.RU

ПРЕСНЫЕ ВОДЫ - Методическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»



^ ПРЕСНЫЕ ВОДЫ.

Значение.

Гидросфера – совокупность всех вод на Земле: материковых, океанических и атмосферных. Объём воды = 1,45 млрд. км³, из которых:

Мировой океан – 94 % гидросферы,

Подземные воды – 4%,

Ледники – 1,68%,

Поверхностные воды – 0,31%.

Всего пресных вод на Земле 2,5 -3% от всей гидросферы.

Пресные воды – это возобновимый ресурс.


Значение:


Причины истощения и загрязнения пресных вод.

Причины дефицита:


Виды антропогенного загрязнения:



^ Экологические последствия загрязнения и истощения пресных вод.


  1. Антропогенная эвтрофикация. Она связана с поступлением в водоёмы значительного количества биогенных веществ – азота, фосфора и других элементов в виде удобрений, моющих веществ, отходов животноводства и др..

Это приводит к «цветению» воды, т.е зарастанию водоёма сине-зелёными водорослями. Эвтрофикация ухудшает качество воды и условия жизни водных организмов, делает воду токсичной.

  1. Гибель водных организмов.

  2. Дефицит пресной воды.



Основные мероприятия, обеспечивающие качественную неисчерпаемость воды:


  1. Сокращение водопотребления хозяйством на основе систем оборотного водоснабжения, использование безводных технологий.

  2. Использование бытовых и сельскохозяйственных сточных вод для орошения земель с одновременным их удобрением.

  3. Опреснение воды.

  4. Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованием.



НЕДРА.

Недра – верхняя часть земной коры, в пределах которой возможно геологическое изучение и освоение, в том числе и добыча полезных ископаемых.


Функции недр:

  1. источник минерально-сырьевых и энергетических природных ресурсов;

  2. места захоронения вредных веществ и отходов производства, сброс сточных вод;

  3. особо охраняемые территории (памятники природы);

  4. среда для возведения подземных сооружений (метро, бомбоубежища, подземные гаражи, магазины).


Главное богатство недр – полезные ископаемые – минеральные образования недр, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно применять их в сфере материального производства.


Причины истощения полезных ископаемых:

  1. неравномерное размещение;

  2. рост добычи вследствие роста населения и потребностей;

  3. потери полезных ископаемых при добыче, транспортировке, обогащении (отделение полезных компонентов от пустой породы), использовании;

  4. потери полезных ископаемых в результате отсутствия технологий по извлечению сопутствующих компонентов из горной породы.


Экологические последствия разработки недр:

  1. изменение рельефа (отвалы, карьеры);

  2. активация опасных геологических процессов (карсты, оползни), оседание и сдвиг горных пород;

  3. химическое загрязнение и механическое нарушение почв;

  4. загрязнение атмосферы пылью, выбросами метана, серы, оксидов углерода из горных выработок;

  5. истощение водоносных горизонтов и ухудшение качества подземных и поверхностных вод;

  6. нарушение мест обитания животных и произрастания растений.



Мероприятия по охране недр базируются на ресурсосбережении:

  1. предотвращение потерь при добыче, транспортировке, использовании полезных ископаемых;

  2. комплексное использование ресурсов, предусматривающее более полное извлечение сопутствующих компонентов при добыче полезных ископаемых;

  3. постоянный и строгий контроль лицензионных соглашений, организация и ведение мониторинга;

  4. использование безотходных и малоотходных технологий производства, вторичного сырья;

  5. замена дефицитных металлов менее редкими материалами (пластмассой, стеклом, деревом, камнем).



ПОЧВЫ.


Общая площадь поверхности суши 149 млн. км2 (29% поверхности Земли).

Земельные ресурсы (суша):

Важнейшим компонентом земельных ресурсов является почва – рыхлый поверхностный слой земной коры, образовавшийся в результате длительного воздействия на литосферу воздуха, воды, растений и животных.

^ Функции почвы: а) основной источник получения продуктов питания для человека; б) среда произрастания растений и обитания животных; в) база социально-экономического развития любой страны, её национальное достояние и стратегический природный ресурс.

Важнейшее свойство почвы – плодородие – способность почвы обеспечить органическое и минеральное питание растений.

^ Экосистема почвы состоит из следующих компонентов: минеральные частицы (93% почвы), детрит (6%, -- это мёртвое органическое вещество растений и животных, включая отходы их жизнедеятельности на разных стадиях разложения),

множество живых организмов.

В верхнем слое почвы находится гумус – остаток органического вещества после потребления детрита, то есть полностью разложившиеся органические остатки.


Причины, ведущие к уменьшению плодородия почвы или утрате:

  1. эрозия почвы;

  2. обеднение почвенного покрова;

  3. засоление и заболачивание;

  4. использование земель, пригодных под пашни, для создания объектов хозяйственной инфраструктуры;

  5. зарастание площадей;

  6. загрязнение почвы.


Эрозия (= разрушение):


Загрязнения попадают в почву с атмосферными осадками и растительным опадом, осаждаются в виде пыли и аэрозолей, поглощаются самой почвой. Загрязняющие вещества: тяжёлые металлы, радиоактивные вещества, пестициды, нефтепродукты, механическое загрязнение.


^ Экологические последствия загрязнения почвы:

  1. сокращение площади сельскохозяйственных угодий;

  2. нарушение мест обитания почвенных организмов и условий произрастания растений.


Мероприятия по охране почв:



^ ХИМИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.


Пестициды – химические вещества, применяемые для борьбы с микроорганизмами, растениями и животными, вредоносными или нежелательными с точки зрения экономики или здравоохранения.


Виды:

Пестициды 1 поколения – неорганические, в их основе – тяжёлые металлы (свинец, ртуть, мышьяк) – в прошлом.

Пестициды 2 поколения – стойкие синтетические органические соединения.

Пестициды 3 поколения – нестойкие синтетические органические пестициды.


Пестициды можно классифицировать по химической структуре на: хлорорганические (самые опасные), фосфорорганические, ртутьорганические, мышьяксодержащие и другие.


^ В зависимости от объекта воздействия пестициды подразделяются на:

АКАРИЦИДЫ – для борьбы с клещами;

АЛЬГИЦИДЫ – для уничтожения водорослей и другой водной растительности;

АНТИСЕПТИКИ – для предохранения неметаллических материалов от разрушения микроорганизмами;

БАКТЕРИЦИДЫ – для борьбы с бактериями и бактериальными болезнями растений;

ЗООЦИДЫ (или родентициды) – для борьбы с грызунами;

ИНСЕКТИЦИДЫ – для борьбы с вредными насекомыми;

НЕМАТОЦИДЫ – для борьбы с круглыми червями (паразитами);

ФУНГИЦИДЫ – для борьбы с болезнями растений под влиянием различных паразитирующих грибов;

ГЕРБИЦИДЫ – для уничтожения сорной растительности.


К пестицидам, которые направлены против вредителей также относят (в зависимости от эффекта воздействия):

РЕПЕЛЛЕНТЫ – для отпугивания насекомых, грызунов и других животных;

АТТРАКТАНТЫ – для привлечения с последующим уничтожением;

СТЕРИЛИЗАТОРЫ – для половой стерилизации.


^ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕСТИЦИДОВ.

  1. Развитие устойчивости вредителей.

  2. Появление эффектов возрождения и вторичных вспышек численности вредителей.

Возрождение – появление вредителей после химического подавления в больших количествах. ^ Вторичные вспышки численности – неожиданное интенсивное размножение популяций, не вызывавших прежде беспокойства ввиду своей малочисленности.

Причина – существование сложных пищевых цепей.

  1. Пестициды оказывают пагубное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.


Главной проблемой с/х является перевод с/х с химических на биологические методы защиты растений и повышения плодородия почвы. Биологические методы борьбы с вредителями основаны на использовании биотехнических методов, естественных противоречий в мире насекомых (хищники), использование вирусов, грибов, бактерий, вызывающих болезни вредителей.

^ РАСТИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ.


Значение растительности в природе и жизни человека велико и разнообразно. Зелёные растения благодаря фотосинтезу и выделению кислорода обеспечивают существование жизни на Земле. Из всех растительных ресурсов самое важное значение имеют леса. Они больше всего пострадали от хозяйственной деятельности и раньше всего стали объектами охраны.

Лес – совокупность земли, древесной, кустарниковой и травяной растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём развитии.

Значение ЛЕСа:

1. Древесина:

  1. Недревесные продукты: грибы, ягоды, плоды, живица, пастбища, продукция охоты, лекарственное сырьё, растительное сырьё.

  2. Средообразующие функции: санитарно-гигиеническая, почвозащитная, водоохранная и водорегулирующая, климаторегулирующая, рекреационная.


^ ГРУППЫ ЛЕСОВ:

  1. Первая группа – леса с защитными экологическими функциями (водоохранные, полезащитные, санитарно-гигиенические, рекреационные) – лесопарки, заповедники, городские и пригородные леса, санитарно-защитные зоны). Разрешены только рубки ухода.

  2. ^ Вторая группа – леса районов с недостаточными лесосырьевыми ресурсами, а также леса районов, где наблюдается высокая концентрация населения, производства и транспортных путей. Разрешены рубки в размере годичного прироста, ухода.

  3. ^ Третья группа – леса многолесных районов, имеющие в основном эксплуатационное значение и предназначенные для удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине. Осуществляются промышленные рубки.


^ Факторы воздействия человека на растительность:

  1. Прямые: сплошная вырубка лесов, лесные пожары, уничтожение лесов при создании хозяйственных объектов.

  2. Косвенные: изменение условий произрастания в результате антропогенного загрязнения воздуха, воды, применения пестицидов и минеральных удобрений.


Лесами покрыто 28% суши. Леса планеты объединяют в 2 лесных пояса:

  1. Северный (в сев.п.) – преобладают хвойные породы (Россия, Канада, США).

  2. Южный (в юж.п.) – преобладают влажные субтропические и экваториальные леса (Бразилия, Индонезия, Конго).

Сейчас интенсивно вырубаются леса южного пояса вследствие:

  1. расчистки лесных земель для различных хозяйственных нужд, прежде всего, для ведения подсечно-огневого земледелия;

  2. использования древесины в качестве топлива;

  3. увеличения экспорта древесины в развитые страны.

Экологические последствия сведения лесов:

  1. Деградация почвенного покрова: обеднение почв, ускорение эрозионных процессов, опустынивание.

  2. Изменение климатических условий: аридизация территорий вследствие уменьшения осадков; потепление климата (увеличение СО2).

  3. Уменьшается видовое разнообразие.


Мероприятия по охране лесных ресурсов (на примере лесов России):

  1. Распределение лесосечного фонда и нормирование рубок.

  2. Борьба с потерями древесины при заготовке, транспортировке и использовании.

  3. Воспроизводство и повышение продуктивности лесов (содействие естественному возобновлению, лесопосадки, проведение мелиоративных работ).

  4. Борьба с лесными пожарами: противопожарная пропаганда среди населения, дозорно-сторожевая служба, тушение.

  5. Защита лесов от вредителей и болезней (насекомые, грибки, вирусы, грызуны…): прямой сбор и уничтожение, использование пестицидов, уничтожение вредителей их естественными врагами.

  6. Защита лесов от химических загрязнений.



^ РЕСУРСЫ ЖИВОТНОГО МИРА.


Животный мир – это совокупность всех видов и особей диких животных (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, а также насекомых, моллюсков и других беспозвоночных), населяющих определённую территорию или среду обитания и находящихся в состоянии естественной свободы.


Значение животного мира в природе и жизни человека.


^ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ:



^ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ:


Факторы антропогенного воздействия на животный мир:

  1. Прямые: массовое истребление и охота, браконьерство, интродукция.

Интродукция – случайный или преднамеренный перенос особей какого-либо вида за пределы их ареала, в новые природно-климатические условия.

  1. Косвенные: загрязнение окружающей среды (тяжёлые металлы, пестициды, нефтепродукты и т.п.), разрушение мест обитания (вырубка лесов, осушение болот, распашка, степей и т.п.).

^ Сейчас преобладает косвенное воздействие.


Главными в системе российского законодательства о животном мире являются законы «Об охране окружающей среды» (2002 год) и «О животном мире» (1995). Законом о животном мире предусмотрены порядок использования охотничьих животных; ведение мониторинга за популяциями диких животных; меры по охране и восстановлению редких и исчезающих видов.


^ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ.


Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки суши, водной поверхности и воздушного пространства, которые в силу своего особого природоохранного и иного значения, полностью или частично изъяты из хозяйственного пользования и для которых установлен режим особой охраны.

Главной их задачей является сохранение биологического разнообразия для поддержания устойчивости природных экосистем.

Виды ООПТ:

^ Краткая характеристика наиболее распространённых видов ООПТ.

Название ООПТ.

Определение (цель).

Режим заповедования,

правовой режим.

Количество в РФ, примеры в Псковской области.

Государственный природный заповедник.

Участки территории, которые полностью изъяты из хозяйственного пользования с целью сохранения в естественном состоянии всех компонентов естественного ландшафта.

Абсолютное, т.е. запрещена хозяйственная и рекреационная деятельность кроме научных исследований, деятельности с целью предотвращения вреда природе.

Федеральный уровень.

В России 100 на площади 1,6% территории страны.

Михайловское, Изборск, Полистовский.

Природный заказник.

Территория с частичным или временным режимом охраны. Для охраны отдельных видов биоты или природных комплексов.

Относительный режим.

Федеральный и региональный уровни.

На федеральном в РФ – 68 (0,7% страны), в Псковской области – Ремдовский.

Памятник природы.


Отдельные природные объекты небольшие по площади.

Абсолютный режим.

Региональный и федеральный уровни.

В Псковской области 120.

Национальный парк.

Организация рекреации (отдыха) при максимальном сохранении ландшафта.

Смешанный режим (выделяют 3 зоны: заповедная, рекреационная (большая), хозяйственно-бытовая).

Федеральный уровень.


В России 35 (0,4% страны), в Псковской области – Себежский.



^ АНТРОПОГЕННЫЕ ОТХОДЫ.


Антропогенные отходы подразделяются на:


1). Твёрдые бытовые отходы (ТБО) – это различные вещества органического и минерального происхождения: пищевые отходы, макулатура, текстиль, древесина, кости, кожа, резина, металл, пластмасса, стекло, камни.

2). Твёрдые промышленные отходы (ТПО) – это нефтеотходы, шламы, тяжёлые металлы, отработанные растворители, отходы, содержащие фенольные соединения, токсичные отходы (радиоактивные и диоксиносодержащие отходы).


Методы переработки ТБО:

1). Предварительная сортировка, утилизация и реутилизация ценных компонентов.

2). Строительство полигонов для захоронения отходов и частичной их переработки.

3). Сжигание отходов на мусоросжигающих заводах.

4). Компостирование (- получение азотного удобрения или биотоплива; только для пищевых отходов).

5). Пиролиз (нагрев без доступа кислорода) ТБО при высоких температурах (≈1000 оС).

6). Ферментация (получение биогаза из животноводческих стоков и др.).


Методы ликвидации и переработки ТПО:

1). Захоронение на специальных полигонах (могильниках и т.п.).

2). Сжигание, в частности методом пиролиза.


Экологический эффект использования отходов:

  1. предотвращение ущерба, наносимого окружающей природной среде в результате размещения отходов;

  2. расширение минерально-сырьевой базы без увеличения добычи первичного сырья и площади нарушенных земель;

  3. уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций с катастрофическими экологическими последствиями;

  4. высвобождение земельных угодий, отводимых под свалки.


Пути снижения отходов:

  1. создание комплекса безотходных и малоотходных производств;

  2. экономическая поддержка предприятий, занимающихся переработкой отходов (налоговые льготы).


^ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.


Процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется природопользованием. Оно может быть рациональным (разумным) и нерациональным (варварским).

Под рациональным природопользованием понимается изучение природных ресурсов, их бережная эксплуатация, охрана и воспроизводство с учётом не только настоящих, но и будущих потребностей общества.


Формы природопользования:

1. Общее – осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т.п.).

2. Специальное – осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. Таким образом, оно носит целевой характер и по видам используемых объектов природопользование подразделяется на: землепользование, лесопользование, водопользование, пользование недрами, животным миром, использование атмосферного воздуха.


^ Принципы рационального природопользования:

1). Принцип системного подхода, предусматривающий комплексную всестороннюю оценку воздействия производства на среду и её ответных реакций.

С позиции системного подхода ни один природный ресурс не может использоваться или охраняться независимо от других.

2). ^ Принцип оптимизации природопользования, заключающийся в принятии наиболее целесообразных решений в использовании природных ресурсов на основе одновременно экологического и экономического подходов, прогноза развития различных отраслей и географических районов.

3). ^ Принцип опережения темпов добычи сырья темпами выхода полезной продукции. Предполагает прирост продукции за счёт более полного использования природных ресурсов путём ресурсосбережения и совершенствования технологических процессов.

4). ^ Принцип гармонизации отношений природы и производства. Решается путём создания эколого-экономических систем, представляющих собой совокупность какого-либо производства и взаимодействующих с ними элементов природы, которые обеспечивают и высокие производственные показатели, и благоприятную экологическую обстановку. Здесь предусматривается прогнозирование нежелательных и опасных ситуаций, а также реализация мер по их предотвращению.

5). ^ Принцип комплексного использования природных ресурсов и концентрации производства. Предполагает создание территориально-производственных комплексов, имеющие определённую специализацию, сконцентрированы на определённой территории, обладают единой производственной и социальной инфраструктурой и совместными усилиями обеспечивают охрану окружающей среды.


Экологизация – это технологические процессы, в которых в полной мере учитываются все взаимодействия с окружающей средой и приняты все меры к предотвращению отрицательных последствий.

Наиболее эффективная форма защиты окружающей среды от вредного воздействия промышленных предприятий – переход к малоотходным и безотходным технологиям, использование вторичного сырья, а в условиях сельскохозяйственного производства -- к биологическим методам борьбы с сорняками и вредителями.


МОНИТОРИНГ.


Экологический мониторинг – комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды под действием природных и антропогенных факторов.

Главная цель -- выявление изменений состояния окружающей среды под влиянием деятельности человека.


^ По территориальному охвату выделяют 3 ступени (уровня) мониторинга (по Герасимову И.П.):

1). Локальный – проводятся санитарно-гигиенические наблюдения на небольшой ограниченной территории. Здесь наблюдаются изменения в различных сферах содержание загрязняющих веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными и иными неблагоприятными свойствами.

2). Региональный – проводятся наблюдения за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов (бассейнов рек, лесных экосистем и т.д.), где имеются отличия параметров от базового фона ввиду интенсивных антропогенных воздействий.

3). Глобальный (биосферный) – объектами мониторинга являются атмосфера, гидросфера, растительный и животный мир и биосфера в целом.


^ В зависимости от характера объекта мониторинга выделяют следующие виды:

1). Глобальный – слежение (наблюдение) за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, предупреждение об экстремальных ситуациях, прогноз возможных изменений.

2). Региональный – слежение за явлениями и процессами внутри отдельного региона, отличающегося по показателям от всей биосферы (по природному характеру или по антропогенным воздействиям).

3). Импактный – слежение за состоянием природных систем в особо опасных зонах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ.

4). Базовый – слежение за состоянием природных систем, на которые практически не накладываются антропогенные воздействия. Для осуществления базового мониторинга используют удалённые от промышленных регионов территории, в том числе биосферные заповедники.


^ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА.


Экологическое право—отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

^ Источниками экологического права являются следующие нормативно-правовые акты:

  1. Конституция;

  2. законы и кодексы в области охраны природы (Лесной, Водный и другие кодексы, «Об отходах производства и потребления» и другие);

  3. указы и распоряжения президента и правительства по вопросам экологии и природопользования;

  4. нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств;

  5. нормативные решения местных административных органов власти.

Таким образом, система экологического законодательства России состоит из двух подсистем:


Систему экологического законодательства возглавляет ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 года. Черты закона:

  1. Это комплексный, головной законодательный акт прямого действия, который выполняет следующие задачи: сохранение природной среды, предупреждение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровья человека, оздоровление и улучшение качества природной среды.

  2. Сочетание экологических и экономических интересов под приоритетом охраны здоровья человека.

  3. Закон формулирует экологические требования, обращённые не к природным объектам, а к источникам вредного воздействия на природу и здоровье человека.

  4. Центральный объект закона – человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

  5. Нормы законы закрепляют механизмы использования его предписаний.


^ Закон закрепляет право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду.

Экономический механизм выполнения экологического законодательства включает планирование и финансирование природоохранных мероприятий, установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду, установление нормативов платы за причинённый ущерб природе и способы их выполнения, в том числе и через экологические фонды разных уровней. Предусматривается также экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды.

Законодательством предусматриваются требования к нормированию качества окружающей природной среды – предельно допустимые нормы воздействия на природу, гарантирующие экологическую безопасность населения, сохранение генетического фонда, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Это ПДК, ПДВ, ПДС, ПДУ, ПДН.

Для определения соответствия предприятий и организаций требованиям экологически безопасного воздействия на природу все они должны проходить государственную экологическую экспертизу – проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности организаций и предприятий экологической безопасности общества.

Для определения экологической ситуации в регионе необходимо постоянно осуществлять экологический контроль – наблюдение за состоянием природы и её изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

В экологическом законодательстве впервые даны определения зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия. Зона чрезвычайной экологической ситуации – зона, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Зона экологического бедствия – территория, где произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлёкшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию фауны и флоры.

Большое внимание в экологическом законодательстве уделяется экологическому воспитанию, образованию, научным исследованиям в области экологии. Для поддержания равновесия в биосфере в природоохранном законодательстве значительное внимание уделяется особо охраняемым природным территориям и объектам.

Незнание основ экологического законодательства не является оправданием при нанесении вреда окружающей среде или здоровью населения. В зависимости от тяжести экологического правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.


^ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ.

В систему органов управления и надзора по охране природы входят органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

  1. ^ Органы общей компетенции -- это Президент России, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы. Они призваны определять основные направления экологической политики, утверждать экологические программы, устанавливать в пределах своей компетенции правовые основы и нормы.

  2. ^ Органы специальной компетенции – органы, выполняющие только природоохранные функции. Они подразделяются на:



programma-obrazovatelnij-kreditov-v-spbgu-studentam-spbgu-sdelali-isklyuchenie-v-poluchenii-kreditov-na-obrazovanie-7.html
programma-obrazovatelnogo-modulya-organizacionno-metodicheskoe-obespechenie-realizacii-dvuhurovnevoj-sistemi-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
programma-obshe-metallurgicheskaya-praktika.html
programma-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-mo-rf-nachalnie-klassi-polyakova-a-v-russkij-yazik-m-prosveshenie-2009-stranica-2.html
programma-obsheprofessionalnoj-disciplini.html
programma-obsluzhivaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-v-01-programmnij-turizm-kod-i-nazvanie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tairibi-tkbrishti-shbrishti-sjr-brishini-sinusi-zhne-kosinusi-masat.html
  • znanie.bystrickaya.ru/511-strukturnaya-perestrojka-ekonomiki-ustojchivoe-razvitie-vo-vremeni-v-obshem-vide.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialno-psihologicheskie-problemi-nauchno-tehnicheskogo-tvorchestva-molodezhi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pochemu-vimerli-dinozavri.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-2-svojstva-kornej-polinoma-metodicheskie-osnovi-kursa-11-vozmozhnosti-laboratorii-polylab-12-tema-nachalnie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/genezis-grazhdanskogo-obshestva-uchebnoe-posobie-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oskar-uajld-pisatel-bolshogo-no-vo-mnogom-boleznennogo-talanta-vistupal-protiv-realizma-on-utverzhdal-chto-forma-v-iskusstve-vazhnee-soderzhaniya-i-hudozhestv.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-rabochaya-programma-po-geografii-dlya-10-11-h-klassov-srednego-obshego-obrazovaniya-sostavitel-timofeev-mihail-arkadevich-visshaya-kvalifikacionnaya-kategoriya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predmet-ekologii.html
  • letter.bystrickaya.ru/neizpolzvaem-ot-20-godini-pt-be-remontiran-s-pari-po-sapard-medien-monitoring-po-tema-arhitektura-01-11-06.html
  • bukva.bystrickaya.ru/staticheskie-i-dinamicheskie-organizacii-ponyatie-i-sushnost.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-monografii-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-deyatelnosti-mezhdunarodnogo-universiteta-prirodi-obshestva-i-cheloveka-dubna.html
  • control.bystrickaya.ru/dinamika-dalnevostochnih-pozicij-rossijskoj-imperii-v-kontekste-konkurencii-s-yaponiej-stranica-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-5-psihologicheskie-osobennosti-razvitiya-rebenka-v-mladshem-shkolnom-vozraste-2-ch.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-i-osobennosti-greko-katolicheskoj-gimnografii-na-primere-akafista-strastyam-hristovim.html
  • uchit.bystrickaya.ru/struktura-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-vkr.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-chto-takoe-psihologiya-1-izuchenie-povedeniya-istoriya-i-metodi-13-glava-1-chto-takoe-povedenie-16.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-voprosi-k-zachetam-po-disciplinam-metodicheskie-rekomendacii-studentu-zaochniku-ekonomicheskogo-fakulteta-5-kursa.html
  • reading.bystrickaya.ru/kodifikator-elementov-soderzhaniya-disciplini-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rol-lizingovih-operacij-v-kommercheskom-banke.html
  • testyi.bystrickaya.ru/50-vimordvinceva-antichnaya-civilizaciya-i-varvarskij-mir.html
  • testyi.bystrickaya.ru/650064-g-kemerovo-pr-sovetskij-62-ofis-503.html
  • education.bystrickaya.ru/32-formati-videozapisi-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-i-tehnicheskih-rabotnikov-vuzov-izdatelstvo-moskovskogo.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nasledniki-yagajli-i-ego-nasledie-vstuplenie.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-7-klass-tematicheskoe-planirovanie-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-1-klass.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-predstavlyaet-nesomnennij-interes-dlya-vseh-kto-interesuetsya-istoriej-organov-bezopasnosti-sovetskogo-gosudarstva-kniga-obemna-i-privoditsya-v-avtorskom-variante-bez-sokrashenij.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-kompaniyah-stranica-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/52-buhgalterskij-uchet-m-a-eskindarov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/alekseev-s-p-mihail-kutuzov-s-p-alekseev-ris-m-skobeleva.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii-reproduktivnoe-zdorove-naseleniya-sostoyanie-zdorovya-doklad-o-polozhenii-detej-v-ivanovskoj-oblasti-ivanovo-2009.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ukazatel-268-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/esli-ranshe-ambicioznaya-no-romanticheski-nastroennaya-molodezh-splosh-i-ryadom-stremilas-v-artisti-artistki-to-v-poslednie-neskolko-let-yunoshi-i-devushki.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-kursov-po-viboru-dlya-predprofilnoj-podgotovki-v-9-ih-klassah-himiya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-sherlin-harris-huzhe-chem-mertvie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-granici-nauchnogo-poznaniya-uchebnoe-posobie-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.