.RU

Пояснительная записка Определение места и роли учебного курса

Пояснительная записка

Определение места и роли учебного курса

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

омплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества по-средством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Начальный курс географии служит основой для формирования географических знаний, умений и навыков.

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:


Изучение географии в 6 классе школы направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии можно сформулировать следующим образом:


Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета

1-го учебного часа в неделю. Резервное время, при этом, составляет 2 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.
УМК:


  1. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2007

  2. Учебник Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.- М.: Дрофа, 2007

Дополнительные источники информации:

1. В. П. Дронов. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007.

2. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

3. Интернет – ресурсы.

4. Мультимедийные обучающие программы:

География 6 класс. Начальный курс.
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

 

Технологии обучения: дифференцированное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.

Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности.

В результате учащиеся овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий; овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.
Материально-технические условия реализации программы:

Уроки проводятся в специализированном кабинете географии. Кабинет оснащён компьютером, мультимедийной техникой, интерактивной доской, телевизором. Есть выход в интернет. В кабинете есть комплекты таблиц, настенные географические карты, глобусы, видеокассеты с учебными программами, раздаточный материал.

Система контроля учебных и личностных достижений.

Формы промежуточного контроля: срезовый, итоговый, тестовый контроль; самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов), проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, оценочные практические работы:

  1. Составление таблицы «История географических открытий»

  2. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

  3. Составление плана местности по описанию.

  4. Определение географических координат точек.

  5. Описание рельефа местности

  6. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа

  7. Схема океанических течений на карте

  8. Обозначение на контурной карте крупнейших водных объектов

  9. Построение графиков температуры и решение задач на определение давления и влажности воздуха.

Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:

 

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

 

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

 

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

 

Тема ”Человечество на Земле”

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония

Тематическое планирование

processi-v-informacionnoj-sisteme-informacionnie-sistemi-i-tehnologii.html
processor-osnovnaya-mikroshema-proizvodyashaya-v-kompyutere-obrabotku-informacii.html
processualnaya-logiko-smislovaya-kartina-mira-a-v-smirnov-smislopolaganie-i-inakovost-kultur.html
processualnie-modeli-psihodinamicheskoj-terapii-psihologiya.html
processualnie-voprosi-soglasheniya-o-sotrudnichestve-metodicheskie-rekomendacii-po-vedeniyu-advokatskogo-proizvodstva.html
processualnoe-souchastie-kak-s-rossijskoj-tak-i-s-zarubezhnoj-tochek-zreniya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/v-tolpe.html
  • turn.bystrickaya.ru/polsko-russkie-foneticheskie-sootvetstviya.html
  • studies.bystrickaya.ru/hudozhestvennaya-kovka-metalla.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-istochnikov-socialno-ekonomicheskie-institucionalno-pravovie-i-kulturno-istoricheskie-komponenti-razvitiya.html
  • letter.bystrickaya.ru/nam-pomozhet-vanuatu-gosduma-rf-monitoring-smi-30-marta-2006-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-raschetnoj-ocenki-upravlyaemosti-i-ustojchivosti-avtomobilya-na-osnove-rezultatov-poligonnih-ispitanij-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-na-pedsovete-socializaciya-uchashihsya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bileti-po-sektovedeniyu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sochetanie-ubezhdeniya-i-prinuzhdeniya-v-administrativnom-upravlenii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/56-raschet-ns-svaj-pri-dejstvii-gorizontalnih-nagruzok-konspekt-lekcij-po-osnovaniyam-i-fundamentam-oglavlenie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sedmaya-volna-psihologii-stranica-10.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rol-centralnogo-banka-v-bankovskoj-sisteme.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-otveti-ekspertov-na-voprosi-suda-zaklyuchenie-komissionnoj-istoriko-kulturnoj-arheologicheskoj-ekspertizi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursa-psihologii-prodazhi-tovara-tematicheskij-plan-lekcij-seminarov-prakticheskih-zanyatij-i-treningov-po-psihologii-prodazhi-tovara.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogo-chasov-po-planu-68-prakticheskih-rabot-6-kontrolnih-rabot-3-tematicheskoe-planirovanie-urokov-himii-v-8-11-klassah-6.html
  • learn.bystrickaya.ru/godovoj-plan-raboti-na-20-uchebnij-god-centr-igrovoj-podderzhki-rebyonka-cipr.html
  • lesson.bystrickaya.ru/proishozhdenie-solnca.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnie-normativi-programmi-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-korrekcionno-razvivayushee-obuchenie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-mou-topchihinskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-1-imeni-geroya-rossii-dmitriya-erofeeva-topchihinskogo-rajona-altajskogo-kraya-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-po-himii-8-klass-2-chasa-v-nedelyu-vsego-70-chasov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/schet-proizvodstva-vvp-prognoz-indikatorov-ekonomiki-rf.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoki-formirovaniya-analiticheskoj-filosofii-brentano-chast-2.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vechnie-temi-v-lirike-f-i-tyutcheva-i-a-a-feta.html
  • desk.bystrickaya.ru/pamyat-prepodobnogo-otca-nashego-aleksandra-svirskogo-zhitiya-svyatih-tom-8-avgust.html
  • books.bystrickaya.ru/beskonechno-dalyokuyu-kazhetsya-na-pervij-vzglyad-stranica-19.html
  • diploma.bystrickaya.ru/viii-organizaciya-municipalnogo-upravleniya-tekstovaya-chast-doklada.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-dopolnitelnie-rekomendacii-rekomendacii-35-makro-uroven-36-otraslevoj-uroven-39-mikro-uroven.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-v-metodi-upravleniya-personalom-uchebnika-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • school.bystrickaya.ru/131-tankovij-pogrom-1941-goda-tankovij-pogrom-1941-goda.html
  • control.bystrickaya.ru/dejstvuyushie-lica-ili-ispolniteli-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-seriya-televizionnij-master-klass.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-27-primeri-resheniya-zadach-uchebnik-dlya-uglublennogo-izucheniya-fiziki.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-shirokom-plane-fateev-k-v-voennaya-bezopasnost-rossijskoj-federacii-i-pravovie-rezhimi-ee-obespecheniya-teoretiko-pravovoe.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-discipline-ekonomika-znanij.html
  • testyi.bystrickaya.ru/44-sistema-programmnih-i-prognoznih-dokumentov-ispolzue-kurs-lekcij-minsk-2009-soderzhanie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/422-meropriyatiya-po-territorialnomu-planirovaniyu-na-raschetnij-srok.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.




    тема, блок


    Тема урока


    Домашнее

    задание


    Дата

    Требования Федерального компонента ГОСТа

    понятия

    умения и навыки

    Введение (2 часа )

    1




    Земля – планета Солнечной системы

    §1, 3




    география, Эратосфен

    экватор; земная ось; полюса

    Объяснять происхождение названия науки; вклад путешественников в развитие науки ( Геродот, Пифей, А. Никитин, Марко Поло, Х. Колумб, Ф. Магеллан, И.Ф. Крузенштерн, Тасман, Дж. Кук, и т.д.)

    2




    Изучение и освоение Земли

    § 2




    Изображение поверхности Земли ( 10 часов )

    3

    План местности

    Что такое план местности. Масштаб плана.

    §4- 5




    Топографический план, масштаб (численный, именованный, линейный), азимут; ориентирование; абсолютная и относительная высота; нивелир; горизонтали; бергштрих; полярная глазомерная, маршрутная съёмки местности; глобус; географическая карта; легенда карты; меридиан; параллель; географическая широта; географическая долгота; географические координаты;

    Уметь работать с планом местности и географической картой; условными обозначениями; масштабом плана и карты.

    Уметь: отличать план местности от карты и фотоснимка; находить отличия планов и карт разных масштабов; доказывать шарообразность Земли; определять направление сторон горизонта по меридианам и параллелям; определять географические координаты; определять высоты и глубины по физическим географическим картам; определять азимут.

    Иметь представление об относительных и абсолютных высотах объектов на плане местности; о размерах Земли.

    Знать форму Земли; о сторонах горизонта; об этапах построения плана местности.

    4

    Ориентирование на местности и по плану.

    § 6




    5

    Изображение неровностей земной поверхности на плане.

    § 7




    6

    Съёмка местности.

    §8




    7

    Практическая работа №1. «Составление плана местности по описанию»







    8

    Географическая карта

    Глобус – модель Земли. Географические карты.

    § 9-10




    9

    Градусная сетка. Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты.

    § 11-13




    10

    Изображение высот и глубин на физических картах. Как используются планы местности и географические карты.

    § 14-15




    11

    Практическая работа №2 «Определение географических координат объектов»







    12

    Контрольная работа по теме «План местности и географическая карта»

    -





    Строение Земли. Внешние оболочки (21 час )

    Литосфера (5 часов)

    13

    Земная кора

    Строение Земли. Породы, слагающие земную кору.

    § 16-17




    литосфера; мантия; магматические, осадочные, метаморфические горные породы; сейсмология; эпицентр; очаг землетрясения; горст; грабен; сброс; жерло; кратер; лава; магма; горный хребет; горная долина; нагорье; эндогенные и экзогенные процессы; низменность; возвышенность; плоскогорье; шельф; материковый склон; ложе океана; океанический желоб.

    Знать:

    • внутреннее строение Земли, характеристики и свойства ядра, мантии, земной коры; способы их изучения.

    • движения земной коры, условия залегания слоёв горных пород, сейсмические пояса Земли, как вести себя при землетрясении;

    • явления, связанные с вулканизмом;

    • основные формы рельефа и причины рельефообразования.

    Иметь представление о горячих источниках и гейзерах.

    14

    Движение земной коры. Вулканы. Горячие источники, гейзеры

    § 18-19




    15

    Рельеф суши. Горы. Равнины.

    § 20-21




    16

    Рельеф дна Мирового океана.

    § 22




    17




    Практическая работа №3 «Описание рельефа местности»







    Гидросфера ( 9 часов)

    18

    Мировой океан

    Вода на Земле. Что такое гидросфера. Мировой океан и его части.

    § 23-24




    Материк; архипелаг; острова (материковые, вулканические, атоллы); пролив; залив; губа; моря (окраинные, внутренние, межостровные); промилле; ветровые волны, зыбь, цунами, прибой; горизонты (водоупорный, водоносный, водопроницаемый); воды (грунтовые, межпластовые, артезианские); исток, речная долина, устье, пойма, русло, водораздел, бассейн реки, режим реки; старицы, карст, озёрная котловина, сточное и бессточное озеро; водохранилище; снеговая линия, горные и покровные ледники, айсберг.

    Знать:

    • о значении воды для жизни на Земле;

    • части Мирового океана, основные свойства вод Мирового океана, причины возникновения движения вод в океане;

    • особенности образования подземных вод, их виды, значение и охрана от загрязнения;

    • элементы речной системы, границы речных бассейнов, особенности равнинных и горных рек;

    • причины образования озёрных котловин, виды озёр, причины образования болот;

    • условия образования горных и покровных ледников, айсбергов.

    Уметь:

    • составлять схемы большого и малого круговорота воды на Земле;

    • определять географическое положение моря;

    • отбирать материалы о значении и охране вод океанов;

    • показывать реки на карте;

    • объяснять необходимость охраны и рационального использования вод.

    19

    Свойства вод Мирового океана.

    § 25




    20

    Движение вод в океане (Волны и течения)

    § 26-27




    21

    Изучение и охрана Океана.

    § 28




    22

    Практическая работа №4 «Схема океанических течений на карте»

    повторение

    темы




    23

    Воды суши

    Подземные воды. Реки.

    § 29-30




    24

    Озёра. Ледники. Искусственные водоёмы. Охрана поверхностных вод.

    § 31-33




    25

    Практическая работа №5 «Отметить на контурной карте крупнейшие водные объекты».

    повтортемы




    26

    Контрольная работа по теме.

    -




    Атмосфера (8 часов )

    27




    Атмосфера и её строение. Атмосферное давление.

    § 34-35




    Атмосфера, тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера; тропики, полярные круги; амплитуда температуры; атмосферное давление; роза ветров; бриз, муссон; кучевые, слоистые, перистые облака; диаграмма; график температуры; воздушные массы; погода; климат; климатообразующие факторы.

    Знать:

    • строение, состав и значение атмосферы;

    • способы изучения атмосферы;

    • о закономерностях изменения давления воздуха и способах его измерения;

    • о причинах возникновения ветра, о разных видах ветров, приборах, определяющих силу и направление ветра;

    • причины изменения погоды;

    • об особенностях освещения Земли, днях равноденствия и солнцестояния

    • о закономерностях распределения тепла и влаги на поверхности Земли;

    • факторы определяющие климат любой территории.

    Уметь:

    • вычислять амплитуду температур;

    • строить розу ветров;

    • определять абсолютную и относительную влажность воздуха, разницу между насыщенным и ненасыщенным воздухом;

    • работать с диаграммами;

    • составлять характеристику климата по алгоритму;

    • обрабатывать собранные материалы и составлять графики температур, диаграммы облачности и осадков;

    • описывать погоду за день, неделю, месяц.

    Иметь представление о колебаниях температуры воздуха в течение суток, года; о необходимости охраны атмосферы от загрязнения.

    28

    Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха.

    § 36-37




    29

    Ветер.

    § 38




    30

    Водяной пар и облака. Атмосферные осадки.

    §39-40




    31

    Контрольная работа по теме: Решение задач на определение климатических показателей

    -




    32

    Погода. Климат.

    § 41-42




    33

    Распределение солнечного тепла и света на Земле.

    § 43-44




    34

    Практическая работа №6 «Построение графиков температуры и решение задач на определение давления и влажности воздуха»

    § 45-46




    Человечество на Земле ( 2 часа ).

    35




    Население Земли.

    § 49-50




    европиоидная, монголоидная и негроидная расы; нация; языковая семья; город, сельское поселение, страна; типы населённых пунктов.

    Знать:

    • принцип классификации населённых пунктов в разных государствах мира, об особенностях их изображения на карте и плане, об особенностях своего населённого пункта;

    • наиболее крупные страны;

    • давать характеристику географического положения государства.

    Уметь читать политическую карту мира.

    Иметь представление об изменении численности населения Земли и России; о расах и их признаках; о значении исследований Н.Н. Миклухо-Маклая.

    36

    Страны мира

    § 51-52