.RU

Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся моу «сош №26»


ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,

ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


1. Пояснительная записка


Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ «СОШ № 26» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития российских школьников, Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и опытом реализации программы развития «Школа становления социальной компетентности» в период с 2007 – 2009 года.

Целью программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся является максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития всех участников образовательного процесса и формирование единой системы учебного и воспитательного процесса, направленной на формирование гражданских компетенций учащихся.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания позволяет с одной стороны расширить спектр образования, так как направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни – ДОУ, театров, музеев, библиотек и т.д. С другой стороны, Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена только на обучающихся I ступени обучения (1-4 классы),

В современной педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется по нескольким направлениям:


По каждому направлению разработан модуль, содержащий цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания. В каждом модуле приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися, определены условия совместной деятельности школаьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.

Данная программа является документом, определяющим воспитательную деятельность начальной школы.

^ 2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания и обучающихся на ступени начального общего образования


Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Таким образом, цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна отражать нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:


На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется цель духовно-нравственного развития и воспитания — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

^ Задачи духовно-нравственного воспитания определены по направлениям, которые образно отражают цели развития духовного мира школьников общего начального образования.

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

умение отвечать за свои поступки;

негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

3) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:


^ 3. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся


Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

честь;

достоинство;

свобода (личная и национальная);

доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам);

дружба;

здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);


Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.


^ 4. Основные направления, ценностные основы и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.


Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания предполагает создание соответствующего механизма, основными элементами которого являются принципы воспитания:

1. Принцип соразмерности ориентированного и ценностно-ориентированного подхода в воспитании;

2. Принцип совместной жизнедеятельности детей и взрослых (педагогика сотрудничества, сотворчества, соучастия, сопереживания, события);

3. Принцип следования нравственному примеру.

4. Принцип соразмерности индивидуальной и коллективной направленности воспитания;

5. Принцип соразмерности внешнего управления и самодеятельности в воспитании.

В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход.

Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника.

^ Системно-деятельностный подход.

Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования.

Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.

^ Развивающий подход.

Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося.

Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).


Содержание духовно – нравственного духовно – нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений. Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.


^ 4.1 Модуль «Наш дом – Россия»

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Содержание модуля:


Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

^ Виды деятельности:


Содержание

Формы воспитательной деятельности

Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, государственными символами Республики Хакасия.

Плакаты, картины, беседы, чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом




Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина.

Беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин.

Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России.

Беседы, сюжетно-ролевые игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники, познавательно-развлекательные мероприятия, экскурсии, путешествия, туристско-краеведческие экспедиции, изучение вариативных учебных дисциплин.

Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.

Беседы, проведение классных часов, просмотр учебных фильмов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам.

Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина.

В процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями.

Проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовка и проведение игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими, проектная деятельность.

Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни.

Беседы, народные игры, организация и проведение национально-культурных праздников.

Встречи и беседы с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Развитие школьного самоуправления, в начальной школе «соуправления».

Участие в детских организациях, организация органов классного самоуправления, общешкольной структуры; совместное планирование работы, фестивали, школы актива, встречи с интересными людьми, круглые столы, игры, КТД.


Ключевые дела:


1. Операция «Забота» (поздравление ветеранов ВОВ и труда; концерт посвящённый Дню старшего поколения).

2.Правовая декада «Я – человек, я – гражданин!»

3.Месячник гражданско-патриотического воспитания «Судьба России – моя судьба, история России – моя история».

5. «Вахта Памяти» (мероприятия, посвящённые Дню Победы 9 мая).

6. Уроки мужества.

7. Посещение краеведческого музея.

8.Фестиваль «Дружба народов – единство России».

9.Конкурс детского творчества «О подвигах, о доблести, о славе»

10. Участие в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах правовой, патриотической и краеведческой направленности.

11. Проведение спортивных эстафет «Вперёд, мальчишки!»

12. Тематические классные часы «День правовых знаний»; «Старшему поколению посвящается», «Знай, свои права», « Они защищают Родину».


Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:


Планируемые результаты:

В школе создана система гражданско-патриотического и правового воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека.

В начальном звене школы начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладение следующими компетенциями:


^ 4.2. Модуль «Дорога к человечности»

Направление: Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Содержание модуля:


Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

^ Виды деятельности:

Содержание

Формы воспитательной деятельности

Получение первоначального представления о базовых ценностей отечественной

Учебные инвариантные и вариативные предметы, беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России.

Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения

Уроки этики, игровые программы, позволяющие школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия.

Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков.

Беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.

Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым.

Игровая деятельность, участие в КТД, приобретение опыта совместной деятельности через все формы взаимодействия в школ.

Воспитание милосердия, заботливого, бережливого, гуманного отношения ко всему живому

Благотворительные акции, проекты, посильное участие в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существ, природе.

Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.

Открытые семейные праздники, беседы о семье, о родителях и прародителях, выполнение и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведение других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями.

Ключевые дела:

  1. День Знаний.

  2. Участие в праздничном концерте «День Учителя».

  3. Праздничный концерт, мероприятия «День матери»

  4. «Новогодний марафон».

  5. Участие в праздничном концерте «День пожилого человека».

  6. Совместные мероприятия с детской городской библиотекой (праздники, творческая деятельность, встречи с писателями).

  7. Благотворительная акция «Спешим делать добро!»

  8. Семейные праздники «Золотая осень», «Масленица».

  9. Дни профилактики правонарушений.

  10. Беседы школьного инспектора ОДН с обучающимися «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества».

  11. Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.


Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

- праздник «Здравствуй, школа!»;

- праздник «Золотая осень»;

- новогодний праздник;

- праздник «Масленица;

- праздник «Семь – Я!»;

- праздник последнего звонка;

- на лучшую новогоднюю игрушку;

- на лучшее оформление помещений школы к новому году;

- самый уютный класс;


Планируемые результаты:



^ 4.3. Модуль «Труд – основа жизни»

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.


Основные содержание модуля:


Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.


^ Виды деятеьности:

Содержание

Формы воспитательной деятельности

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

Участие в экскурсиях по микрорайону, городу (с целью знакомства с различными видами труда). Экскурсии на производственные предприятия (с целью ознакомления с различными профессиями, встречи с представителями разных профессий). Организация и проведение презентаций «Труд наших родных».

Получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности.

Сюжетно – ролевые экономические игры, праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организация детских форм.

Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труда

Презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде.

Приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов.

Занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно - производственных мастерских, трудовые акции, деятельность творческих общественных объединенных объединений.

Приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома

Самообслуживание, дежурство по классу, персональные выставки, презентации, творческие отчеты, проектная деятельность, устный журнал.

Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Дискуссия, форум, вечер, час общения, классное собрание, собрание детей и родителей, поход, экскурсия, встречи с интересными людьми, посиделки.


Ключевые дела:

  1. Участие в благоустройстве классных комнат.

  2. Обустройстве территории школьного помещения

  3. Уроки профориентации: Встречи – беседы с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

  4. Экскурсии на предприятия города.

  5. Конкурсные, познавательно развлекательные сюжетно-ролевые мероприятия «Много профессий хороших и разных!»

  6. Проектно – исследовательские, творческие (художественные, литератрные) работы обучающихся.

  7. Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.


Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  1. Организация и проведение совместных праздников – «В мире профессий»; «Жили – были».

  2. Участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе, «Осенняя фантазия» и др.

  3. Праздники – игры по теме труда: ярмарки, «Город мастеров».

  4. Организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей;

  5. Участие в подготовке трудовых праздников;

  6. Организация встреч – бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

  7. Совместные проекты с родителями «Наш самый чистый школьный двор»; конкурс «Скворечник»


Планируемые результаты:

^ 4.4. Модуль «В здоровом теле – здоровый дух»

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.


Цель: Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста,. Пропаганды физической культуры, спорта, туризма в семье.


^ Основное содержание модуля:

- осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы;

- регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на перемене;


Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное6 и социально – психологическое.

^ Виды деятельности:

Содержание

Формы воспитательной деятельности

Санитарно – просветительская работа по формированию здорового образа жизни.

- проведение уроков здоровья;

- проведение классных часов, бесед и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни;

- формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности;

- просмотр учебных фильмов;

- выпуск газет, листовок;

- родительские собрания;

- тематические линейки;

- Дни здоровья;

- Выступление агитбригад;

- Экскурсии в спортивные центры, детские спортивные школы.

Профилактическая деятельность

- Система мер по улучшению питания детей:

Режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.

^ Система мер по улучшению санитарии и гигиены:

Генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Система мер по предупреждению травматизма:

Оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.

- Профилактика утомляемости:

Проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

Физкультурно – оздоровительная спортивно – массовая работа

- Увеличение объема и повышение качества оздоровительной и спортивной – массовой работы в школе: организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта; спартакиады, дни здоровья;

- Привлечение к организации физкультурно – оздоровительной и спортивно – массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.

Организация каникулярного отдыха в детском оздоровительном лагере дневного пребывания.

- Программа каникулярного отдыха в форме сюжетно – ролевой игры: педагогический блок:

1. Культурно – массовые мероприятия; акции проводимые в рамках программы «Вопрос дня», «Викторина дня», «Самый умный», система самоуправления, тематические линейки, экскурсии, клубная работа «Здоровый стиль жизни», ежедневная рефлексия.

Спортивно – оздоровительный блок:

2. Утренняя гимнастика, режим питания, спорт час, спортивные праздники здоровья «Здравиада», веселые страты, подвижные игры на улице, практикумы, КТД, соревнования, конкурсы, интеллект. – творческие игры, День Creen реасе, агитбригады, аукцион идей, оздоровительные медицинские мероприятия.


Ключевые дела:

  1. Декада Здоровья (2 раза в год)

  2. Система профилактических мер по ПДД и ОБЖ.

  3. Всероссийская акция «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам».

  4. Спортивно – экологическая программа «Золотая осень».

  5. Спортивные мероприятия ко Дню Защитников Отечества.

  6. Беседы школьного врача с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний»…

  7. Участие в массовых мероприятиях «День защиты детей», Спартакиада школьников.

  8. Устный журнал «Учись делать здоровый выбор», викторины, акция «Здоровая перемена», акция «Протест против курения».

  9. Комплексные внеурочные занятия для обучающихся с представителями центра медицинской профилактики.

  10. Творческие работы обучающихся «Секреты здоровья» (фото коллажи, буклеты, рисунки, литературные работы)

  11. Общешкольный праздник – игра «День приветствий!»

  12. Мониторинг ЗОЖ.


Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:


^ Планируемые результаты:

В школе создана предметно – развивающая среда, способствующая повышению уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся и воспитанников; соблюдается оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей, дети, родители и педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе.

^ Формируемые компетенции:


^ 4.5. Модуль «Живая планета»


Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).


Основное содержание модуля:


Виды деятельности

Содержание

Формы воспитательной деятельности

Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой

В ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов.

Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности

Экологические акции, десанты, высадки растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

Получение первоначального опыта эмоционально чувствительного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе

Экскурсия, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю.

Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой

При поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства.

proekt-razrabotki-i-prinyatiya-upravlencheskogo-resheniya-upravlenie-materialno-tehnicheskim-snabzh.html
proekt-razvitiya-obrazovaniya-programma-sovershenstvovanie-prepodavaniya-socialno-ekonomicheskih-disciplin-v-vuzah-stranica-4.html
proekt-redkie-ptici-tverskoj-oblasti.html
proekt-rekomendacii-3-pravo-na-pitanie-issledovanie-po-teme-diskriminaciya-v-kontekste-prava-na-pitanie.html
proekt-rekonstrukcii-gostinici-chernomore.html
proekt-reshenie-kollegii-proekt-resheniya-kollegii.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-i-napravleniya-sovershenstvovaniya-srednesrochnogo-planirovaniya-glava-stohasticheskie-modeli-srednesrochnogo-pla-stranica-14.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-direktora-shkoli.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-razvitie-mezhdunarodnoj-valyutnoj-sistemi-lekciya-mirovoe-hozyajstvo-i-ego-struktura.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/potencial-ukrainskogo-rinka-regenerativnoj-energii-i-zelenih-proektov-ogromen-no-ne-ispolzuetsya-poka-v-polnuyu-silu-ekspertirbk-ukraina.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zankovskoe-dvizhenie-v-zabajkalskom-krae.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspisanie-gosudarstvennih-ekzamenov-vipusknikov-rgou-vpo-chuvashskij-gosudarstvennij-institut-kulturi-i-iskusstv.html
  • student.bystrickaya.ru/1-elastichnost-sprosa-i-predlozheniya-tovara-statisticheskie-metodi-ocenki.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-russkomu-yaziku-i-kulture-rechi-dlya-studentov-gumanitarnih-i-negumanitarnih-specialnostej-rabota-vipolnena-v-ramkah-gosudarstvennoj-celevoj-programmi.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-regionalnogo-seminara-aktualnie-problemi-slozhnih-sistem-v-nauke-i-obrazovanii.html
  • education.bystrickaya.ru/3-arhitektura-i-funkcionalnie-vozmozhnosti-mikroprcessornih-sistem-na-osnove-8-mi-razryadnih-mikroprocessorov.html
  • tests.bystrickaya.ru/matematicheskie-modeli-v-skaniruyushej-mikroskopii-blizhnego-polya-i-ih-realizaciya-v-vide-kompleksa-programm.html
  • credit.bystrickaya.ru/operacii-punkciya-levogo-kolennogo-sustava.html
  • pisat.bystrickaya.ru/taganaj-podstavka-dlya-luni-vidi-aktivnogo-otdiha-na-urale.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-pravilah-priyoma-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-municipalnie-obrazovatelnie-uchrezhdeniya-ussurijskogo-gorodskogo-okruga.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskoe-krestyanstvo-v-usloviyah-agrarnih-preobrazovanij-v-konce-20-nachale-40-h-godov-xx-veka-na-materialah-rostovskoj-oblasti-krasnodarskogo-i-stavropolskogo-kraev.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/otchyot-po-praktike-v-oao-sberbank-rossii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-intonaciya-obrasheniya-vvodno-foneticheskij-kurs-nemeckogo-yazika-dlya-nachinayushih-i-studentov.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sazsirnaj-sazdan-zhasalan-rlemel-aspap-n-ashi-nzk-boladi-sazsirnaj-azastan-ajmaindai-otirar-alasinda-zhrgzlgen-azba-zhmistari-keznde-tabilan-ezhelde-bl-aspap-balalar-men-zhassprmder-arasinda-kenen-taralan.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ocenka-hozyajstvennogo-riska-vidi-poter-i-metodi-ih-ocenki.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-ministerstva-obrazovaniya-moskovskoj-oblasti-na-ipolugodie-2012-g-yanvar-stranica-15.html
  • control.bystrickaya.ru/daniya-chast-18.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nyamshag-sut-uchenij-dzogchen-v-tibetskoj-tradicii-bon.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soznanie-i-bessoznatelnoe-v-strukture-poznaniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22celi-i-zadachi-territorialnogo-planirovaniyaorenburgskoj-oblasti-poyasnitelnaya-zapiska-inv-1782nesekretno.html
  • exam.bystrickaya.ru/zakonodatelstvo-po-cennim-bumagam.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soglashenie-mezhdu-ministerstvom-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-i-ministerstvom-prosvesheniya-i-molodezhi-respubliki-moldova-o-sotrudnichestve-v-oblasti-obrazovaniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-russkomu-yaziku-dlya-3-go-klassa-tematicheskoe-planirovanie-po-matematike-dlya-3-go-klass.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rezultati-emt-2008-mou-sosh-32-7-klassi-doklad-itogi-raboti-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-32.html
  • credit.bystrickaya.ru/pamyatka-dlya-zhelayushih-poluchit-kredit-spravochnik-opublikovan-pri-podderzhke-proekta-razvitiya-mestnogo-rinka.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-zavolzhskij-zavod-gusenichnih-tyagachej-kod-emitenta.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/medicina-i-obshestvo-dlya-lyudej-s-redkimi-zabolevaniyami-proshel-21-fevralya-2012-goda-v-apparate-prezidenta-respubliki-tatarstan-kreml-organizatori-provedeniya-ks.html
  • urok.bystrickaya.ru/premiya-za-globalnuyu-energoeffektivnost-ekspert-ezhednevnij-informacionnij-obzor-po-energoeffektivnosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-centralnoj-stranica-16.html
  • desk.bystrickaya.ru/ponyatijno-terminologicheskij-slovar-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-tezaurus-kak-sistema-osnovnih-ponyatij-ispolzuemih-pedagogom-v-sfere-svoej-deyatelnosti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-ekonomicheskogo-fakulteta-investicionnaya-strategiya-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080105-finansi-i-kredit-moskva-2009-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.