.RU

«Проблемы и перспективы совершенствования антикоррупционного законодательства в сфере образования и науки»


Выступление заместителя Председателя Совета Федерации Юрия Воробьева на заседании «круглого стола» на тему «Проблемы и перспективы совершенствования антикоррупционного законодательства в сфере образования и науки»

24 июня 2010

Юрий Воробьев сказал: «Предстоящая дискуссия как никогда актуальна. Проблемы в образовании и науке, связанные с коррупцией, получили широкий резонанс в обществе. Практически ежедневно без них не обходится ни одно электронное и печатное СМИ. Предметом обсуждения стали вопросы, связанные со сдачей Единого государственного экзамена (ЕГЭ), с поступлением  абитуриентов в высшие учебные заведения, ситуацией вокруг дошкольных учреждений, а также новый закон, реформирующий бюджетные учреждения,  в том числе и образовательные.

О том, что «положение дел в образовании оставляет желать лучшего», заявил и Д. А. Медведев, подметив, наряду с этим, что его откат с передовых позиций в мире «становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности». Между тем, решение этой стратегической задачи под силу только инициативным, творчески мыслящим и хорошо обученным людям. Все эти навыки формируются уже в стенах школ и университетов. Вот почему эффективная политика в сфере образования крайне важна и требует особого внимания.

По данным социологического опроса ВЦИОМ подавляющее большинство респондентов, более 80 %, считают, что именно коррупция является основным препятствием в развитии системы образования, повышении ее качества.

Долгое время общество уходило от обсуждения  проблемы  коррупции, в том числе и в рассматриваемой области. Сегодня тема открыта для обсуждения. Создана и модернизирована антикоррупционная законодательная база. Приняты пакеты нормативных правовых актов, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Президентом Российской Федерации в апреле этого года утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.

Несмотря на все принимаемые меры, в настоящее время за деньги можно устроить ребенка в детский сад, выбрать подходящую школу, поступить в любой вуз или просто купить диплом. Более того, теневой рынок платных услуг в системе образования и науки стал настолько стабильным, что появились конкретные расценки. Объем коррупционных денег здесь огромен. Не буду называть цифры. Данные разных источников отличаются во много раз. Проблема в том, что коррупция в сфере образования существует и нередко носит системный характер.

Наиболее характерными видами преступлений, связанных с коррупцией в сфере образования, как известно, являются:

- взятки за устройство детей в детские сады и общеобразовательные школы, а также за поступление в высшее учебное заведение;

- взятки за сдачу экзаменов и зачетов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

- продажа дипломов и аттестатов лицам, не прошедшим обучения в образовательном учреждении;

- незаконное решение проблем, связанных с лицензированием и аккредитацией учебных заведений.

Для исправления создавшейся коррупционной системы в сфере образования первостепенное значение приобретают реформы, направленные на устранение обстоятельств, порождающих коррупцию. Наиболее значимыми из них являются: устранение несоответствия между уровнем подготовки учащихся в школе и требованиями при поступлении в ВУЗах, создание системы справедливой оценки знаний и способностей учащихся, изменение системы финансирования научных и образовательных учреждений, изменение формы оплаты труда педагогов и научных работников, а также оптимизация порядка лицензирования и государственной аккредитации последних.

С введением единого государственного экзамена были связаны надежды на искоренение коррупции на этапе вступительных экзаменов.

Вместе с тем, по данным СМИ, чиновники заранее обнародуют экзаменационные материалы, а педагоги помогают их оформлять надлежащим образом, обеспечив тем самым высокие проходные баллы. В этих случаях речь идет о нарушении утвержденного закона, требующего соответствующего наказания. Ситуацию с ЕГЭ усугубляют еще непрозрачный список льготников, которым предоставляются преференции при поступлении в вузы.

Сама идея ЕГЭ, как выравнивающая шансы абитуриентов, правильная, но над ее реализацией необходимо еще поработать. Уже внесены коррективы, затрагивающие организационную его часть:

- создана президентская комиссия по совершенствованию ЕГЭ, которую возглавил Руководитель Администрации Президента России С.Е Нарышкин;

- усилилось информационное обеспечение, открыты горячие линии во всех организациях, ответственных за его проведение, в том числе и в Общественной палате, принято немало других превентивных мер для  предотвращения коррупционных проявлений, наблюдавшихся годом ранее. Более того, для этих целей в МВД проводится оперативно-профилактическая операция «Образование - 2010».

Еще один дискутируемый вопрос – переход образовательных учреждений на новый формат финансирования, предусмотренный Федеральным законом от  8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Принятый закон предоставит определенную степень свободы руководителям учреждений в расходовании бюджетных и внебюджетных средств, позволит им более эффективно расходовать полученные субсидии, считать реальные затраты, самостоятельно зарабатывать на дополнительных услугах и спонсорстве. Здесь важным представляется налаживание работы наблюдательных школьных советов, владеющих, согласно закону, финансовыми рычагами.  Эффективная реализация намеченных реформ во многом будет зависеть и от действий местных и региональных властей. Базовые предписания закона, изменяющего финансирование образовательных учреждений, проходили апробацию в 31-м регионе страны. Было бы интересно узнать о накопленном опыте по  реформированию образовательной системы в этом направлении.

Коллеги! Среди превентивных мер, направленных на снижение уровня коррупции в образовании и науке, особое место занимает изучение коррупциогенных факторов в действующем законодательстве.

Законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были приняты еще в 90-е годы в сложных социально-экономических условиях и в исторически короткие сроки. За последнее время в них было внесено более 50-и поправок. Все это осложняет их применение. Более того, присущие этим законам противоречия часто провоцируют разные коррупционные проявления. Вот почему без существенной ревизии указанного законодательства затруднено снижение  масштабов коррупции в сфере образования и науки.

Решением этих проблем может стать новый, находящийся на стадии разработки, закон об образовании. Он создан на основе двух ныне действующих и будет отражать особенности всех уровней образования от дошкольного до послевузовского. В законе также прописаны конкретные правовые механизмы, регулирующие права участников отношений в образовательной сфере.

Интегрированный закон призван устранить пробелы и другие недостатки действующего законодательства, в том числе и приводящие к проявлению коррупции.

Надеюсь, что наша дискуссия выявит эти погрешности  и подготовит площадку для плодотворного обсуждения проекта единого базового закона об образовании на осенней сессии этого года.

Обсуждаемая тема совершенствования антикоррупционного законодательства актуальна и для научной среды.

Как вам известно, в последние годы системным реформам подвергается не только образование, но и фундаментальная и прикладная наука.

Серьезно выросли ассигнования, связанные с модернизацией государственного сектора науки. Это, прежде всего, создание федеральных и национальных исследовательских университетов и научных центров. Но здесь важно, чтобы государственные инвестиции были использованы строго по назначению и были лишены коррупционной составляющей.

Важным шагом в политике модернизации науки, приближении ее к практике может стать создаваемый центр «Сколково». Он может стать "локомотивом" инновационной политики государства, поэтому должен быть освобожден от пороков, сдерживающих наше развитие.

В соответствии с п. 13 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы Министерству образования и науки совместно с Министерством иностранных дел поручено изучить опыт иностранных государств по реализации антикоррупционных образовательных программ и до 1 октября 2010 года представить в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции соответствующий  доклад.

Надеюсь и материалы нашего "круглого стола" также станут полезными в исследовании этого вопроса. Ведь только совместными усилиями можно противостоять коррупции в такой важной области как образование и наука».

Источник: http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2010/06/item13150.html

programma-disciplini-sovremennaya-politicheskaya-filosofiya-dlya-napravleniya-030200-62-politologiya.html
programma-disciplini-sovremennaya-prikladnaya-algebra-dlya-napravleniya-010500-prikladnaya-matematika-i-informatika-podgotovki-bakalavra-avtori-kuznecov-s-o.html
programma-disciplini-sovremennaya-sociologicheskaya-teoriya-modeli-obyasneniya-i-logika-sociologicheskogo-issledovaniya-dlya-napravleniya-040100-68-sociologiya-podgotovki-magistra-pravitelstvo-rossijskoj-federacii.html
programma-disciplini-sovremennie-issledovatelskie-programmi-i-metodi-izucheniya-kulturi-dlya-napravleniya-030400-62-kulturologiya.html
programma-disciplini-sovremennie-modeli-formirovaniya-motivacii-dlya-napravleniya-080500-68-menedzhment-podgotovki-magistra.html
programma-disciplini-sovremennie-problemi-i-koncepcii-obshego-menedzhmenta.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasskazchik-rebe-evrej.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aa-fursenko-obshego-sobraniya-rossijskoj-akademii-nauk.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakon-vologodskoj-oblasti-o-gosudarstvennoj-politike-oblasti-v-sfere-sohraneniya-i-vosstanovleniya-tradicionnoj-narodnoj-kulturi-vologodskoj-oblasti.html
  • report.bystrickaya.ru/kafedra-propedevtiki-vnutrennih-boleznej-i-gastroenterologii-lechebnogo-fakulteta.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-raboti-simpoziuma-predostavlyaetsya-uchastnikam-simpoziuma-posle-vtorogo-informacionnogo-soobsheniya-sostav-orgkomiteta.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-nizhnij-novgorod-2011-sopredsedateli-simpoziuma-s-v-gaponov-akademik-ran-ifm-ran-z-f-krasilnik-d-f-m-n-ifm-ran-programmnij-komitet-stranica-12.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-lekcionnij-soloma-solomennij.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-a-nu-ka-mami.html
  • report.bystrickaya.ru/hristologiya-aac-i-uchenie-aac-i-o-like-gospoda-nashego-iisusa-hrista.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/itogo-shtuk-izveshenie-o-razmeshenii-municipalnogo-zakaza-putem-zaprosa-kotirovok-na-postavku-pechatnoj-produkcii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-otnoshenii-ispolzovaniya-i-razvitiya-potenciala-prepodavatelej-sotrudnikov-i-obuchayushihsya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-modulya-tehnologii-parallelnogo-programmirovaniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-tematika-referatov-i-kursovih-rabot-teoriya-kulturi.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-vvedeniyu-v-filosofiyu-dlya-1-3-kursov-moskovskoj-duhovnoj-seminarii-predislovie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennaya-metafizika.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/udk371370127241-obshie-voprosi-obrazovaniya-11.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dolgosrochnaya-celevaya-programma-energosberezhenie-i-povishenie-energeticheskoj-effektivnosti-novosibirskoj-oblasti-na-period-do-2015-goda-i-pasport-programmi-stranica-5.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-pressovoe-i-ispitatelnoe-oborudovanie-zao-dorstrojpribor.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sochinenie-goncharovoj-natali-uchenici-7-a-klassa.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tarifnaya-politika-v-oblasti-normalizacii-l-a-german-kachestvo-elektricheskoj-energii-i-ego-povishenie-v-ustrojstvah.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tendencii-razvitiya-internet.html
  • klass.bystrickaya.ru/4300000-stroitelstvo-i-kommunalnoe-uchebniki-i-umk-dlya-organizacij-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osobennosti-razvitiya-ekonomicheskoj-nauki-v-postsovetskij-period.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ogse-f-politologiya-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-fizika-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reglament-konkursa-molodezhnij-obshestvennij-lider-2012.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-v-rubanov-predsedatel-orgkomiteta-doktor-sociologicheskih-nauk-professor-dekan-fakulteta-filosofii-i-socialnih-nauk-bgu.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-shodstvo-genialnih-lyudej-s-pomeshannimi-v-fiziologicheskom-otnoshenii-chezare-lombrozo-genialnost-i-pomeshatelstvo.html
  • turn.bystrickaya.ru/polyarizacionnaya-model-neodnorodnogo-fizicheskogo-vakuuma-stranica-8.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-ekonomiki-organizacij-i-predprinimatelstva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/preodolenie-straha.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vneklassnie-meropriyatiya-po-matematike-doklad-na-temu-matematika-ot-drevnosti-do-nashih-dnej.html
  • grade.bystrickaya.ru/na-vklyuchenie-programmi-povisheniya-kvalifikacii-pedagogicheskih-i-rukovodyashih-rabotnikov-municipalnih-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-voronezhskoj-oblasti-v-regionalnij-bank-programm.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-itogah-raboti-organov-federalnogo-kaznachejstva-po-evrejskoj-avtonomnoj-oblasti-na-2008-god-i-zadachah-na-2009-god.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-v-nb-rgu-za-1-kvartal-2007-g-stranica-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.