.RU

Пособие для учителя 2 класс Допущено - страница 8


заземлением. (Кстати, это одна из проблем ноутбуков, не имеющих заземления.)

Правильная организация электрической сети в компьютерном классе подразумевает наличие заземления. Если в вашем компью­терном классе розетки не заземлены, то компьютер представляет большую опасность! К сожалению, у нас часто забывают про зазем­ление розеток, устанавливая компьютеры дома или за пределами компьютерного класса в школе. А именно в этом случае и проявля­ются электромагнитные поля, о вреде которых обычно говорят. Если современный компьютер, выпущенный не ранее 1995 года, подклю­чен к заземленной розетке, то никаких вредных воздействий на человека он не оказывает. Измерения показывают, что в этом случае электромагнитные излучения от бытового телевизора или холодиль­ника значительно выше.

При работе с компьютером, как и при письме и чтении, наиболь­шую перегрузку испытывают глаза. Это воздействие зависит от каче­ства настройки монитора и от качества изображения. Нагрузка на глаза будет значительно меньше, если использовать крупные картинки и шрифты большого размера. Научите детей регулярно во время естественных перерывов в работе делать гимнастику для глаз: смотреть вдаль, закрывать на время глаза.

Важно правильно располагать компьютер относительно источ­ников света. Очень плохо, когда такой источник находится перед монитором, заставляя увеличивать яркость экрана, или за спиной работающего человека, создавая блики. Для глаз лучше всего, если направленно освещается только поверхность рабочего стола.

Необходимо также строго дозировать время работы ребенка за экраном компьютера. Именно работы за экраном, а не просто возле компьютера. Надо стремиться так организовать работу в компьютер­ном классе, чтобы время, в течение которого дети смотрят на экран компьютера, не превышало 15 мин за урок.

Заниматься в компьютерном классе и даже заниматься, сидя за компьютером, – совсем не то же самое, что непрерывно смотреть на монитор. Например, умение печатать вслепую значительно умень­шает нагрузку на глаза, поскольку позволяет создавать текст с закрытыми глазами. Работа с различными подключаемыми устрой­ствами – сканером, принтером, цифровым фотоаппаратом – также не оказывает специальной нагрузки на глаза.

Еще одно вредное воздействие компьютера, как и многих других плодов цивилизации, – производимый шум. В современной школе основным источником шума обычно является освещение, компьюте­ры могут существенно увеличить уровень шума. Бороться с шумом лучше всего в момент приобретения компьютеров, но кое-что можно сделать и с уже установленными компьютерами. Попросите техническую

91

службу регулярно смазывать все вентиляторы, аккуратно подтянуть все винтики. Постарайтесь поместить компьютерные системные блоки подальше от рабочих мест детей.

Правильное обустройство рабочего места ребенка в компьютер­ном классе – тоже важная задача. Необходимо так расположить стол с компьютером и стул, чтобы монитор находился не ближе 80 см от глаз, на уровне глаз или ниже. Плоскость экрана должна быть перпендикулярна направлению взгляда ребенка. Стол, на котором расположена клавиатура, должен быть ниже, чем обычная парта. Клавиатура должна находиться чуть ниже высоты локтей.

Гигиенические требования к режиму работы не отличаются от организации занятий на обычных уроках: необходимо следить за правильной позой учащихся, проводить гимнастику глаз, гимнастику позвоночника.

На уроках в компьютерном классе обязательно надо правильно организовывать смену деятельности. В классе, кроме столов с компьютерами, обязательно должны стоять столы для организации другой деятельности: работы с тетрадями и учебниками, подготови­тельной работы над проектами, математических игр и т. д. Если вам удастся так организовать дело, что каждый ребенок в течение урока будет менять место работы и вид деятельности не меньше четырех раз, передвигаясь при этом по классу, то никаких специальных пауз и физкультминуток не понадобится.

^ Включение/выключение компьютера и запуск программ

Мы не считаем, что начинать компьютерные занятия следует с обучения тому, как правильно включить и выключить компьютер. Нам кажется, что данный навык является чисто техническим и специфиче­ским, зависящим от конкретной модели компьютера, конфигурации операционной системы и пр. Лучше, чтобы ребята с первых же уроков занимались содержательной, педагогически значимой деятельностью и смогли убедиться, что работать с компьютером полезно и интерес­но. Поэтому мы советуем вам заранее включать компьютеры, запус­кать программу перед началом урока и помогать своим ученикам сохранять их работы во время урока. Более того, в программе Перво-Лого предусмотрена возможность выключить некоторые пункты меню, чтобы учащиеся случайно не потеряли сделанную работу (см. [1], раздел II.1, «Меню», подразделы «Полное меню» и «Открывать с полным меню»). Мы рекомендуем вам выключить полное меню программы ПервоЛого на первых занятиях.

В то же время мы считаем существенным, чтобы ребята в какой-то момент научились сами включать компьютер, запускать програм­му и пр. Дело в том, что для ученика начальной школы очень важно ощущение самостоятельности, независимости, осознания того, что он с начала до конца может самостоятельно контролировать весь процесс работы с компьютером. Видимо, не стоит посвящать подоб­ным занятиям отдельный урок – постарайтесь научить своих ребят подобным навыкам постепенно, по ходу дела, возможно даже в индивидуальном порядке.

92

^ Организация хранения детских работ

Решение этой проблемы также существенно зависит от устрой­ства компьютерного пространства вашей школы: наличие компью­терной сети, выделенного сервера и прочих технических вопросов. Обсудите данную проблему с квалифицированным школьным персо­налом. Было бы желательно, чтобы ученик всегда работал за одним и тем же компьютером, однако часто в силу разных причин это оказы­вается невыполнимым. Поэтому побеспокойтесь о том, чтобы любая работа была по возможности доступна с любого компьютера.

Чаще всего, особенно на первых порах, работы каждого класса хранятся в отдельной папке, а у каждого ученика есть свой альбом. На начальных этапах удобно в качестве названия альбома использо­вать просто имя и фамилию ученика – это облегчит поиск работы. По мере увеличения объема созданных работ ученики могут открывать новые альбомы и придумывать им свои названия. Возможно, что в дальнейшем вам будет полезно завести для каждого ученика собст­венную папку, в которой будут храниться все его альбомы. Культура организации собственного информационного пространства – один из важнейших навыков, которому ваши ученики должны научиться.

Есть еще один немаловажный аспект организации хранения дет­ских работ, но о нем вспоминают далеко не сразу, а решают часто второпях. Речь идет о долговременном хранении и накоплении «портфолио» каждого ребенка, его проектов, промежуточных стадий и результатов общего проекта. В современном начальном образова­нии все больше внимания уделяется безоценочному обучению, и собираемая коллекция работ каждого учащегося должна свидетель­ствовать о росте его знаний и навыков. Однако это не означает хранения абсолютно всех его достижений и промахов, хотя совре­менные технические средства уже могут обеспечить и это. Нужно заблаговременно продумать, что оставлять в коллекции, на какой стадии работы и когда заниматься «профилактической уборкой личных и общественных папок». Можно обсудить это с детьми или с вашими коллегами.

^ Сохранение детских работ

Каждый человек, работавший за компьютером, испытывал силь­ные эмоции, когда из-за аварийной ситуации (сбой программы, сбой компьютера, выключение питания и пр.) пропадал результат его труда. Опыт показывает, что полностью исключить подобные ситуа­ции, увы, не удается. Однако мы рекомендуем вам по возможности помочь учащимся избежать таких случаев. Посоветуйте им сохранять свои альбомы как можно чаще, особенно при завершении какого-ли­бо крупного этапа работы: создания графического фона, обучения черепашки, формирования кнопки и т. п.

93

^ Слепой клавиатурный ввод

Продолжительность. 8 ч.

Цель. Научиться писать, используя клавиатуру компьютера, сле­пым десятипальцевым методом.

Обучение любому техническому навыку, доведение его до авто­матизма – процесс всегда длительный, требующий больших усилий. Чтобы научить детей письму ручкой, требуется много часов занятий: значительно меньше (хотя тоже немало) времени уходит на обучение компьютерному письму, письму с помощью компьютерной клавиату­ры. Это, правда, не совсем точно. Писать с помощью клавиатуры можно без всякого обучения, поскольку достаточно просто находить нужные буквы и нажимать на них пальцем. Но такое письмо будет очень медленным, а вот чтобы писать быстро, пользуясь всеми деся­тью пальцами и не глядя на клавиатуру, надо долго учиться. И успеха в деле обучения слепому десятипальцевому клавиатурному письму можно достичь только в том случае, если это обучение будет регу­лярным и задействованы будут не только уроки информатики, но и уроки русского языка. При этом совсем необязательно на всех таких занятиях иметь компьютер, часто вполне достаточно бумажной модели клавиатуры.

^ Описание работы

Вы, конечно, знаете о громадных переменах в мире компьютер­ной техники, произошедших со времени создания первых электрон­но-вычислительных машин. Значительно расширились возможности всех внешних устройств – принтеров, сканеров и пр. Только одно устройство не претерпело существенных изменений – клавиатура. Мы можем лишь догадываться, каким будет завтра устройство, позволяющее сообщить свои мысли и желания компьютеру, но пока практически к каждому компьютеру подключена стандартная кла­виатура.

Клавиатура остается основным средством общения человека с компьютером и через компьютер – со всем огромным миром инфор­мации. Нам необходимо общаться с помощью компьютера: перепи­сываться в Интернете, издавать свои собственные классные или школьные газеты и журналы. Основная масса текстов в современном мире возникает с помощью компьютера и создается (вводится в компьютер) самим автором, а не перепечатывается специально обученной машинисткой. Поэтому свободное использование клавиа­туры для создания текстов уже перешло из разряда профессиональ­ных умений в разряд навыков, необходимых каждому человеку. Клавиатура будет жить еще долго, настолько долго, что необходимо научить каждого школьника эффективно ею пользоваться.

На формирование умения клавиатурного письма в программе отводится 8 ч, однако их следует распределить по всем или по боль­шинству уроков информатики, используя на каждом уроке по 10 мин. Нужно еще не менее 16 ч уделить тренировке клавиатурного ввода и на других уроках, главным образом уроках русского языка.

94

Основная задача начальной школы – снабдить ученика обще­учебными умениями и навыками, необходимыми для дальнейшей учебы в средней школе. Важнейшие из них – это умения читать, писать и считать. Наиболее сложным является умение писать, сочи­нение текста и его запись. Оставив на время в стороне сложное умение сочинять текст, остановимся на умении его записывать. Если еще 10 лет назад достаточно было уметь записывать текст ручкой на бумаге, то в современном мире основной инструмент письма – клавиатура компьютера, и приобрести навык владения этим инстру­ментом необходимо как можно раньше. Овладение умением быстро и безошибочно работать на клавиатуре компьютера в начальной школе позволит детям эффективно использовать его на протяжении всего процесса обучения. Ученика, не обученного печатать, трудно просить представить реферат или сочинение в электронном виде.

Существует и еще один очень важный аспект. При обучении письму с помощью клавиатуры по-другому формируется общая грамотность учащегося. Компьютер, в отличие от учителя, может «ловить ученика за руку» (точнее, за палец) при каждой попытке совершить ошибку. Поэтому справедливо говорить не просто об изу­чении десятипальцевой слепой печати в начальной школе, а об обучении второму (и возможно основному) способу письма.

Обучая учащихся письму (ручкой), школа ставит перед собой задачу научить не столько переписывать буквы, слова и предложе­ния из учебника в тетрадь или записывать мысли учителя, сколько создавать на бумаге свои тексты (изложения, сочинения, рефераты и другие творческие работы). Произведение, написанное учеником ручкой в тетради, как правило, бывает прочитано только учителем и остается в единственном экземпляре. Даже сам автор такого произ­ведения вряд ли прочтет его еще раз. Совсем другое дело, когда в качестве инструмента письма используется клавиатура компьютера, а в качестве хранилища готового произведения – компьютерная память. В этом случае текст легко распечатать в любом количестве экземпляров, исправить в нем ошибки, дополнить новой информа­цией или перенести его часть в другую работу. Отдельной пробле­мой является обучение учащихся формированию гипертекстов, правильному структурированию материалов. Вообще текст, автор которого – человек, сидящий у клавиатуры и монитора, отличается от текста, созданного тем же человеком ручкой на листе бумаги. Это необходимо учитывать при обучении письму современного школьника.

Приняв идею обучения учащихся работе с клавиатурой в рамках школьных уроков, необходимо поставить следующие вопросы:

  1. Какому из существующих вариантов слепого метода печати стоит учить?

  2. Какую методику применять и на каких уроках заниматься обсуждаемой проблемой?

  3. Какое программное обеспечение использовать?

  4. Сколько учебного времени необходимо затратить для фор­мирования устойчивого навыка работы с клавиатурой у большинства

95

учащихся?

5. Что нужно делать, чтобы поддерживать и развивать сформи­рованный навык клавиатурного письма?

Попробуем ответить на эти вопросы.

^ Как устроена слепая печать

Вероятно, вы в той или иной степени знакомы с десятипальце-вым методом слепой печати, однако попробуем кратко описать наиболее распространенный ее вариант.

  1. Большие пальцы обеих рук ударяют только по пробелу.

  2. Основная позиция пальцев на стандартной русской клавиату­ре такова: левая рука от мизинца до указательного – на клавишах с буквами Ф, Ы, В, А; правая рука от указательного до мизинца – на клавишах с буквами О, Л, Д, Ж; большие пальцы на клавише «пробел».

  3. За каждым пальцем строго закреплена определенная группа клавиш.

  4. Техника печати такова: рука поднимается из позиции, палец, если надо, вытягивается в сторону нужной буквы, затем следует удар по клавише и возврат в основную позицию.

  5. Запрещается смотреть на клавиши, на руки и на то, что полу­чается. Можно только слушать диктовку или смотреть в оригинал. При обучении разрешается смотреть еще и на схему клавиатуры.

Этот вариант был разработан для профессиональных машинис­ток. Строгое выполнение всех его положений не столь обязательно. Например, ребенку можно разрешить смотреть на создаваемый им текст на экране компьютера.

^ Какую выбрать методику обучения]

Если ставить задачу обучения слепой печати уже в начальной школе, можно стараться обучить детей двум способам письма (с помощью ручки и с помощью клавиатуры) параллельно, удерживая близкую скорость овладения этими двумя способами. Из-за техни­ческих ограничений (компьютеров в школе значительно меньше, чем ручек) и санитарно-гигиенических ограничений (ребенку нельзя проводить слишком много времени у экрана компьютера) для выра­батывания навыка уверенной работы с клавиатурой оказывается недостаточным тренироваться только у компьютера на уроке инфор­матики. Необходимо включить в работу учителей начальной школы, физкультуры, музыки: на своих уроках они могут выполнять с детьми упражнения с нарисованной схемой клавиатуры, регулярно делать гимнастику пальцев, рисовать пальцы и раскладывать по группам вырезанные квадратики с буквами.

Максимальное время, которое можно отвести компьютерному обучению первоклассников машинописи, – это два 10–15-минутных занятия в неделю.

Введение новых букв соответствует стандартной методике обуче­ния клавиатурному письму – на каждом уроке вводятся две новые буквы.

96

Вначале вводятся буквы основной позиции:

1-й урок – А, О

2-й урок – В, Л

3-й урок – Ы, Д

4-й урок – Ф, Ж

5-й урок – клавиша «пробел». Затем изучаются буквы, соответствующие указательным пальцам:

6-й урок – П, Р

7-й урок – К, Г

8-й урок – Е, Н

9-й урок – М, И

10-й урок – Т, Ь Затем – буквы, соответствующие средним пальцам:

11-й урок – У, Ш

12-й урок – С, Б Затем – буквы, соответствующие безымянным пальцам:

13-й урок – Ц, Щ

14-й урок – Ч, Ю Затем – буквы и знаки, соответствующие мизинцам:

15-й урок – Й, З

16-й урок – Я, Э

17-й урок – Х, Ъ

18-й урок – точка и запятая. Если позволяет время, стоит добавить дополнительные трени­ровочные уроки без введения новых букв.

^ Какое программное обеспечение использовать

Почти во всех предлагаемых сегодня клавиатурных тренажерах заложена единственная методика обучения – очень жесткая, требую­щая огромного числа повторений набора одинаковых последова­тельностей символов. Подобные тренажеры достигают эффекта только при очень высоком уровне мотивации пользователя. Каждый, кто работал за компьютером, наверняка несколько раз с усердием брался за обучение с помощью такого тренажера, но лишь очень немногим удалось выполнить все задания до конца и овладеть таким образом слепым десятипальцевым методом печати. Особенно труд­но встраивать работу с такими клавиатурными тренажерами в канву уроков в школе.

Можно попробовать ограничиться в работе с детьми и простым текстовым редактором, но тогда проверка правильности выполнения упражнений ложится на самого обучаемого и на учителя. Исчезает и возможность ловить ошибки «на лету». При использовании современ­ных программ проверки орфографии чтобы обнаружить ошибку, надо вначале написать неправильно все слово до конца.

По нашему мнению, наиболее удобным клавиатурным тренаже­ром для школы является специально созданная для нее программа «Клавиатор».

97

Клавиатурный тренажер с открытой архитектурой

Программно-методический комплект «Клавиатор» содержит среду, позволяющую учителю с помощью простого языка создавать эффективные упражнения для обучения учащихся слепому десяти-пальцевому методу печати и тренажа правописания с привлечением различного лексического материала. Программа позволяет эффек­тивно использовать звуковые возможности современного компьюте­ра: музыку, голос самого учителя, различные звуковые эффекты.

Открытая архитектура программы дает возможность создавать уроки как для старших школьников и взрослых, так и для первокласс­ников. Программа позволит ориентировать занятия на учащихся с разными способностями и органично встраивать обучение слепому десятипальцевому способу печати в различные варианты курсов информатики. Учитель информатики вместе с учителями начальной школы и русского языка могут сами определять словарное наполне­ние уроков. Встроенный в программу макроязык разработки сценари­ев позволит учителям и методистам проводить уроки по своему собст­венному плану – сценарию. Наличие такого языка дает возможность не только реализовать на нем различные курсы обучения машинописи, но и соединить изучение клавиатуры с изучением букв, алфавита, обучением младших школьников чтению и письму, изучением русского и иностранного языков. При этом одна и та же компьютерная програм­ма выступает как исполнитель различных обучающих курсов.

Для создания сценариев можно воспользоваться и простым текстовым редактором, но в «Клавиаторе» предусмотрена и интегри­рованная среда разработки сценариев «Клавиатор – Учитель». В этой среде каждая очередная команда вместе со своими парамет­рами конструируется простым выбором из меню и тут же автомати­чески вставляется в текст сценария. Созданный таким образом сценарий можно сразу исполнить. Сценарии могут быть проиграны на платформе Макинтош или Windows. В них по желанию нетрудно задействовать графические и аудиовизуальные возможности совре­менных компьютеров.

^ Окна сценариев

В сценариях «Клавиатора» допускается выполнение нескольких типов упражнений в окнах описанных ниже видов.

Окно со схемой клавиатуры

Внешний вид схемы клавиатуры легко изменить в сценарии при помощи простых команд. На клавишах могут быть нарисованы как сразу все, так и только специально указанные буквы или вместо букв изображены любые маленькие картинки (пиктограммы). Клавиши можно сделать с обрамлением или без него, устроить зонную раскраску клавиш, разделив всю клавиатуру на группы в соответст­вии с пальцами рук.

Помимо раскраски, запоминанию соответствия пальцев и кла­виш способствует специальная символическая демонстрация пра­вильного десятипальцевого способа печати. На схеме клавиатуры

98



отражается стандартное положение пальцев. Для каждого возмож­ного удара по клавишам определено, какой палец (или два пальца, если нужно нажать ) должен этот удар выполнить. Соответст­венно показывается, что нужный палец снимается со своего стан­дартного места, затем нажимается клавиша, по которой следует нанести удар, после чего пальцы возвращаются в исходное по­ложение.

Важной особенностью данного клавиатурного тренажера является возможность привязывать к клавишам любые картинки размером 32 х 32 точки (пиктограммы). Это позволяет создавать интересные игровые упражнения для детей для тренировки подвижности пальцев.

В окне со схемой клавиатуры выполняются два вида упражне­ний: погоня за картинкой, прыгающей в заданном темпе по клавиату­ре, и погоня за появляющимися на клавишах на заданное время буквами или произвольными картинками. Так же это окно может служить в качестве подсказывающей картинки во всех других упраж­нениях. Допускается использовать программу «Клавиатор» с откры­тым окном схемы клавиатуры и при работе в любых программах обработки текстов.

Нажатие клавиш может сопровождаться звуками, например озвучиванием нажатой буквы. Звуки могут произноситься как до нажатия клавиши – при диктовке, так и после – для самоконтроля правильности нажатия при выключенном мониторе или просто при работе с закрытыми глазами. А можно каждой букве поставить в соответствие определенную ноту и слушать при наборе мелодию слова.

Окно «бегущая строка»

Размер окна – одна строка. В строке появляются и передвигают­ся буквы или пиктограммы.



Можно задать несколько режимов «бега» букв в строке: 1) строка стоит на месте, текущий символ помечен рамкой, программа ожидает нажатия клавиши, строка сдвигается влево на

99

один символ только после нажатия клавиши;

  1. строка в заданном темпе посимвольно сдвигается влево, проходя мимо позиции, выделенной рамкой; клавиша с соответству­ющей буквой должна быть нажата за то время, пока буква находится в выделенной позиции;

  2. строка плавно ползет влево вместе с позицией, выделенной рамкой, рамка перескакивает на следующую букву при нажатии очередной клавиши; если включен режим автоподстройки темпа, то при приближении курсора к левому или правому краю видимого поля, темп движения строки устанавливается в соответствии с фактической скоростью печати на данный момент.

Окно набора по образцу

В верхней строчке окна буквами или пиктограммами набран текст-образец. Этот текст набирается обучаемым в нижней строке также буквами или пиктограммами.







При диктантах образец может быть закрыт от обучаемого драпи­ровкой и открываться только после правильного или ошибочного нажатия клавиши. Можно реализовать режим выделения ошибочных нажатий клавиш.

Это упражнение в сочетании с произношением слов очень полезно для формирования грамотности учащихся.

Окно для свободного набора текста



Это окно представляет собой простейший текстовый редактор. Текст из окна может быть сохранен в файле на диске командой Сохранить из меню. Возможностей этого редактора вполне хватает для создания небольших сочинений. Преимущество заключается в согласован­ной работе с окном клави­атуры. Подсказка перед глазами будет постоянно спасать от подглядывания на реальную клавиатуру. Можно подключить и зву­чание букв.

Кроме того, в это окно может быть вставлен накопленный в ходе выполнения упражнений текст для его редактирования. Сохранен­ный текст также удобно в дальнейшем использовать как упражнение.

В программе «Клавиатор» реализовано и несколько вспомога­тельных окон, из которых обучаемый может получить различные

^ 100

инструкции, а учитель – информацию о результатах работы обу­чаемого.

Информационное окно

В этом окне отображается текущее состояние выполнения упражнения:

  1. количество ошибок на данный момент;

  2. скорость печати (знаков/мин) на данный момент;

  3. ритмичность печати.

Окно наставления

Используется для вывода на экран произвольного текстового сообщения. Для сообщения можно задать любой шрифт из числа установленных на компьютере. Размер окна также устанавливается соответствующей командой.

Окно с картинкой

В окно может быть выведена любая картинка. При последова­тельном показе ряда картинок получается мультфильм. В этом окне удалось создать небольшие мультфильмы, символически демонст­рирующие работу пальцев. Эти мультфильмы инициируют правиль­ные движения пальцев.

Мы подготовили для программы «Клавиатор» некоторое число сценариев уроков. Такие сценарии можно использовать без всяких изменений или корректировать, а можно подготовить и собственный цикл уроков.

Заключение

Сколько учебного времени необходимо затратить для формиро­вания устойчивого навыка работы с клавиатурой у большинства учащихся? На обучение письму на клавиатуре необходимо значи­тельно меньше времени, чем на обучение письму ручкой. Один из вариантов обучения следующий. На каждом уроке информатики 5–10 мин отводится на изучение клавиатуры с программой «Клавиа-тор». На каждом уроке изучается еще 1–2 буквы, что позволяет к концу первого полугодия изучить все буквы и во втором полугодии выработать навык уверенной работы. Пять минут отведено на работу с бумажной схемой клавиатуры и нарисованными пальцами на уроках русского языка. Десятиминутки, проведенные учеником за «Клавиатором» во втором полугодии, воспринимаются как кусочки уроков русского языка. Материал каждого урока готовится учителем начальной школы. На каждом таком уроке ребята тренируются в работе с клавиатурой, набирая слова, пройденные на уроках русского языка или необходимые по проекту. За пределами уроков информатики учащиеся продолжают играть с моделью клавиатуры. В результате к концу года они печатают приблизительно с той же скоростью, что и пишут ручкой. Таким образом, можно говорить об овладении двумя способами письма. Это, конечно, еще очень медленное письмо, но впереди целых два года начальной школы.

101

Что нужно делать, чтобы поддерживать и развивать сформиро­ванный навык клавиатурного письма? Сейчас трудно говорить о том, сколько надо набрать текстов, чтобы выработать надежный навык работы с клавиатурой. Очевидно только, что для этого учащиеся должны иметь возможность и мотивированную необходимость регу­лярно работать с текстами на компьютере. Сегодня ситуация с ком­пьютерами в школах меняется не очень быстро, но число домашних компьютеров растет постоянно, так что, давая в качестве творческого домашнего задания сочинение или реферат, часто можно просить представить результат в печатном или электронном виде.

Несколько слов о месте учителя на данных уроках. Учитель, берущийся за обучение детей слепому десятипальцевому методу ввода текста, должен сам хотя бы попробовать овладеть им. Живой пример учителя поможет ребенку приобрести уверенность в дости­жении результата, а собственный опыт позволит учителю глубже прочувствовать и предвосхитить возможные проблемы при обуче­нии. При этом учителю совсем не обязательно добиваться высокого темпа печати – главное уметь работать правильно.

Программно-методический комплекс «Клавиатор», как и любая другая методика обучения, в состоянии значительно помочь учите­лю, но не заменит его. Главное – самому учителю захотеть и попро­бовать овладеть слепым десятипальцевым методом создания текстов на клавиатуре. Результатом этого будет желание научить этому детей, чтобы издавать свои собственные классные или школь­ные газеты и журналы и переписываться в Интернете.

^ Проект 1. «Мое имя»

Тема. Наши имена и варианты их произношения. Создание уча­щимся своей визитной или нагрудной карточки (бэджа). Продолжительность. 2–3 ч.

Работа в этом проекте требует от учителя некоторой предвари­тельной подготовки. Чтобы напечатанный бэдж можно было потом вставить в готовую рамочку, он должен быть определенного разме­ра. Вам нужно заранее подготовить файл-альбом с нарисованным прямоугольником требуемого размера. Возможно, вы захотите завести настоящий шаблон для бэджа, с текстовыми окнами для каждого элемента информации. Это позволит установить заранее шрифто­вую разметку и таким образом унифицировать бэджи учеников. Решите сами, какой уровень свободы предоставить ученикам в рабо­те над бэджем.

1. Обсуждение: для чего нужен бэдж

Рассмотрите в начале работы над этим проектом общие вопро­сы – для чего бывают нужны визитные и нагрудные карточки. Как правило, у детей есть свое мнение по этому поводу, которым они охотно делятся. Предложите им подумать, какую еще информацию,

102



кроме имени, они хотели
бы (или считали разумным)
поместить на бэдже или
визитной карточке. Обсу­
дите, какие бывают офици­
альные и домашние ва­
рианты произношения
каждого имени, а также,
в чем состоят отличия лич­
ного имени от фамилии.
Полезно, чтобы в ходе об­
суждения кто-либо (второй
учитель, лаборант или же
ученик) записывал называ­
емые учащимися варианты
произношения каждого
имени. Тогда в конце рабо- Пример шаблона для бэджа

ты над проектом можно бу­дет организовать дополнительную деятельность по сортировке множества имен класса (см. ниже, «5. Что еще можно сделать»).

Пусть каждый учащийся самостоятельно выберет наиболее благозвучный вариант своего имени для карточки.

Технически для реализации этого проекта подходят различные программы, – в сущности, годится любая, содержащая текстовый редактор. Нам представляется удобной работа в

pravila-organizacii-i-provedeniya-sorevnovanij-po-zimnim-trekovim-gonkam-dalee-ptl-010.html
pravila-organizacii-puskonaladochnih-rabot-na-teplovih-elektricheskih-stanciyah-rd-34-70-110-92-stranica-4.html
pravila-organizacii-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-i-remonta-oborudovaniya-zdanij-i-sooruzhenij-elektrostancij-i-setej-so-34-04-181-2003-stranica-14.html
pravila-organizacii-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-i-remonta-oborudovaniya-zdanij-i-sooruzhenij-elektrostancij-i-setej-so-34-04-181-2003.html
pravila-organizacii-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-i-remonta-oborudovaniya-zdanij-i-sooruzhenij-elektrostancij-i-setej-stranica-17.html
pravila-organizacii-vnutrennego-pr-pr-kreativ-kreativnie-moduli-sozdaniya-informacionnih-povodov-i-organizacii-sobitij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/av-muravev-sirijskij-isihazm-kak-duhovnij-fenomen.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/napravlenie-raboti-organa-uchenicheskogo-samoupravleniya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • student.bystrickaya.ru/10-nauka-i-metodologiya-stranica-3.html
  • college.bystrickaya.ru/3-rossiya-5-2-v-roskomnadzore-obsuzhdeni-voprosi-protivodejstviya-oborotu-negativnogo-kontenta-v-seti-internet-5.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-sdachi-ekzamena-kandidatskogo-minimuma.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-vvodnaya-stranica-5.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rannyaya-profilaktika-prestupnosti-nesovershennoletnih-chast-20.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rabota-s-bazami-dannih-microsoft-access-2000.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-upravleniya-centralyami-omn-stranica-23.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/priglashenie-v-budushee-kniga-6-1.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rizhskij-mezhdunarodnij-aeroport-yavlyaetsya-samim-bolshim-i-znachimim.html
  • uchit.bystrickaya.ru/text-20-die-vertriebskanle-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-1-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoj-disciplini-kommunikacii-v-organizacii-dlya-slushatelej-programmi-professionalnoj-perepodgotovki.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/manometri-stranica-9.html
  • student.bystrickaya.ru/310-innovacionnie-metodi-obucheniya-a-s-sobennikov-chleni-komissii-zam-predsedatelya-uchebno-metodicheskoj-komissii.html
  • write.bystrickaya.ru/formi-i-sposobi-realizacii-etnokulturnogo-komponenta-obrazovaniya-v-severnih-regionah.html
  • credit.bystrickaya.ru/periodi-i-shkoli-indijskoj-filosofii-rol-antichnoj-filosofii-v-stanovlenii-nauchnoj-racionalnosti.html
  • esse.bystrickaya.ru/proishozhdenie-gosudarstva-i-prava.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncept-vremya-v-tvorchestve-f-m-dostoevskogo-kulturologicheskij-aspekt.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referati-po-ekonomike-predpriyatiya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shema-morfologicheskogo-razbora-imeni-sushestvitelnogo-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-russkij-yazik-dlya-specialnosti.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-energeticheskoj-strategii-rossii-na-period-do-2030-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-telekommunikacionnie-i-kompyuternie-seti-metodicheskoe-posobie-po-diplomnomu-proektirovaniyu-dlya-studentov-specialnosti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/proizvodstvo-alyuminiya-cvetnih-metallov-4.html
  • spur.bystrickaya.ru/kultura-byulleten-novih-postuplenij-2010-god.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-k-napisaniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-po-specialnosti-03140165-kulturologiya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-yaziki-programmirovaniya-i-translyatori-vnastoyashee-vremya-v-seti-internet-imeetsya-dostatochnoe-kolichestvo.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-proekt-gosudarstvennogo-kontrakta-obosnovanie-nachalnoj-maksimalnoj-ceni-kontrakta-ceni-lota-stranica-6.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-bar-92-bumerang-sergej-palij.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/marketing-yavlyaetsya-odnoj-iz-samih-vazhnih-raznovidnostej-ekonomicheskoj-i-obshestvennoj-deyatelnosti-odnako-ego-ochen-chasto-nepravilno-ponimayut-cel-marketing.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/religioznaya-sistema-drevnego-egipta-globalnimi-i-regionalnimi-processami-socialnogo-i-ekonomicheskogo-razv-itiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-izucheniya-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-tyumen-2007-organizaciya-deyatelnosti-kommercheskogo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cergeev-aleksandr-viktorovich-stranica-23.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uvazhaemie-podpischiki-glavnie-novosti-po-indeksu-citiruemosti-ic-stranica-6.html
  • gramota.bystrickaya.ru/za-troe-sutok-v-sahalinskoj-oblasti-zaregistrirovano-16-pozharov-informacionnoe-agentstvo-tihookeanskoe-informacionnoe-agentstvo-ostrova-31012011.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.