.RU

«Проблемы и перспективы совершенствования антикоррупционного законодательства в сфере образования и науки»


Выступление заместителя Председателя Совета Федерации Юрия Воробьева на заседании «круглого стола» на тему «Проблемы и перспективы совершенствования антикоррупционного законодательства в сфере образования и науки»

24 июня 2010

Юрий Воробьев сказал: «Предстоящая дискуссия как никогда актуальна. Проблемы в образовании и науке, связанные с коррупцией, получили широкий резонанс в обществе. Практически ежедневно без них не обходится ни одно электронное и печатное СМИ. Предметом обсуждения стали вопросы, связанные со сдачей Единого государственного экзамена (ЕГЭ), с поступлением  абитуриентов в высшие учебные заведения, ситуацией вокруг дошкольных учреждений, а также новый закон, реформирующий бюджетные учреждения,  в том числе и образовательные.

О том, что «положение дел в образовании оставляет желать лучшего», заявил и Д. А. Медведев, подметив, наряду с этим, что его откат с передовых позиций в мире «становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности». Между тем, решение этой стратегической задачи под силу только инициативным, творчески мыслящим и хорошо обученным людям. Все эти навыки формируются уже в стенах школ и университетов. Вот почему эффективная политика в сфере образования крайне важна и требует особого внимания.

По данным социологического опроса ВЦИОМ подавляющее большинство респондентов, более 80 %, считают, что именно коррупция является основным препятствием в развитии системы образования, повышении ее качества.

Долгое время общество уходило от обсуждения  проблемы  коррупции, в том числе и в рассматриваемой области. Сегодня тема открыта для обсуждения. Создана и модернизирована антикоррупционная законодательная база. Приняты пакеты нормативных правовых актов, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Президентом Российской Федерации в апреле этого года утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.

Несмотря на все принимаемые меры, в настоящее время за деньги можно устроить ребенка в детский сад, выбрать подходящую школу, поступить в любой вуз или просто купить диплом. Более того, теневой рынок платных услуг в системе образования и науки стал настолько стабильным, что появились конкретные расценки. Объем коррупционных денег здесь огромен. Не буду называть цифры. Данные разных источников отличаются во много раз. Проблема в том, что коррупция в сфере образования существует и нередко носит системный характер.

Наиболее характерными видами преступлений, связанных с коррупцией в сфере образования, как известно, являются:

- взятки за устройство детей в детские сады и общеобразовательные школы, а также за поступление в высшее учебное заведение;

- взятки за сдачу экзаменов и зачетов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

- продажа дипломов и аттестатов лицам, не прошедшим обучения в образовательном учреждении;

- незаконное решение проблем, связанных с лицензированием и аккредитацией учебных заведений.

Для исправления создавшейся коррупционной системы в сфере образования первостепенное значение приобретают реформы, направленные на устранение обстоятельств, порождающих коррупцию. Наиболее значимыми из них являются: устранение несоответствия между уровнем подготовки учащихся в школе и требованиями при поступлении в ВУЗах, создание системы справедливой оценки знаний и способностей учащихся, изменение системы финансирования научных и образовательных учреждений, изменение формы оплаты труда педагогов и научных работников, а также оптимизация порядка лицензирования и государственной аккредитации последних.

С введением единого государственного экзамена были связаны надежды на искоренение коррупции на этапе вступительных экзаменов.

Вместе с тем, по данным СМИ, чиновники заранее обнародуют экзаменационные материалы, а педагоги помогают их оформлять надлежащим образом, обеспечив тем самым высокие проходные баллы. В этих случаях речь идет о нарушении утвержденного закона, требующего соответствующего наказания. Ситуацию с ЕГЭ усугубляют еще непрозрачный список льготников, которым предоставляются преференции при поступлении в вузы.

Сама идея ЕГЭ, как выравнивающая шансы абитуриентов, правильная, но над ее реализацией необходимо еще поработать. Уже внесены коррективы, затрагивающие организационную его часть:

- создана президентская комиссия по совершенствованию ЕГЭ, которую возглавил Руководитель Администрации Президента России С.Е Нарышкин;

- усилилось информационное обеспечение, открыты горячие линии во всех организациях, ответственных за его проведение, в том числе и в Общественной палате, принято немало других превентивных мер для  предотвращения коррупционных проявлений, наблюдавшихся годом ранее. Более того, для этих целей в МВД проводится оперативно-профилактическая операция «Образование - 2010».

Еще один дискутируемый вопрос – переход образовательных учреждений на новый формат финансирования, предусмотренный Федеральным законом от  8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Принятый закон предоставит определенную степень свободы руководителям учреждений в расходовании бюджетных и внебюджетных средств, позволит им более эффективно расходовать полученные субсидии, считать реальные затраты, самостоятельно зарабатывать на дополнительных услугах и спонсорстве. Здесь важным представляется налаживание работы наблюдательных школьных советов, владеющих, согласно закону, финансовыми рычагами.  Эффективная реализация намеченных реформ во многом будет зависеть и от действий местных и региональных властей. Базовые предписания закона, изменяющего финансирование образовательных учреждений, проходили апробацию в 31-м регионе страны. Было бы интересно узнать о накопленном опыте по  реформированию образовательной системы в этом направлении.

Коллеги! Среди превентивных мер, направленных на снижение уровня коррупции в образовании и науке, особое место занимает изучение коррупциогенных факторов в действующем законодательстве.

Законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были приняты еще в 90-е годы в сложных социально-экономических условиях и в исторически короткие сроки. За последнее время в них было внесено более 50-и поправок. Все это осложняет их применение. Более того, присущие этим законам противоречия часто провоцируют разные коррупционные проявления. Вот почему без существенной ревизии указанного законодательства затруднено снижение  масштабов коррупции в сфере образования и науки.

Решением этих проблем может стать новый, находящийся на стадии разработки, закон об образовании. Он создан на основе двух ныне действующих и будет отражать особенности всех уровней образования от дошкольного до послевузовского. В законе также прописаны конкретные правовые механизмы, регулирующие права участников отношений в образовательной сфере.

Интегрированный закон призван устранить пробелы и другие недостатки действующего законодательства, в том числе и приводящие к проявлению коррупции.

Надеюсь, что наша дискуссия выявит эти погрешности  и подготовит площадку для плодотворного обсуждения проекта единого базового закона об образовании на осенней сессии этого года.

Обсуждаемая тема совершенствования антикоррупционного законодательства актуальна и для научной среды.

Как вам известно, в последние годы системным реформам подвергается не только образование, но и фундаментальная и прикладная наука.

Серьезно выросли ассигнования, связанные с модернизацией государственного сектора науки. Это, прежде всего, создание федеральных и национальных исследовательских университетов и научных центров. Но здесь важно, чтобы государственные инвестиции были использованы строго по назначению и были лишены коррупционной составляющей.

Важным шагом в политике модернизации науки, приближении ее к практике может стать создаваемый центр «Сколково». Он может стать "локомотивом" инновационной политики государства, поэтому должен быть освобожден от пороков, сдерживающих наше развитие.

В соответствии с п. 13 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы Министерству образования и науки совместно с Министерством иностранных дел поручено изучить опыт иностранных государств по реализации антикоррупционных образовательных программ и до 1 октября 2010 года представить в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции соответствующий  доклад.

Надеюсь и материалы нашего "круглого стола" также станут полезными в исследовании этого вопроса. Ведь только совместными усилиями можно противостоять коррупции в такой важной области как образование и наука».

Источник: http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2010/06/item13150.html

programma-disciplini-sovremennaya-politicheskaya-filosofiya-dlya-napravleniya-030200-62-politologiya.html
programma-disciplini-sovremennaya-prikladnaya-algebra-dlya-napravleniya-010500-prikladnaya-matematika-i-informatika-podgotovki-bakalavra-avtori-kuznecov-s-o.html
programma-disciplini-sovremennaya-sociologicheskaya-teoriya-modeli-obyasneniya-i-logika-sociologicheskogo-issledovaniya-dlya-napravleniya-040100-68-sociologiya-podgotovki-magistra-pravitelstvo-rossijskoj-federacii.html
programma-disciplini-sovremennie-issledovatelskie-programmi-i-metodi-izucheniya-kulturi-dlya-napravleniya-030400-62-kulturologiya.html
programma-disciplini-sovremennie-modeli-formirovaniya-motivacii-dlya-napravleniya-080500-68-menedzhment-podgotovki-magistra.html
programma-disciplini-sovremennie-problemi-i-koncepcii-obshego-menedzhmenta.html
  • desk.bystrickaya.ru/podrez-ne-skvoznoj-no-glubokij-porez-shkuri-s-mezdrovoj-storoni-v-rezultate-nebrezhnoj-semki.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchet-postupleniya-materialov-i-analiz-obespechennosti-organizacii-materialnimi-resursami.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iz-intervyu-olega-eliseeva-14-maya-2009-goda-v-moskve-v-informacionnom-agentstve-interfaks-sostoyalas-press-konferenciya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kremlevskaya-tajna-rasskazi-kotorie-tak-lyubil-pereskazivat-mne-otec-s-vechnim-refrenom.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/prva-ot-dnevniya-red-otnosno-pitaniya-i-otgovori-na-pitaniya-cveta-georgieva-ot-zasedanie-provedeno-na-01-02-04-2009-g-po-tochka.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-aspekti-organizacionnoj-kulturi-kurs-lekcij-sostavitel-migurenko-r-a-tpu-2009-g.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nauchnie-rukovoditeli-dmn-prof-ga-bazanovkmn-doc-ov-volkova.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/74-svedeniya-ob-ogranicheniyah-na-uchastie-v-ustavnom-skladochnom-kapitale-paevom-fonde-poruchitelya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-01-dannoe-zadanie-dolzhno-bit-polucheno-vashim-tyutorom-ne-pozdnee-17.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-restavraciya-fasadov-vistavochnogo-pavilona.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sistemi-kontrolya-dostupadlya-effektivnogo-upravleniya-na-predpriyatii-analogovaya-kopirovalnaya-tehnika-ricoh-a3-formata.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-13-sotrudnichestvo-rossijskoj-federacii-s-associaciej-stran-yugo-vostochnoj-azii.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-19-razvitie-maloj-gruppi-konspekt-lekcij-po-kursu-psihologiya-chelyabinsk-2011.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istina-razvitiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/imidzh-sovremennogo-rukovoditelya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvedenie-stranica-19.html
  • literature.bystrickaya.ru/buddizm-proishodit-ot-slova-budda-chto-znachit-probuzhdennij-imenno-takoj-titul-nosil-osnovatel-buddizma-siddhartha-gautama.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-obespechenie-sudov-i-sistemi-sudebnogo-departamenta-otchet-o-deyatelnosti-sudebnogo-departamenta-pri-verhovnom.html
  • college.bystrickaya.ru/-4-tragediya-10961097-gg-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-osobennosti-pr-tehnologij-knizhnoj-torgovli-v-rossii-v-dianov-osobennosti-pr-tehnologij-knizhnih-magazinov-rossii-2007.html
  • learn.bystrickaya.ru/esli-vi-zhelaete-rasprostranit-kakuyu-libo-informaciyu-po-dannoj-rassilke-pozhalujsta-otpravte-sootvetstvuyushee-soobshenie-na-adres.html
  • grade.bystrickaya.ru/obyazatelstva-storon-stranica-30.html
  • learn.bystrickaya.ru/etiketnie-kommunikemi-russkogo-yazika-sistemnij-i-funkcionalnij-aspekti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekti-realizuemie-v-ramkah-pfiir-gosudarstvennaya-programma-forsirovannogo-industrialno-innovacionnogo-razvitiya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-izbiratelnoe-pravo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razdel-morfologiya-uchebnij-plan-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-programma-formirovaniya-universalnih-uchebnih.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/616-sudebno-medicinskie-ekspertizi-kniga-sudi-sudebnaya-ekspertiza-prospekt.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zamestitel-ministra.html
  • abstract.bystrickaya.ru/133-rabota-razdeleniya-moshnost-razdeleniya-uchebnoe-posobie-dlya-magistrantov-po-specialnosti-fizika-kineticheskih.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplomnoe-proektirovanie-stranica-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dekabristi-tajnie-obshestva-zhurnali-osobennosti-mirovozzreniya-i-povedeniya-chast-3.html
  • write.bystrickaya.ru/folklor-mirovaya-literatura-21.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lev-nikolaevich-tolstoj-stranica-12.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-v-suvorov-dialektika-samotvorchestva-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/6-razdeli-disciplini-i-mezhdisciplinarnie-svyazi-s-obespechivaemimi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.