.RU

«Проблемы и перспективы совершенствования антикоррупционного законодательства в сфере образования и науки»


Выступление заместителя Председателя Совета Федерации Юрия Воробьева на заседании «круглого стола» на тему «Проблемы и перспективы совершенствования антикоррупционного законодательства в сфере образования и науки»

24 июня 2010

Юрий Воробьев сказал: «Предстоящая дискуссия как никогда актуальна. Проблемы в образовании и науке, связанные с коррупцией, получили широкий резонанс в обществе. Практически ежедневно без них не обходится ни одно электронное и печатное СМИ. Предметом обсуждения стали вопросы, связанные со сдачей Единого государственного экзамена (ЕГЭ), с поступлением  абитуриентов в высшие учебные заведения, ситуацией вокруг дошкольных учреждений, а также новый закон, реформирующий бюджетные учреждения,  в том числе и образовательные.

О том, что «положение дел в образовании оставляет желать лучшего», заявил и Д. А. Медведев, подметив, наряду с этим, что его откат с передовых позиций в мире «становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности». Между тем, решение этой стратегической задачи под силу только инициативным, творчески мыслящим и хорошо обученным людям. Все эти навыки формируются уже в стенах школ и университетов. Вот почему эффективная политика в сфере образования крайне важна и требует особого внимания.

По данным социологического опроса ВЦИОМ подавляющее большинство респондентов, более 80 %, считают, что именно коррупция является основным препятствием в развитии системы образования, повышении ее качества.

Долгое время общество уходило от обсуждения  проблемы  коррупции, в том числе и в рассматриваемой области. Сегодня тема открыта для обсуждения. Создана и модернизирована антикоррупционная законодательная база. Приняты пакеты нормативных правовых актов, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Президентом Российской Федерации в апреле этого года утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.

Несмотря на все принимаемые меры, в настоящее время за деньги можно устроить ребенка в детский сад, выбрать подходящую школу, поступить в любой вуз или просто купить диплом. Более того, теневой рынок платных услуг в системе образования и науки стал настолько стабильным, что появились конкретные расценки. Объем коррупционных денег здесь огромен. Не буду называть цифры. Данные разных источников отличаются во много раз. Проблема в том, что коррупция в сфере образования существует и нередко носит системный характер.

Наиболее характерными видами преступлений, связанных с коррупцией в сфере образования, как известно, являются:

- взятки за устройство детей в детские сады и общеобразовательные школы, а также за поступление в высшее учебное заведение;

- взятки за сдачу экзаменов и зачетов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

- продажа дипломов и аттестатов лицам, не прошедшим обучения в образовательном учреждении;

- незаконное решение проблем, связанных с лицензированием и аккредитацией учебных заведений.

Для исправления создавшейся коррупционной системы в сфере образования первостепенное значение приобретают реформы, направленные на устранение обстоятельств, порождающих коррупцию. Наиболее значимыми из них являются: устранение несоответствия между уровнем подготовки учащихся в школе и требованиями при поступлении в ВУЗах, создание системы справедливой оценки знаний и способностей учащихся, изменение системы финансирования научных и образовательных учреждений, изменение формы оплаты труда педагогов и научных работников, а также оптимизация порядка лицензирования и государственной аккредитации последних.

С введением единого государственного экзамена были связаны надежды на искоренение коррупции на этапе вступительных экзаменов.

Вместе с тем, по данным СМИ, чиновники заранее обнародуют экзаменационные материалы, а педагоги помогают их оформлять надлежащим образом, обеспечив тем самым высокие проходные баллы. В этих случаях речь идет о нарушении утвержденного закона, требующего соответствующего наказания. Ситуацию с ЕГЭ усугубляют еще непрозрачный список льготников, которым предоставляются преференции при поступлении в вузы.

Сама идея ЕГЭ, как выравнивающая шансы абитуриентов, правильная, но над ее реализацией необходимо еще поработать. Уже внесены коррективы, затрагивающие организационную его часть:

- создана президентская комиссия по совершенствованию ЕГЭ, которую возглавил Руководитель Администрации Президента России С.Е Нарышкин;

- усилилось информационное обеспечение, открыты горячие линии во всех организациях, ответственных за его проведение, в том числе и в Общественной палате, принято немало других превентивных мер для  предотвращения коррупционных проявлений, наблюдавшихся годом ранее. Более того, для этих целей в МВД проводится оперативно-профилактическая операция «Образование - 2010».

Еще один дискутируемый вопрос – переход образовательных учреждений на новый формат финансирования, предусмотренный Федеральным законом от  8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Принятый закон предоставит определенную степень свободы руководителям учреждений в расходовании бюджетных и внебюджетных средств, позволит им более эффективно расходовать полученные субсидии, считать реальные затраты, самостоятельно зарабатывать на дополнительных услугах и спонсорстве. Здесь важным представляется налаживание работы наблюдательных школьных советов, владеющих, согласно закону, финансовыми рычагами.  Эффективная реализация намеченных реформ во многом будет зависеть и от действий местных и региональных властей. Базовые предписания закона, изменяющего финансирование образовательных учреждений, проходили апробацию в 31-м регионе страны. Было бы интересно узнать о накопленном опыте по  реформированию образовательной системы в этом направлении.

Коллеги! Среди превентивных мер, направленных на снижение уровня коррупции в образовании и науке, особое место занимает изучение коррупциогенных факторов в действующем законодательстве.

Законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были приняты еще в 90-е годы в сложных социально-экономических условиях и в исторически короткие сроки. За последнее время в них было внесено более 50-и поправок. Все это осложняет их применение. Более того, присущие этим законам противоречия часто провоцируют разные коррупционные проявления. Вот почему без существенной ревизии указанного законодательства затруднено снижение  масштабов коррупции в сфере образования и науки.

Решением этих проблем может стать новый, находящийся на стадии разработки, закон об образовании. Он создан на основе двух ныне действующих и будет отражать особенности всех уровней образования от дошкольного до послевузовского. В законе также прописаны конкретные правовые механизмы, регулирующие права участников отношений в образовательной сфере.

Интегрированный закон призван устранить пробелы и другие недостатки действующего законодательства, в том числе и приводящие к проявлению коррупции.

Надеюсь, что наша дискуссия выявит эти погрешности  и подготовит площадку для плодотворного обсуждения проекта единого базового закона об образовании на осенней сессии этого года.

Обсуждаемая тема совершенствования антикоррупционного законодательства актуальна и для научной среды.

Как вам известно, в последние годы системным реформам подвергается не только образование, но и фундаментальная и прикладная наука.

Серьезно выросли ассигнования, связанные с модернизацией государственного сектора науки. Это, прежде всего, создание федеральных и национальных исследовательских университетов и научных центров. Но здесь важно, чтобы государственные инвестиции были использованы строго по назначению и были лишены коррупционной составляющей.

Важным шагом в политике модернизации науки, приближении ее к практике может стать создаваемый центр «Сколково». Он может стать "локомотивом" инновационной политики государства, поэтому должен быть освобожден от пороков, сдерживающих наше развитие.

В соответствии с п. 13 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы Министерству образования и науки совместно с Министерством иностранных дел поручено изучить опыт иностранных государств по реализации антикоррупционных образовательных программ и до 1 октября 2010 года представить в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции соответствующий  доклад.

Надеюсь и материалы нашего "круглого стола" также станут полезными в исследовании этого вопроса. Ведь только совместными усилиями можно противостоять коррупции в такой важной области как образование и наука».

Источник: http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2010/06/item13150.html

programma-disciplini-sovremennaya-politicheskaya-filosofiya-dlya-napravleniya-030200-62-politologiya.html
programma-disciplini-sovremennaya-prikladnaya-algebra-dlya-napravleniya-010500-prikladnaya-matematika-i-informatika-podgotovki-bakalavra-avtori-kuznecov-s-o.html
programma-disciplini-sovremennaya-sociologicheskaya-teoriya-modeli-obyasneniya-i-logika-sociologicheskogo-issledovaniya-dlya-napravleniya-040100-68-sociologiya-podgotovki-magistra-pravitelstvo-rossijskoj-federacii.html
programma-disciplini-sovremennie-issledovatelskie-programmi-i-metodi-izucheniya-kulturi-dlya-napravleniya-030400-62-kulturologiya.html
programma-disciplini-sovremennie-modeli-formirovaniya-motivacii-dlya-napravleniya-080500-68-menedzhment-podgotovki-magistra.html
programma-disciplini-sovremennie-problemi-i-koncepcii-obshego-menedzhmenta.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zagryaznenie-territorii-promishlennimii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/profilakticheskaya-rabota-v-poliklinike-rabochaya-programma-po-discipline-hirurgicheskie-bolezni-dlya-studentov-6.html
  • school.bystrickaya.ru/domodedovskaya-zemlya-v-istoricheskom-proshlom.html
  • pisat.bystrickaya.ru/srok-osvoeniya-obrazovatelnoj-programmi-2-goda-trudoemkost-120-zachetnih-edinic-3672-chasa-trebovaniya-k-abiturientu.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-psihogenetika-dlya-specialnosti-011600-biologiya-i013500bioekologiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-tehnika-i-metodika-shkolnogo-fizicheskogo-eksperimenta-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-bakalavriat.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/ziyayushie-visoti-stranica-9.html
  • grade.bystrickaya.ru/obespechenie-gotovnosti-regionalnoj-sistemi-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-k-vvedeniyu-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-novogo-pokoleniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byulleten-evropejskogo-suda-po-pravam-cheloveka-6-2010-periodicheskie-izdaniya-postupivshie-v-centr-pravovoj.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materialno-tehnicheskaya-baza-torgovli-odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-fakulteta-upravleniya-menedzhment-torgovoj.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukazom-prezidenta-rossijskoj-federacii-1340-ot-23-noyabrya-2009g-albekovu-adamu-umarovichu-d-e-n-professoru-pervomu-prorektoru-prorektoru-po-uchebnoj-rabot.html
  • letter.bystrickaya.ru/monografii-knigi-atlasi-karti-preprinti-otchet-o-rabote-bazovih-kafedr-za-2008-god.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-oformlenie-tekstovogo-dokumenta-poyasnitelnoj-zapiski-metodicheskie-rekomendacii-k-vipolneniyu-i-zashite-vipusknih.html
  • znanie.bystrickaya.ru/52-vibor-temi-diplomnoj-raboti-i-ee-utverzhdenie-12-metodicheskoe-posobie-podgotovka-diplomnih-rabot-po.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-postavit-tagi-dlya-chisla-v-ansisring-kak-uznat-iz-programmi-otkuda-ona-zapushena-8-mne-nado-iz-svoej-programmi.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-11-klass-nomer-i-nazvanie-temi-kol-vo-chasov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kara-za-razvrat-monitoring-soobshenij-smi-ob-obshestvennoj-palate-rf-za-aprel-2011-goda.html
  • studies.bystrickaya.ru/access-chast-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lyagushkin-vot-tebe-boris-shokoladka-ne-perezhivaj-poyavitsya-moiseev-odno-leto-iz-zhizni-stepana-trofimovicha.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassnij-chas-ne-zhalejte-serdca-klassnij-chas-ne-zhalejte-serdca.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-antinarkoticheskogo-vospitaniya-v-shkole-cherez-uchebnie-predmeti-nachalnaya-shkola.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predislovie-k-russkomu-izdaniyu-stranica-30.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-1-slovoobrazovanie-word-formation-programma-distancionnogo-kursa-po-anglijskomu-yaziku-zanimatelnaya-grammatika.html
  • education.bystrickaya.ru/-razpredelenie-na-masivite-za-polzvane-mezhdu-sobstvenicite-iili-polzvatelite-podpisali-predstaveno-sporazumenie-142917-10-2011g-po-chl-37v-al-2-ot-zspzz-za-zemlishe-krushovica-stranica-14.html
  • composition.bystrickaya.ru/pitanie-i-zdorove-naseleniya-1111-dobricina-anna-alekseevna-aspirant-tel-rab-812543-02-64-e-mail-dobranna82mail.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sns-chast-9.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-obrazovanie-hunnskoj-derzhavi-federalnaya-celevaya-programma-gosudarstvennaya-podderzhka-integracii-visshego.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-sbornika-vadima-viktorovicha-erlihmana-praviteli-mira-hronologichesko-genealogicheskie-tablici-po-vsemirnoj-istorii-v-4-tt-stranica-14.html
  • universitet.bystrickaya.ru/standarti-i-sertifikaciya-programmnaya-inzheneriya-naznachenie-osnovnie-principi-i-ponyatiya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-psihologicheskaya-korrekciya-addiktivnogo-povedeniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-fonetika-i-grafika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-burevestnikovskoj.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bashennie-krani-chast-2.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/znachenie-slova-os.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-7-issledovanie-mira-snovideni.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-149-prot-13-3-riga-17-fevralya-2009-goda-pravila-o-godovoj-deklaracii-o-dohodah-naseleniya-i-poryadke-ee-zapolneniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.