.RU

Практическая работа по составлению презентации. Моё предположение: если люди нашего села так приветствует это дерево сохраняют старые

Сценарное описание хода и содержания деятельности по созданию реферата

Автор: Баранецкая Кристина Олеговна
Руководитель: Елегечева Наталья Викторовна, учитель начальных классов

Тема: Люблю берёзку русскую…

Образовательное учреждение: МОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1».

Используемые медиаресурсы: текстовый редактор WORD, редактор POWERPOINT.
1) Актуальность исследования (почему данная тема взята автором для исследования)

С чего начинается Родина? С нашей реки, с песчаного берега, с улицы, на которой живём, а может она начинается с той берёзки, которая растёт во дворе нашей школы и встречает каждого.

Село Кожевниково, в котором я живу, утопает в зелени величайших русских красавиц берёз. Оно красиво в любое время года. Молоденькие клейкие ярко-зелёные листочки распускаются на этих деревьях весной. Тёмную зелень я вижу летом. А как красивы эти деревья осенью! Жёлтый цвет окутывает их. В зимнее время я вижу спящих красавиц. Словно зимушка заворожила их и погрузила в глубокий сон.

2) Определение предмета исследования (Что подлежит изучению?)
Много различных деревьев растёт в наших лесах. Но больше всего мне нравятся белоствольные красавицы берёзки.Улица, на которой я живу, моя родная школа, утопают в зелени этих замечательных деревьев. Они радуют мой глаз. Мне захотелось узнать об этом дереве как можно больше, чтобы потом рассказать своим близким и одноклассникам. Какие виды берёз существуют, какую пользу приносит, где используется.
3) Формулировка проблемы. В чем заключается проблема? На какой вопрос(ы) предстоит ответить?
Я перед собой поставила цель: узнать, как можно больше об этом дереве и всё что с ним связано.

А для достижения цели выдвинула задачи:


4). Выдвижение гипотезы. Каким может быть предположительный ответ?

Думаю, что, собрав многочисленный материал по этой теме, я постараюсь рассказать много нового своим друзьям, заинтересовать их этой темой; привить любовь к этой белоствольной красавице и бережно хранить её на протяжении всей жизни.

Я разработала критерии, которым должна соответствовать моя работа:

Для реализации данной цели мною использовались следующие методы:

Моё предположение: если люди нашего села так приветствует это дерево (сохраняют старые берёзовые аллеи, садят новые), значит оно ценно. Мне нужно изучить всё, откуда произошло название и как славяне ещё в древности относились к нему. Поэтому я начала собирать материал об этом дереве.
5) Проверка гипотезы

На самом деле берёза – самое обычное дерево наших лесов, своё название оно и получило от светлой берёзовой коры. Видно сильное впечатление произвёл когда-то на наших далёких предков сверкающий серебряный ствол этого чудесного деревца. «Бер» у древних славян означало «светлый, ясный, блестящий, белый». Славяне так любили белоствольную красавицу, что даже праздник берёзке устраивали. Им отмечали окончание посевных полевых работ.

Оказывается это дерево единственное из всех растений с белой корой. Ярко-белый цвет ее коре придает органичес­кий краситель бетулин. Любопытно, что береста со­стоит из клеток, так тесно спаянных между собой, что они образуют прочный, почти пробковый слой, непро­ницаемый для воды и газов.

Высота этих деревьев до 25 метров, иногда до 45 м (диаметр ствола от 25 до 150 см), кустарников 2—4 м, высота кустарничков и стелющихся форм от 10 см до 1 м.

Из литературных источников я узнала, что одни ученые насчитали 65 видов берез, а другие утверждают, что на земном шаре насчитывается около 120 видов берез.

Вот некоторые из них.

Береза бородавчатая. (Слайд № 6)

Береза пушистая. (Слайд № 7)

Береза далекарлийская. (Слайд № 8)

Береза Эрмана, или. (Слайд № 9)

Береза ребристая, или дальневосточная. (Слайд № 10)

Береза желтая, или американская. (Слайд № 10)

Береза даурская, или черная. (Слайд № 10)

Береза вишневая.(Слайд №11)
Береза бумажная. (Слайд № 11)
Береза кустарниковая, или Ерник. (Слайд № 11)
Береза мелколистная.

Я прошлась по нашим местам и заметила, что в наших местах растут высокие прямые с белой корой красавицы – это пушистые березы и повислые или бородавчатые березы.
Из литературных источников я узнала, что береза распространена во всех природных зонах Северного полушария, от тундры до субтропиков. Наибольшее число видов представлено во флоре Восточной и Юго-Восточной Азии и Севере Америки. По занимаемой площади берёза стоит на третьем месте после лиственницы и сосны, являясь одной из основных лесообразующих пород. Березы входят в состав смешанных лесов, но часто образуют и чистые насаждения, в тайге по долинам мелких рек и в понижениях рельефа формируют низкорослые кустарниковые заросли (ерники), поднимаются высоко в горы, вместе с полярной ивой образуют кустарниковые тундры.

В России в естественных насаждениях насчитывают около 20 видов, встречающихся по всей территории, кроме пустынь и степей Прикаспия и самых северных заполярных районов Ямала, Таймыра и островов Ледовитого океана, более 25 видов интродуцировано. В равнинных лесах растут 8 видов высокоствольных белокорых берёз, из них в Европейской части лишь 3: Берёза извилистая (В. tortuosa), в лесотундре и редколесьях Кольского полуострова, и главные виды — Берёза повислая и Берёза пушистая. Именно эти два вида в значительной степени создают неброскую красоту и своеобразие ландшафта средней полосы России.

Значит в нашей стране наиболее распространены береза повислая и пушистая. Так вот у них и почки, и листья, и кора, и древесина содержат лекарственные вещества.

Народный опыт применения растений с лечебной целью свидетельствует, что все части березы: почки, листья, молодые ветви, сок — обладают моче­гонным, потогонным, желче­гонным, кровоочистительным, обезболивающим, противовос­палительным, жаропонижаю­щим действием.

От своих близких я знаю, насколько ценится берёзовый веник. Ни одна баня не обходится без него.

На Руси банная процедура всегда была больше чем помывка, прочно ассоциируясь в сознании с праздником, и не только тела, но и души.
Народ дал очень меткое определение, что баня без веника, как каша без масла, что называется, есть можно, вот только не вкусно. И березовый веник именно то «масло», с которым каша наиболее вкусна. Береза, само дерево – уникальное творение природы, растительное чудо, поскольку человек и по сей день практически на 100% готов его использовать.

Необходимо правильно заготовить веник – чтобы сохранить всю его целительную силу!

Оду березовому венику можно петь бесконечно, как бесконечна его целебная сила, принимаемая деревом через корни от Земли матушки, накапливаемая им в листве и всецело отдаваемая нам в парной, правда, если мы этого хотим.

(Слайд № 18)

А какой энергетикой обладает это чудо - дерево!

Берёза относится к зодиакальному знаку рака. Она транслирует для нас его силу и подвижную зыбкую энергию Луны. Её энергия холодна и освежающа, как чистая вода, и также, как вода после купания, погружает нас в сон, поднимающий людей в выси небес. Она даёт человеку поддержку его рода.

Особенно благоволит берёза, по народным поверьям, к детям.

Украшения, сделанные из берёзовой древесины, применялись для защиты от нечистой силы.

Берёза — дерево, которое бодрствует весь день. Засыпает она перед самым рассветом. Как запоют петухи, разогнав своим голосом нечисть, берёза погружается на 2 часа в сладкий и глубокий сон, чтобы, проснувшись на рассвете, подарить миру свою чистую силу. Период сна у неё приходиться приблизительно на 3—5 утра, а пик бодрости на 6—9 часов утра.

Энергия берёзы хорошо влияет на водный обмен нашего организма и оказывает положительное действие на лимфатическую систему. Её воздействие активизирует работу почек и выделительной системы, ускоряет рост и развитие новых молодых клеток.

Береза с давних пор широко использовалась людьми в быту. Древесина использовалась как строительный материал, для отопления (дрова). Из нее делали, делают и сейчас, мебель, хозяйственную утварь, посуду.

Раньше из бересты делали довольно прочную обувь (лапти), посуду (туески), а теперь используют в декоративных целях.

С давних пор используют люди посуду, изготовлен­ную из коры березы — бересты.

Береза используется в промышленности: в производстве бумаги, спирта, красок и т.д.

Ценность берёзы определяется её неприхотливостью, способностью расти и возобновляться в любых условиях.

Она даёт высококачественное сырьё для разнообразных отраслей промышленности и широко используется в народном хозяйстве.

Берёста отличается высокой прочностью, содержит смолистые вещества и поэтому почти не поддаётся гниению даже в земле. Благодаря этому сохранились и были найдены (впервые при раскопках Великого Новгорода) т. н. берестяные грамоты — древнерусские письма и документы (11—15 вв.), процарапанные на берёсте (известно также множество древних китайских и санскритских текстов на берёсте). Из берёсты делали лёгкие и прочные ладьи (у североамериканских индейцев — пироги), а в России издавна пользовались берестяными туесами, коробами и прочей утварью.

Из коры получают сажу, деготь (раньше он шел в основном на смазку колес телег и карет, а также для пропитки кожаной обуви).

Листья, реже кору раньше использовали для окраски шерсти и тканей. Благодаря содержащимся в бересте фенолам она долго не гниет, поэтому раньше (до появления толя) ею обертывали зарываемые в почву части столбов и нижние венцы срубов.

Берестой крыли крыши, из нее делали лодки и даже одежду. Северные славяне в древности употребляли бересту как писчий материал.

В старину на Руси в туесах из берёзы хранили рыбу, мёд, молоко, масло и крупы. И эти продукты долгое время не портились. Хлеб, который хранился в берестяных коробах, долгое время не черствеет.

Резьба по берёзе получила развитие в районе, издавна славившемся многочисленными художественными ремёслами. Так называемая шемогодская прорезная береста в течение многих лет была основным художественным промыслом в деревнях близ города Великий Устюг Вологодской обл., на реке Шемогсе — отсюда её название.

Берёза даёт лучшее древесное топливо и служит основным источником дёгтя. Берёза — медонос. Пчелы любят березовый сок и собирают его даже из березовых опилок. Из корней плетут корзины. Ветви — корм для овец, коз, кроликов, а также лосей и бобров. Почки, побеги — важнейший осенний корм тетерева, рябчика, летяги. Березовые наросты — капы — прекрасный природный материал для поделок и украшений. (Слайд № 19)

Эти русские красавицы березы озарили творческим вдохновением едва ли не каждого русского писателя.

Большими поклонниками чудесного, милого деревца были Александр Прокофьев, Афанасий Фет, Сергей Есенин. (Слайды № 20 - 22)

Не оставляют без внимания березу и наши современники: Рождественский, Тумарев, Андрей Дементьев. (Слайд № 23)

В народных песнях, сказках, преданиях это сим­вол весны и родины. Любимое дерево наделялось самы­ми ласкательными эпитетами. Она была стройная, куд­рявая, тонкая, белая, душистая, веселая, представала юной девушкой в зеленой косынке и всегда положи­тельной героиней: то хранительницей кладов, то закол­дованной красавицей, то мудрой крестьянской до­черью, побеждающей в. поединке со злыми силами.

Изучая материал по этой теме, я узнала много примет, поговорок, пословиц, загадок, свя­занных с березой. (Слайд № 24)


  1. Интерпретация (объяснение) результатов. Возможные выводы.


Выполняя данную работу, я поняла, на сколько ценно это дерево берёза. Я считаю, что необходимо бережно относиться к нему.

Чем же для меня была полезна эта работа? Чему она научила?

Во-первых, узнала много нового, интересного и полезного о берёзе. Ведь эта тема меня заинтересовала. Для ответа на многие вопросы мне понадобились разные источники информации, поэтому я училась работать с источниками. Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное во всей найденной мною литературе. Я думаю, если у меня не все получалось, это не страшно, ведь я только учусь.

Что же дала мне эта работа? Я научилась сравнивать, анализировать. Хочу отметить, что приобрела новый опыт работы по исследовательской деятельности. А главное, я поняла, что если постараться, то можно претворить в жизнь свои мечты.

Со своей работой я выступила перед ребятами моего класса. Им понравилось моё выступление.

Меня заинтересовала эта тема. Я считаю, что изучила не всё об этом дереве. Я обязательно продолжу поиски информации по теме и узнаю ещё много нового и интересного об этом уникальном дереве берёзе.
7) Подготовка к презентации исследовательского материала. Написание отчета.

Для написания отчета были использованы возможности текстового редактора WORD.

Итоговый материал представлен также в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT и медиапродукта, выполненного в редакторе POWER POINT.

В своей работе я использовали следующую литературу:


  1. Свиридов Г. М. Лесной огород Томское книжное издательство, 1984.

  2. Данников Н. И. Чудо – целитель-берёза, М.,1997.

  3. С


    отник В. Ф.Кладовая здоровья, М., Лесная промышленность, 1990 год.

4. Мадист А. С. Березка – символ Родины моей. Реферат, Апано-Ключи, 2007

Адреса Интернета


  1. Природа Байкала [www документ] — URL http://nature.baikal.ru/obj.shtml?obj=flora&id=ernik

  2. Фоны для презентаций [www документ] — URL http://www.proshkolu.ru/user/AidaAlex/file/393001/

  3. Лесная энциклопедия [www документ] — URL http://www.forest.ru/rus/basics/glossary/articles/bereza.html

  4. Репин А. В. Виды берёз [www документ] — URL http://www.treeland.ru/article/garden/vyd/vidy_berez.htm

  5. Твой сад Виды растений, фотографии [www документ] — URL http://tvoysad.com//Vidyi_rasteniy/Dekorativnyie_derevya_i_kustarniki/Bereza/Bereza_rebristaya,_ili_dalnevostochnaya.html

  6. Картинки, иллюстрации, фото [www документ] — URL http://images.google.ru
7. Архив учебных программа – презентаций [www документ] — URL http://www.rusedu.ru/detail_4650.html


programma-festivalya-nauki-v-ugatu-11-04-11.html
programma-festivalya-tehnologii-krasoti-2011.html
programma-festivalya-yunie-intellektuali-srednego-urala-na-2008-2009-uchebnij-god.html
programma-fiesti-tradicionno-vklyuchaet-parad-uchastvuyushih-v-nej-aerostatov-sorevnovaniya-aeromodelej-po-pravilam-sportivnogo-kodeksa-fai-master-klass-pilotirovaniya-bolshih-teplovih-aerostatov.html
programma-filosofiya-dlya-vseh-specialnostej-i-napravlenij-podgotovki-fakultet-printmedia-tehnologij.html
programma-finansi-i-infrastruktura-grodnenskogo-gosudarstvennogo-universiteta-imeni-yanki-kupali-rekomendovan-k-utverzhdeniyu-na-sovete-universiteta-stranica-8.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverdit-prilagaemij-plan-meropriyatij-po-provedeniyu-25-maya-2012-goda-torzhestvennih-lineek-po-zaversheniyu-uchebnogo-goda-direktoram-shkol-organizovat.html
  • spur.bystrickaya.ru/m-v-kirillov-a-i-inshakov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/biografiya-i-trudi-averroesa.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zanyatie-3-tema-sposobi-snyatiya-nervno-psihicheskogo-napryazheniya-plyusi-i-minusi-ege-vzglyad-psihologa.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-na-nauchnuyu-studencheskuyu-konferenciyu-ot-7-dekabrya-2006-goda-socialnie-i-ekologicheskie-aspekti-ekonomicheskogo-razvitiya-mira.html
  • shkola.bystrickaya.ru/south-african-painting-art-in-the-xix-xx-centuries-posvyashayu-moej-materi-hudozhnice-lyudmile-skubko-karpas.html
  • school.bystrickaya.ru/kniga-rasschitana-na-shirokij-krug-chitatelej-stranica-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-o-budushem-nashih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-sovremennoe-obrazovanie-i-osnovnoj-vopros-filosofii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-i-predmet-i-struktura-religiovedeniya-uchebnoe-posobie-i-uchebnij-slovar-minimum-po-religiovedeniyu-m.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-materialov-dlya-polucheniya-licenzij-na-vid-deyatelnosti-razrabotka-proizvodstvo-remont-priobretenie-i-realizaciya-boepripasov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukazatel-imen-l-b-krasin-pisma-zhene-i-detyam.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-kursu-mifologiya-drevnego-mira.html
  • testyi.bystrickaya.ru/42-informacionnaya-tehnosfera-uchebnoe-posobie-dlya-visshej-shkoli.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ishodyashie-prosbi-avstrii-polozhenie-o-gumanitarnih-osnovaniyah-statya-15-28-5-predostavlenie-informacii-29.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obzornaya-avtobusnaya-ekskursiya-po-gorodu.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-tuimskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-3.html
  • studies.bystrickaya.ru/gestalt-therapy-stranica-5.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vnutrishkolnij-kontrol-publichnij-otchet-mou-churapchinskaya-gimnaziya-imeni-s-k-makarova.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/makkej-ch-m15-naibolee-rasprostranennie-zabluzhdeniya-i-bezumstva-tolpi-per-s-angl-stranica-5.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novie-izvestiya-moskva-n063-1442009-svetova-zoya-strastnaya-nedelya-prokurora-lahtina.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravosudie-nauchnaya-biblioteka.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stoimost-tura-na-1-chel-rub-gostinichnij-kompleks-na-semi-holmah-g-hanti-mansijsk-turisticheskaya-kompaniya-yugra-trevel.html
  • grade.bystrickaya.ru/nikolaj-vodnevskij-zhemchuzhini-gomiletiki.html
  • control.bystrickaya.ru/dogovor-kupli-prodazhi-gorod-respubliki-bashkortostan.html
  • uchit.bystrickaya.ru/todor-popov-kmet-na-pazardzhik-da-ne-hlenchim-a-da-si-vrshim-rabotata.html
  • bukva.bystrickaya.ru/registraciya-ooo-pererabotka-vtorsirya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-edinih-gosudarstvennih-ekzamenov-ege11-klassi-otchet-ob-itogah-i-rezultatah-raboti-respublikanskogo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ot-20-goda-programma-po-organizacii-i-provedeniyu-preddiplomnoj-praktiki-stazhirovki-specialnost.html
  • composition.bystrickaya.ru/polnij-brend-stranica-7.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-minenergo-rf-ot-13-yanvarya-2003-g-n-6-ob-utverzhdenii-pravil-tehnicheskoj-ekspluatacii-elektroustanovok-potrebitelej-stranica-14.html
  • literature.bystrickaya.ru/centr-za-evropejski-programi-copyright-2007-american-university-in-bulgaria-sertifikacionna-programa-upravlenie-na-evropejski-proekti.html
  • studies.bystrickaya.ru/gaisa-transporta-attistiba-tureckij.html
  • urok.bystrickaya.ru/porvnyalno-pravovij-analz-regulyuvannya-admnstrativnih-provadzhen-z-derzhavno-restrac-rechovih-prav-na-neruhome-majno-v-ukran-ta-za-kordonom.html
  • report.bystrickaya.ru/k-zhivim-adresatam-vishe-svobodi.html
  • student.bystrickaya.ru/2009-goda-protokol-302-rassmotreniya-i-ocenki-kotirovochnih-zayavok-na-postavku-literaturi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.