.RU

Пояснительная записка Автор программы: проф. Скопин А. Ю. Требования к студентам: Изучение курса предполагает знание основ естественных наук в объеме средней школы


Пояснительная записка
Автор программы: проф. Скопин А.Ю.

Требования к студентам: Изучение курса предполагает знание основ естественных наук в объеме средней школы.

Аннотация: в курсе "Концепции современного естествознания» рассматриваются революционные идеи современного естествознания, оказывающие влияние на всю Науку, а также естественнонаучные знания, необходимые для формирования общекультурного уровня специалиста-гуманитария.

Основными задачами курса являются:

• изучение парадигмальных теорий современного естествознания;

• изучение основных достижений современной физики, химии, биологии и экологии (на уровне основных идей и понятий);

• понимание основных уровней исследования современного естествознания (Микромир, Человек, Земля, Солнечная система, Вселенная);

• изучение смежных областей исследования естествознания и

гуманитарных наук. Учебная задача дисциплины:

Знать современные концепции естествознания;

уметь использовать естественнонаучные знания в исследованиях экономических и политических процессов, правовых проблем.

Текущий контроль:

• две контрольные работы

Итоговый контроль: зачет
Содержание программы

1 .Введение.

Объект и предмет изучения естествознания, естествознание в системе наук, структура естествознания, основные исследовательские проблемы, современные концепции, структура курса и требования к зачету.

2.История развития естествознания.

Периодизация и хронология развития естествознания. Натурфилософский этап. Христианство и средние века. Достижения Нового времени. Естествознание в 19 и 20 веке. Перспективы развития в 3 тысячелетии.

3.Парадигмы естествознания

Системный подход, Информационный подход, неравновесная термодинамика. Основные теоретические и прикладные проблемы естествознания.

4. Отраслевое естествознание

4.1.Современная физика

Структура физики. Пространство и время. Вещество и энергия. Поле. Природа как творение интеллекта. Новые направления исследований.

4.2.Современная химия.

Структура химии. Элементы. Химические связи. Химические реакции. Новое вещество. Перспективы развития.

4.3.Современная биология.

Элементарные объекты исследований. Система живых организмов. Биологические связи. Микробиология. Генная инженерия.

4.4. Экология.

Основные понятия. Аутэкология. Синэкология. Динамика популяций. Экология человека.

5.Синтетическое естествознание

5.1.Вселенная

Способы исследования Вселенной. Строение Вселенной. Галактики. Галактика Млечного пути. Звезды и их эволюция.

5.2.Солнечная система

Солнце. Планеты солнечной системы. Кометы, астероиды, метеориты.

5.3.Земля

Строение Земли. Этапы существования. Перспективы Земли.

5.4.Человек

Элементы организма. Структура организма. Адаптация к внешней среде. Киборгизация человека.

5.5.Микромир.

Атомы. Элементарные частицы. Радиоактивность и термоядерный синтез. Суперструны.

6.Естествознание и гуманитарные науки

6.1.Естествознание и Экономика

Природные условия, ресурсы и запасы. Экономическая оценка природных ресурсов и условий. Экономика природопользования. Оценка воздействия на окружающую среду. Концепция устойчивого развития.

6.2.Естествознание и Социология

Географический детерминизм и поссибилизм. Социальная физика. Социальная биология. Теория тела. Теория поведения.

6.3.Естествознание и Политология

Геополитика и геоэкономика. Энергетика и политика. Контроль за ресурсами.

6.4.Естествознание и Психология

Взаимодействие естествознания и психологии. Естественно-научные психологические дисциплины. Фрейд и естествознание.

6.5.Естествознание и Право.

Естественнонаучные основы права. Экологическое право.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1. Литература

Основная Скопин А.Ю. Концепции современного естествознания для гуманитариев. М., ВШЭ, 2002 г.

Журналы:

Наука и жизнь, Химия и жизнь, Вселенная.

Тематика рефератов Проблема пространства-времени в современном естествознании Социально-экономические последствия развития биотехнологий Новые источники сырья и энергии

Кризис естествознания (внутринаучный и в отношениях с обществом) Современные представления о Вселенной Современные представления о Микромире Солнечная активность и жизнь общества Концепция устойчивого развития Земли Экологическое право в России и США Экономическая оценка природных условий и ресурсов Революции в естествознании Порядок и время в неравновесной термодинамике
Тематический расчет часов


prilozhenie-urekomenduemoeinzhenerno-geodezicheskie-iziskaniya-v-period-stroitelstvaekspluatacii-i-likvidacii-zdanij-i-sooruzhenij.html
prilozhenie-utonchennaya-fivaida-n-a-berdyaev-filosofiya-svobodi.html
prilozhenie-v-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
prilozhenie-v-gosudarstvennij-obsheobyazatelnij-standart-obrazovaniya-respubliki-kazahstan-obshee-srednee-obrazovanie.html
prilozhenie-v-konspekt-lekcij-chelyabinsk-2011-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-yuzhno-uralskij.html
prilozhenie-v-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-diplomnih-rabot-dlya-studentov-vseh-form.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-komiteta-tpp-rf-po-razvitiyu-lesnoj-promishlennosti-i-lesnogo-hozyajstva-za-2005-god-16-iyunya-2005-goda.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tv-11-pervij-kanal-novosti-14-03-2005-agoshkov-evgenij-09-00-11.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instruktivno-metodicheskoe-pismo-ministerstva-obrazovaniya-respubliki-belarus-o-prepodavanii-uchebnogo-predmeta-geografiya-v-20112012-uchebnom-godu-tipovimi-uchebnimi-planami-uchrezhdeni.html
  • spur.bystrickaya.ru/koordinaciya-nauchno-issledovatelskih-rabot-itogi-deyatelnosti-otdeleniya-biologicheskih-medicinskih-i-selskohozyajstvennih.html
  • institute.bystrickaya.ru/glikemicheskij-indeks-produktov-i-ego-rol-tochnaya-insulinoterapiya-insulinzavisimogo-saharnogo-diabeta-praktika.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prodolzhalos-stroitelstvo-na-oao-baltijskij-zavod-v-g-sankt-peterburg-atomnogo-ledokola-50-let-pobedi.html
  • student.bystrickaya.ru/1-organizacionno-ekonomicheskaya-harakteristika-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/detskaya-shizofreniya-i-dizontogenez-klinicheskij-aspekt-stranica-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspisanie-gruppi-gm131-specialnosti-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • desk.bystrickaya.ru/politicheskie-i-pravovie-ucheniya-v-rossii-v-period-dalnejshego-ukrepleniya-dvoryanskoj-monarhii-vtoraya-polovina-xviii-v.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-g-orsk-reglament-konferencii-mesto-provedeniya-ogti-filial-gou-ogu-g-orsk-pr-mira-15-a.html
  • writing.bystrickaya.ru/kursi-200102-ak-g-anglijskij-yazik.html
  • klass.bystrickaya.ru/aktrisa-chulpan-hamatova-o-tom-chto-segodnya-proishodit-s-blagotvoritelnostyu-v-rossii-i-pochemu-ona-obrashaetsya-za-pomoshyu-k-putinu.html
  • report.bystrickaya.ru/i-harakteristika-izdaniya-stranica-9.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mi-dolzhni-smotret-na-problemi-invalidov-otkritimi-glazami.html
  • shkola.bystrickaya.ru/teoriya-i-gipoteza.html
  • tasks.bystrickaya.ru/21-viderzhka-iz-bitvi-derevev.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pragmalingvisticheskij-analiz-anglijskih-sokrashenij-v-leksikograficheskom-i-uchebnom-delovom-diskursah.html
  • bystrickaya.ru/vidi-grazhdansko-pravovoj-otvetstvennosti-chast-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-uchashihsya-na-urokah-i-vo-vneklassnoj-rabote.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postavka-uchebnoj-literaturi-na-yazikah-korennih-malochislennih-narodov-severa-stranica-13.html
  • essay.bystrickaya.ru/danilkina-anastasiya-i-prikladnie-aspekti-inostrannih-yazikov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vklad-rossijskoj-kulturi-xix-v-v-mirovuyu-kulturu-1-vozniknovenie-i-razvitie-drevnerusskogo-gosudarstva-ix-nachalo-xii-v.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/bill-gates-essay-research-paper-bill-gates-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/statya-345-ostavlenie-pogibayushego-voennogo-korablya-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-yuridicheskih.html
  • thescience.bystrickaya.ru/himiya-rastitelnogo-sirya.html
  • turn.bystrickaya.ru/pasport-programmi-naimenovanie-programmi-programma-razvitiya-mou-sosh-35-goroda-krasnodara-na-2007-2012-g-g-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-himii-himiya-v-promishlennosti.html
  • institute.bystrickaya.ru/federalnij-zakon-standart-nekommercheskogo-partnerstva-samoreguliruemaya-organizaciya-obedinenie-stroitelej-gazovogo.html
  • studies.bystrickaya.ru/k-voprosu-o-rasprostranenii-i-migraciyah-maloj-vipi-chast-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temi-referatov-dlya-sotrudnikov-milicii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22directx-obekt-razrabotki-programma-na-platforme-microsoft-net-framework.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodi-otbora-gornih-porod-iz-skvazhini.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kolonna-otparnaya-prochnost-ustojchivost-teploobmennik-nasos.html
  • bystrickaya.ru/voprosi-po-istorii-ekonomiki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.



    Наименование разделов

    Аудиторные часы (лекции, семинары, практические занятия)

    Формы текущего контроля

    Самосто­ятельная работа

    Всего часов

    1

    Введение

    2



    2

    4

    2

    История развития

    2



    2

    4

    3

    Парадигмы естествознания

    2



    2

    4

    4

    Отраслевое естествознание

    8

    контрольная

    8

    16

    5.

    Синтетическое естествознание

    10



    10

    20

    6.

    Естествознание и гуманитарные науки

    10

    контрольная

    10

    20



    Итого:

    34



    34

    68