.RU

«Повышение эффективности процесса производственного обучения путем использования личностно-ориентированного подхода» описан по результатам работы в Вязовской средней общеобразовательной школе




МОУ «Вязовская средняя общеобразовательная школа»


Повышение эффективности

процесса производственного обучения

путем использования

личностно-ориентированного подхода


Автор опыта: Плохотников Николай Анатольевич

Учитель автотракторного дела

МОУ « Вязовская СОШ»


Краснояружский район


2007 г.


Содержание


Информация об опыте....................................................................3


Теоретическая база опыта ……………………………………….5


Технология опыта………………………………………………...7


Результативность………………………………………………...16


Библиографический список……………………………………..18


Приложения к опыту…………………………………………...19


\


^ 1. Информация об опыте.

Опыт по теме «Повышение эффективности процесса производственного обучения путем использования личностно-ориентированного подхода» описан по результатам работы в Вязовской средней общеобразовательной школе.

К настоящему моменту человечество накопило такой объем знаний, который не по силам усвоить ни одному человеку. Все новая и новая информация ежедневно пополняет этот багаж. В этих условиях, конечно же, пассивное усвоение ребенком знаний, какими бы большими по объему эти знания ни были, не может привести процесс обучения к конечной цели. Речь должна идти о том, чтобы научить ребенка учиться, т.е. ориентироваться в мире информации и находить необходимый ему материал.

Стремление научить рождает поиск. Поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную активность, прежде всего мыслительную, - всех и каждого ученика в отдельности; поиск и создание новых наглядных пособий; поиск и использование новых игр и игровых приемов; поиск и применение новых, наиболее интересных для учащихся, связанных непосредственно с их жизнью, с окружающей действительностью ситуаций для работы в парах, группах; создание таких условий, при которых автотракторное дело является действительно средством общения. А это требует внесение изменений в структуру и форму урока, продуманных, не допускающих нарушения методической системы в целом. Труд учителя и труд учащегося должен обязательно сочетаться и быть подлинно творческим, лишь тогда он даст взаимное удовлетворение.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен в технологии образовательного процесса

Процесс обучения рассматривается как творческое сотрудничество учителя и ребёнка, основанное на уважении к личности ребёнка. Ребёнок является не пассивным объектом, а активным субъектом процесса. А обучающая творческая деятельность рассматривается, в первую очередь, как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности, а именно: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимости выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбия и т.д.

В настоящее время осознание необходимости владения хотя бы одной профессией пришло в наше общество. Любому специалисту необходимо иметь документ на право управления транспортным средством. Поэтому мотивация к изучению автотракторного дела резко возросла. Однако трудностей на пути овладения автотракторным делом, особенно в массовой школе, не убавилось. По-прежнему основными трудностями являются недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. Специфика предмета, как известно, заключается прежде всего в том, что мы обучаем не основам наук, а навыкам и умениям в устройстве и техническом обслуживании транспортных средств, правилам и основам безопасности движения. В основе же обучения любому виду деятельности лежат слухомоторные связи.

Цель обучения автотракторному делу в школах разных типов – приобретение технических знаний и получение профессии. К сожалению, практически все учебники автотракторного дела не учитывают эти особенности предмета и разрабатываются в расчете на некоего среднего ученика. Компенсировать этот недостаток можно и нужно за счет используемых методов, приемов обучения, технологий обучения. Поэтому из всего богатства разработанных в методике подходов, методов стоит подумать о том, чтобы отбирать, технологически прорабатывать такие, которые могли бы предоставить возможность устной практики каждому ученику на уроке не менее 15-20 минут. При этом важно обеспечить возможность индивидуализации и дифференциации обучения с учетом способностей детей, их уровня обучености, интересов (имеется в виду интереса к изучению), склонностей. Другими словами, речь идет о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении автотракторному делу.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что личностно-ориентированный подход способствует развитию и формированию новых форм обучения, которые способствуют более полному усвоению учебного материала.

Таким образом, возникают следующие противоречия:

^ Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что личностно-ориентированный подход способствует развитию и формированию новых форм в обучении, которые способствуют более полному усвоению учебного материала, создают базу для новых типов человеческой деятельности.

^ Работа по теме опыта проводилась в течение пяти лет обучения с 2002 года в старшем звене.

Диапазон применения опыта широк. Технологии, предлагаемые в опыте приемлемы для использования в работе учителей – предметников различных направленностей. Особенно, если учесть тот факт, что эти технологии вполне органично вписываются в классно-урочную систему, не затрагивают содержание образования. Это технологии, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика.

^ Новизна опыта заключается в дополнении в учебный процесс урока новых структурных элементов направленных на овладение навыками в изучении предмета. Только посредством владения новыми знаниями и новым словарным запасом, опыт ученика превратится в устойчивые знания.


^ Теоретическая база опыта


О личностно-ориентированном обучении в последнее время говорят практически все, но как это часто бывает, понимают этот термин по-разному. Сама идея весьма привлекательна и издавна стимулирует педагогов разных стран искать пути ее реализации. Понятно, что это обучение, ориентированное на личностные характеристики темперамента, предшествующего опыта, уровня интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенностей его психики (памяти, восприятия, мышления). И речь здесь должна идти не просто о возможности выбора профильного обучения в старших классах, как это иногда звучит, а о процессе обучения, о процессе познания на каждой ступени, по каждому предмету. Но также понятно, что в условиях классно-урочной системы, от которой наша школа пока не собирается отказываться, необходимо искать разумные компромиссы, которые позволяли бы решать проблему максимально продуктивно именно в этих условиях. Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления – в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Такой подход полностью отвечает и специфике нашего предмета. Если мы обучаем практическому владению тому или иному виду профессиональной деятельности, то обучать этому можно лишь через практику в этом виде деятельности. Другими словами, на уроке большую часть времени должны практиковаться учащиеся, а не учитель, как это подчас бывает. Это проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. В принципе, это общедидактическая проблема. Организация учебного процесса в технических лабораториях позволяла при определенных условиях решать эту проблему применительно к автоделу. Однако в настоящее время технические лаборатории отечественной промышленностью не выпускаются, зарубежные слишком дороги. Те технические устройства, которые еще сохранились в школах, не обеспечены дидактическими материалами. А без специальных средств обучения (звуковых, дидактических материалов для работы в парах), без детально проработанной технологии обучения работать успешно в технических лабораториях невозможно. Все это было разработано в отечественной методике, но, к сожалению оказалось невостребованным в условиях тоталитарного государства, когда все школы работали по одному учебнику и по одной методической системе, за неукоснительным соблюдением которой строго следили чиновники министерства. Поэтому этот путь пока нереален.

В мировой практике известны различные пути решения проблемы личностно-ориентированного обучения. Мы не будем здесь углубляться в анализ многочисленных попыток зарубежных и отечественных авторов решить данную проблему по-своему. Наша задача показать наиболее приемлемые в наших условиях способы реализации данного подхода на уроках автотракторного дела. Современные учебные пособия по педагогической психологии относят к гуманистическому направлению в обучении три дидактические системы: так называемые, открытые школы, индивидуальный стиль обучения и обучение в сотрудничестве. В Великобритании, Австралии, США есть опыт обучения учащихся по индивидуальным планам, в соответствии с индивидуальным стилем обучения. В США и сейчас можно найти немало открытых школ. Последние, в основном, ограничиваются начальным этапом обучения. Учащиеся таких школ обучаются по индивидуальным планам, которые они составляют сначала под руководством учителя, а затем постепенно совершенно самостоятельно на день, неделю, месяц и т.д. Индивидуальный стиль обучения предполагает учет даже биологических ритмов ребенка («жаворонки» обучаются с утра, «совы» – во вторую половину дня). Вряд ли можно всерьез говорить об использовании такой дидактической системы для массового обучения, особенно применительно к нашей культурной ситуации в педагогике, школьной практике, в течение многих и многих десятилетий нацеленной на авторитарный стиль обучения. Практика подтверждает именно этот вывод.

Вот почему мне представляется наиболее интересным для массовой школы опыт обучения в сотрудничестве как общедидактический концептуальный подход. Работа педагога близка работе режиссера, так как в центре внимания находятся следующие проблемы:

- создание пространства класса, адекватного атмосфере темы (или

противоречащего ей – для подталкивания детей к азартной переделке «мира»);

- настройка детей на общение;

- разработка вариантов представления темы, точек пересечения ее содержания с содержанием интересов детей;

- структурирование занятия для моделирования математической, художественной или иной реальности на уроке.

Особенно, если учесть тот факт, что эти технологии вполне органично вписываются в классно-урочную систему, не затрагивают содержание образования. Это технологии, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Учитывая специфику предмета Автотракторного дела, эти технологии могут обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и развивающей деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому ученику возможность осознать, осмыслить новый материал, получить достаточную практику для формирования необходимых навыков и умений.

Девиз педагогической деятельности: «Не с предметом к детям, а с детьми к предмету и миру.


Технология опыта


Цель технологии – повысить эффективность производственного обучения за счет использования личностно-ориентированного подхода.

Решению цели служат задачи:

- изучение и анализ соответствующей литературы;

- анализ влияния личностно-ориентированного подхода на процесс обучения;

- создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Ученики разные - одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы (Приложение №1). Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик досконально разобрались в материале, а заодно и сильный ученик имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве. Представьте себе, что вы знакомите ребят с новым материалом. Времени на объяснение отводится не так уж много. При этом очень важно, чтобы новое явление было осмыслено правильно, ибо от этого во многом зависит дальнейшее овладение навыком. Значит необходимо организовать практику по формированию ориентировочной основы действий (ООД). Такая практика, устная или письменная, требуется каждому ученику группы. Если ребята будут работать фронтально, то слабые ученики рискуют так и не понять, почему нужно выполнять задания так, а не иначе. Если работа будет организована индивидуально, то тем более слабые ученики не смогут самостоятельно разобраться в новом материале. В малых же группах, организуемых так, чтобы в каждой группе, состоящей из 3-4 человек, обязательно был сильный ученик, средний и слабый, при выполнении одного задания на группу, учащиеся ставятся заведомо в такие условия, при которых успех или неуспех одного отражается на результатах всей группы. Оценка за выполнение этого общего задания ставится также одна на группу. Это не обязательно отметка (в баллах). Это могут быть разные виды поощрения, оценки деятельности группы.

Идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, а, следовательно, педагогична, хотя и имеет заметные различия в вариантах в разных странах. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Учитель в своей практике может разнообразить и эти варианты своим творчеством, применительно к своим ученикам, но при одном непременном условии - при четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве:

·    группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся), юноши и девушки. Если группа на протяжении ряда уроков работает слаженно, дружно, нет необходимости менять их состав (это, так называемые, базовые группы). Если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку;

·      группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации);

·      оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»). При этом в ряде случаев можно предоставить учащимся самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда;

   учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это бывает слабый ученик. Если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.

  Теперь представим себе фрагмент урока, на котором используется данная технология. Итак, формирование ориентировки. Каждой группе дается одно задание на закрепление нового материала. Причем это задание дифференцируется по этапам: сначала дается задание только на проверку понимания, осмысления нового правила. При выполнении этого задания сразу выясняется, кто из слабых учеников, а может быть, и средних не понял новый материал. Он обязательно обратится к сильному ученику группы, так как знает, что далее последует ряд упражнений, один комплект на группу. Это упражнения на формирование грамматического навыка. Они могут выполняться в группе разными способами. В одних случаях каждый ученик может выполнять свое, определенное лидером группы для него задание, и затем все задания проверяются и обсуждаются всей группой. В других случаях группа может поделиться на пары (если она состояла из четырех человек), и упражнение будет выполняться в парах (в этом случае возможно использование специальных упражнений для работы в парах с ключом, т.е. правильным вариантом ответа в карточке контролирующего ученика), но все равно в рамках базовой группы. После работы в парах также можно вернуться к работе в базовой группе и дать возможность еще раз обсудить успешность работы каждого. Когда работа закончена, учитель просит любого ученика из любой группы показать результаты работы и обязательно пояснить, почему выполнено именно так, а не иначе. Таким образом, любой ученик группы должен быть всегда готов отвечать грамотно и аргументировано по результатам совместной деятельности группы. Задания, разумеется, могут быть различного характера. Это могут быть задания на проверку домашнего задания, работа над текстом для чтения, подготовка к тесту или контрольной работе, совместная работа по проекту.

Итак, приведем некоторые варианты обучения в сотрудничестве.

1.Обучение в команде (Приложение №2).

Этот метод уделяет особое внимание "групповым целям" и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

Вкратце обучение в команде сводится к трем основным принципам а) "награды" - команды/группы получают одну на всех в виде балльной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы, других видов оценки их совместной деятельности. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную " планку" и время на ее достижение;

б) "индивидуальная" (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;

в) равные возможности для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды, так как, стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, зачета, экзамена (и улучшая их), и средний, и слабый ученики могут принести своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную "планку".

Последнее утверждение требует небольшого пояснения. Понятно, что способности к овладению автотракторным делом у детей разные. Одни легко овладевают материалом и соответствующими умениями. Другим, несмотря на большие усилия с их стороны, не удается добиться тех же результатов, как бы они ни старались. Если при работе в группе будут оцениваться реальные результаты каждого, то никто не захочет работать вместе со слабым учеником, да и он очень скоро «закомплексует». Поэтому очень важно на период взаимодействия учащихся в группах оценивать не столько реальные результаты слабого ученика, сколько усилия, которые он затрачивает на достижение необходимых результатов. Это достигается очень просто. В группе ему дается менее сложное задание для выполнения, либо меньшее по объему. Но он должен обязательно добиться полного осмысления этого материала. Здесь скидок никаких быть не может. Лидер группы держит его постоянно в поле зрения и помогает по мере необходимости, но ни в коем случае не выполняет за него работу и не дает готовый вариант. Его задача - лишний раз объяснить. Если далее предусматривается тест на проверку понимания нового материала или на эффективность формирования того или иного навыка, то учитель так же должен дифференцировать сложность и объем задания в зависимости от уровня обучености учащихся. Если сильному ученику, к примеру, чтобы получить отличную отметку, необходимо выполнить 10 заданий, то среднему, скажем, 8, а слабому 6. Все баллы суммируются, и группе выставляется средний балл за данный тест. Тогда, с одной стороны, любой ученик в соответствии с его индивидуальными возможностями может принести команде одинаковое количество очков, и не будет ощущать себя изгоем. А с другой стороны, каждый член группы заинтересован в лучшей подготовке к тесту, в лучшем овладении материалом. Это и есть основной принцип данной технологии: берем ответственность на себя! Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде. В тех же случаях, когда работа на уроке ведется не в группах, а индивидуально или фронтально и отражает уровень владения отдельным учеником тем или иным видом деятельности, учитель может оценивать реальные результаты учащихся.

2. Другой подход в организации обучения в сотрудничестве назван ажурная пила, машинная ножовка. В педагогической практике такой подход именуется сокращенно "пила". Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Такая работа на уроках Автотракторного дела организуется на этапе творческого применения изучаемого материала. Например, при работе над темой можно выделить различные подтемы. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется " ВСТРЕЧЕЙ ЭКСПЕРТОВ". Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе, который проводится фронтально, учитель может попросить ЛЮБОГО ученика команды ответить на ЛЮБОЙ вопрос по данной теме. Причем вопросы задает не только и даже не столько учитель, сколько члены других групп. Ученики одной группе вправе дополнять ответ своего товарища так, как считают нужным. Дополнения учитываются в общий зачет. Но и вопросы других групп также идут в зачет этим группам. Причем учитель ведет учет баллов, объявляя лишь конечный результат, чтобы не превращать само обсуждение, дискуссию в способ зарабатывания баллов. Это должно быть вполне естественное обсуждение, стимулируемое учителем лишь в крайних случаях, когда это не удается сделать самим учащимся.

В 1986 г.Р.Славин разработал модификацию этого метода "Пила-2, который предусматривал работу учащихся группами в 4-5 человек. Вместо того, чтобы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, вся команда работала над одним и тем же материалом (например, знакомилась с базовым, но при этом каждый член группы получал свою подтему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился в ней экспертом. Встречи экспертов из разных групп оставались. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контрольный срез, который и оценивался. Результаты учащихся суммировались. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждалась.

3. Учимся вместе (Приложение №3). Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-4 человека. Каждая группа получает ОДНО задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает ВЕСЬ КЛАСС. Например, весь класс работает над одной и той же темой. Тогда каждой группе дается задание подготовить свою часть т.е. индивидуальное задание. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение ВСЕГО материала. По ходу работы группы общаются между собой в процессе коллективного обсуждения, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая друг другу вопросы. Надо иметь в виду, что все знания по теме, усвоены в ходе предыдущей работы на других уроках. Поэтому на данном уроке идет чисто коммуникативная деятельность. Основные принципы: награды - всей команде, индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в этом случае задания в группах дифференцируются по сложности и объему. Обязательным остается требование активного участия каждого члена группы в общей работе, но в соответствии со своими возможностями. По мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы не только для выполнения общего задания, но и для организации согласованной, успешной работы всей группы: отслеживания, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, культуры общения внутри группы; фиксации результатов промежуточных и итоговых; оформления этих результатов, их редактирования, пр. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или скорее, социально-психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно отслеживает не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и способ их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по технологии сотрудничества становится как бы исходной, элементарной частицей самостоятельной коллективной работы. А ее результат, с одной стороны, влияет на результат групповой и коллективной работы, а с другой, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива. Каждый учащийся пользуется результатами, как групповой работы, так и коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо уже при работе над следующим, новым заданием/проектом/проблемой, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы.

Идеи обучения в сотрудничестве, творческий подход каждого педагога

к процессу обучения культивируются в нашей школе уже в течение ряда лет.

В практике учитываются психолого-педагогические особенности развития учащихся. Широкий простор для применения методики обучения в сотрудничестве дают ролевые игры, уроки-конкурсы, уроки-викторины, разработка и защита проектов по теме, урок-диспут, урок-экскурсия. Но, конечно же, учителю необходимо уметь разграничивать эти уроки и знать специфику каждого из них, владеть методикой их подготовки и технологией проведения.

Возьмем, к примеру, методику проектов. Она позволяет решать одновременно несколько задач: контроль уровня знаний учащихся по теме, выявление и развитие творческих способностей учащихся, развитие интереса к изучению Автотракторного дела. Работа над проектом предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление. Работа над проектом проводится в несколько этапов.

Этапы работы:

1)работа над темой;

2)обсуждение темы будущего проекта (учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера, отстаивают свои мотивы работы над будущим проектом);

3)формирование творческих групп, распределение задание между членами группы, работа над планом проекта;

4) сбор дополнительной информации (тексты учебника, материалы периодической печати, журналы, справочная литература);

5)оформление проекта (рисунки, плакаты, чертежи, поделки. Одни проекты школьники оформляют самостоятельно дома, другие, требующие большей помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное - не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, любому предложению, помогать, но не диктовать, не навязывать свою точку зрения.

6) презентация проекта. Это очень ответственный этап работы.. Весь отобранный, оформленный материал надо так ярко и эмоционально представить, чтобы заинтересовать одноклассников, для которых каждый проект их товарищей - сюрприз.

7) подведение итогов работы. Очень важно на данном этапе дать возможность учащимся выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Каждый проект заслуживает одобрение и похвалу: в него вложен большой творческий труд детей.

В зависимости от планируемого результата данная работа может занимать одно занятие, или же ей отводится время на нескольких уроках. Кроме того, учащиеся получают домашние задания поискового характера. Такие задания предполагают самостоятельную работу с дополнительной литературой, прослушивание радиопередач, интервьюирование одноклассников, учителей, родителей. Совместная работа над проектами даёт прекрасный стимул для познавательной деятельности, поскольку в этом случае каждый ученик может выбрать для себя посильную часть задания, а так же он может рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Провозглашение в современной методике принципа комуникативности и комплексного обучения автотракторному делу требуют творческого перехода к организации построению учебного процесса, созданию условий для формирования и развития практических навыков и умение владеть автотракторной техникой. Поэтому я стремлюсь создать на занятиях такое условие, когда усвоение учащимися нового материала осуществляется естественным путем, в процессе общения преподавателя с учащимися и учащихся между собой в моделируемых мною различными способами жизненных ситуаций.

Поскольку в таких учебных ситуациях общения главную роль играет информация, стараюсь, чтоб один из собеседников владел этой информацией, а второй получал ее от него, или оба владели информацией и обменивались ею в процессе коммуникации. При этом добиваюсь того, чтобы речь учащих сопровождалась соответствующими действиями: передвижением по комнате, перемещением предметов, жестикуляцией, мимикой, т.е. всем тем, что помогает вжиться в моделируемую ситуацию общения.

Обычно учащиеся не включаются в процесс общения на уроках автотракторного дела из-за боязни ошибок. Но учащиеся в начале могут допускать ошибку, и не надо стараться тут же их исправлять. Опыт показывает, что большое количество поправок, критических замечаний тормозит их речевую деятельность, снижает интерес к работе, поощрение же вызывает чувство уверенности в своих силах, осознание своих возможностей, побуждает к выполнению заданий. Поэтому необходимо больше хвалить их за маленькие успехи, а замечания делать очень осторожно.

Приступая к занятию, необходимо стремиться заинтересовать учащихся предстоящей работой, создать ситуацию, стимулирующую потребность школьников высказаться по теме, принять участие в обсуждении и т. д.

В качестве эффективного приема управления деятельностью учащихся используют назначение на роль консультанта хорошо успевающих по предмету учеников.

Очень интересной для учащихся оказалась работа по составлению рассказов по плакату. Группе учеников, состоящей из 3 – 4 человек, даётся плакат. Задача учащихся – составить с ними рассказ и представить его классу.

Более сильным учащимся учитель дал задание подготовить сообщение на изучение материала, которого нет в учебниках. Учащимся потребовались консультации учителей химии, биологии, географии. Также ребятам под руководством учителя пришлось много работать с дополнительной литературой: газетными и журнальными статьями, книгами, справочниками.

Урок имел и большое воспитательное значение для учащихся.

В заключение можно предложить решить небольшой кроссворд (Приложение №4).

Внеклассные мероприятия занимают важное место в методике преподавания автотракторного дела. Как правило, они приурочены к районным конкурсам юных водителей, пахарей, инспекторов движения. В таких мероприятиях принимают участие ученики разных классов. Я стараюсь привлечь к проведению мероприятий как можно больше учащихся. Внеклассные мероприятия не только являются итогом кропотливой, каждодневной работы учителя и учащихся, но и знакомят детей. Уже стало традицией проведения в нашей школе смотра конкурса «Безопасное колесо».

Важную роль на уроке автотракторного дела играют средства обучения. Творчество учителя здесь выражается в подборе и изготовлении учебных пособий к уроку, нестандартном оформлении средств наглядности, в рациональном их сочетании. Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел САМ приобретать знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Но совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Учитель может уделить значительно больше внимания отдельным ученикам, поскольку все заняты делом. Практически, это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, как уже говорилось выше, обязательно на автотракторном деле; учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли - лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.


Результативность


В результате использования методики обучения удалось повысить интерес к изучению автотракторного дела. Качество знаний по предмету повысилось на 10%.


^ Успеваемость и качество знаний по автотракторному делу


Класс


2004-2005 уч. год

2005-2006 уч. год

2006-2007 уч. год




Успеваемость

(%)

Качество

знаний

(%)

Успеваемость

(%)

Качество

Знаний

(%)

Успеваемость

(%)

Качество знаний

(%)

10

100

71

100

76

100

81

11

100

72

100

79

100

83



Учащиеся школы 3 года участвуют в конкурсах по автотрактортному делу и занимают призовые места:
^ Районные конкурсы


Класс Фамилия, имя
Наименование конкурса

Место

Год

5-8

команда ЮИД

Безопасное колесо

1

2005

11

Трунов Дмитрий

юный водитель

1

2005

10

Литвиненко Дмитрий

Юный пахарь

1

2005

5-8

команда ЮИД

Безопасное колесо

1

2006

10

Покроев Андрей

Юный водитель

1

2006

11

Литвиненко Дмитрий

юный пахарь

1

2006

5-8

команда ЮИД

Безопасное колесо

1

2007

11

Покроев Андрей

Юный водитель

1

2007

10

Клименков Сергей

Юный пахарь

1

2007
^
Как видно из таблицы результаты в районных конкурсах наивысшие и стабильные на протяжении трех лет.

Областные конкурсы


Класс Фамилия, имя
Наименование конкурса

Место

Год

5-8

команда ЮИД

Безопасное колесо

9

2005

11

Трунов Дмитрий

юный водитель

7

2005

10

Литвиненко Дмитрий

Юный пахарь

3

2005

5-8

команда ЮИД

Безопасное колесо

7

2006

10

Клименков Сергей

Юный пахарь

1

2007


^ Всероссийские конкурсы

Класс Фамилия, имя
Наименование конкурса

Место

Год

10

Покроев Андрей

Юный водитель

2

2006

11

Литвиненко Дмитрий

юный пахарь

2

2006


Обучение, которое мы рассматриваем как одну из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании автотракторного дела, позволяет решить указанные в начале данного опыта проблемы. В результате систематической и целенаправленной (разумеется, хорошо продуманной и подготовленной) работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики для каждого ученика на уроке, дать шанс каждому ученику сформировать в своем сознании систему изучаемого предмета. Это неплохой фундамент для профессионального овладения техникой. Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся.


^ Библиографический список.


1. Ильин Е. Н. Путь к ученику. – М., Просвещение, 1988

2 . Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1996

3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.,CADEMA, 2001.

4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М. Народное образование, 1998

5. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М: Просвещение, 1987.

6. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. – М: Просвещение, 1990.


Приложение
1. Приложение №1 План-конспект урока. Контрольный осмотр

и ЕТО
^ 2. Приложение №2 План-конспект урока «Скорость движения. Обгон и встречный разъезд»
3. Приложение №3 План-конспект урока «Дорожная разметка и ее характеристика»

4.Приложение №4 Кроссворд.

^


Приложение №1 план-конспект урока

Класс 11 дата


Раздел: Устройство и техническое обслуживание


Тема: Контрольный осмотр и ЕТО


Цели:

ощеобразовательная-расширение представлений учащихся о процессах технического обслуживания;

развивающая - развивать у учашихся умение проводить ТО

воспитательная - прививать качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда.


^ Тип урока: комбинированный.


Методы проведения занятий: Опрос учащихся, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя в группах.


Объет труда: Обслуживание автомобиля и трактора.


Материально-техническое оснащение:

  1. Автомобиль

  2. Трактор

  3. Технологическая карта проведения КО

  4. Карточки


План урока.


^ 1. Организационный момент - 3 мин

  1. Повторение пройденного материала - 7мин.

  2. Вводный инструктаж - 5 мин.

  3. Самостоятельная работа учащихся - 20 мин.

  4. Заключительная часть урока - 10 мин.



^ Приложение №1
ход урока:


Организационный момент:

1.Приветствие

2. Контроль посещаемости

3. Проверка готовности к занятию.

^ Повторение пройденного материала Проверка знания материала прошлого занятия по карточкам-
Заданиям

Вводный инструктаж.

  1. Разбивка класса на подгруппы

  2. Разбор задания по технологической карте


Самостоятельная работа учащихся.
^ Целевые обходы. Текущий инструктаж
1 обход: проверить организацию работы и соблюдение безопасных приемов труда

  1. Смена рабочих мест

  2. обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и последовательность технологических операций.



Заключительная часть урока.

  1. Приемка технологических карт.

  2. Анализ характерных ошибок.

  3. Сообщение оценки работы подгруппы.

  4. Домашнее задание.



^ Приложение №1
Технологическая карта
Контрольный осмотр
Двигатель:

  1. Система охлаждения

  2. Система смазки

  3. Система питания


Трансмиссия:

  1. Сцепление.

  2. Коробка перемены передач.

  3. Карданная передача.


Ходовая часть.


Кабина и кузов.


Тормозная система.


Рулевое управление.


Приборы освещения

  1. Повороты

  2. Стопы

  3. Габариты

Дополнительное оборудование:

Заключение проводившего осмотр:

Выезд разрешаю:


^ Приложение № 2 план-конспект урока
Класс 10 Дата


Раздел: Правила дорожного движения.


Тема урока: Скорость движения. Обгон и встречный разъезд.


Цели:

образовательная – расширение представлений учащихся о скорости

движения, обгоне и встречном разъезде на дорогах.

развивающая – развивать умение учащихся правильно выбирать скорость

движения, обгон и встречный разъезд автомобилей

воспитывающая – прививать качества аккуратности и собранности при

выборе скорости движения, интервала и дистанции.

Тип урока – комбинированный.


Методы проведения занятий: рассказ, самостоятельная работа учащихся в подгруппах под контролем учителя.


Межпредметная связь: математика - единицы длины; физика-движение тел;

русский язык – написание терминов.

Материально – техническое оснащение:

1. Правила дорожного движения.

2. Плакаты по скорости движения транспортных средств, обгону и

встречному разъезду.

3. Карточки по скорости движения, обгону и встречному разъезду.

4. Экзаменационные билеты.

Литература: комментарии к ПДД РФ, М.Б.Афанасьев и др.; Под общ. Ред.

В.А.Федорова – 2-е изд., пер. и доп.- М.: Издательство

«За рулем», 1998.- 280с., илл.

Безопасность дорожного движения, С.Ф.Зеленин М., «Ливр»,

1999г., 80с., цв. илл.

План урока: 90 мин

1. Организационный момент: -3 мин.

2. Повторение пройденного материала:-10 мин.

3. Изложение нового материала:-32 мин.

4. Закрепление нового материала:-10 мин.

5. Самостоятельная работа учащихся:-25 мин.

6. Заключительная часть урока:- 10 мин.
^ Приложение № 2
Ход урока:

1. Организационный момент.

- приветствие и контроль посещаемости

- объявление новой темы и цели занятия


2. Повторение пройденного материала:

- проверка знания материала прошлого занятия по карточкам (карточки прилагаются)

- вопросы к группе

Вопрос – чем определяется количество полос для движения на проезжей части.

Ответ - разметкой или дорожными знаками.

Вопрос – что запрещается на дорогах с двухсторонним движением

имеющим четыре полосы.

Ответ - выезжать на сторону дороги предназначенную для встречного

движения.

Вопрос – разрешается ли использовать среднюю полосу на дорогах с

тремя полосами.

Ответ - разрешается для обгона, объезда, поворота налево или разворота.

Вопрос – по каким полосам разрешается движение в населенных

пунктах.

Ответ - любую наиболее удобную для движения.

Вопрос - где должен двигаться автомобиль вне населенного пункта.

Ответ – по крайне правой полосе.

3 Изложение нового материала.

1- рассказ о значении скорости движения.

2- выбор скорости движения

-видимость дороги

- интенсивность движения

- особенности ТС и состояние груза

- установленные ограничения

3- скорость движения в населенных пунктах

4- скорость движения вне населенных пунктов

- автомагистраль

- простые дороги

5- что запрещается при выборе скорости движения

6- как осуществляется обгон

7- где запрещен обгон

-перекрестки

- пешеходные переходы

-ж-д переезды

- двойной обгон и в конце подъема

8- затрудненный встречный разъезд
^ Приложение № 2

4. Закрепление нового материала:

Вопросы к группе


Вопрос - что необходимо учитывать при выборе скорости движения автомобиля.

Ответ – погодные условия, интенсивность движения, состояние ТС и груза

Вопрос – с какой скоростью разрешено движение в населенных пунктах.

Ответ – 60 км-ч.

Вопрос – с какой скоростью разрешено движение вне населенного пункта.

Ответ – на автомагистрали:

- легковые – 110 км-ч

- автобусы, грузовые -90 км-ч

- на остальных дорогах:

- легковые - 90

- автобусы, грузовые -70 км-ч

Вопрос – с какой скоростью осуществляется перевозка людей и буксировка.

Ответ – перевозка людей -60 км-ч, буксировка – 50 км-ч.

Вопрос – где запрещен обгон.

Ответ – на перекрестках.

- на пешеходных переходах

- на ж-д переездах и за 100м. перед ним

- в конце подъема

5. Самостоятельная работа учащихся. Решение экзаменационных тематических задач в подгруппах на компьютерах (задачи прилагаются)


6. Заключительная часть урока.

1.- Анализ характерных ошибок и их причин.

2.- Сообщение оценки работы каждого учащегося.

3.- Домашнее задание.


^ Приложение №3
План-конспект урока


Класс 10 Дата

Раздел: Правила дорожного движения.


Тема урока: Дорожная разметка и ее характеристика.


Цели:

образовательная – расширение представлений учащихся о дорожной разметке на проезжей части дорог;


развивающая – развивать умение учащихся правильно выполнять требования дорожной разметки;


воспитывающая – прививать качества аккуратности и собранности при

при движении по дорогам.

Тип урока – комбинированный.


Методы проведения занятий: рассказ, самостоятельная работа учащихся

с компьютерной программой в подгруппах под

контролем учителя.


Межпредметная связь: математика - единицы длины; физика-движение тел;

русский язык – написание терминов.


Материально – техническое оснащение:

1. Правила дорожного движения.

2. Компьютерная программа по правилам дорожного движения.

Литература: коментарии к ПДД РФ, М.Б.Афанасьев и др.; Под общ. ред.

В.А.Федорова – 2-е изд., пер. и доп.- М.: Издательство

«За рулем», 1998.- 280с., илл.

Безопасность дорожного движения, С.Ф.Зеленин М., «Ливр»,

1999г., 80с., цв. илл.


^ Приложение №3
План урока: 90 мин

1. Организационный момент: -3 мин.

2. Повторение пройденного материала:-10 мин.

3. Изложение нового материала:-32 мин.

4. Закрепление нового материала:-10 мин.

5. Самостоятельная работа учащихся в погруппах:-25 мин.

6. Заключительная часть урока:- 10 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- приветствие и контроль посещаемости

- объявление новой темы и цели занятия


2. Повторение пройденного материала:

2.1- проверка знаний материала прошлого занятия на компьютерах

2.2- вопросы к группе

Вопрос – сколько групп знаков предусмотрено правилами дорожного движения.

Ответ - восемь.


Вопрос – на каком расстоянии устанавливаются предупреждающие знаки.

Ответ - в населенном пункте на расстоянии 50-100 метров, а вне населенного пункта на расстоянии 150—300 метров.


Вопрос – какие из предупреждающих знаков повторяются и где

Ответ - предупреждающие знаки: ж/д переезд со шлагбаумом, ж/д переезд без шлагбаума, выезд на набережную, разводной мост, дети, дорожные работы повторяются вне населенных пунктов. Второй знак устанавливается на расстоянии не менее 50 метров до начала опасного участка.

Вопрос – какие из запрещающих знаков запрещают движение в обоих направлениях.

Ответ – это знаки 3.2-3.9 , 3 32 и 3.33

Вопрос – действия каких знаков не распространяются на маршрутные транспортные средства.

Ответ – знаки 3.1-3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27


Вопрос- на какой вид Т.С не распространяю свои действия знаки 3.2-3.8.

Ответ - на Т.С. обслуживающие предприятия находящиеся в зоне действия этих знаков, а также обслуживают граждан или принадлежат гражданам, проживающим или работающим в обозначенной зоне.

^ Приложение №3
Вопрос - действия каких знаков не распространяются на водителей-инвалидов.

Ответ - знаки 3.2, 3.3, 3.28-3.30


Вопрос - в чем особенность знака движение прямо.

Ответ - если он установлен за перекрестком или в начале дороги, то он действует до ближайшего перекрестка, а если нет перекрестка то до конца населенного пункта. Знак не запрещает въезд во дворы расположенные с правой стороны.


3 Изложение нового материала.

1- рассказ о значении дорожной разметки.

2- виды разметки

- сплошные линии

- прерывистые линии

- стрелки

- надписи

3- цвет разметки

- белые линии

- желтые линии

- оранжевые линии

4- какие ограничения вводит горизонтальная разметка.


4. Закрепление нового материала:

Вопросы к группе


Вопрос - какие виды разметки вы знаете.

Ответ – горизонтальную и вертикальную.


Вопрос – разрешается ли пересекать сплошные линии разметки.

Ответ – не разрешается. Исключение составляют сплошные линии обозначающие край проезжей части.


Вопрос – при противоречии линий разметки и временных дорожных знаков, чьи требования должен выполнять водитель.

Ответ – требования временных дорожных знаков


5. Самостоятельная работа учащихся в подгруппах. Решение экзаменационных тематических задач на компьютерах.


6. Заключительная часть урока.

1.- Анализ характерных ошибок и их причин.

2.- Сообщение оценки работы каждой подгруппы.

3.- Домашнее задание.


Приложение № 4


Кроссворд







2.Тот, кто совершил поездку в транспорте.

4.Раскрашенное полосами место пешеходного перехода на проезжей части пути.

6.Место пересечения двух дорог.



1.Пешеходная дорожка, идущая сбоку от проезжей части улицы.

2.Человек, идущий пешком.

3.Место для пешеходов, пересекающих улицу.

5.Какой городской транспорт ездит по рельсам?


prilozhenie-1-obrazec-titulnogo-lista-kontrolnoj-raboti-metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-i-oformleniyu.html
prilozhenie-1-obyazatelnoe-formi-instrukciya-po-provedeniyu-ekonomicheskih-iziskanij-dlya-proektirovaniya-avtomobilnih-dorog.html
prilozhenie-1-obzori-programm-i-funkcionalnie-obzori-primeri-opita-zarubezhnih-stran.html
prilozhenie-1-oformlenie-strukturi-materialov-metodicheskie-rekomendacii-po-sostavleniyu-bankov-testovih-zadanij.html
prilozhenie-1-opisanie-uslug-predostavlyaemih-predstavitelstvom-proon-v-respublike-belarus.html
prilozhenie-1-opublikovano-v-gorodskoj-gazete-novoe-vremya-8-ot-28-01-2006-goda-str-15-22-rossijskaya-federaciya.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-socialno-ekonomicheskoj-stranica-15.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-19-iyunya-2003-g-n-229-ob-utverzhdenii-pravil-tehnicheskoj-ekspluatacii-elektricheskih-stancij-stranica-14.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-obse-obzornaya-konferenciya-obse-sentyabr-1999.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vkonce-noyabrya-v-ottepel-chasov-v-devyat-utra-poezd-stranica-28.html
  • write.bystrickaya.ru/filosofskij-enciklopedicheskij-slovar-stranica-30.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instrukciya-po-bezopasnomu-vedeniyu-rabot-i-ohrane-nedr-pri-razrabotke-mestorozhdenij-solej-stranica-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-teme-sushnost-osnovnie-celi-i-usloviya-socialnogo-razvitiya-organizacii.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-zakonomernosti-i-principi-obucheniya-recenzenti-doktor-pedagogicheskih-nauk-dejstvitelnij-chlen-rao.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-rasshirit-i-uglubit-teoreticheskie-znaniya-po-informatike-razvit-prakticheskie-naviki.html
  • znanie.bystrickaya.ru/44-predostavlenie-municipalnih-uslug-v-elektronnom-vide-kompleksnaya-investicionnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zachem-kaktusu-kolyuchki-programma-ekologicheskogo-obrazovaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-13-14-lichnost-v-sisteme-mezhlichnostnoj-kommunikacii-4-chasov-napravlenie-iskusstvo-i-gumanitarnie-nauki.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-fonetika-i-grafika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-urezhdeniya-srednej.html
  • teacher.bystrickaya.ru/forma-obucheniya-ochnaya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080102-mirovaya-ekonomika-moskva-2007.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zverinij-stil-yu-n-rerih-zverinij-stil-u-kochevnikov-severnogo-tibeta.html
  • uchit.bystrickaya.ru/timofeev-ns-na-zasedanii-prisutstvuet-prezident-respubliki-saha-yakutiya-v-a-shtirov-predsedatelstvuet-predsedatel.html
  • credit.bystrickaya.ru/patologicheskaya-anatomiya-tipovie-testovie-zadaniya-dlya-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-vipusknikov-visshih-medicinskih.html
  • school.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-celesoobraznost-primeneniya-fotoepilyacii-v-salonah-krasoti-razlichnogo-klassa-chast-7.html
  • lesson.bystrickaya.ru/po-dengi-kredit-banki.html
  • college.bystrickaya.ru/226-deti-rastut-vo-sne-a-barbarash.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdeli-disciplini-i-mezhdisciplinarnie-svyazi-s-posleduyushimi-disciplinami.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-sushestvennie-korporativnie-dejstviya-kodeks-korporativnogo-povedeniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sostav-komissii-po-vidache-razresheniya-na-predostavlenie-platnih-medicinskih-uslug.html
  • learn.bystrickaya.ru/fizika-zemli-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-020700-geologiya.html
  • school.bystrickaya.ru/den-16-chetverg-1-organizacionno-pravovoe-obespechenie-deyatelnosti-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-6.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teleinform-v-e-eglit-rkutskoj-oblasti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tip-chelovek-znakovaya-sistema-predislovie-k-elektronnomu-izdaniyu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novaeu3014c02mp4300mov-elegantnaya-vselennaya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/krazha-chast-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/elektrotehnologicheskie-ustanovki-i-ih-istochniki-pitaniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4obshie-polozheniya-41aspekti-processnogo-podhoda-v-stb-iso-serii-9000-metodika-i-poryadok-rabot-po-opredeleniyu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-12-put-domoj-poteryannaya-zhizn-serdca.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-saat-sani-kn-ou-masattari.html
  • composition.bystrickaya.ru/odna-iz-obsheizvestnih-istin-glasit-v-nachale-bilo-slovo-eto-konechno-obrazno-bolee-nauchno-pochti-to-zhe-sformulirovano-v-zakone-lorenca-glasyashem-malie.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-7-ateroskleroz-i-prochie-nepriyatnosti-kak-rabotaet-nasha-bankovskaya-sistema.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.