.RU

Примерное тематическое планирование к курсу «Русский язык» - Примерные программы отдельных учебных предметов Часть...


^ Примерное тематическое планирование к курсу «Русский язык»


5 класс 210 часов (147 + 63)

Диалог и монолог


Содержание, часы

Деятельность учеников на уроке (основные виды, формы, способы действий)

Сопровождающие внеурочные формы учебной деятельности и внеучебная деятельность, ее виды

^ Введение. Речевое общение.







Я собеседник. Устный диалог. Выделение высказываний (реплик). Участники диалога. Перемена коммуникативных ролей. Я (мы) и ты (вы) – слова, указывающие на участников диалога. Речевая ситуация. Характеристика ситуации (место, время, участники, цель). Образы собеседников и их речь. Цели высказывания: узнать что-либо, сообщить что-либо, побудить к чему-либо.

Правописание. Знаки препинания при диалоге (без слов автора).

Знаки конца предложения в зависимости от цели высказывания и интонации.



^ Ролевая речевая игра «Диалоги». Создание и разыгрывание диалогов в заданных ситуациях в парах с использованием этикетных жанров (приветствие, прощание, просьба, благодарность и др.), вопросно-ответной формы, в виде обмена короткими сообщениями. Рефлексия. Обсуждение особенностей речевых ситуаций.

Знакомство с правилами речевого этикета.

Запись разыгранных диалогов. Выделение реплик цветом. Восстановление «рассыпанных» диалогов. Проба: преобразование придуманных диалогов в зависимости от цели общения, характера говорящего, особенностей собеседника.

Тренинг. Пунктуационное оформление реплики.

Самоконтроль: запись диалога.

Создание образа-маски говорящего: выбор героя, сбор материала, описание характера, внешности, особенностей речи.


Поиск диалогов с использованием этикетных жанров в художественной литературе. Создание общей коллекции.


^ Выделение обращения в реплике.

Как назвать собеседника? Обращение. Роль обращений. Средства выделения обращения в устной и письменной речи (интонация, грамматическая форма, знаки препинания). Этикетные формы обращения. Обращения в прошлом и настоящем. Обращения в поэтической речи. Обращения в начале реплики, в середине и в конце. Виды обращений: нераспространенное и распространенное.

Правописание. Правописание имён собственных.

Знаки препинания при обращении.

Знакомство со способами именования в русском языке. Различение собственных и нарицательных существительных.

^ Проба: Выбор формы обращения в соответствии с речевой ситуацией. Интонирование. Чтение фрагментов художественных (в том числе поэтических) и деловых текстов, переписки вслух (с адекватной интонацией, паузами) и «про себя». Поиск и выделение обращений.

Тренинг. Выделение обращения на письме (Собирание «рассыпанной» реплики. Изменение места обращения в реплике. Пунктуационное выделение обращений). Правописание имён собственных.

Самоконтроль: пунктуационное оформление реплики и обращения.

Практическая работа «Что означает моё имя (фамилия)?» Знакомство со словарями имён и фамилий.

Наблюдение: как ко мне обращаются?

^ Я слушатель и рассказчик. Включение чужого высказывания в собственную речь.

Чужая речь. Он (они) – слова, указывающие на лицо, находящееся вне речевой ситуации. Устная и письменная передача чужого диалога. Способы передачи: воспроизведение чужих слов с комментарием, пересказ.

Правописание. Знаки препинания при диалоге (со словами автора).

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Косвенная речь. Знаки препинания при косвенной речи (простые случаи).

Слушание разыгранных и записанных (аудиозапись) диалогов.

Проба: Устная передача диалога третьему лицу: воспроизведение с комментированием, пересказ. Запись диалога разными способами: дословное воспроизведение и пересказ (передача основного содержания диалога). Рефлексия: обнаружение средств (грамматических и лексических) перевода прямой речи в косвенную. Выбор способа передачи чужой речи в заданной ситуации.

Выделение слов автора (комментирующего) в готовом тексте.

Запись чужого диалога. Преобразование прямой речи в косвенную.

Наблюдение: средства «проявления» позиции автора в тексте.

^ Тренинг: пунктуационное оформление чужой речи.

Самоконтроль: способы передачи на письме чужой речи.

Коллекция пересказов чужой речи (удачных и неудачных) из произведений детская литературы.



^ Я пишущий и читающий. Письменный диалог. Развернутая реплика письменного диалога как монологическое высказывание.

Ситуации, в которых возможен письменный диалог. Трудности письменного диалога: невозможность переспросить, уточнить, отсутствие интонации, возникновение омонимии (омографии), неверное понимание как следствие орфографических и пунктуационных ошибок, наличие слов, требующих разъяснения (указательные слова здесь, там, тогда и т.п., личные местоимения и др.), необходимость описать словами предмет речи, выстроить последовательность событий, точно сформулировать мысль).

Реплика письменного диалога как монологическое высказывание. Монолог. Отличие монолога от диалога: подготовленность, развернутость. Письмо как жанр.

Создание письменных сообщений в группе, паре (в форме ролевой игры). Рефлексия: обнаружение ситуаций непонимания, анализ причин.

Создание монолога в жанре письма от имени образа-маски.

Сопоставление диалога и монолога.

^ Тренинг. Способы перевода прямой речи в косвенную.

Самоконтроль.

Общение в форуме, по электронной почте на заданную тему.

Наблюдение «Что иногда мешает правильно понять sms-сообщения?»


Работа с информационными источниками. (Например, «Какие бывают письма?»/ Справочно-информационный портал Грамота.ру: раздел «Письмовник: культура письменной речи»





^ Отражение звучащей речи на письме


Поток речи. Как можно записать звучащую речь?

Виды письменности: пиктографическое письмо, идеографическое письмо, буквенное письмо. Основная единица пиктографического письма – ситуация, идеографического – понятие (слово), буквенного – звук (для русского письма – звук в сильной позиции).


^ Проба. Запись фрагментов звучащей речи разными способами. Чтение записей: «расшифровка» пиктограмм, идеограмм и буквенной записи. Сравнение способов.

Наблюдение: какие письменные знаки содержатся в наших учебниках? Анализ содержания знака (цифры, математические символы, условные обозначения-пиктограммы, знаки препинания и др.).

Игра «Тайнографица»: придумывание шифров, шифрование сообщений, расшифровка сообщений (рисуночное письмо, ребусы, глаголица и т. п.)


Наблюдение

«Иероглифы, пиктограммы в нашей жизни».

^ На какие фрагменты (части) можно разделить записанную речь? Предложение. Грамматический принцип выделения предложения. Грамматические связи между словами: сочинение, подчинение, координация. Грамматическая основа предложения и словосочетание. Сколько основ может быть в предложении? Предложения с одной и несколькими основами (простое и сложное предложение). Роль точки и запятой.

Правописание. Знаки препинания конца предложения (повторение). Знаки препинания в сложном предложении.

Эксперимент. Деление записанного речевого фрагмента разными способами: на смысловые отрезки, по интонации, др. Чтение получившихся «текстов». Сопоставление с нормативным текстом. Анализ. Установление смысловых и грамматических связей между словами в записанном тексте. Выделение грамматических основ. Выделение словосочетаний. Формулирование основного принципа расстановки знаков препинания.

Проба. Установление смысловых и грамматических связей между словами в тексте, в котором все слова даны в начальной форме. Соединение простых предложений в сложные. Деление сложных предложений на простые. Редактирование текста.

Тренинг. Выделение грамматических основ. Создание схемы грамматических связей слов в тексте (словосочетание), обнаружение средств связи.

Тренинг. Членение записанного речевого отрезка: расстановка пробелов, расстановка знаков препинания. Письмо под диктовку.

Самоконтроль.

Форум «Как ученые расшифровывают древние надписи, рукописи?»

^ Как выделить слово? Проблема границы слова. Неразграничение слов в древних текстах. (Знакомство с древнерусскими рукописями). Признаки слова, позволяющие выделить его из потока речи: ударение, значение, система форм изменения. Пробел – знак препинания, обозначающий границы слова.

Ограниченность каждого из способов. Ударение: объединение под одним ударением двух слов, наличие двух ударений в сложном слове (фонетическое слово). Значение: слова, называющие предметы, качества, состояния окружающей действительности (самостоятельные части речи) и вспомогательные слова (служебные части речи). Изменение слова: существование неизменяемых слов.

Правописание. Ошибки в правописании, связанные с разграничением слов.

Слитное и раздельное написание: различение приставок и предлогов; не с глаголом, существительным, прилагательным; различение тоже и то же, также и так же, чтобы и что бы.

Эксперимент: чтение текста без пробелов. Определение признаков слова, позволяющих выделить его из потока речи: расстановка ударений на отрезке текста (выделение фонетического слова); выделение слов-названий, слов-указателей, слов-средств грамматической связи. Анализ ограничений каждого из способов выделения слова.

Запись под диктовку. Рефлексия: выявление трудных случаев разграничения слов. Составление списка, обобщение.

Тренинг. Различение приставок и предлогов, не с глаголом, существительным, прилагательным, различение тоже и то же, также и так же, чтобы и что бы.

Самоконтроль.

Коллекция каламбуров, основанных на разном членении отрезка речи (Например, ^ В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу).

Подготовка сообщения «Почему без НЕ не употребляется?» - об этимологии слов опрощенной основой (н-р, ненавидеть, негодовать)

^ Из чего состоит слово?

Основа и окончание. Грамматическое значение. Виды грамматических значений. Общий способ выделения окончания. Как изменяются слова? Склонение имен. Спряжение глаголов. Неизменяемые слова. Слова без окончания и с нулевым окончанием.

Поиск форм одного слова в тексте (текстах).

Построение словоизменительной модели слова (для существительного, прилагательного, глагола).

Обсуждение «Может ли отсутствие чего-то быть знаком?»

Тренинг. Письмо с выделением окончаний.

Самоконтроль.

Форум «Знак, которого нет» - о значимом отсутствии чего-либо в языке и не только (факт с интерпретацией)

^ Из чего состоит основа? Корень, приставка, суффикс. Морфема – минимальная значимая единица языка. Способы выделения корня. Трудности в выделении корня: омонимичные корни; варианты корня (исторические чередования в корне). Чередования а/о, е/и, гласный/нуль звука, неполногласные/полногласные сочетания, чередования согласных к/ч/ц, г/ж/з и т .п.)

Работа со словообразовательным словарем, словарем В.И.Даля. Составление рядов однокоренных слов.

Наблюдение: какие бывают чередования? Составление списка регулярных чередований.

Толкование производного слова через однокоренное.

Тренинг. Письмо с делением на морфемы (снег-о-пад-а, снеж-н-ый)

Самоконтроль.

Конкурс «Кто больше?» Поиск слов с полногласными/ неполногласными сочетаниями.

^ Что может обозначать буква? Графика и орфография. Основные принципы орфографии. Фонетический принцип (буква – звук). Фонематический принцип (буква – звук в сильной позиции). Исторический принцип (отражение прежнего произношения).

Где используется фонетический принцип? (при создании письменности; в современных языках – н-р, в белорусском). Место фонетического принципа в русской орфографии: приставки на з-/с-, ы и и после приставок (ознакомление).

Письмо, построенное на историческом принципе. Как писали до 1918 г.? Современный и дореформенный алфавит. Почему исчезли буквы «ять», «ер», «ижица» и др.? Место исторического принципа в современной русской орфографии: окончания прилагательных –ого/-его; жи-ши, ча-ща, чу-щу; непроверяемые орфограммы.

Основной принцип русского письма (буква – обозначение звука в сильной позиции).

Эксперимент: (работа в группах) каждая группа записывает свой фрагмент звучащей речи в соответствии с фонетическим принципом, затем группы обмениваются записями и пытаются восстановить записанный фрагмент. Анализ трудностей «перевода» фонетической записи. Эксперимент: Чтение фрагментов текстов в дореволюционной орфографии. Анализ трудностей чтения.

Эксперимент: «перевод» звуковой модели слова-омофона в буквенную. Анализ трудностей «перевода».

Тренинг.

Самоконтроль.


Работа с информационными источниками, отбор информации, подготовка коротких сообщений на тему «История славянской письменности».

Форум «Что обозначают знаки транскрипции?»

или

Форум с практическими задачами «Где пригодился алфавит?» (Где используется алфавитный порядок)


^ Орфография. Основные разделы орфографии (орфографическая карта): выбор буквы (правописание гласных и согласных, Ь и Ъ); слитное и раздельное написание; прописная и строчная буква. Место фонемных написаний в системе орфографических правил. Фонемные написания в корне и других морфемах. Основной способ проверки орфограмм. Сильные и слабые позиции для гласных звуков (повторение). Приемы проверки. Сильные и слабые позиции для глухих и звонких согласных. Приемы проверки. Сильные и слабые позиции для мягких и твердых согласных. Приемы проверки.

Дискуссия «Нужна ли орфография»? Составление орфографической карты.

Систематизация видов орфограмм.

Тренинг.

Самоконтроль.


Справочно-информационный портал Грамота.ру –русский для всех: работа с разделами «Проверка слова», «Справочное бюро»

Повторение изученного.

Резервные часы.










primer-ishodnie-dannie-vneshneekonomicheskaya-deyatelnost.html
primer-ispolzovaniya-priema-bortovoj-zhurnal-v-lekcionnoj-forme.html
primer-iz-zhizni-morozhenoe-ben-i-dzherri-chto-to.html
primer-kogorta-likvidatorov-g-predislovie.html
primer-korrekcionno-razvivayushih-zanyatij-dlya-uchashihsya-1-h-klassov-uchebnij-plan-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-programma.html
primer-morfologicheskogo-analiza-uchebnoe-posobie-moskva-2010-soderzhanie-issledovaniya-i-ih-rol-v-nauchnoj-i-prakticheskoj.html
  • report.bystrickaya.ru/kanashkova-t-a-shaban-zh-g-chernoshej-d-a-krilov-i-a-specificheskaya-immunoprofilaktika-stranica-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-ne-chelovechimi-rukami-zhemchuzhnij-raznocvetnij-most-atlantida.html
  • composition.bystrickaya.ru/osoblivost-narahuvannya-mitnogo-tarifu-v-zalezhnost-vd-vidu-mita.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-altajskom-krae-dotushivayut-lesnie-pozhari-ia-regnum-09092010-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-10-sentyabrya-2010-g.html
  • studies.bystrickaya.ru/cvetnaya-revolyuciya.html
  • crib.bystrickaya.ru/husain-fajzullovich-ahmetov-krupnejshij-bashkirskij-kompozitor-ego-tvorchestvo-sigralo-vazhnuyu-rol-v-stanovlenii-bashkirskoj-professionalnoj-muziki-virabotke-na.html
  • reading.bystrickaya.ru/l-e-samodurova-rastitelnost-pojmennih-ozer-zapovednika-voroninskij-g-v-shlyahtin-d-r-biol-nauk-prof.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-istoriya-ekonomiki-dlya-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-v-mashinostroenii-ekonomicheskij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sekciya-7-fizika-yadernih-i-volnovih-processov-programma-i-priglasitelnij-bilet-vii-mezhdunarodnoj-molodezhnoj-nauchno-tehnicheskoj.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3ekonomiko-geograficheskaya-harakteristika-vazhnejshih-otraslej-promishlennogo-proizvodstva-rajona-ih-rol-v-rossijskom-proizvodstvennom-potenciale.html
  • holiday.bystrickaya.ru/neravnomernost-razvitiya-psihicheskih-funkcij-ponyatie-normi-v-nejropsihologii-na-osnove-chetireh-rabot-ahutinoj-t-v.html
  • testyi.bystrickaya.ru/67-smertnost-po-prichinam-uchebnoe-posobie-seriya-uchebniki-i-uchebnie-posobiya.html
  • education.bystrickaya.ru/22-socialnaya-profilaktika-i-mehanizmi-ee-realizacii-uchebnoe-posobie-tomsk-2007-bbk-65-272.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/risunok-2-departament-obrazovaniya-innovacionnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovka-visokokvalificirovanih.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uroki-dlya-nachinayushih-stranica-5.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/optovaya-torgovlya-i-eyo-rol-v-povishenii-effektivnosti-funkcii-rinka.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-programma-obucheniya-v-shkole-shambali-chogyam-rinpoche-trungpa.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-razdel-1-obshie-trebovaniya-predmet-konkursa-nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta-stranica-25.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravoprimenitelnaya-praktika-upravleniya-roskomnadzora-po-yaroslavskoj-oblasti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kliniko-psihologicheskie-osobennosti-detej-kurs-lekcij-chepik-yu-i-psihologiya-bolnogo-rebenka-kurs-lekcijv.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-2-privet-stolica-kniga-o-bezzabotnoj-studencheskoj-zhizni-o-smeshnih-i-tragicheskih-sobitiyah-proishodivshih.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-zhizn-v-zelyonom-cvete.html
  • writing.bystrickaya.ru/idejno-hudozhestvennoe-svoeobrazie-knigi-bunina-temnie-allei.html
  • college.bystrickaya.ru/22-konvencionalizm-apuankare-uchebnoe-posobie-po-discipline-filosofiya-nauki-dlya-aspirantov-i-soiskatelej-yurgtu-npi.html
  • university.bystrickaya.ru/glavnij-bibliograf-informacionno-bibliograficheskogo-obsluzhivaniya-arhangelsk.html
  • pisat.bystrickaya.ru/struktura-raboti-socialno-istoricheskie-idei-tadzhikskih-prosvetitelej-konc-a-xix-nachala-xx-v.html
  • school.bystrickaya.ru/kremnievaya-dolina-priehala-v-moskvu-otchet-po-presse-28-noyabrya-30-noyabrya.html
  • studies.bystrickaya.ru/liste-chinovnik-na-vopros-o-shkole-sdelal-takuyu-zapis-vsele-imeetsya-odna-cerkovno-prihodskaya-shkola-otkritaya-v-1885-godu-v-derevyannom-zdanii-vistroennom-na.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/akad-t-i-ojzerman-predsedatel-d-r-filos-nauk-p-p-gajdenko-kand-filos-nauk-l-i-grekov-d-r-filos-nauk-a-f-zotov-kand-filos-nauk-e-yu-solov-stranica-42.html
  • klass.bystrickaya.ru/523-sostav-kollegialnogo-ispolnitelnogo-organa-emitenta-i-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov.html
  • klass.bystrickaya.ru/55-tablici-metodicheskie-rekomendacii-k-vipolneniyu-i-zashite-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-v-visshih-uchebnih.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-avtotransportnaya-psihologiya-dlya-studentov-specialnosti-050901-organizaciya-perevozok-dvizheniya-i-ekspluataciya-transporta.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-ii-tozhdestvo-i-konkurenciya-vibor-sposoba-zashiti-grazhdanskih-prav-vershinin.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/opit-ipoteki-v-razvivayushihsya-stranah.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vliyanie-masonskih-idej-na-razvitie-otechestvennoj-zhurnalistiki-chast-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.