.RU

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии серия «Практикум по психологии» - страница 5




1. Расчет средних арифметических величин абсолютных воспроизведений (а) и ошибок воспроизведений (б). Следовательно, на первом этапе необходимо рассчитать Ма и М6.


2. Расчет вероятной ошибки по формуле ВО = 0,6745с.


3. Определение величины и знака постоянной ошибки (ПО) как разности между нахождением точки субъективного равенства (ей соответствует значение Ма) и длиной предъявленного эталона.


Занятие 2.4. Определение зрительных пространственных порогов..._____51^


Анализируя результаты опыта, надо иметь в виду, что вероятная ошибка в данном опыте является характеристикой разностного порога чувствительности. В ходе анализа необходимо проверить, насколько полученные в опыте результаты подчиняются закону Вебера. Для этого из значения среднеарифметической величины результатов подравниваний (Ма) вычитают величину эталона и полученную разность делят на величину эталона. Если полученные таким образом значения для каждого эталона равны, то можно сделать вывод, что полученные значения разностных порогов подчиняются закону Э. Вебера.


Контрольные вопросы


1. Сформулируйте закон Вебера.


2. Каково значение этого закона для формулировки психофизического закона Фехнера?


3. В чем особенность метода средней ошибки?


4. Каковы отличия метода средней ошибки от метода постоянных раздражителей?


^ III. ВОСПРИЯТИЕ


В современной психологии принято выделять несколько уровней отражения объективной действительности: сенсорный, перцептивный (первичные образы), уровень представлений и воображения (вторичные образы) и речемыслительный уровень. Таким образом, восприятие, как и ощущение, относится к процессам непосредственного отражения действительности.


Под восприятием понимается субъективное (психическое) отражение предметов и явлений объективной действительности как результат их непосредственного воздействия на органы чувств. В ходе этого воздействия у субъекта формируются целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства предмета, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Оно представляет собой качественно новую ступень чувственного познания, которое не сводится к сумме отдельных ощущений или сенсорных данных. Оно определяется многосвязными отношениями типа объект—субъект и субъект— объект. Основное и главное условие возникновения образа восприятия — это воздействие предметов и явлений объективной действительности на органы чувств. Но это никоим образом не снижает значения активности субъекта.


В образе восприятия отражаются свойства объектов: их местоположение в пространстве (локализация), их удаленность от субъекта, направление движения относительно субъекта и/или друг друга, рельеф, форма и величина, а также длительность и временная последовательность (или одновременность) воздействия объекта на субъект в качестве внешнего раздражителя. Все эти свойства определяют пространственно-временную структуру восприятия. При этом отражение движения внешнего объекта являет-


Занятие 3.1. Особенности восприятия формы...


53


ся генетически исходным в процессе формирования образа. Восприятие характеризуется также модальностью и интенсивностью. В модальности восприятия отражаются качественные различия внешних стимулов и различия между воспринимающими анализаторами (например, органами зрения или органами слуха и т. д.). Интенсивностные параметры восприятия отражают количественно-энергетические особенности стимуляции со стороны внешней объективной действительности. Эти свойства входят в состав модально-интенсивностной структуры восприятия.


Все вышеперечисленные свойства восприятия являются основными. Восприятию как процессу и как образу присущи и другие свойства — более высокого порядка. К ним относятся предметность, константность, целостность, структурность и обобщенность. Когда процесс восприятия включается в процессы более высоких уровней психического отражения или в структуру сознания в целом, он испытывает регулирующее и организующее воздействие с их стороны, в этом случае образ восприятия приобретает такие новые свойства, как избирательность, осмысленность, целенаправленность, категориальность и т. д. По существу, в целостной психике субъекта характеристики восприятия рассматриваются как системные качества.


В данном разделе представлены методики экспериментального исследования восприятия — в основном осязательного и зрительного, в частности способы их измерения, а также наиболее простые способы обработки получаемых данных. Эти методики позволяют оценивать образы восприятия относительно шкал наименований и порядка — задания № 6, 9 и 10, шкалы интервалов — задание № 8, шкалы отношений — задания №7 и 11.


Занятие 3.1


^ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРИ ПАССИВНОМ И АКТИВНОМ ОСЯЗАНИИ


Вводные замечания. Термин «осязание» обычно употребляют в двух разных значениях. С одной стороны, для обозначения кожной чувствительности, и тогда рассматривают ее виды — температурную, болевую, тактильную чувствительность, строение кожных рецепторов, пороги их чувствительности и т. п. С другой стороны, под осязанием понимают гаптическую чувствительность, которая включает два компонента: тактильный и кинестетический. Гаптическая чувствительность проявляется в процессе ощупывания, и ее органом является рука. В результате активного ощупывания формируется осязательный образ предмета[1].


Если объект покоится на руке, то имеет место лишь пассивное осязание. И только если испытуемый активно ощупывает предмет (что соответствует реальным условиям восприятия), можно говорить об активном осязании. В процессе активного ощупывания предметов двумя руками (в этом случае


54


III. Восприятие


^ ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ*


Задание (тема) ............................................................ Дата .


Экспериментатор .................................................................


Протоколист ........................................................................


Испытуемый ........................................................................


Самочувствие испытуемого ....................................................


Измеряемая характеристика ...................................................


Вид стимула .........................................................................


Оценка точности воспроизведения фигур испытуемым (в баллах)


(баллы проставляет экспериментатор)


Форма 5


Номер фигуры

Опыт

Средний балл для опытов

1

II

III

IV

1

II

III

IV


1


2


3


' В каждом из заданий данного раздела протокол занятия должен начинаться аналогичными сведениями.


говорят о бимануальном осязании) можно экспериментально вычленить различные виды ощупывающих движений: макродвижения руки, а также микро- и макродвижения пальцев. Оба вида движений на разных этапах формирования осязательного образа выполняют как познавательные, так и контролирующие функции.


Настоящее занятие преследует две цели: во-первых, проследить и объективно зафиксировать процесс формирования осязательного образа при пассивном и активном осязании тест-объекта одной рукой и, во-вторых, выявить особенности видов движения в процессе бимануального осязания. Для сравнения точности пассивного и активного осязания в данном задании предусмотрено проведение четырех опытов (I—IV). В каждом из них в качестве стимулов предъявляют по три фигуры, отличающиеся друг от друга степенью сложности формы. Кроме этих четырех опытов предусмотрено проведение еще одного — V опыта, который должен дать сведения о качественных особенностях взаимодействия обеих рук в процессе формирования осязательного образа.


При выполнении задания необходимо строго следовать порядку выполнения работы в разных опытах, поскольку от этого зависит качество получаемых результатов.


Занятие 3.1. Особенности восприятия формы...____________________55


Материалы для проведения опытов. Экспериментальный материал состоит из набора плоских геометрических фигур, изготовленных из жесткого картона или фанеры. Фигуры отличаются друг от друга сложностью контура, а именно: количеством и длиной отрезков периметра, количеством и величиной углов. Для фиксации результатов эксперимента в виде зарисовок предъявляемых стимулов-фигур каждый испытуемый должен иметь листы бумаги, на каждом из которых он будет зарисовывать лишь одну фи-


ГУРУ-


До начала опытов необходимо заготовить бланк для ведения протокольных записей (форма 5). Для V опыта специальной формы протокола нет. Ре-, зультаты его в произвольной форме регистрируются экспериментатором на основе наблюдений и самонаблюдений испытуемого.


Порядок работы. Для выполнения задания студенты делятся на две группы: студенты первой группы выполняют функции экспериментаторов, а студенты второй группы — функции испытуемых. Задание состоит из пяти опытов. На стадии пассивного осязания и активного ощупывания фигур глаза испытуемого должны быть закрыты повязкой. На период воспроизведения фигур в виде рисунков повязку с глаз снимают. Однако предварительно из поля зрения испытуемого убирают фигуру, которую он только что ощупывал. В каждом из опытов испытуемому последовательно предъявляют три фигуры разной сложности. Длительность каждого пассивного осязания, а также и активного ощупывания не ограничена. До начала исследования экспериментатор зачитывает испытуемому инструкцию.


Инструкция испытуемому: «Вам будут предъявлены плоские фигуры. Ваша задача — с закрытыми глазами путем осязания возможно более точно определить форму каждой из них и затем, открыв глаза по знаку экспериментатора, воспроизвести свое представление о фигуре графически».


I опыт — пассивное осязание неподвижной фигуры-стимула. Экспериментатор кладет фигуру на неподвижную ладонь испытуемого. При этом экспериментатору запрещается нажимать на фигуру, а испытуемому производить перемещение ее на ладони и ощупывать с помощью другой руки. По сигналу испытуемого экспериментатор убирает фигуру, снимает с испытуемого наглазную повязку, после чего испытуемый приступает к зарисовке воспринятой фигуры.


II опыт — пассивное осязание при движении фигуры-стимула. Экспериментатор плавно обводит контуром фигуры по неподвижному указательному пальцу правой руки испытуемого. После одного полного обведения контуром фигуры испытуемый приступает к зарисовке ее формы.


III опыт — редуцированное (искусственное) активное осязание. Испытуемый сам последовательно (без возвратов) обводит контур фигуры-стимула указательным пальцем правой руки. При этом ему разрешается 3-4-кратное обведение контура каждой фигуры. Экспериментатор во время опыта придерживает фигуру таким образом, чтобы в процессе ее обведения она оставалась неподвижной.


II. Восприятие


IV опыт — активное осязание. Испытуемый сам ощупывает одной рукой предъявленную фигуру. Время ощупывания не ограничено. После ощупывания фигуры испытуемый делает ее зарисовку.


V опыт — бимануальное осязание. Экспериментатор предъявляет испытуемому фигуру, предлагая как можно точнее определить ее форму с помощью осязания — активного ощупывания двумя руками. Испытуемого просят в процессе ощупывания производить самонаблюдение с целью подробного анализа функций движений пальцев каждой из рук, а также функций правой и левой рук. Кроме словесного отчета о характере движений испытуемый делает зарисовки фигур.


Обработка результатов. Для обработки рисунки испытуемого группируют соответственно номеру опыта.


I-IV опыты:


1. Прежде всего следует оценить метрические свойства зарисовок, т. е. определить длину линий, величину углов, пропорции и общее количество элементов данной фигуры.


2. Затем оценивают качество зарисовок по следующей 5-балльной шкале: 5 — рисунок в точности соответствует форме тест-объекта, 4 — в рисунке искажены длины отдельных сторон (они короче или длиннее, чем в оригинале),


3 — искажены не только длины сторон, но и углы, 2 — искажены длины сторон и углы, а также пропущены один или несколько элементов фигуры-оригинала,


1 — сходство между рисунком и фигурой-оригиналом полностью отсутствует.


3. Полученные балльные оценки для каждой фигуры в опытах записывают в протокол и рассчитывают средний балл для каждого опыта. V опыт: обработка его результатов заключается в составлении экспериментатором письменного заключения об особенностях бимануального осязания. Пр, этом предлагается обратить внимание на следующие особенности функции рук и пальцев:


— разную активность правой и левой рук,


— разную функциональную роль пальцев (роль большого пальца как точки отсчета, роли указательного, среднего, безымянного и мизинца правой Руки),


— симультанную работу пальцев,


— неравномерность движений по контуру (замедления, остановки и возвраты),


— преимущественные функции отдельных типов движений, а именно познавательных и контролирующих.


Контрольные вопросы


1. Каковы особенности восприятия формы при пассивном осязании?


2. В чем состоит специфика восприятия формы при активном осязании?


3. Каковы функции движения пальцев в процессе активного осязания?


Занятие 3.2. Исследование идентификации...______________________57


4. Какова роль движения пальцев в процессе построения, измерения, контроля и коррекции осязательного образа?


5. Какова роль осязания в практической деятельности людей?


Занятие 3.2


^ ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОДНОМЕРНЫХ И МНОГОМЕРНЫХ ЗРИТЕЛЬНЫХ СТИМУЛОВ


Вводные замечания. Результаты многочисленных исследований в области зрительного восприятия и осязания, проведенные различными авторами, привели к утверждению взгляда на восприятие как на своего рода операциональную структуру. Выделяют четыре операции в составе процесса восприятия:


1. Обнаружение объекта — исходная фаза развития любого сенсорного процесса; на этой фазе субъект может ответить лишь на вопрос, есть ли стимул.


2. Различение, т. е. выделение в объекте отдельных признаков в соответствии с задачей, стоящей перед наблюдателем, формирование перцептивного образа.


3. Идентификация, т. е. отождествление объекта с одним из эталонов, записанных в памяти.


4. Опознание знакомых объектов.


Первые две операции относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.


Существенное различие между этими действиями состоит в том, что восприятие есть действие по созданию образа, эталона, в то время как опознание — это действие сличения наличного стимула с уже созданными и записанными в памяти эталонами, отнесение стимула к определенной категории.


Перцептивные и опознавательные действия различаются между собой как тем, что они направлены на выполнение различных задач и различно мотивированы, так и способами решения этих задач. Характерной чертой перцептивного действия является его развернутость, сукцессивность. Развитие перцептивного действия идет по линии выделения в объекте специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Существенную роль при этом играют движения глаз наблюдателя, с помощью которых осуществляется обследование воспринимаемого объекта.


Сложившийся образ может развиваться, совершенствоваться. Чтобы подчеркнуть действенную сторону образа, в современной психологической науке используются такие термины, как «оперативный образ», «образ—манипулятор», «оперативная единица восприятия» и т. п. В то же время в образе содержатся и инвариантные, стабильные свойства. Их существование подчеркивается в таких терминах, как «сенсорный эталон», «перцептивный


58


III. Восприятие


эталон», «перцептивная модель». Соотношение динамических и статических свойств образа может быть различным.


Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. В большинстве современных работ опознание рассматривается как процесс выдвижения и проверки гипотез. В опознавательном процессе участвуют зафиксированные в памяти образы, следы знакомых объектов или классов объектов. Еще до прямого участия этих образов в опознавательном процессе они должны быть актуализированы в памяти. Предварительная актуализация следов происходит избирательно. Она обусловливается стоящей перед человеком задачей, его представлением о вероятностных характеристиках объектов, значимость последних в жизни и деятельности человека. При этом оживляется и затем включается в опознавательный процесс не обязательно лишь тот след, который соответствует предъявленному объекту. В последующем сложном процессе взаимодействия между следами и поступающей информацией выясняется, какой именно след соответствует воспринятой информации. Если такого соответствия нет и этот отрицательный результат не отвечает на стоящий перед человеком вопрос, актуализируются новые следы, выдвигаются новые гипотезы.


Двумя взаимодействующими формами опознавательного процесса являются сукцессивное и симультанное опознание. Сукцессивное'опознание — генетически первичная форма опознавательного процесса. Оно имеет место при опознании малознакомых объектов или опознании в затрудненных условиях. Сукцессивное опознание в значительной степени это процесс ознакомления с объектом. О механизмах сукцессивного опознания можно судить по данным регистрации движений глаз испытуемых. Большое число движений глаз, многократное обследование объекта указывает на то, что при этом имеет место последовательное сличение с эталоном выделенных при ознакомлении признаков.


По мере усвоения алфавита, по мере обучения и тренировки человека характер опознавательного процесса меняется, процесс сличения резко сокращается, появляется возможность так называемого симультанного опознания, т. е. мгновенного узнавания. Важным в теоретическом и практическом аспектах является вопрос о механизмах симультанного опознания. Данные регистрации движений глаз не позволяют ответить на этот вопрос, поскольку симультанное опознание возможно и без движений глаз наблюдателя.


В психологической литературе существуют несколько гипотез о механизмах симультанного опознания. В соответствии с гипотезой Д. Хебба, на стадии симультанного опознания также осуществляется последовательная фиксация выделенных при ознакомлении признаков, но этот процесс происходит быстрее. Другая гипотеза сводится к тому, что симультанное опознание осуществляется по каким-то иным, более оперативным признакам, выделенным человеком в ходе тренировки. При этом одни авторы (Е. Н. Соколов, Б. Ф. Ломов и др.) связывают переход к симультанному опознанию с сокращением комплекса опознавательных признаков за счет «свертывания»,


Занятие 3.2. Исследование идентификации...______________________59


исключения из него многих избыточных компонентов. При таком понимании симультанное опознание начинает совершаться тогда, когда после этого сокращения остается один или небольшое число признаков («опорных признаков», «критических точек»), по которым осуществляется операция сличения.


В ряде других исследований высказывается гипотеза о том, что на некотором этапе тренировки опознавательный процесс переключается на использование укрупненных отличительных признаков и, более того, целостных эталонов, без разбивки их на элементы (М. С. Шехтер, Т. П. Зинченко и др.). Человек оперирует такими целостными эталонами, как простыми неразложимыми единицами.


О механизмах симультанного опознания можно судить по показателям точности и времени решения опознавательных задач при оперировании одномерными и многомерными стимулами. Многомерные стимулы — это стимулы, различающиеся по нескольким параметрам, например по цвету, форме, размерам и т. п. При сукцессивном опознании, т. е. последовательном сличении опознавательных признаков стимула и эталона, латентный период реакции испытуемого должен увеличиваться с увеличением мерности стимулов — числа параметров, по которым они различаются. При симуль-танном опознании мерность стимулов не должна оказывать значимого влияния на время реакции при решении опознавательных задач.


Цель задания. Определить зависимость эффективности зрительной идентификации от числа и характера признаков стимула, которыми оперирует испытуемый в процессе сличения.


Методика. В задании использован метод идентификации по эталону памяти. В качестве тестового материала используется алфавит зрительных стимулов, различающихся по признакам формы, размера и ориентации. Длина алфавита для каждого из признаков равна четырем. Алфавит формы составлен из следующих фигур: треугольник, квадрат, пятиугольник и шестиугольник. Алфавит размера построен по логарифмической шкале с модулем 1,5, т. е. отношение площадей соседних размеров составляет 1 : 1,5. Для кодирования признака пространственной ориентации использовано утолщение одной из линий контура фигуры; ориентация фигуры определяется положением утолщенной линии контура относительно горизонтальной или вертикальной оси.


Опыт состоит из четырех частей. В первой части используются одномерные стимулы, различающиеся по признаку формы, во второй — по признаку размера, в третьей — по признаку ориентации. В четвертой части опыта используются трехмерные стимулы, различающиеся по всем трем признакам — форме, размеру и ориентации. Длина трехмерного алфавита составляет 64 стимула.


Процедура опыта. Испытуемому на экране дисплея предъявляется стимул-эталон на время экспозиции 1 с, а затем последовательно по одному, при времени экспозиции 50 мс, предъявляются тестовые стимулы. Задача испытуемого состоит в идентификации тестовых стимулов с эталоном.


II. Восприятие


Таблица 3.2.1 Точность положительной и отрицательной идентификации


Операция идентификации

Точность решения задачи, %, для признаков

формы

размера

ориентации

формы, размера и ориентации


Положительная Отрицательная


Испытуемый с помощью мыши должен давать утвердительный ответ в случае тождества стимула с эталоном и отрицательный — в случае их различия. В ходе эксперимента регистрируются ответы испытуемого и латентный период сенсомоторной реакции.


В каждой части опыта дается по 50 предъявлений, среди которых с равной вероятностью встречаются случаи положительной и отрицательной идентификации.


Обработка и анализ результатов


1. Определить точность положительной и отрицательной идентификации в каждой из четырех частей опыта и свести полученные данные в таблицу (табл. 3.2.1).


2. Определить среднее значение латентного периода реакции испытуемого для положительной и отрицательной идентификации в каждой из четырех частей опыта и свести полученные данные в аналогичную таблицу. Определить достоверность различий между средними по t-критерию Стьюдента.


3. Дать сравнительную оценку эффективности выполнения операций положительной и отрицательной идентификаций. Сравнить полученные данные с имеющимися в психологической литературе указаниями на то, что операции установления идентичности объектов является более сложной по сравнению с операцией установления их различия.


4. На основании сравнительного анализа эффективности идентификации одномерных и трехмерных стимулов сделать заключение о способах обработки многомерных зрительных сигналов при работе в режиме идентификации.


^ Контрольные вопросы


1. Какие операции включает процесс восприятия?


2. В чем состоят различия между перцептивными и опознавательными действиями?


3. Каковы механизмы сукцессивного и симультанного опознания?


4. Что понимают под многомерными стимулами?


Занятие 3.3. Измерение константности зрительного восприятия формы...


Глаз испытуемого


Занятие 3.3


^ ИЗМЕРЕНИЕ КОНСТАНТНОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО


ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ


НАКЛОНА ПЛОСКОСТИ ОБЪЕКТА


Вводные замечания. В экспериментах по изучению константности восприятия формы обычно используют плоские фигуры, форма которых может быть охарактеризована линейной величиной, в частности прямоугольники или круги. Известно, что при наклоне любой фигуры во фронтальной плоскости видимая форма фигуры изменяется. Например, круг выглядит как эллипс, причем величина вертикального диаметра эллипса зависит от угла наклона.


Величину константности восприятия формы можно измерить. Для пояснения сущности этих измерений воспользуемся чертежом (рис. 3.3.1). Обозначим реальный диаметр круга d. Если плоскость круга повер- экран нуть вокруг его горизонтальной . оси, находящейся на уровне глаз наблюдателя, на угол а, то проекция его вертикальной оси на сетчатке глаза наблюдателя будет р, и окажется меньше проекции горизонтальной оси. Поэтому проекция всего круга примет форму эллипса. Если бы при подборе эллипсов испытуемый руководствовался сетчаточным изображением, т. е. формой сет-чаточной в глазу проекции, то он приравнял бы к наклонному кругу эллипс, вертикальный диаметр которого р соответствовал бы проекции диаметра круга d при наклоне его на угол а. В действительности же испытуемый выбирает эллипс, вертикальный диаметр которого и. Разность и-р — это так называемая поправка в образе восприятия, приближающая видимую форму к реальной форме объекта, т. е. к кругу; в ней и выражается явление константности.


Из вводного теста к предыдущему заданию известно, что коэффициент константности зрительного восприятия определяется следующей формулой:


Рис. 3.3.1. Схема, иллюстрирующая условия константности зрительного


восприятия формы объекта.


d-p


Приведенные только что рассуждения относительно рис. 3.3.1 показывают, что использованные для него символы р и v полностью соответствуют


62


III. Восприятие


^ ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ


Форма 6


Ответы испытуемого при сравнении эталонного и переменного стимулов


(запись ответов ведет экспериментатор)


Предъявлен-

Пробы при разных значениях угла a

ный эллипс


20°

40°

50°

60°

70°

80°


Соот-


вет-


ствие


проек-


Номер

ции

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3


круга


при на-


клоне,


град.


1

0


13

65


К:


аналогичным символам для определения коэффициента зрительного восприятия и что р в нашем случае определяется следующим образом:


pad-cosa.


(Значение этой функции при разных величинах угла а см. в Приложении П.) Оборудование и материал. Для проведения эксперимента необходимо подготовить два экрана. Плоскость 1-го экрана должна поворачиваться вокруг горизонтальной оси. Предварительно необходимо также подготовить набор из 13 эллипсов. Горизонтальные диаметры всех эллипсов должны быть одинаковы и равны диаметру круга-эталона (т. е. 100 мм), вертикальные же диаметры эллипсов должны быть разными — от 42 до 98 мм и рассчитаны таким образом, что каждый из соответствующих им эллипсов представляет собой проекцию круга на плоскость под углами от 10 до 65° (см. Приложение II).


Для регистрации результатов исследования необходимо заготовить бланк для ведения протокола (форма 6).


Порядок работы. В опыте все студенты выполняют функцию как экспериментатора, так и испытуемого. Испытуемый садится перед 1-м экраном так, чтобы глаза находились на уровне его горизонтальной оси. Для стабильности положения испытуемый опирается подбородком на специальную подставку. В опыте экран устанавливают под разными углами к линии взора ис-


Занятие 3.3. Измерение константности зрительного восприятия формы...___63


пытуемого. На этом экране закрепляют эталон — круг диаметром 100 мм — так, чтобы центр диаметра лежал на горизонтальной оси экрана. Экспериментатор располагает 2-й экран перпендикулярно к линии взора испытуемого и в течение опыта это его положение не изменяет. Затем на 2-м экране в случайном порядке экспериментатор экспонирует эллипсы, различающиеся по величине вертикального диаметра. До начала опыта экспериментатор зачитывает испытуемому инструкцию.


Инструкция испытуемому: «В эксперименте плоскость 1-го экрана, на котором расположен круг, будет менять свое положение. Соответственно изменится воспринимаемая вами форма круга: при достаточном наклоне он приобретает форму эллипса. На 2-м экране вам будут предъявлены эллипсы. Ваша задача — найти среди них соответствующий по форме наклонному кругу на 1-м экране. Давайте ответы: "больший", "меньший" или "равный", если по вертикальному диаметру эллипс будет казаться соответственно шире, уже или равным наклонному кругу».


Сначала 1-й экран устанавливают под углом а =20° к фронтальной плоскости, и на 2-м экране экспериментатор в случайном порядке предъявляет ряд эллипсов. Заметим, что нет необходимости каждый раз предъявлять испытуемому весь набор эллипсов. Для каждого значения угла а достаточно выбрать 5-6 эллипсов, наиболее близких по форме к наклонному кругу. Испытуемый по знаку экспериментатора смотрит сначала на экран с наклоненным эталоном-кругом, затем на экран с эллипсом. После ответа он отводит взгляд в сторону.


Экспериментатор записывает ответы испытуемого в протокол следующими знаками: = (равны), > (больше), < (меньше).


Затем экспериментатор переводит плоскость 1-го экрана в новое положение, ставя сначала под углом а=40°, а затем последовательно 50,60, 70 и 80°. Весь опыт повторяют три раза (1-3-я пробы).


Обработка результатов


1. По пересчетной таблице (см. Приложение II) для каждого значения угла а, при котором испытуемый давал ответ «равно», находят эллипс, который представляет собой видимую форму эталонного круга.


2. Для каждого угла а вычисляют коэффициент константности зрительного восприятия (К). Для этого суммируют результаты трех проб и находят среднюю арифметическую величину для ответов «равно», которую затем и используют для вычисления коэффициента.


3. Строят график зависимости коэффициента константности К от значения угла а. Для этого на оси абсцисс откладывают величины угла, а на оси ординат — вычисленные для каждой из них значения коэффициента константности зрительного восприятия формы.


Контрольные вопросы


1. Изложите подробно методику задания.


2. Объясните смысл формулы вычисления коэффициентов константности.


64


HI. Восприятие


3. Перечислите составляющие, входящие в формулу расчета коэффициента константности восприятия формы.


Занятие 3.4 ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА ВОСПРИЯТИЯ


Вводные замечания. Объем восприятия — число объектов, которые могут быть восприняты одномоментно, при кратковременном их предъявлении.

programma-otkritogo-gorodskogo-molodyozhnogo-foruma-9-12-aprelya-2008-god-severskaya-gimnaziya.html
programma-otkritomu-serdcu-doroga-otkrita-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-klassnogo-rukovoditelya-na-2011-2015-uchebnij-god.html
programma-ozdorovitelnogo-lagerya-s-dnevnim-prebivaniem.html
programma-partnerstva-zelenij-most.html
programma-patrioticheskoe-vospitanie-uchashihsya-algasovskoj-sosh-na-2006-2010-godi-vvedenie.html
programma-patrioticheskogo-vospitaniya-uchashihsya-mbou-sosh-9-ruzaevskogo-municipalnogo-rajona.html
  • lecture.bystrickaya.ru/64-obespechenie-provedeniya-kontrolya-obrazovaniya-i-ekologicheski-bezopasnogo-razmesheniya-othodov.html
  • college.bystrickaya.ru/2-svojstva-agentov-i-terminologiya-v-i-gorodeckij-m-s-grushinskij-a-v-habalov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-x-podvedomstvennost-grazhdanskih-del-v-v-yarkov-rekomendovan-ministerstvom-obrazovaniya-rossijskoj-federacii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/iskusstvennij-intellekt-chast-4.html
  • reading.bystrickaya.ru/kolimskaya-korrida-okonchena-kompromatru-httpwwwcompromatru-13072006-0000.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vdolzhnostnie-lica-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-seminarpraktikum-ekspertov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tegen-batir-telli.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/letnyaya-praktika-2012-god-s-18iyunya-po-3-iyulya-2011-2012-plan-grafik-probnoj-praktiki-po-specialnosti.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vremennoe-polozhenie-o-ballno-rejtingovoj-sisteme-ocenki-uspevaemosti-studentov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-osnovi-formirovaniya-rezervnogo-ostatka-denezhnih-sredstv-organizacii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vetoj-istorii-est-vse-veselie-banditi-nastoyashie-dzhigiti-bravie-policejskie-strelba-i-konechno-zhe-podpolnie-millioni-i-delci-a-takzhe.html
  • student.bystrickaya.ru/30-denezhnie-i-priravnennie-k-nim-sredstva-i-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-upravleniya-kreditnoj.html
  • grade.bystrickaya.ru/ng-golovko-nauchnihrabo-t.html
  • letter.bystrickaya.ru/nashestvie-napoleona-na-rossiyu-1937-g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predpriyatie-budushego.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xiii-obekti-hraneniya-prikaz-ministerstva-rossijskoj-federacii-po-delam-grazhdanskoj-oboroni-chrezvichajnim-situaciyam.html
  • abstract.bystrickaya.ru/4-formi-vospitatelnoj-raboti-v-usloviyah-funkcionirovaniya-letnih-ozdorovitelnih-dosugovih-grupp.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sopostavitelno-tipologicheskoe-issledovanie-slovoobrazovatelnih-sistem-buryatskogo-i-tureckogo-yazikov.html
  • report.bystrickaya.ru/gumanitarnij-centr-spart.html
  • klass.bystrickaya.ru/68-ekonomika-i-upravlenie-tablica-1-opredelenie-klassa-kontragenta-po-velichine-itogovogo-kreditnogo-limita.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnih-i-kursovih-rabot-po-discipline-teoriya-menedzhmenta-dlya-studentov-specialnosti-menedzhment-em-1-11-2-11-s-z.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-bloka-programma-disciplini-gse-psihologiya-i-pedagogika-dlya-studentov-specialnosti-070601-dizajn.html
  • lecture.bystrickaya.ru/93-dizajn-maks-40-ballov-protesti-i-vozrazheniya-poryadok-podachi-protesta-kategorii-i-klassi-v-sorevnovaniyah-emma.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ugol-mineralnosirevoj-potencial-i-ego-osvoenie-v-sibiri.html
  • writing.bystrickaya.ru/lev-karsavin.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tekst-vosproizvoditsya-po-izdaniyu-auerbah-e-mimesis-stranica-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-kursu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/urok-99-leksicheskie-normi-pered-teoreticheskimi-svedeniyami-i-posle-nih-dayutsya-voprosi-kotorie-nacelivayut-na-vnimatelnoe.html
  • reading.bystrickaya.ru/m-k-treushnikov-sudebnie-dokazatelstva.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkursnaya-programma-klastera-biomedicinskih-tehnologij-sostoitsya-24-fevralya-v-oranzherejnom-korpuse.html
  • write.bystrickaya.ru/formalnaya-model-psihicheskoj-deyatelnosti-kniga-posvyashena-originalnomu-razrabotannomu-avtorom-interaktivnomu.html
  • reading.bystrickaya.ru/luchevaya-diagnostika.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-specialnosti-1-25-01-08-buhgalterskij-uchyot-analiz-i-audit-1-25-01-08-03-03-buhgalterskij-uchyot-analiz-i-audit-v-promishlennosti.html
  • literature.bystrickaya.ru/drugimi-sredstvami-kritika-cinicheskogo-razumaperev-s-nem-a-v-perceva-ekaterinburg-izd-vo-ural-un-ta-2001-584-s.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.