.RU

«приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность»











«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».


Воспитателя подготовительной к школе группы

МДОУ «Детский сад №8» Кошкиной Ирины Александровны.


г. Балахна

2008г.


В настоящее время, в период переосмысления исторического пути развития нашего общества, гуманизации и демократизации всех сторон его жизни, с особой остротой встаёт извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как воспитывать. Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности.

Духовность – это интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, способности к сопереживанию, милосердию. Это высшее проявление воспитанности.

Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию.

Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания.

Наша цель – как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.

Вводить элементы народной культуры в детскую жизнь надо естественно, не навязывая, ничего специально не заучивая, не заставляя часто пользоваться русскими народными выражениями, достаточно, если дети понимают связь пословицы с действием, например: «Поспешишь, людей насмешишь», «Не сиди, сложа руки, не будет и скуки».

Было бы ошибкой считать, что все содержание детской жизни должно быть насыщено лишь народным творчеством. Для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов ребёнка ему в равной степени необходимо и современная песня и современная литература и игрушка и т.п. Главное в том, чтобы разные виды искусства были осмыслены как органические составные части единого целого.


Какими же средствами мы можем приобщить детей к истокам русской народной культуре?

  1. Пение колыбельных, народных песенок, рассказывание сказок, использование пословиц и поговорок.

  2. Рассказывание легенд и преданий.

  3. Разучивание песен и танцев нашего народа.

  4. Воспитание и уважение к родительскому дому.

  5. Сохранение и передача семейных традиций, реликвий.

  6. Бережное отношение к родной природе.

  7. Знакомство с художественными промыслами своего народа.

  8. Знакомство с обычаями и традициями своего народа.

Наиболее подробно мне хочется остановиться на построении педагогического процесса, направленного на приобщение детей к истокам русской народной культуры нашего Нижегородского края.


В педагогический процесс должны входить следующие направления работы:

  1. Ознакомление детей с бытом, традициями, обрядами, кухней, знакомство с поэтическим и музыкальным фольклором русского народа Нижегородского края.

  2. Освоение детьми элементов местных народных промыслов (хохломской, городецкой, дымковской, полхов-майданской росписи, русского творчества)


Эффективность реализации этих направлений зависит от ряда моментов:

  1. Создание в дошкольном учреждении обстановки, этнографически соответствующей фольклорному материалу.

  2. Знакомство с историей Нижегородского края и его художественными промыслами.

  3. Организация полноценной содержательной практической деятельности детей (художественный труд, изобразительная деятельность, исполнение детьми произведений русского фольклора и т.п.), которая создаёт естественную среду для приобщения детей к национальной культуре, развитие чувства любви к своему краю.

  4. Организация нестандартного, непринуждённого, содержательного общения детей, родителей, педагогов, предполагающая активное включение родителей в совместную практическую деятельность (подготовка и проведение праздников, семейных часов, выставки игрушек, выполненных руками взрослых и детей, помощь в выполнении элементов народного костюма для праздников, занятий и др.)

Какая же художественно – творческая деятельность может быть проведена с детьми младшего возраста? Малыши поют народные песенки, колыбельные, рассказывают сказки, рассматривают яркие иллюстрации к потешкам, песенкам, показывают небольшие театрализованные представления. В группе создаётся игровая среда, отображающая русскую народную культуру: яркие панно с элементами русских сказок; колыбели с младенцами; вносятся элементы русского костюма (юбки, сарафаны, ленты, кокошники) в муз. уголок вносятся деревянные ложки, колокольчики; в игровой уголок богородские игрушки (курочки, петрушки, медведи). Вся деятельность по приобщению детей к истокам русской культуры у малышей происходит в игровом и творческом направлении. А вот у детей старшего возраста широкое направление приобретает художественная деятельность.

Именно через художественно-творческую деятельность идёт приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуре. Детям этого возраста наиболее становятся близки и понятны работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, кружевоплетения, понятно искусство игрушечников.

Опираясь на «Программу воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, используя методические пособия О.А.Соломенниковой «Радость творчества», М.А.Викулиной «Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольных учреждений», О.Л.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» в моей группе проводилась следующая работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры:

  1. Провела беседу с детьми на тему «Наши предки – славяне»

  2. Посетили в библиотеке «Русскую горницу» (ознакомились с бытом и ремёслами нашего народа)

  3. Рассматривали иллюстрации с изображением народных костюмов, элементами украшений костюмов и головных уборов.

  4. Рисовала с детьми «Куклу в русском костюме» - с натуры, позднее провела рисование по представлению «Наши предки – славяне».

  5. Провела экскурсию в библиотеку, где прослушали беседу: «Игрушки детей славян», рассмотрели куклы, начиная с куклы из полена «Колодии» и, заканчивая сложными куклами).

  6. Посетили с детьми занятие: «Мастер – класс», где под руководством сотрудника библиотеки дети учились делать куклу – «Скрутку» и куклу «Пеленашку» из ткани.

  7. Познакомила детей с оберегами: привески (чеканка на фольге); пояса (плетение из ремешков и нитей).

  8. Проводила занятие по изготовлению игрушек – забав (на основе Богородской игрушки), делали подвижные игрушки из картона.


Проводя работу по ознакомлению детей с ремёслами славян, мы параллельно продолжали знакомить и расширять знания детей о ремёслах родного города Балахны и нашей области. Знакомила детей с кружевоплетением, вышивкой. На занятиях по изодеятельности (рисование, аппликация, лепка) дети познакомились с хохломской росписью, гжельской, закрепляла знания о дымковской и Городецкой росписи. Дети узнали о разнообразии матрёшек, учились расписывать их. Проводила занятия по рисованию на основе устного народного творчества: сказки, колыбельные, стихи, былины.

В группе сделали с детьми макет: «Изба – славян», где наглядно дети видят быт и народное творчество (глиняная посуда, половики, вышивка на одежде, скатерти, кружева).

На занятиях часто присутствовал герой народных сказок – «Домовёнок Кузя». Дети его очень полюбили. Он их многому «учит» и «рассказывает». Дети вместе с Кузей радуются успехам в своих творческих работах.

На музыкальных занятиях дети учат русские народные танцы, припевки, хороводы, игры, знакомятся с русскими народными инструментами. Был проведён праздник: «Город мой Балахна».

Детям много рассказывается и читается русских народных сказок, заучиваются потешки, пословицы и поговорки.

Работа по приобщению детей к истокам русской народной культуре ещё будет продолжаться в группе. Дети будут учиться вышивать. Планируется посещение музея «Глобус»

problemi-obespecheniya-bezopasnosti-v-sfere-turizma-metodika-profilaktiki-narushenij-osanki-12-u-detej-mladshego-shkolnogo.html
problemi-obrazovaniya-i-vospitaniya-detej-v-polietnichnom-obshestve-aktualni-segodnya-vo-vsem-mire-poetomu-koncepcii-poli.html
problemi-obucheniya-i-razvitiya-i-problemi-razvivayushego-obucheniya.html
problemi-ocenki-effektivnosti-investicij-v-innovacii-predpriyatij-neftegazovogo-kompleksa.html
problemi-ogranicheniya-i-zapresheniya-kureniya-stranica-3.html
problemi-ohrani-psihicheskogo-zdorovya-detej-v-rossii.html
  • studies.bystrickaya.ru/bolshie-cikli-kondrateva.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/akcionernie-obshestva-chast-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-glubin-pamyati-puziryami-vsplivali-vospominaniya-ona-provernula-kombinaciyu-s-predmetami-vnov-perezhiv-zanovo-vse-peripetii-spaseniya-bunina-mislenno-eshe-raz-p-stranica-10.html
  • urok.bystrickaya.ru/postanovleni-e-stranica-11.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/za-pomosh-pridetsya-platit-semya-v-sovremennom-mire.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvorachivanie-kartini-mira-ne-terpit-toroplivosti-i-rivkov-tarasov-v-iskusstvo-upravlencheskoj-borbi-tehnologii.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-tibetskoj-knigi-mertvih-i-a-dobrosockij-tajni-zhizni-bogi-i-lyudi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-ploshad-treugolnika-2-ch-kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-predmetu-matematika-klass.html
  • klass.bystrickaya.ru/53-opredelenie-elektrizuemosti-tvyordih-materialov-a-g-ovcharenko-s-l-rasko-elektrostaticheskaya-bezopa-snost.html
  • books.bystrickaya.ru/bezrabotica-chast-5.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-15-soobshenie-o-nachale-issledovaniya-bezopasnosti-lekarstvennogo-sredstva-razreshennogo-k-medicinskomu-primeneniyu.html
  • essay.bystrickaya.ru/blm-berud-paradigmalari-paradigma-paradeigma-primer-obrazec.html
  • tests.bystrickaya.ru/lesnaya-skazka-terra-inkognito.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-algebra-analiz-i-osnovi-matematicheskogo-modelirovaniya-dlya-specialnosti-080504-65-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-podgotovki-specialista.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrashaem-vashe-vnimanie-na-sleduyushie-momenti-stranica-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sozdanie-multimedia-proektov-pri-obuchenii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-reklamnie-kampanii-gryaznie-tehnologii-ichernij-pi-ar.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-antropologicheskie-processi-obrazovaniya-vospitanie-uchenie-razvitie-razrabotchik-zachinyaeva-e-f.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-kniga-predlagaet-vashemu-vnimaniyu-ocherednoj-katalog-knizhnih-novinok-po-delovoj-literature-filosofii-sociologii-psihologii-politike-i-pravu-eko-stranica-9.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nauchno-tehnicheskij-potencial-voennoj-navigacii-gidrografii-i-okeanografii-rossii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-tehnicheskomu-soprovozhdeniyu-konferencij-seminarov-i-soveshanij-provodimih-v-oguz-gosudarstvennaya-novosibirskaya-oblastnaya-klinicheskaya-bolnica-prilozhenie-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/revolyucii-napoleon-i-drugie-tajni-frankmasonov-stranica-3.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2-montazh-oborudovaniya-tehnicheskoe-zadanie-soglasovano-zamestitel-predsedatelya-arhivnogo-komiteta-sankt-peterburga.html
  • student.bystrickaya.ru/-glava-i-cikl-razvitiya-obshestva-glava-ii-vek-individualizma-i-razuma.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-globalizaciya-i-gosudarstvo-konceptualnoe-osmislenie-a-k-suhotin-nauchnij-redaktor-d-r-filos-nauk.html
  • knigi.bystrickaya.ru/saba-kn-sinibi-9-pn-aza-tl.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sreda--gorod-blagotvoritelnost-dobrovolchestvo-kso.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soblyudenie-pravil-tehniki-bezopasnosti-plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-mou-mucalaulskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • literature.bystrickaya.ru/biologiya-byulleten-novih-postuplenij-za-oktyabr-2003-goda.html
  • crib.bystrickaya.ru/izuchenie-astronomii-formiruet-u-uchashihsya-mirovozzrenie-i-nauchnuyu-kartinu-mira-poetomu-neobhodimo-vernut-astronomii-status-samostoyatelnoj-disciplini-sredi-dru.html
  • shkola.bystrickaya.ru/strategicheskij-marketing.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovodstvo-uchrezhdeniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/kollektivizaciya-v-prikame-nasilie-bez-granic.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-4-rascheti-v-elektronnih-tablicah-ms-excel-2000-miheeva-e-v-m695-praktikum-po-informatike-ucheb-posobie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-letnij-lager-embassy-ces-na-kampuse-university-college-london.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.