.RU

Примерное тематическое планирование к курсу «Русский язык» - Примерные программы отдельных учебных предметов Часть...


^ Примерное тематическое планирование к курсу «Русский язык»


5 класс 210 часов (147 + 63)

Диалог и монолог


Содержание, часы

Деятельность учеников на уроке (основные виды, формы, способы действий)

Сопровождающие внеурочные формы учебной деятельности и внеучебная деятельность, ее виды

^ Введение. Речевое общение.







Я собеседник. Устный диалог. Выделение высказываний (реплик). Участники диалога. Перемена коммуникативных ролей. Я (мы) и ты (вы) – слова, указывающие на участников диалога. Речевая ситуация. Характеристика ситуации (место, время, участники, цель). Образы собеседников и их речь. Цели высказывания: узнать что-либо, сообщить что-либо, побудить к чему-либо.

Правописание. Знаки препинания при диалоге (без слов автора).

Знаки конца предложения в зависимости от цели высказывания и интонации.



^ Ролевая речевая игра «Диалоги». Создание и разыгрывание диалогов в заданных ситуациях в парах с использованием этикетных жанров (приветствие, прощание, просьба, благодарность и др.), вопросно-ответной формы, в виде обмена короткими сообщениями. Рефлексия. Обсуждение особенностей речевых ситуаций.

Знакомство с правилами речевого этикета.

Запись разыгранных диалогов. Выделение реплик цветом. Восстановление «рассыпанных» диалогов. Проба: преобразование придуманных диалогов в зависимости от цели общения, характера говорящего, особенностей собеседника.

Тренинг. Пунктуационное оформление реплики.

Самоконтроль: запись диалога.

Создание образа-маски говорящего: выбор героя, сбор материала, описание характера, внешности, особенностей речи.


Поиск диалогов с использованием этикетных жанров в художественной литературе. Создание общей коллекции.


^ Выделение обращения в реплике.

Как назвать собеседника? Обращение. Роль обращений. Средства выделения обращения в устной и письменной речи (интонация, грамматическая форма, знаки препинания). Этикетные формы обращения. Обращения в прошлом и настоящем. Обращения в поэтической речи. Обращения в начале реплики, в середине и в конце. Виды обращений: нераспространенное и распространенное.

Правописание. Правописание имён собственных.

Знаки препинания при обращении.

Знакомство со способами именования в русском языке. Различение собственных и нарицательных существительных.

^ Проба: Выбор формы обращения в соответствии с речевой ситуацией. Интонирование. Чтение фрагментов художественных (в том числе поэтических) и деловых текстов, переписки вслух (с адекватной интонацией, паузами) и «про себя». Поиск и выделение обращений.

Тренинг. Выделение обращения на письме (Собирание «рассыпанной» реплики. Изменение места обращения в реплике. Пунктуационное выделение обращений). Правописание имён собственных.

Самоконтроль: пунктуационное оформление реплики и обращения.

Практическая работа «Что означает моё имя (фамилия)?» Знакомство со словарями имён и фамилий.

Наблюдение: как ко мне обращаются?

^ Я слушатель и рассказчик. Включение чужого высказывания в собственную речь.

Чужая речь. Он (они) – слова, указывающие на лицо, находящееся вне речевой ситуации. Устная и письменная передача чужого диалога. Способы передачи: воспроизведение чужих слов с комментарием, пересказ.

Правописание. Знаки препинания при диалоге (со словами автора).

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Косвенная речь. Знаки препинания при косвенной речи (простые случаи).

Слушание разыгранных и записанных (аудиозапись) диалогов.

Проба: Устная передача диалога третьему лицу: воспроизведение с комментированием, пересказ. Запись диалога разными способами: дословное воспроизведение и пересказ (передача основного содержания диалога). Рефлексия: обнаружение средств (грамматических и лексических) перевода прямой речи в косвенную. Выбор способа передачи чужой речи в заданной ситуации.

Выделение слов автора (комментирующего) в готовом тексте.

Запись чужого диалога. Преобразование прямой речи в косвенную.

Наблюдение: средства «проявления» позиции автора в тексте.

^ Тренинг: пунктуационное оформление чужой речи.

Самоконтроль: способы передачи на письме чужой речи.

Коллекция пересказов чужой речи (удачных и неудачных) из произведений детская литературы.



^ Я пишущий и читающий. Письменный диалог. Развернутая реплика письменного диалога как монологическое высказывание.

Ситуации, в которых возможен письменный диалог. Трудности письменного диалога: невозможность переспросить, уточнить, отсутствие интонации, возникновение омонимии (омографии), неверное понимание как следствие орфографических и пунктуационных ошибок, наличие слов, требующих разъяснения (указательные слова здесь, там, тогда и т.п., личные местоимения и др.), необходимость описать словами предмет речи, выстроить последовательность событий, точно сформулировать мысль).

Реплика письменного диалога как монологическое высказывание. Монолог. Отличие монолога от диалога: подготовленность, развернутость. Письмо как жанр.

Создание письменных сообщений в группе, паре (в форме ролевой игры). Рефлексия: обнаружение ситуаций непонимания, анализ причин.

Создание монолога в жанре письма от имени образа-маски.

Сопоставление диалога и монолога.

^ Тренинг. Способы перевода прямой речи в косвенную.

Самоконтроль.

Общение в форуме, по электронной почте на заданную тему.

Наблюдение «Что иногда мешает правильно понять sms-сообщения?»


Работа с информационными источниками. (Например, «Какие бывают письма?»/ Справочно-информационный портал Грамота.ру: раздел «Письмовник: культура письменной речи»





^ Отражение звучащей речи на письме


Поток речи. Как можно записать звучащую речь?

Виды письменности: пиктографическое письмо, идеографическое письмо, буквенное письмо. Основная единица пиктографического письма – ситуация, идеографического – понятие (слово), буквенного – звук (для русского письма – звук в сильной позиции).


^ Проба. Запись фрагментов звучащей речи разными способами. Чтение записей: «расшифровка» пиктограмм, идеограмм и буквенной записи. Сравнение способов.

Наблюдение: какие письменные знаки содержатся в наших учебниках? Анализ содержания знака (цифры, математические символы, условные обозначения-пиктограммы, знаки препинания и др.).

Игра «Тайнографица»: придумывание шифров, шифрование сообщений, расшифровка сообщений (рисуночное письмо, ребусы, глаголица и т. п.)


Наблюдение

«Иероглифы, пиктограммы в нашей жизни».

^ На какие фрагменты (части) можно разделить записанную речь? Предложение. Грамматический принцип выделения предложения. Грамматические связи между словами: сочинение, подчинение, координация. Грамматическая основа предложения и словосочетание. Сколько основ может быть в предложении? Предложения с одной и несколькими основами (простое и сложное предложение). Роль точки и запятой.

Правописание. Знаки препинания конца предложения (повторение). Знаки препинания в сложном предложении.

Эксперимент. Деление записанного речевого фрагмента разными способами: на смысловые отрезки, по интонации, др. Чтение получившихся «текстов». Сопоставление с нормативным текстом. Анализ. Установление смысловых и грамматических связей между словами в записанном тексте. Выделение грамматических основ. Выделение словосочетаний. Формулирование основного принципа расстановки знаков препинания.

Проба. Установление смысловых и грамматических связей между словами в тексте, в котором все слова даны в начальной форме. Соединение простых предложений в сложные. Деление сложных предложений на простые. Редактирование текста.

Тренинг. Выделение грамматических основ. Создание схемы грамматических связей слов в тексте (словосочетание), обнаружение средств связи.

Тренинг. Членение записанного речевого отрезка: расстановка пробелов, расстановка знаков препинания. Письмо под диктовку.

Самоконтроль.

Форум «Как ученые расшифровывают древние надписи, рукописи?»

^ Как выделить слово? Проблема границы слова. Неразграничение слов в древних текстах. (Знакомство с древнерусскими рукописями). Признаки слова, позволяющие выделить его из потока речи: ударение, значение, система форм изменения. Пробел – знак препинания, обозначающий границы слова.

Ограниченность каждого из способов. Ударение: объединение под одним ударением двух слов, наличие двух ударений в сложном слове (фонетическое слово). Значение: слова, называющие предметы, качества, состояния окружающей действительности (самостоятельные части речи) и вспомогательные слова (служебные части речи). Изменение слова: существование неизменяемых слов.

Правописание. Ошибки в правописании, связанные с разграничением слов.

Слитное и раздельное написание: различение приставок и предлогов; не с глаголом, существительным, прилагательным; различение тоже и то же, также и так же, чтобы и что бы.

Эксперимент: чтение текста без пробелов. Определение признаков слова, позволяющих выделить его из потока речи: расстановка ударений на отрезке текста (выделение фонетического слова); выделение слов-названий, слов-указателей, слов-средств грамматической связи. Анализ ограничений каждого из способов выделения слова.

Запись под диктовку. Рефлексия: выявление трудных случаев разграничения слов. Составление списка, обобщение.

Тренинг. Различение приставок и предлогов, не с глаголом, существительным, прилагательным, различение тоже и то же, также и так же, чтобы и что бы.

Самоконтроль.

Коллекция каламбуров, основанных на разном членении отрезка речи (Например, ^ В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу).

Подготовка сообщения «Почему без НЕ не употребляется?» - об этимологии слов опрощенной основой (н-р, ненавидеть, негодовать)

^ Из чего состоит слово?

Основа и окончание. Грамматическое значение. Виды грамматических значений. Общий способ выделения окончания. Как изменяются слова? Склонение имен. Спряжение глаголов. Неизменяемые слова. Слова без окончания и с нулевым окончанием.

Поиск форм одного слова в тексте (текстах).

Построение словоизменительной модели слова (для существительного, прилагательного, глагола).

Обсуждение «Может ли отсутствие чего-то быть знаком?»

Тренинг. Письмо с выделением окончаний.

Самоконтроль.

Форум «Знак, которого нет» - о значимом отсутствии чего-либо в языке и не только (факт с интерпретацией)

^ Из чего состоит основа? Корень, приставка, суффикс. Морфема – минимальная значимая единица языка. Способы выделения корня. Трудности в выделении корня: омонимичные корни; варианты корня (исторические чередования в корне). Чередования а/о, е/и, гласный/нуль звука, неполногласные/полногласные сочетания, чередования согласных к/ч/ц, г/ж/з и т .п.)

Работа со словообразовательным словарем, словарем В.И.Даля. Составление рядов однокоренных слов.

Наблюдение: какие бывают чередования? Составление списка регулярных чередований.

Толкование производного слова через однокоренное.

Тренинг. Письмо с делением на морфемы (снег-о-пад-а, снеж-н-ый)

Самоконтроль.

Конкурс «Кто больше?» Поиск слов с полногласными/ неполногласными сочетаниями.

^ Что может обозначать буква? Графика и орфография. Основные принципы орфографии. Фонетический принцип (буква – звук). Фонематический принцип (буква – звук в сильной позиции). Исторический принцип (отражение прежнего произношения).

Где используется фонетический принцип? (при создании письменности; в современных языках – н-р, в белорусском). Место фонетического принципа в русской орфографии: приставки на з-/с-, ы и и после приставок (ознакомление).

Письмо, построенное на историческом принципе. Как писали до 1918 г.? Современный и дореформенный алфавит. Почему исчезли буквы «ять», «ер», «ижица» и др.? Место исторического принципа в современной русской орфографии: окончания прилагательных –ого/-его; жи-ши, ча-ща, чу-щу; непроверяемые орфограммы.

Основной принцип русского письма (буква – обозначение звука в сильной позиции).

Эксперимент: (работа в группах) каждая группа записывает свой фрагмент звучащей речи в соответствии с фонетическим принципом, затем группы обмениваются записями и пытаются восстановить записанный фрагмент. Анализ трудностей «перевода» фонетической записи. Эксперимент: Чтение фрагментов текстов в дореволюционной орфографии. Анализ трудностей чтения.

Эксперимент: «перевод» звуковой модели слова-омофона в буквенную. Анализ трудностей «перевода».

Тренинг.

Самоконтроль.


Работа с информационными источниками, отбор информации, подготовка коротких сообщений на тему «История славянской письменности».

Форум «Что обозначают знаки транскрипции?»

или

Форум с практическими задачами «Где пригодился алфавит?» (Где используется алфавитный порядок)


^ Орфография. Основные разделы орфографии (орфографическая карта): выбор буквы (правописание гласных и согласных, Ь и Ъ); слитное и раздельное написание; прописная и строчная буква. Место фонемных написаний в системе орфографических правил. Фонемные написания в корне и других морфемах. Основной способ проверки орфограмм. Сильные и слабые позиции для гласных звуков (повторение). Приемы проверки. Сильные и слабые позиции для глухих и звонких согласных. Приемы проверки. Сильные и слабые позиции для мягких и твердых согласных. Приемы проверки.

Дискуссия «Нужна ли орфография»? Составление орфографической карты.

Систематизация видов орфограмм.

Тренинг.

Самоконтроль.


Справочно-информационный портал Грамота.ру –русский для всех: работа с разделами «Проверка слова», «Справочное бюро»

Повторение изученного.

Резервные часы.










primer-ishodnie-dannie-vneshneekonomicheskaya-deyatelnost.html
primer-ispolzovaniya-priema-bortovoj-zhurnal-v-lekcionnoj-forme.html
primer-iz-zhizni-morozhenoe-ben-i-dzherri-chto-to.html
primer-kogorta-likvidatorov-g-predislovie.html
primer-korrekcionno-razvivayushih-zanyatij-dlya-uchashihsya-1-h-klassov-uchebnij-plan-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-programma.html
primer-morfologicheskogo-analiza-uchebnoe-posobie-moskva-2010-soderzhanie-issledovaniya-i-ih-rol-v-nauchnoj-i-prakticheskoj.html
  • education.bystrickaya.ru/3osnovnie-resheniya-proekta-planirovki-poyasnitelnaya-zapiska-soderzhanie-sostav-graficheskoj-chasti-proekta-1.html
  • znanie.bystrickaya.ru/ajgil-kergord-svetlana-smirnova.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-1-uvazhenie-neprikosnovennosti-lichnosti-obshestvennij-fond-mezhdunarodnij-standart.html
  • studies.bystrickaya.ru/evgenij-kasimov-povesti-i-rasskazi-stranica-6.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/konstitucionnie-i-ustavnie-sudi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/b-m-gasparov-yazik-pamyat-obraz-stranica-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poryadok-zashiti-prav-v-sootvetstvii-s-grazhdansko-processualnim-kodeksom-ukraini.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skandinavskoe-lyuteranstvo-zakon-i-blagaya-vest-25.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-tretem-klasse-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-iyun-2011g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/56-mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-deyatelnosti-rschs.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-10-fevralya-2012-goda-94-ob-itogah-provedeniya-vtorogo-tura-i-o-provedenii-tretego-tura-rajonnogo-konkursa-uchitel-goda-2012.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekonomika-byulleten-novih-postuplenij-v-nb-rgu-za-1-kvartal-2007-g.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-komitet-soveta-ministrov-sssr-po-voprosam-truda-i-zarabotnoj-plati-stranica-15.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vtopaya-chtobi-zhilo-plemya-ivanov-v-d-rus-iznachalnaya-tom-1-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vistupili-irbitskaya-rajonnaya-territorialnaya-izbiratelnaya-komissiya-vibori-deputatov-dumi-irbitskogo-municipalnogo.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sbornik-statej-sostavlen-po-rezultatam-iii-mezhregionalnoj-konferencii-ippoterapiya-invalidnij-konnij-sport-opit-i-perspektivi.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodi-obsledovaniya-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-sistemi-poslevuzovskogo-i-dopolnitelnogo-professionalnogo.html
  • testyi.bystrickaya.ru/badarlamasi-nisan-f-so-pgu-18-207.html
  • studies.bystrickaya.ru/baza-dannih-dlya-proekta-dosugovogo-uchrezhdeniya-v-gorode-murome-vladimirskoj-oblasti-chast-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/42-obosnovanie-plana-finansirovaniya-meropriyatij-etapov-programmi-reformirovaniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-iii-mehanizmi-razvitiya-lichnosti-i-ee-socialnogo-bitiya-uchebnik-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-9-yanvarya-2004-g-n-22-r-s-izmeneniyami-ot-5-oktyabrya-28-30-dekabrya-2005-g-2-oktyabrya-30-noyabrya-28-dekabrya-2006-g.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-9-uchenie-o-slove-bozhiem-lekciya-uchenie-o-boge-lekciya-uchenie-ob-iisuse-hriste.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raboti-komiteta-po-obrazovaniyu-sankt-peterburga-na-aprel-2012goda.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-konkurse-proektov-kaznachejstvo-2112-obshie-polozheniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kerambit-yavlyaetsya-odnim-iz-tradicionnih-vidov-holodnogo-oruzhiya-v-boevih-iskusstvah-malajskogo-arhipelaga-naprimer-v-razlichnih-stilyah-silata-vo-vremya-borbi-za.html
  • thescience.bystrickaya.ru/himicheskaya-promishlennost-o-gosudarstvennoj-programme-po-forsirovannomu-industrialno-innovacionnomu.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-i-tipi-stihijnih-grupp-nastoyashee-izdanie-predprinyato-cherez-vosem-let-posle-poslednego-vihoda.html
  • student.bystrickaya.ru/060109-sestrinskoe-delo-otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-napravleniyu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/politicheskaya-elita-sovremennoj-rossii-c-tochki-zreniya-socialnogo-predstavitelstva-chast-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchastie-v-olimpiadah-nauchno-issledovatelskih-konferenciyah-metodicheskih-rekomendacij-po-razrabotke-publikacii.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-i-skritnost-posvyashennih-iii-tajnaya-doktrina-sintez-nauki-religii-i-filosofii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-rabote-s-semyami-sostoyashimi-na-profilakticheskom-uchete-stranica-7.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-raboti-metodicheskogo-obedineniya-uchitelej-inostrannih-yazikov-gou-sosh-1252-im-servantesa-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lui-ferdinan-selin-louis-ferdinand-celine-18941961-semyuel-bekket-samuel-beckett-19061989.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.