этом основное внимание уделяется формированию навыков содержательной, правильной, вырази­тельной, воздействующей речи в устной и письменной форме. Старшеклассники должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: правильного выбора языковых средств для решения коммуникативных задач в процессе устного или письменного общения и правильного восприятия чужого высказывания в процессе аудирования или чтения. Выпускники должны научиться анализировать и понимать коммуникативные намерения говорящего (пишущего); оценивать уместность употребления языковых средств с учетом замысла говорящего (пишущего); выражать собственное отношение к предмету речи.

Изучение русского языка на базовом уровне должно обеспечить целенаправленное совершенствование таких жизненно важных умений, как умение использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста; извлекать необходимую информацию из различных источников (учебно-научные тексты, справочная литература, СМИ и ресурсы Интернет); владеть основными способами информационной переработки текста; создавать тексты разных стилей и жанров.

Направленность курса на синтез речевого, интеллектуального и духовного развития создает условия и для реализации в процессе обучения общепредметной функции, которую дисциплина выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширить круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, обеспечивающих информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения; оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступление (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.

Изучение русского языка на базовом уровне предполагает и определенную профессиональную ориентацию, которая реализуется в отборе текстового материала соответствующего содержания, в представлении учебно-научной терминологии, специальной лексики и т.п.

Профильный уровень – уровень углубленного изучения русского языка. В качестве профильного учебного предмета русский язык представлен в филологическом и социально-гуманитарном профилях.


^ Филологический профиль


Изучение русского языка в филологическом профиле основной (полной) школы предполагает реализацию целей и содержания базового уровня, и в то же время он должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования. При этом учитывается, что учебный предмет «Русский язык» - основа школьного филологического образования. Он является важнейшим элементом литературного образования, формирует терминологическую базу изучения иностранных языков.

Нацеленность предмета на подготовку выпускников к получению высшего образования в области филологии определяет и специфическое содержание курса для профильного уровня: приоритетным является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся. Другими словами, профильный уровень предполагает актуализацию теоретических аспектов изучения русского языка.

В связи с этим здесь должно быть предусмотрено углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; основных формах существования русского национального языка; функционально-стилистической системе русского языка. В профильных классах русский язык становится объектом научного изучения, поэтому особое внимание должно уделяться русистике, рассмотрению ведущих методов изучения языка, знакомству с основными направлениями развития русистики в наши дни, а также с информацией о виднейших ученых-лингвистах и их научной деятельности.

Особое значение для будущих филологов приобретает исторический аспект курса, который имеет преимущественно ретроспективный характер. Современный русский язык на всех своих уровнях сохраняет ряд древних черт, которые с точки зрения современного состояния объяснены быть не могут и требуют исторического комментария. В этой связи особую значимость приобретают разделы курса, связанные с историческим прошлым русского языка (общеславянская основа, древнерусские корни, старославянские элементы, собственно русские элементы), именами и трудами ученых-лингвистов, внесших вклад в изучение истории русского языка и т.п. В результате рассмотрения языковой системы в исторической ретроспективе у учащихся формируется новый взгляд на родной язык, способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям. Исторический взгляд на язык поможет старшеклассникам понять многие «темные» места в художественных произведениях Х1Х и даже ХХ веков, поэтому и межпредметные связи с русского языка и литературы будут осознаваться ими более ясно.

Важной составляющей курса является лингвистический и филологический анализ художественного текста. И если лингвистический анализ направлен на наблюдение за функционированием единиц языка в тексте, выявление дополнительные смысловых оттенков, которые приобретают слова и грамматические формы в тексте, определение семантики ключевых текстовых единиц и т.п., то филологический анализ предполагает взаимодействие лингвистического и литературоведческого подходов к тексту, когда художественный текст рассматривается и как коммуникативная единица, и как эстетический феномен.

Изучение русского языка на профильном уровне направлено на овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты, допускающих неоднозначную интерпретацию; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы; объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов. И наконец, профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.

В содержании профильного курса должен быть реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный, когнитивно-коммуникативный подход к обучению, что выражается, прежде всего, в установлении взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Большое значение должно придаваться развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старше­классников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для решения разнообразных учебных и коммуникативных задач.

В филологическом профиле курс русского языка может быть нацелен не только на изучение русской филологии, но и иностранных языков. Поэтому особую значимость здесь приобретает формирование умений выявлять сходство и различия отдельных языковых явлений и фактов русского и изучаемого иностранного языка.


^ Социально-гуманитарный профиль


Изучение русского языка в социально-гуманитарном профиле основной (полной) школы предполагает реализацию целей и содержания базового уровня, и в то же время он обеспечивает готовность к получению высшего гуманитарного образования. Притом, что цели и содержание курса для социально-гуманитарного и филологического профиля являются общими, обучение русскому языку в социально-гуманитарном профиле имеет определенные особенности, которые связанны с актуализацией межпредметных связей не только с литературой (как это было в филологическом профиле), но и с такими учебными предметами, как история, обществознание, право. Профильная ориентация проявляется здесь не только в углублении курса, но и в отборе дидактического материала, который вводит старшеклассников в метаязык изучаемых профильных дисциплин.


Итак, русский язык как учебный предмет на старшей ступени школьного образования может быть представлен следующим образом:

^ Базовый уровень

Физико-математический профиль

Физико-химический профиль

Химико-биологический профиль

Биолого-географический профиль

Социально-экономический профиль

Информационно-технологический профиль

Агротехнический профиль

Художественно-эстетический профиль

Оборонно-спортивный

^ Профильный уровень

Филологический профиль

Социально-гуманитарный профиль


Таким образом, в основу выделения данных типов курса русского языка на завершающем этапе школьного образования положен принцип уровневой дифференциации (уровень овладения и изучения языка) с учетом профильной дифференциации.


^ Элективные курсы


Ведущим принципом выделения элективных курсов является принцип профильной дифференциации. При изучении русского языка на базовом уровне возможны элективные курсы, которые реализуют межпредметные связи и, выполняя функции внутрипрофильной специализации обучения, обеспечивают индивидуальные образовательные траектории. Элективные курсы при изучении русского языка на профильном уровне, кроме этого, могут «поддерживать» непосредственно профильный курс данного учебного предмета. Наконец, имеют право на существование и элективные курсы общей направленности, которые могут быть использованы независимо от профиля обучения.

Сказанное может быть продемонстрировано с помощью таблицы.


^ Базовый уровень


Профиль

Элективные курсы

Физико-математический профиль

Языки естественные и искусственные.

Язык математики и русский язык.

Русский язык для физики.

Язык современной науки.

Русское правописание: орфография и пунктуация

Физико-химический профиль

Языки естественные и искусственные.

Русский язык на уроках химии.

Язык химии и естественные языки.

Особенности терминологической системы современной физики/химии.

Русское правописание: орфография и пунктуация

Химико-биологический профиль

Особенности терминологической системы биологии.

Учимся читать научные тексты по специальности.

Экология языка и экология природы.

Русское правописание: орфография и пунктуация


Биолого-географический профиль

Экология окружающей среды и культура речи.

Топонимика родного края.

Языки и народы.

Русское правописание: орфография и пунктуация.

Социально-экономический профиль

Деловой русский.

Русский для бизнеса.

Язык законов.

Русское правописание: орфография и пунктуация.


Информационно-технологический профиль

Русский язык в Интернете.

Языки естественные и искусственные.

Интернет и культура речевого общения.

Агротехнический профиль

Экология языка и экология природы.

Учимся читать тексты по специальности.

Особенности терминологической системы биологии.

Художественно-эстетический профиль

Формы художественного мышления в русской литературе и в музыке (живописи).

Образность в языке и в искусстве.

Практическая стилистика.

Оборонно-спортивный

Деловой русский.

Спортивная терминосистема.

Индустриально-технологический

Языки естественные и искусственные.

Русский язык на уроках физики и технологии.


^ Профильный уровень


Филологический

Русский язык вчера, сегодня, завтра.

Наш язык в действии.

Вселенная в алфавитном порядке.

Этимология.

Современная лингвистика и психология.

Диалог культур.

Секреты русского словообразования.

Основы риторики.

Язык и культура.

История русской письменности.

Логико-предметные категории и способы их выражения в языке и речи.

Социально-гуманитарный

Язык юридических документов.

Судебное красноречие.

Риторика.

Деловой русский.


Как это видно из таблицы, некоторые из предложенных элективных курсов могут быть использованы независимо от профиля обучения. К таковым можно отнести, например, элективные курсы «Диалог культур», «Риторика», «Деловой русский», «Русское правописание: орфография и пунктуация» и некоторые другие. Список элективных курсов подобного рода можно продолжить: «Русский язык для говорения и письма», «Язык всем знаниям и всей природе ключ», «Условия успешной коммуникации», «Практика делового общения» и др.


^ Требования к оснащенности учебного процесса


Внедрение в практику обучения государственного стандарта общего образования для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы по русскому языку предполагает разработку новых подходов к формированию системы материально-технической оснащенности учебного процесса.

На современном этапе развития системы школьного образования его приоритетной целью становится развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, что определяет иное место средств обучения и учебного оборудования в системе обучения русскому языку. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по русскому языку, разработка настоящих требований предполагает их ориентацию не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание образовательной среды с помощью мультимедийных средств, направленных на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, на формирование не только системы языковых и речевых навыков и умений, но и на отработку общеучебных умений, что предполагает овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

Исходя их из этого главной целью использования материально-технических средств обучения становится поддержка перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиление аналитического компонента учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источниками.

Одним из существенных условий реализации государственного образовательного стандарта по русскому языку является использование в школьной практике информационных и коммуникационных технологий, в частности, разработка информационных и информационно-деятельностных моделей обучения. В активизации познавательной деятельности учащихся особую значимость приобретают такие информационно-коммуникационные средства обучения, как: мультимедийные обучающие программы и электронные учебники (приложения к учебникам) по основным разделам курса русского языка, мультимедийные тренинговые, контролирующие программы по всем разделам курса русского языка, электронные библиотеки по курсу русского языка, игровые компьютерные программы (по разделам курса русского языка) и т.п. Информационные и коммуникационные технологии должны войти в систему контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

В то же время требования к оснащенности учебного процесса должны включать и традиционные средства обучения, апробированные многолетней школьной практикой. В этой связи в перечне материально-технических средств обучения должны быть представлены разнообразные статичные средства (схемы, таблицы, картины, транспаранты, слайды и т.п.), аудиовизуальные средства (видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, диафильмы по разным разделам курса русского языка) с помощью которых повышается эффективность работы.

В номенклатуру средств обучения должны войти и другие традиционные учебные средства, в частности, соответствующая книгопечатная продукция: нормативные документы (Федеральный Закон «Об образовании»; Стандарт основного общего образования по русскому (родному) языку; Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень); Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень); Примерная программа основного общего образования по русскому языку; Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень); Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень); авторские программы по русскому языку т.п.); учебники и учебные пособия, рабочие тетради, дидактические материалы, практикумы, научно-популярная литература по предмету, словари различных типов, справочники, методическая литература для учителя и т.п., повышающие эффективность учебного процесса.

Требования к оснащенности учебного процесса должны включать также перечень технических средств обучения, а также учебно-практического оборудования, необходимых для оформления кабинета русского языка.



1 Под термином «титульная нация» понимается нация, которая определяет название республики.

posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-institutov-kulturi-i-teatralnih-vuzov-4309022100-577.html
posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-pedagogicheskih-i-psihologicheskih-fakultetov-psihologov-pedagogov-i-drugih-specialistov-interesuyushihsya-dannoj-problematikoj-soderzhanie-stranica-5.html
posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-psihologicheskih-fakultetov-prakticheskih-psihologov-i-specialistov-po-socialnoj-rabote-kniga-vipushena-pri-uchastii-ooo-sop-stranica-8.html
posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-visshih-tehnicheskih-uchebnih-zavedenij-i-mozhet-bit-ispolzovano-prepodavatelyami-kak-v-sisteme-professionalnoj-podgotovki-tak-i-v-uchebnom-processe-nauchnij-redaktor.html
posobie-prednaznacheno-dlya-tovarishestv-sobstvennikov-zhilya-i-iniciativnih-sobstvennikov-pomeshenij-v-mnogokvartirnih-domah-soderzhanie-stranica-2.html
posobie-prednaznacheno-dlya-vedeniya-laboratornih-zanyatij-po-fiziologii-v-pedagogicheskih-vuz-yah-recenzenti-s-a-lobanov-dokt-med-nauk-prof-stranica-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-guk-kemerovskaya-oblastnaya-detskaya-biblioteka-im-a-p-gajdara.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nato-burden-sharing-essay-research-paper-nato.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rol-ekologicheskogo-vospitaniya-v-nachalnoj-shkole.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stabilizacionnaya-programma-na-2010-g-09-30.html
  • turn.bystrickaya.ru/oficialnaya-ceremoniya-otkritiya-xvii-rossijskogo-nacionalnogo-kongressa-chelovek-i-lekarstvo-stranica-17.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojki-v-velikom-novgorode-velikij-novgorod-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bala-mrnde-ojinni-maizi-zor-eresek-adam-shn-ebekt-zhmisti-izmett-andaj-maizi-bar-bolsa-bala-shn-ojinni-maizi-da-sondaj-bala-ojinda-andaj-bolsa-sken-so-zhmista-da-kp-zhainan-sondaj-boladi.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-16-ipoznaete-istinu-i-istina-sdelaet-vas-svobodnimi-ioan-8-32-dzhon-barret-vedushij-programmi-novosti.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-rajonnom-konkurse-rabotodatelej-nadezhnij-partner-na-rinke-truda.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtor-lekcij-v-elektronnom-vide-1.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11-eeiih-i-raiizgi-ieliks-r-paturi-stranica-14.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zayavki-na-uchastie-v-aukcione-podannie-s-opozdaniem-dokumentaciya-ob-aukcione-po-provedeniyu-otkritogo-aukciona.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-v-tretyakova-fgaou-vpo-rossijskij-gosudarstvennij-professionalno-pedagogicheskij-universitet-2010-stranica-7.html
  • report.bystrickaya.ru/klassifikaciya-stran-mira-po-indeksu-razvitiya-chelovecheskogo-potenci.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-13-strazh-poryadka-kniga-adresovana-shirokomu-krugu-chitatelej.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-raboti-prokuraturi-po-nadzoru-pri-ispolnenii-nakazanij-i-mer-prinuditelnogo-haraktera.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/6-vzaimodejstvie-firm-proizvoditelej-1-struktura-servisnogo-predpriyatiya-razvitie-rinka-remontov-i-obsluzhivaniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/crui-sostoyalsya-forum-rektorov-vedushih-rossijskih-i-italyanskih-vuzov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/10-kontrolno-schetnaya-palata-kurganskoj-oblastnoj-dumi-informacionnogo-byulletenya-kurganskoj-oblastnoj-dumi.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-respubliki-kalmikiya-v-yufo-11-prirodno-resursnij-potencial-respubliki-kalmikiya-17.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematika-referatov-po-kursu-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-regionalnaya-ekonomika-specialnost.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-18-beremennost-i-rozhdenie-rebenka-projdite-test-glava-vi-v-transe-kak-eto-pochuvstvovat-vliyanie-gipnoza.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-osnovi-so-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-napravleniyu-svyazi-s-obshestvennostyu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oblastnoj-plan-meropriyatij-sostavlennij-na-osnovanii-obshenacionalnogo-plana-prazdnovaniya-20-letiya-nezavisimosti-respubliki-kazahstan-.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-1-analiz-sushestvuyushih-koncepcij-i-osnovnih-sistem-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-16-hozhdenie-v-svete-dzhon-f-makartur.html
  • abstract.bystrickaya.ru/11j-mezhdunarodnij-seminar-yarmarka-rossijskie-tehnologii-dlya-industrii.html
  • klass.bystrickaya.ru/711-sozdanie-bazi-dannih-uchebnoe-posobie-tomsk-2006-perechen-ispolzuemih-sokrashenij.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-vlasov.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-adresovana-shirokomu-krugu-chitatelej-interesuyushihsya-problemami-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii-vsem-komu-nebezrazlichna-sudba-russkogo-naroda-i-gosudarstva-rossijskogo.html
  • crib.bystrickaya.ru/inostrannij-yazik-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-po-napravleniyu-ekonomika-profil-regionalnaya-ekonomika.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sistema-osvti-antichnogo-svtu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/regionalnaya-politika.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sintaksicheskaya-sinonimichnost-chast-5.html
  • college.bystrickaya.ru/254-pravovie-riski-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-arhangelskij-likero-vodochnij-zavod.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.