.RU

Приложение - Профессионального образования в башкирии


Приложение

Приложение 1

Хронологическая таблица становления системы профессионального образования в Башкирии


Ок. 1720 г. – основано Стерлибашевское медресе

1746 г. – основано медресе в с. Каргалы

1771 г. - издание дидактического пособия «Способ учения»

1782 г. - создание Комиссии об учреждении народных училищ

1786 г. - издание «Устава народным училищам в Российской империи»

80-е гг. ХVIII в. - издание дидактического трактата «Руководство учителям народных училищ»

1800 г. - образование Уфимской духовной семинарии, в которой с 1873 г. было введено изучение педагогики

1802 г. - создание Министерства народного просвещения

1803 г. - издание «Предварительных правил народного просвещения»

1804 г.- издание «Устава учебных заведений, подведомых университетам»

1804 г. - организация Казанского учебного округа, в который вошли 14 губерний, в т.ч. Уфимская, Оренбургская

1804 г. - открытие Казанского университета

1812 г. - открытие педагогического института при Казанском университете

1826 г. – открытие фельдшерской школы при Оренбургском военном госпитале

1828 г. - издание «Устава гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов»

1828 г. - образование Уфимской мужской гимназий

1835 г. - принятие нового Устава университетов

1838 г. – издание «Положений о фельдшерских школах при военных госпиталях»

1839 г. – издание «Положения о реальных классах при учебных заведениях МНП»

1841 г. - издание «Положений о фельдшерской школе при Оренбургском военном госпитале»

1846 г. - издание «Положений об испытаниях кандидатов на учительские места»

1846 г. - издание «Правил об испытании лиц, желавших получить возможность работать учителем начальной школы»

1848 г. – открытие Окружного горнозаводского училища в г.Златоусте

1855 г. - преобразование Оренбургского женского училища в институт благородных девиц, в котором с 1862 г. была введена педагогика

1858 г. - издание «Положений о женских училищах, подведомственных МНП»

1859 г. – открытие землемерно-таксаторских классов при Уфимской мужской гимназии

До 60-х гг. XIX в. – основано медресе в г. Стерлитамаке

1861 г. - опубликование статьи К.Д.Ушинского «Проект учительской семинарии»

1862-1870 гг. - деятельность Бирского педагогического класса

1862 г. - открытие Уфимского епархиального женского училища, в котором с 1872 г. введено изучение педагогики

1864 г. - издание «Положений о начальных народных училищах»

1865 г. - утверждение «Положения о педагогических курсах»

1870 г. - издание «Положений о женских гимназиях и прогимназиях»

1871 г. - издание «Устава гимназий и прогимназий»

1872 г. - издание «Положений о татарских учительских школах»

1872-1890 гг. - деятельность Уфимской татарской учительской школы

1872 г. - открытие Казанской «инородческой» учительской семинарии

1872 г. - издание «Положений о городских училищах ведомства МНП»

1872 г. - издание «Положений об учительских институтах»

1873 г. - открытие педагогического класса при Пермской женской гимназии

1873 г. - открытие педагогического класса при Оренбургской женской гимназии

1875 г. - образование Оренбургского учебного округа, в который вошли Уфимская, Оренбургская, Пермская губернии, а также Уральская и Тургайская области

1874-1875 гг. - образование Уфимской и Оренбургской дирекции народных училищ

1874 г. - издание «Положений о начальных народных училищах»

1874 г. - издание Правил для испытания лиц, желающих получить право на звание учителя городского училища

1874 г. - учреждение должности инспекторов татарских, башкирских и казахских школ

1874 г. - открытие педагогического класса при Екатеринбургской женской гимназии

1875 г. - издание «Инструкций для учительских семинарий»

1876 г. - издание «Инструкций касательно объема и методов преподавания учебных предметов» в учительском институте

1876 г. – открытие Уфимского Александровского ремесленного училища

1876 г. - открытие Благовещенской учительской семинарии

1876 г. - открытие педагогических курсов при Благовещенском двухклассном училище

1876 г. - открытие педагогического класса при Мензелинской женской прогимназии

1877 г. - открытие педагогических курсов при Мысово-Челнинском двухклассном училище

1877 г. - издание правил приемных испытаниях в татарских учительских школах

1878 г. - открытие Оренбургского учительского института

1879 г. - открытие класса ручного труда при Афанасовском начальном училище Мензелинского уезда, затем преобразовано в ремесленное отделение

1880 г. - открытие педагогического класса при Оренбургской женской прогимназии

1882 г. - открытие Бирской «инородческой» учительской школы

1882 г. – открытие Бирского ремесленного училища

1883 г.- издание «Положений о низших сельскохозяйственных школах»

1883 г. - открытие Орско-Оренбургской киргизской «инородческой» учительской школы

1883 г. – открытие ремесленного отделения при Новотроицком одноклассном училище (Уфимский уезд)

1884-1886 гг. - деятельность педагогического класса при Камышловской женской прогимназии

1884 г. – основано медресе «Расулия» в г. Троицке Оренбургской губернии

1885 г. – основано медресе в д.Медиак (ныне Кунашакский р-н Челябинской области)

1887 г. (по некоторым данным в 1885 г.) – в Уфе основно медресе «Гусмания»

1888г. – издание «Основных положений о промышленных училищах»

1888 г. – открытие ремесленного класса при Белебеевском 4-х классном городском училище

1889 г. – основано медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге

1889 г. – утверждение «Устава ремесленных училищ»

1889 г. – утверждение «Устава средних технических училищ»

1890 г. – открытие Златоустовского ремесленного училища

1890 г. – открытие ремесленных классов при 4-х классном училище (с. Пестровка, Стерлитамакский уезд)

1890 г. - открытие второго ремесленного отделения при Новотроицком одноклассном училище (Уфимский уезд)

1891 г. – открытие Мензелинской НСХШ 1 разряда

1892 г. - открытие класса ручного труда при БИУШ

1893 г. – издание «Положений о школах ремесленных учеников»

1893 г. - открытие класса ручного труда при Белорецком 2-х классном училище

1893 г. – открытие школы ремесленных учеников при Саткинском заводе (Златоустовский уезд)

1895 г. – издание Положений о низших ремесленных школах

1895 г. - издание Указа, по которому стали образовываться второклассные учительские школы духовного ведомства. К 1912 г. в Уфимской губернии действовало 6 подобных школ

1895 г. – открытие Златоустовского ремесленного училища

1896 г. – открытие Белебеевской НСХШ 1 разряда (с.Аксаково)

1896 г. – открытие Новотроицкой сельской учебной ремесленной мастерской (Уфимский уезд)

1896 г. – открытие класса ручного труда при Благовещенской учительской семинарии

1897 г. – открытие профессиональных классов при Бирской женской гимназии

1898 г. – открытие Симской НРШ (Уфимский уезд)

1898 г. – открытие НРШ в с. Дуваней Златоустовского уезда

1898 г. – открытие Бирской женской рукодельно-ремесленной мастерской

1898 г. – открытие Ляховской школы огородничества, пчеловодства и плодоводства (Уфимский уезд)

1898 г. – организация профессионально- педагогической выставки в г. Оренбурге

1899 г. – открытие в д.Шланлыкулы (Белебеевский уезд) класса ткачества

1899 г. – открытие в с.Шарап (Белебеевский уезд) ремесленного отделения при доме трудолюбия

1899 г. – открытие Дюртюлинской мастерской кустарных изделий (Бирский уезд), затем реорганизована в сельскую ремесленную учебную мастерскую

1900 г. – открытие в г.Уфе школы рукоделия и шитья Попечительского комитета о бедных

1900 г. - издание новых Правил об одногодичных педагогических курсах

1900 г. - открытие педагогического класса при Белебеевском четырехклассном русско-башкирском городском училище

1900 г. – открытие Березовской школы маслоделия, сыроварения и животноводства (Бирский уезд)

1900 г. – открытие в с. Буруновка (Стерлитамакский уезд) класса ткачества

1901 г. – открытие в с. Тастуба земской ткацкой передвижной школы (Златоустовский уезд)

1902 г. – издание «Закона о ремесленных и технических учебных мастерских и курсах

1902 г. – открытие Красно-Холмской НРШ (Бирский уезд)

1902 г. – открытие класса ручного труда при Мензелинском 4-х классном городском училище

1903 г. – открытие Аскинской НРШ

1903 г. - утверждение Правил об условиях порядка организации четырех-классных учительских семинарий

1903 г. - реорганизация ремесленного класса при Белебеевском 4-х классном городском училище в ремесленное отделение

1904 г.- издание «Положений о сельскохозяйственном образовании»

1904 г. – открытие в г. Уфе акушерско-фельдшерской школы Попечительского комитета о бедных

1904 г. – открытие Булгаковской сельской учебной ремесленной мастерской (Уфимский уезд)

1905 г. – открытие школы поварского дела Л.В.Матвеевой

1905 г. – открытие ремесленного отделения при Мензелинском 4-х классном городском училище

1905 г. – открытие ремесленного отделения при Тастубинском 2-х классном сельском училище (Златоустовский уезд)

1906-1919 гг. - деятельность медресе «Галия» (г.Уфа)

1907 г. - издание новых «Правил о 2-х и З-хгодичных педагогических курсах»

1907 г. – открытие Златоустовского частного среднего механико-технического училища

1908 г. – открытие Уфимской акушерско-фельдшерской школы

1908 г. – открытие Пестровской сельской ремесленной учебной мастерской (Стерлитамакский уезд)

1909 г. - издание нового «Положения о землемерных училищах»

1909 г. - открытие Уфимского учительского института

1909 г. – открытие Уфимской торговой школы

1909 г. - открытие Оренбургской учительской семинарии

1909 г. - открытие в д. Аикино сельскохозяйственной школы-приюта для девочек магометан (Уфимский уезд)

1909 г. - открытие педагогических курсов при Бирском двухклассном женском черемисском училище

1909 г. – реорганизация Златоустовского частного среднего механико-технического училища в государственное

1909 г. - открытие НРШ при Златоустовском среднем механико-техническом училище

1910 г. - открытие педагогических курсов при Благовещенской женской гимназии

1910 г. - открытие педагогических курсов в г.Гурьеве

1910 г. - открытие педагогических курсов при Месягутовской женской прогимназии

1910 г. - открытие педагогических курсов в г.Красноуфимске

1910 г. - открытие Челябинской учительской семинарии

1910 г. - открытие педагогических курсов в г.Орске

1911 г. - открытие педагогических курсов в г. Чердынь

1911-1912 уч. гг. - в Оренбургском учебном округе действовало 17 постоянных педагогических курсов

1911 г. - утверждение Инструкции и Учебного плана педагогических курсов Оренбургского учебного округа

1912 г. – открытие Уфимского коммерческого училища

1912 г. - открытие педагогических курсов в г.Уфе

1913 г. - открытие Уфимского женского ремесленного училища

1914 г. - открытие Белебеевской учительской семинарии

1914 г. - открытие Белебеевской НРШ

1915 г. – открытие в с. В.Киги (Златоустовский уезд) столярной учебной мастерской

1915 г. - открытие Троицкой мусульманской (мужской) учительской семинарии

1915 г. - открытие Троицкой мусульманской (женской) учительской семинарии

1916 г. - открытие мусульманских педагогических курсов в г.Уфе

1916 г. - открытие мусульманской женской учительской семинарии «Дарлмугаллимат» в г.Уфе

1916 г. - открытие Стерлитамакской учительской семинарии

1916 г. - реорганизация Белебеевской НРШ в ШРУ

1917 г. – открытие в г.Уфе курсов обучения письму на пишущих машинках М.А.Миславской


Примечание: в таблицу внесены не все сведения об органах образования и законодательных актах, а также краткосрочных курсах и съездах учителей и работников народного образования.


Приложение 2

Адресы образовательных заведений г. Уфы к 1918 году

(в скобках указаны современное название улицы)


Управление Оренбургского Учебного округа – ул. Б.Успенская, 23 (Коммунистическая)

Дирекция народных училищ – ул. Губернаторская, 26

Дамское мусульманское общество – ул. Воскресенская, 29 (Г.Тукая)

1-я женская Мариинская гимназия – ул. Почтовая, затем Пушкинская, 82 (Пушкина)

2-я женская гимназия – ул. Б.Успенская, 19 (Коммунистическая)

Женская частная гимназия Хитровской – ул. Гоголевская, 30 (Гоголя)

Мужская гимназия МНП – ул. Ильинская, 43 (Фрунзе)

Мужская частная гимназия Верниковской и Ница – ул. Центральная, 20 (Ленина)

Дворянский Новиковский пансион – ул. Пушкинская, 69 (Пушкина)

Духовная семинария – ул. Александровская, 3 (К.Маркса)

Медресе при 3-й соборной мечети – ул. Воздвиженская, 30

Медресе при 2-й соборной мечети – ул. Б.Магометанская, 10

Медресе «Галия» – ул. Нагорная, 14

Медресе «Усмания» – ул. Воскресенская, 35 (Г.Тукая)

Медресе «Хакимия» – ул. Бекетовская, 11

Русский класс при медресе – ул. Б.Казанская, 59 (Окт. Революции)

Мектебе женское – ул. Вавиловская, 45

Мектебе мужское – ул. Ср. Водопроводная, 19

Женская Мариинская прогимназия – ул. Пушкинская, 84 (Пушкина)

Прогимназия Овчинниковой, частная – ул. Уфимская, 75

Учительский институт – ул. Телеграфная, 9 (Цюрупы)

Училище глухонемых – ул. Воздвиженская, 4

Училище 4-х классное городское 1-ое – ул. Телеграфная, 18 (Цюрупы)

Училище 4-х классное городское 2-ое – ул. Центральная, 7 (Ленина)

Училище приходское 1-ое – ул. Центральная, 7 (Ленина)

Училище приходское 2-ое – ул. Б.Казанская, 51, (Окт. Революции)

Училище приходское 3-е – ул. Вавиловская, 9

Училище приходское 4-ое – ул. Б. Усольская, 37

Училище приходское 5-ое – ул.Большая, 45

Училище приходское 6-ое – ул. Сибирская, 72 (Мингажева)

Училище приходское 7-ое – ул. Никольская, 67 (М.Гафури)

Училище приходское 8-ое – ул. Центральная, 121 (Ленина)

Училище приходское 9-ое – ул. Консисторская, 5

Училище приходское 10-ое – ул. Шоссейная, 20

Училище приходское11-ое – ул. Степная, 17

Училище приходское 12-ое – ул. Центральная, 130 (Ленина)

Духовное мужское училище – ул. Б. Ильинская, 34 (Фрунзе)

Епархиальное женское училище – ул. Воскресенская, 46 (Г.Тукая)

Одноклассное училище железнодорожное – при станции Уфа

Двухклассное училище железнодорожное – при станции Уфа

Землемерное училище – ул. Б. Казанская, 10 (Окт. Революции)

Реальное училище – ул. Б. Успенская, 23 (Коммунистическая)

Ремесленное Александровское училище – ул. Центральная, 7 (Ленина)

Училище Союза русского народа – Александровская площадь, 9

Русско-татарское женское 2-хклассное училище – ул. Гоголевская, 63 (Гоголя)

Приют девочек-башкирок мусульманского Дамского общества при русско-татарском женском 2-хклассном училище – ул. Гоголевская, 63 (Гоголя)

Русско-татарское мужское 2-хклассное училище – ул. Уфимская, 37

Воскресная школа при 6-м приходском училище – ул. Сибирская, 72 (Мингажева)

Воскресная школа при 8-м приходском училище – ул. Центральная, 121 (Ленина)

Торговая школа – ул. Центральная, 57 (Ленина)

Коммерческое училище – ул. Центральная, 57 (Ленина)

Школа рукоделия и шитья дамского отделения Уфимского попечения о бедных – ул. Б. Казанская,27 (Окт. Революции)

Школа кройки, шитья и рукоделия при Никольском церковно-приходском училище – ул. Гоголевская, 17 (Гоголя)

Частная ремесленная школа кройки и шитья «Женское трудолюбие» - ул. М. Казанская, 42

Ремесленные классы шитья и рукоделия при женской Мариинской прогимназии – ул. Пушкинская, 84 (Пушкина)

Воспитательная колония близ Уфы

Приют мальчиков Губернского попечения детских приютов – ул. Воскресенская, 48 (Г.Тукая)

Приют девочек Губернского попечения детских приютов – ул. Приютская, 33 (Кирова)

Фельдшерско-акушерская школа – ул. Приютская, 35 (Кирова)

Школа поварского дела – ул. Пушкинская, 78 (Пушкина)

Никольское церковно-приходское училище – ул. Гоголевская, 17 (Гоголя)

Церковно-приходское училище при женском монастыре – ул. Б. Усольская, 12

Сумеоновское церковно-приходское училище – ул. Центральная, 63/1 (Ленина)

Успенское церковно-приходское училище – ул. Церковная, 7


Приложение 3

Устав трехгодичных мусульманских педагогических курсов

Уфимского губернского земства


1. Общие положения

  1. Курсы учреждаются Уфимским губернским земством на точном основании закона и правил 1 июля 1914 г. о частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства народного просвещения, не пользующихся правами правительственных учебных заведений, состоят в ведении попечителя Оренбургского учебного округа и содержатся на средства Уфимского губернского земства.

  2. Курсы имеют цель подготовить учителей-мусульман для русско-татарских, русско-башкирских начальных училищ Уфимской губернии. Преподавание в них ведется на русском языке, кроме вероучения и природного языка учащихся.

  3. Для практических занятий учащихся курсов могут быть учреждены при курсах начальные русско-татарские и русско-башкирские училища, до открытия же их практические занятия учащихся на курсах производятся в соответствующих русско-инородческих училищах г. Уфы.

  4. Продолжительность обучения на курсах – 3 года.

  5. Учащиеся курсов могут пользоваться стипендией от земств, других общественных учреждения и частных лиц.

  6. За обучение на курсах плата не взимается. Учащиеся, пользующиеся стипендией от земств, обязаны прослужить на должности учителя не менее 2-х лет, за каждый год пользования стипендией. В противном случае, они должны возвратить земству ту сумму, которую они получили от земства за время обучения на курсах. Сумма эта обозначается на свидетельствах, выдаваемых по окончании курсов.

2. Управление курсов

  1. Курсы находятся в заведовании губернской земской управы. Непосредственно управление ими вверяется особому заведующему, который вместе с тем состоит и преподавателем курсов.

  2. Заведующего, всех преподавателей, а также прочих служащих курсов избирает Уфимская губернская земская управа, и об этом сообщает попечителю Оренбургского учебного округа.

  3. В помощь заведующему курсов губернская земская управа избирает из преподавателей курсов помощника заведующего, о чем сообщает попечителю Оренбургского учебного округа. Во время болезни или отсутствии заведующего все его права и обязанности переходят на его помощника.

  4. Как заведующий курсами, так и все преподаватели предметов на курсах назначаются из лиц, получивших образование в учебном заведении, не ниже учительского института.

  5. При курсах состоит врач, который назначается губернской земской управой.

  6. Все дела по учебно-воспитательной части курсов, по приему учащихся, переводу их с одного года обучения на другой, распределению между ними стипендий, восстановление сроков начала и конца учебного года, рассматривается педагогическим совещание, решение которого приводится в исполнении заведующим курсов.

  7. В педагогическом совещании участвуют: 2 представителя, избранных губернским земским собранием, весь состав губернской земской управы, все преподаватели курсов и учащиеся начальных училищ, в которых ведутся практические занятия с учениками курсов. Председательствует на совещаниях председатель губернской земской управы или лицо их замещающее. Секретарь для ведения журналов заседаний избирается из числа участников совещания.

  8. Совещания созываются по инициативе председателя или по желанию не менее 2-х членов его.

  9. Журналы педагогических совещаний представляются попечителю Оренбургского учебного округа.

3. Об учащихся курсов.

  1. На курсы принимаются инородцы-мусульмане обоего пола на моложе 15 лет после устного и письменного испытания, в пределах не ниже программы двухклассных начальных училищ и испытания по магометанскому вероучению и по родному языку.

  2. Прием учащихся на курсы производится один раз в год, в начале каждого учебного года.

  3. Выпускные испытания производятся согласно статье 29 Правил 1 июля 1914 г. о частных учебных заведениях, классах и курсах министерства народного просвещения, не пользующихся правами правительственных учебных заведений, причем в составе испытательных комиссий назначаются и преподаватели курсов. Удовлетворительно выдержавшие испытания получают свидетельство на звание учителя начального русско-башкирского или русско-татарского училища.

  4. За месяц до начала испытаний заведующий курсами представляет попечителю Оренбургского учебного округа расписание экзаменов и списки экзаменующихся.

4. Учебная часть.

  1. На курсах преподаются следующие предметы:

- Магометанское вероучение

- Татарский язык для учащихся из татар и башкирский язык для учащихся из башкир

- Алгебра и геометрия

-Русская история со сведениями из всеобщей истории

-Всеобщая география и география России

-Естествоведение: химия, физика, минералогия, зоология, ботаника, анатомия с физиологией и гигиена.

-Педагогика с психологией и дидактика.

- Законоведение

- Рисование и чистописание

- Ручной труд и гимнастика

- Методика предметов преподаваемых в начальных училищах

  1. Детальные программы предметов составляются педагогическим совещанием курсов и по принятии их губернским земским собранием сообщаются попечителю Оренбургского учебного округа.

  2. По представлении педагогического совещания с согласия губернского земского собрания, программы преподаваемых на курсах предметов могут быть изменяемы, равно может быть изменяем в установленном порядке и устав курсов.

  3. Губернская земская управа представляет попечителю Оренбургского учебного округа копию с отчета о курсах, представляемого Уфимскому губернскому земскому собранию.


Приложение 4

Положение об учительских институтах (1872 г.) [282; С. 446-451]


2. Учительские институты учреждаются с целью приготовления учителей городских училищ.

3. Учительские институты суть заведения закрытые. Министру народного просвещения предоставляется…право разрешать начальству института принимать и приходящих воспитанников.

4. Учительские институты состоят в введении попечителя учебного округа…и директоров.

5. …при каждом учительском институте состоит одноклассное или двухклассное городское училище.

6. Учительские институты и городские училища содержатся на казенный счет

7. Курс учения в учительском институте…три года…на три класса.

8. …должностные лица: директор, законоучитель,…преподаватели наук, черчения, рисования и чистописания, учителя пения и гимнастики, врач, эконом и письмоводитель.

10. …число воспитанников…75 (60 стипендиаты МНП, остальные других ведомств…

14. Директор и штатные преподаватели избираются из лиц, окончивших курс в высших учебных заведениях…

27. Директор преподает педагогику, или один из прочих предметов, по своему избранию и с разрешения попечителя…

32. В учительский институт принимаются молодые люди всех званий и состояний не моложе 16 лет, здорового телосложения и хорошей нравственности, по выдержании предварительного испытания в Законе божием, русском языке, арифметике, геометрии, истории и географии России, по программам утвержденным МНП.

Примечание. Окончившие успешно курс в гимназиях, духовных семинариях и других средних учебных заведениях, если имеют свидетельства в одобрительном поведении, принимаются в учительские институты без испытания.

34. Прием в учительский институт бывает один раз в год, в начале учебного года, и не иначе, как в первый класс.

37. Воспитанники МНП, оказавшиеся в течение полугодия нерадивыми…, или неодобрительного поведения, увольняются из заведения, по постановлению Педагогического Совета, а на их место поступают лучшие из своекоштных пансионеров, если они того пожелают.

40. Воспитанники, успешно окончившие курс получают…аттестаты на звание учителя городского училища,…и, до получения учительских мест, называются кандидатами на должность учителя.

41. Каждый поступающий (стипендиат МНП)…обязывается подпискою прослужить по окончании курса не менее 6 лет, в должности учителя городского училища… (Если воспитанник ушел до срока окончания института, или не прослужил все 6 лет, то вносит неустойку 150 рублей за год обучения).

49. В конце каждого учебного года производятся переводные и выпускные экзамены в присутствии директора, законоучителя, всех штатных преподавателей и посторонних посетителей.

50. По окончании всех экзаменов, назначается публичный акт…

52. Педагогический Совет собирается в течение учебного времени не менее одного раза в две недели (может быть и чаще).

53. Дела в Педагогическом Совете решаются по большинству голосов; при равенстве голосов, голос председателя (директора института) даёт перевес…


Приложение 5

Программа специальных предметов Уфимской акушерско-фельдшерской школы [278; С.35-48]


По фармакологии

Понятие о фармакологии. Пути введения и выведения лекарств; условия, влияющие на действия лекарств. Разделение лекарств по их действию: 1) мягчительные и обволакивающие; 2) красноту наводящие и нарывные; 3) вяжущие; 4) прижигающие: а) кислоты, б) щелочи, в) соли; 5) разрешающие; 6) потогонные; 7) способствующие пищеварению; 8) способствующие восстановлению питания; 9) рвотные; 10) отхаркивающие или помогающие отделению слизи; 11) слабительные; 12) мочегонные; 13) глистогонные; 14) возбуждающие; 15) наркотические или оглушающие; 16) жаропонижающие и 17) противогнилостные.

В каждой из этих групп должны быть описаны вид, действие, способ употребления и дозы, наиболее употребляемых средств, а равно и средств новейших по мере их всеобщего распространения.

По рецептуре

Понятие о рецептуре; части рецепта; рецепт простой и сложный; наиболее употребляемые сокращения в рецептах; наиболее употребляемые лекарственные формы: микстура, настойка, эмульсия, капли, порошки, пилюли, мази и др., способы их приготовления. Способы хранения лекарств.

П о патологии и терапии

Общие понятия о болезнях. Причины болезней. Начало, течение и исход болезней. Понятия о приемах при исследовании больного, об осмотре, постукивании, выслушивании, ощупывании. Взвешивание, измерение, исследование выделений больного. Расстройства питания: гипертрофия, атрофия, перерождение или дегенерация. Виды перерождений. Омертвение или некроз. Расстройства кровообращения: гиперемия и анемия. Кровоизлияние. Тромбозы и эмболия. Понятие о воспалении. Главные анатомические его формы: экссудативное и гнойное воспаление. Грануляционная и хроническая (продуктивная) форма воспалений. Отличие транссудата от экссудата. Учение о водянках. Лихорадки, сущность, причины, течение, типы лихорадок; измерение температуры, температурная кривая.

Инфекционные болезни: тифы, болотная лихорадка, холера азиатская и cholera nostras. Катарр дыхательных путей. Крупозное воспаление легких. Сухой и влажный плеврит. Патологическая анатомия, симптомы, течение и исход. Болезни кровеносных сосудов: атеромотозное перерождение и склероз артерий. Аневризмы, расширение вен. Болезни сердечной сорочки и сердца. Pericarditis; endocarditis. Недостаточность клапанов и сужение отверстий. Анатомические признаки. Главные симптомы, течение и исходы. Понятие о расстройстве компенсации.

Болезни желудочно-кишечного канала: катарр желудка и кишек. Дизентерия. Причины, патологическая анатомия, течение и исход. Круглая язва желудка, рак желудка и кишек. Воспаление брюшины. Заворот кишек. Симптомы, течение и исход этих болезней.

Болезни печени; желтуха, цирроз и рак печени. Патологическая анатомия, симптомы и исход. Воспаление почек (нефрит). Причины, патологоанатомические изменения, альбуминурия и уремия. Воспаление мозговых оболочек. Мозговой удар (апоплексия) и его последствия. Падучая болезнь (эпилепсия). Сахарное мочеизнурение (diabetes mellitus). Сухотка (tabes dorsalis), общее понятие о хронических болезнях спинного мозга. Ревматизм. Цынга. Общее понятие об этих болезнях.

Животные паразиты: аскариды и ленточные глисты. Глисты заднего прохода (oxyuris), трихины. Общее понятие о лечении больных: лечение предупредительное (профилактика), симптоматическое и причинное. Как сделать обмывание, ванну холодную и теплую, обертывание, как накладываются согревающие компрессы на шею, грудь, живот и т.д. Клизмы: опорожняющие, питательные, лекарственные. Подкожное вспрыскивание. Как делается искусственное дыхание и оживление обмершего. Измерение роста, веса больных, измерение температуры больных. Измерение количества мочи, способы ее сохранения или брожения. Дезинфекция мокроты (чахоточных) и извержений (холерных, тифозных) больных.

По детским болезням

Особенности болезней детского возраста и их распознавание: 1. Болезни органов пищеварения. Катарр полости рта; прорезывание зубов – преждевременное и запоздалое; влияние прорезывания зубов на здоровье ребенка. Жаба: катарральная, фолликулярная, афтозная, фибринозная или круп зева; дифтерит зева. Диспепсия; острый и хронический катарр тонких и толстых кишек; летние поносы; дизентерия; глисты; детская острица, аскариды и ленточные.

2. Болезни органов дыхания. Острый хронический насморк; носовые кровотечения. Ложный и настоящий круп; отек гортани. Воспаление дыхательных путей; коклюш; грипп; катарральное и крупозное воспаление легких. 3. Болезни нервной системы. Воспаление мозга и его оболочек; водянка мозга, эпидемический менингит; eslampsia; пляска Св. Витта. 4. Сыпные болезни: эритема новорожденных; крапивница, потница, экзема, парши (favus); простой зуд кожи; чесотка. Острые сыпные болезни, краснуха, корь, скарлатина, оспа и ее виды. 5. Общие болезни: золотуха, рахитизм, наследственный сифилис. 6. Гигиена детского возраста и способы лечения детей.

По хирургии

Предмет хирургии. Гиперемия, ее различные виды, причины происхождения, симптомы, исходы и лечение. Местная анемия ,причины ее появления, симптомы, исходы и лечение. Воспаление, причины его появления, симптомы, исход, лечение. Нарывы, причины их происхождения, распознавание нарывов; отличие холодных от горячих, симптомы, течение, исходы и лечение. Язвы; происхождение и виды язв. Распознавание, течение и лечение разного рода язв. Гангрена, ее разновидности, причины, симптомы, течение, исходы и лечение. Ушибы: местные и общие и явления при ушибах: шок, течение, исходы и лечение. Раны. Разные виды ран; зияние ран, кровотечения. Острая анемия, ее симптомы, течение, исходы и лечение. Способы остановки кровотечений. Течение и разного вида исходы ран; заживление ран первым натяжением, под струпом, нагноение ран. Осложнения ран. Лимфангоит, флегмона, острогнойный отек, причины их происхождения, течение, исходы и лечение этих осложнений. Рожа, причины ее появления, течение, исходы и лечение. Септикемия и пиемия, происхождение их, течение, исходы и лечение. Травматическая лихорадка, травматический столбняк, травматический бред (delirium traumaticum), их происхождение, течение, исходы и лечение. Лечение ран. Принципы асептики и антисептики. Антисептические растворы, порошки, способы их приготовления и хранения. Разновидности антисептических перевязок. Антисептические способы приготовления и хранения губок, шелка, кэтгута, дренажей. Наложение швов на раны, дренажирование ран, тампонирование ран по противогнилостному способу. Хирургические болезни кожи, подкожной клетчатки и серозных мешков. Чирей, карбункул, вереда, мозоли, бородавки, кондиломы. Флегмонозное воспаление: ограниченное, разлитое; воспаление подкожного мешка на локте и надколенной чашки. Происхождение названных болезней, их течение, исходы и лечение. Болезни сосудов: ушибы артерий, аневризмы, воспаление вен, расширение вен; геморроидальные шишки; распознавание, течение, исходы и лечение названных страданий. Болезни лимфатических желез. Острый аденит, хронический аденит, золотушное поражение лимфатических желез. Происхождение воспаления лимфатических желез, исходы, течение и лечение. Болезни надкостницы и костей. Воспаление надкостной плевы, ограниченное и разлитое, их происхождение, течение, исходы и лечение. Воспаление костей. Воспаление костного мозга, костоеда, некроз, течение названных страданий, исходы и лечение. Болезни сочленений. Острое воспаление суставов: тазобедренного, коленного, голенно-стопного, плечевого, локтевого, лучезапястного, челюстных и пальцевых, происхождение острых заболеваний, их течение, исходы и лечение. Хроническое воспаление суставов; водянка суставов, сухой или обезображивающий артрит, белая опухоль. Течение их, исходы и лечение. Опухли. Мышечные опухли, фибромы, хрящевые и костные опухли, жировики. Сосудистые опухли и понятия о злокачественных опухолях. Устройство операционной комнаты; приготовление по антисептическому способу губок, шелка, кэтгута, дренажей. Анестезирующие средства, местные и общие. Приготовление больных к операции. Малая хирургия. Кровопускание местное, насечки, кровососные банки, пиявки, показания и способы применения названных средств. Общее кровопускание, предосторожности, необходимые при этом, показания и способы его применения. Прививка предохранительной оспы, течение привитой оспы. Болезни зубов, происхождение, течение и лечение этих болезней. Удаление зубов щипцами, зубными ключами, козьею ножкой. Предосторожности, какие необходимо соблюдать при удалении зубов. Понятие о глазных болезнях, различные виды конъюнктивита, исходы и лечение конъюнктивитов. Понятие о трахоме, гигиена и фармацевтическое ее лечение. Употребление и способы применения атропина в глазной практике. Бленорройное воспаление глаз и предосторожности, необходимые при этом страдании, лечение его. Общие понятия о болезнях склеры, роговицы и хрусталика. Понятие об офтальмоскопе. Болезни наружного слухового прохода; виды его воспалений и лечения; извлечение инородных тел из уха. Понятие о болезнях носа. Промывание и смазывание носа; инструменты, употребляемые в практике при заболеваниях носа.

По десмургии

Бинтовые и косыночные повязки. Узлы и петли. Повязки головы. Малая головная повязка. Большая головная повязка. Праща лба и темени. Праща затылка. Праща нижней челюсти. Повязка на один и оба глаза. Маски лица. Пересекающая повязка головы. Пересекающая – нижней челюсти. Возвращающаяся – головы. Повязки туловища. Колосовидная – плеча, звездообразная – груди. Спиральная – груди, живота. Поддерживающая одну и обе женские груди. Повязка Дезо, Sayre’f. Решетчатая, спиральная одного или нескольких пальцев. Осьмиобразная – большого пальца. Осьмиобразная – ручной кисти. Спиральная – всей верхней конечности. Большая треугольная холстинка плеча и груди. Треугольная перевязь. Простая перевязь. Колосовидная – таза. Паховой платок. Паховая колосовидная двойная. Осьмиобразная – промежности. Сумка мошонки. Осьмиобразная – стопы. Спиральная – всей ноги. Шинные повязки. Различные шины. Отвердевающие повязки: гипсовая, клейстерная, стеклянная. Повязки, производящие вытяжение ноги, руки и позвоночника.

Механургия

Вывихи. Общие признаки. Вывихи: большого пальца руки, локтя, плеча, нижней челюсти, бедра. Их признаки и методы вправления. Переломы. Общие признаки. Переломы костей: черепа, ребер, носовых костей, верхней и нижней челюсти, верхней и нижней конечности. Их признаки, течение и лечение.

Массаж

Краткая история и определение массажа. Способы производства. Растирание. Давление. Поколачивание. Массаж отдельных органов и общий. Физиологическое и терапевтическое действие массажа. Показания к нему.

Уход за больными и ранеными

Помещение больного; его кровать; опрятность тела больного, его покой; кормление, питье больных; наблюдение за больными во время сна (положение больного; прерывание сна; время, качество и продолжительность сна, перемена положения и т. д.); наблюдение за переменами состояния больного (дыхание, пульс, температура, моча, испражнения, мокрота, сыпи, пот, рвота и т. д.); пролежни у больных; переноска больных; правила при употреблении внутренних лекарств; полоскание, обмывание и смазывание рта; вспрыскивание в нос и уши, вспрыскивание в уретру; растирания и втирания жидкостей и мазей; впускание капель в глаз; глазные ванночки; клистиры; припарки сухая и влажная; грелки; согревающий компресс; холодный компресс; влажные растирания и завертывания в мокрые простыни; ванны; приставление горчичников; мушка; обмывание ран и язв; предосторожности при болезнях заразных; уборка раненных с поля битвы (остановка кровотечения, временная повязка; приведение в чувство; подымание раненных с переломами костей, ранами суставов и ампутированных, укладывание раненных членов); носилки, заменяющие их приспособления: из шинелей, ружей, кольев и проч.; устройство кровати и постели раненного; значение и применение этой системы.

Подание пособий обмершим и отравленным разными ядами

Исследование дыхания, кровообращения и температуры тела для распознавания мнимой смерти. Признаки истинной смерти (в мышечной системе и коже). Изменение глаз при истинной смерти. Способы вытаскивания утопающих из воды. Приготовление утопленника к искусственному дыханию; искусственное дыхание; различие способы его производства; последовательный уход. Причины задушения (асфиксия). Различие между удавлением, повешением и удушением; пособия в этих случаях. Вредные газы, чаще всего примешивающиеся к воздуху в жилых помещениях. Меры для предотвращения накопления названных газов и для предупреждения отправления ими. Причины и сущность угара. Главнейшие припадки и подание пособий угоревшим. Сильное изнеможение и солнечный удар. Пособия при этих состояниях. Влияние молнии на человека, местное и общее. Предохранительные меры. Пособия пораженным молнией. Причины обморока, припадки и пособия при обмороках. Подание пособий при замерзании. Яды: разделение их по действию на организм. Общий очерк припадков, свойственных каждому роду ядов. Противоядия. Отравление кислотами, щелочами, свинцовыми соединениями; соединениями меди; ртути, мышьяком, фосфором, проносными средствами, шпанскими мухами. Наркотические яды: опий, морфий, хлораль-гидрат, хлороформ, кокаин. Отравление алкоголем. Отравление стрихнином; цианистыми соединениями, карболовой кислотой; белладонной, наперстянкой, спорыньей и ядовитыми грибами. Септические яды: змеиный яд и яд насекомых; отравление испорченными съестными припасами и трупным ядом. Трихины.

По гигиене

Понятие о гигиене и задачи этой науки. Воздух. Значение его для жизни. Химический состав воздуха. Кислород и его значение для жизни. Озон. Азот и его значение для жизни. Угольная кислота, условия ее накопления в наружном воздухе и воздух жилых помещений; гигиеническое значение углекислоты. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха; значение различной влажности воздуха. Атмосферные осадки и их санитарное значение. Примесь к воздуху; аммиак, сероводород, окись углерода, светильный газ, хлор, соляная, сернистая, азотная и др. кислоты, пары ртути, цинка, фосфора и мышьяка; условия хранения тех и других примесей и их влияние на организм, примесь в виде пыли неорганической, органической и организованной; влияние этих видов пыли на организм; физические свойства воздуха: температура, способы определения. Давление и движение воздуха, влияние их на здоровье людей. Вода: дождевая, ключевая, колодезная, речная, озерная и морская. Различие этих видов. Значение воды для человеческого организма. Необходимое ее количество для удовлетворения всех нужд для одного человека в сутки. Загрязнение воды. Способы искусственного очищения воды: замораживания, кипячения, перегонка, осаждение и очищение химическими средствами, отстаивание, фильтрация; водоснабжение населенных мест. Почва. Общие понятия о почве и ее строении, отношение к воздуху и воде, почвенная вода, почвенный воздух, его состав. Загрязненные почвы органическими веществами; влияние такого загрязнения на здоровье людей. Оздоровление почвы; дренаж. Удаление нечистот, системы вывозная и сплавная, сожигание нечистот. Жилище: как должно быть устроено жилище, чтобы оно вполне отвечало своему назначению (выбор места, строительные материалы, расположение всего жилища и отдельных ее комнат, объем последних). Кубическое содержание воздуха на одного человека в помещении для здоровых и больных и т. д.; условия. делающие жилище нездоровым, причины сырости и порчи воздуха в наших жилищах; чистота жилищ, естественная и искусственная вентиляция жилищ; отопление и освещение их. общественные жилища: школы, больницы, тюрьма и др. Виды военных жили: палатки, шалаши, землянки, бараки и казармы. Санитарные условия военных судов. Одежда. Значение ее. Одежда из различных тканей, покрой одежды, загрязнение белья и одежды. Постель. Обувь. Дурные последствия неправильно построенной обуви. Одежда солдат, матросов, подержание чистоты тела и одежды: ванны, купания и бани. Пища. Назначение пищи и состав ее. Необходимое количество белков, жиров и углеводов для поддержания организма в здоровом состоянии. Пища животная: мясо, состав его, распознавание доброкачественности мяса, парное и мороженое мясо, в каких видах мясо употребляется в пищу (вареное, жареное, тушеное). Степень питательности мяса, приготовленного различными способами, питательное значение бульона. Консервирование мяса – высушиванием, копчением и солением; признаки мяса испорченного, опасность употребления мяса от больных животных, опасность употребления мяса сырого (заражение солитером, трихинами); необходимость тщательного осмотра мясных тушь, особенно свиных. Мясо рыб. Молоко. Состав и питательное достоинство молока, женское молоко и молоко различных животных, определение качества молока по количеству жира, подмеси молока, сгущенное молоко, сливки, масло, творог, сыр, кумыс, кефир. Яйца. Пища растительная: зерна хлебных растений, их состав, мука пшеничная и ржаная, способы определения доброкачественности муки; паразиты и подмеси в муке; спорынья. Хлеб, питательное значение его, припек; качества хорошего хлеба; сухари. Стручковые плоды. Картофель. Овощи. Плоды и грибы. Питательное значение их. Напитки: вода, квас, пиво, вино; крепкие спиртные напитки: водка, ром, коньяк и др., значение их, чай, кофе, какао, их значение. Табак, его значение. Занятия. Значение физических упражнений, гимнастика; занятия землепашцев и разные профессиональные занятия, влияние их на здоровье, влияние на здоровье военной и военно-морской службы; школьные занятия и связанные с ними расстройства здоровья. Учение об эпидемических и эпизоотических болезнях в связи с предохранительными санитарными мерами. Понятие об инфекционных заболеваниях; условия развития и распространения этих болезней. Предохранительные санитарные меры: изоляция больных; дезинфекция помещений, вещей больных, их выделений; дезинфекция трупов; значение санитарных мер относительно общих жизненных условий народонаселения (снабжение в изобилии хорошей водой, доброкачественной пищей в достаточном количестве; устройство отвечающих требованиям гигиены жилищ; рациональное удаление нечистот; дренаж почвы; объявление подлежащим властям и во всеобщее сведение о первых же случаях заболевания и т. д.). Наичаще наблюдающие инфекционные болезни: коклюш, круп и дифтерит, корь, краснуха, скарлатина, оспа, сыпной, брюшной и возвратный тифы; дизентерия, холера, чума, грипп, перемежающая лихорадка. Краткая история, географическое распространение этих болезней, течения их; осложнения и последовательные болезни; профилактическое и фармацевтическое лечение. Понятия о повальных болезнях домашних животных; разделение этих болезней по группам; причины и способы их распространения. Меры предохранения от развития повальных болезней домашних животных: хорошее содержание животных; изоляция больных животных; дезинфекция хлевов, немедленное зарывание или сжигание павших животных во всей их целости и т. д. общие ветеренарнополицейские меры; прогон скота; осмотр гуртов; уничтожение заболевшего стада: прекращение сообщения с зараженной местностью; отводные дороги и др.; предохранительная прививка от сибирской язвы. Наичаще наблюдаются повальные болезни: ящур, жемчужная болезнь и чума рогатого скота; сибирская язва, сап, собачье бешенство. Симптомы, течение и профилактическое и фармацевтическое лечение этих болезней.

poyasnitelnaya-zapiska-k-uchebnomu-planu-na-2014-2015-uchebnij-god.html
poyasnitelnaya-zapiska-k-uchebnomu-planu-po-inostrannim-yazikam.html
poyasnitelnaya-zapiska-k-uchebnomu-planu-specialnogo-korrekcionnogo-klassa.html
poyasnitelnaya-zapiska-k-uroku-biologii-v-7-klasse-tema-klass-zemnovodnie-proishozhdenie-osobennosti-stroeniya-zhiznedeyatelnosti-kak-pervih-nazemnih-pozvonochnih.html
poyasnitelnaya-zapiska-k-viboru-temi-referata.html
poyasnitelnaya-zapiska-k-vospitatelnoj-programme-koncepciya-vospitatelnoj-sistemi-shkoli-stranica-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rada-udvoila-shtrafi-za-neustranenie-narushenij-zakonodatelstva-ob-ohrane-truda-novosti-tek.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-programma-sorevnovanij.html
  • college.bystrickaya.ru/23-obshestvennie-instituti-pismennoj-slovesnosti-rozhdestvenskij-yu-v-obshaya-filologiya.html
  • college.bystrickaya.ru/36podacha-predlozhenij-i-ih-priem-uvedomlenie-o-provedenii-otkritogo-zaprosa-predlozhenij-31312-140740.html
  • student.bystrickaya.ru/27-12-07-01-germaniya-shvejcariya-avstriya-budapesht-myunhen-kurort-garmish-partenkirhen.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1vvedenie-otchet-o-rabote-goskontrakt-ot-18-08-2008-01-647-11-2004.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-tema-generalnaya-sovokupnost-s-povtoreniyami-i-viborki-s-povtoreniyami.html
  • testyi.bystrickaya.ru/75-o-poryadke-razmesheniya-sredstv-federalnogo-byudzheta-na-bankovskie-depoziti-obmennij-kurs-7-cena-na-neft-8-vneshnyaya-torgovlya-9.html
  • bukva.bystrickaya.ru/planirovanie-deyatelnosti.html
  • desk.bystrickaya.ru/opredelenie-vibrosov-prirodnogo-gaza-pri-produvke-gazoprovoda-proektnaya-dokumentaciya-vnutriploshadochnie-obekti.html
  • report.bystrickaya.ru/investicii-v-osnovnoj-kapital-stroitelstvo-doklad-glavi-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-yugorsk-o-rezultatah.html
  • literature.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-mnogoobrazie-organicheskogo-mia-kak-rezultat-evolyucii.html
  • credit.bystrickaya.ru/pitanie-obuchayushihsya-publichnij-doklad.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-voronezh-2010-avtori-holodov-o-m-kandidat-pedagogicheskih-nauk-petrovskaya-m-v-kandidat-psihologicheskih-nauk-docent.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-seminara-10-00-11-30-sovremennoe-ponimanie-upravleniya-personalom-v-yaponii-upravlenie-predpriyatiem-i-kadrovij-menedzhment-11-30-11-45.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-dlya-podgotovki-k-prakticheskomu-zanyatiyu-10-po-mobilizacionnoj-podgotovke-zdravoohraneniya-tema-5.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tonkaya-krasnaya-liniya-mezhdu-propagandoj-i-pr-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-bolshebereznikovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-1.html
  • essay.bystrickaya.ru/blonskii-pavel-petrovich-kniga-100-velikih-psihologov-vpolne-mogla-bi-nazivatsya-inache-naprimer-200-velikih-psihologov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razrabotka-napravlenij-sovershenstvovaniya-marketingovoj-deyatelnosti-firmi.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-primorskogo-kraya-o-vnesenii-izmenenij-v-zakon-primorskogo-kraya-o-zdravoohranenii-v-primorskom-krae.html
  • doklad.bystrickaya.ru/umenie-dumat-zametki-po-evrejskoj-istorii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-izdatelstvo-tyumenskogo-gosudarstvennogo-universiteta-2006-rabota-pechataetsya-po-resheniyu-uchebno-metodicheskoj-komissii-instituta-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-tyumgu.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-k-prezentacii-priroda-i-zakon.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-po-predmetu-tehnologiya-remonta-ps-specialnost-190304-01-tehnicheskaya-ekspluataciya-elektropodvizhnogo-sostava.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zvukovoj-analitiko-sinteticheskij-metod-profilaktiki-disleksii-u-doshkolnikov-s-obshim-nedorazvitiem-rechi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/10-svedeniya-o-priobretenii-obligacij-gosudarstvennij-registracionnij-nomer-prisvoennij-vipusku-obiknovennih.html
  • letter.bystrickaya.ru/neveroyatnoe-sobitie-proizoshedshee-na-ozere-son-kol-publikuetsya-po-knige-kadirov-zhumadin-byubyu-mariyam-per-tinibeka.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-ivgu-po-razdelu-sistema-kontrolya-kachestva-podgotovki-specialistov-48-iz-opita-raboti-65.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazka-samij-populyarnij-vid-epicheskogo-narodnogo-tvorchestva-opit-pokazivaet-chto-deti-luchshe-chem-vzroslie-chuvstvuyut-prityagatelnuyu-silu-skazki-odnako-poznat-mudrost-samostoyatelno-im-ne-vsegda-udaetsya.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-realizacii-v-2008-godu-oblastnoj-celevoj-programmi-socialnoe-razvitie-sela-kaluzhskoj-oblasti-do-2010-goda.html
  • studies.bystrickaya.ru/land-of-hope-and-glory-etu-rukopis-ya-nashel-vo-vremya-svoej-ezheutrennej-progulki-kak-i-mnogie-moi-sootechestvenniki.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/proza-i-stih-ritm-razmer-metr-rifma-strofa-poeziya-i-proza.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-upravlenie-proektami-napravlenie-oop.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu-napravlenie-040100-68-socialnaya-rabota.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.