Портрет аутичного ребенка - Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными,...
.RU

Портрет аутичного ребенка - Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными,...


^ Портрет аутичного ребенка
Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается “комплекс оживления”, характерный для нормального развивающихся младенцев. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд “мимо”, “сквозь” человека, он не откликается на свое имя.

Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки.

И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Существует мнение, что у них отсутствует желание общаться, в отличие от тревожных детей, которые хотят и ждут контактов, но по какой-либо причине боятся вступить в общение.

От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Причем они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. Например, 5-летний мальчик на просьбы взрослых нарисовать дерево, человечка, машинку долго и сосредоточенно работал карандашом, и всякий раз, закончив рисунок, говорил: “Лестница!”. У некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом.

Аутичным детям свойственны стереотипные механические движения и действия. Например, ребенок может вместо умывания многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет. Иногда он подолгу совершает бесцельные однотипные движения телом: раскачивается, размахивает рукой, палкой или ударяет по мячу. В нашей практике ученик 2-го класса Андрюша М. в течение всего урока просто открывал и закрывал тетрадь, не слушая объяснений учителя и не выполняя заданий.

Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает “уход в себя” либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Причем находящиеся рядом взрослые часто не понимают причины взрыва ребенка, они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значения “пустякам”, которые так важны для аутичного ребенка.

Пример

4-летний Жора, собираясь вместе с другими детьми средней группы детского сада на прогулку, вдруг пронзительно закричал. Он бился в истерике, расшвыривал вокруг себя вещи, катался по полу. После каждой попытки взрослых, оказавшихся рядом и пытавшихся помочь ему, он с новой силой принимался визжать и биться головой об пол. Когда все дети ушли на прогулку, а у Жоры уже, видимо, не осталось сил, он немного успокоился. Опытный воспитатель стал “на ощупь” искать причину срыва. Глядя ему в глаза, начал перечислять все возможные детали, которые могли расстроить Жору. Воспитатель называл одну причину за другой, но мальчик оставался безучастным. Однако через какое-то время удалось привлечь его внимание: он оживился, когда воспитатель стал поправлять ему гольфы. Затем равнодушно, не сопротивляясь, но и без радости, он согласился идти на прогулку.

Подобная реакция аутичного ребенка может возникнуть на новую одежду, надетую мамой, на перестановку мебели, на присутствие незнакомого человека, на звук телевизора, на незнакомую мелодию, гул пылесоса.

Аутизму не всегда сопутствует снижение интеллекта. Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму. Так, например, Даня К. (6 лет), отказавшись отвечать на какие-либо вопросы психолога при обследовании по методике Векслера, задания на определение невербального интеллекта (“Складывание фигур”, ”Лабиринт”, “Последовательные картинки”) выполнил блестяще и с явным желанием. Аутичные дети часто успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками, и эту склонность необходимо использовать для налаживания контактов с ними.

Иногда таким детям доставляет удовольствие коллекционировать разные предметы: камушки, бумажки, палочки. Аутисты могут быть парциально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях: обладать абсолютным музыкальным слухом, отлично играть в шахматы, рисовать, считать. В любимом многими американском фильме “Человек дождя” актер Дастин Хоффман мастерски изобразил аутиста Реймонда, который блестяще отгадывал цифровые комбинации в казино.

Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи (хотя изредка встречаются и противоположные случаи). Важно отметить, что этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто его речь представляет серию монологов, а в диалоговой речи (если она сформирована) присутствуют эхолалии (бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз).

Если аутичный ребенок и владеет фразовой речью, в ней, как правило, отсутствует местоимение “Я”. Понятие “Я” чуждо этим детям. Они говорят о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к ним. Кроме того, их речи характерна фотографичность, неосмысленность. Поскольку механическая память у таких детей как правило хорошо развита, они надолго запоминают отдельные высказывания, иногда очень умные, взрослые, не соответствующие возрасту и уровню развития. Не вдумываясь в смысл, они автоматически повторяют понравившиеся им фразы, приводя в восторг и умиление родителей, уверенных в связи с этим в исключительной одаренности своего ребенка.

Аутичные дети, как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним (часто они их даже не слышат). У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно ставят ударения в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимости этого.

Не воспринимая своего “Я”, не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушением общения испытывают и определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Как правило, они позже других детей, научаются одеваться, раздеваться, употреблять по назначению горшок. Причем многократный показ одного и того же действия не приводит к желаемому результату: ребенок не осваивает его.

К. С. Лебединская считает, что без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И, наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко — и развить их потенциальные способности.
^ Как выявить аутичного ребенка
Аутизм — это медицинский диагноз, и, конечно же, ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую аутичный ребенок обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача — определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов.

Возможно, это связано с очень широким спектром проявлений аутизма, возможно — с недостаточной изученностью причин этого заболевания. И до тех пор, пока ученые не определят более точно, отчего возникает данный недуг, каждый раз при выявлении аутизма у детей, а значит, и при составлении коррекционной программы для каждого ребенка, будут возникать проблемы. У нас еще мало опыта такой работы, поскольку на практике мы обычно встречаемся лишь с детьми, обладающими отдельными чертами аутизма.

Однако перечисленные трудности не освобождают нас от выполнения сложной работы по выявлению аутичного ребенка в группе детского сада или в классе. Безусловно, диагноз должен ставить только врач. Задача же педагога — выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к специалистам. В нашей практике были случаи, когда сравнительно “благополучные” аутичные дети попадали к врачу только перед поступлением в школу. Если бы педагоги заметили проблемы этих детей раньше и посоветовали родителям обратиться к специалистам, наверное, адаптация ребенка к школьному обучению проходила бы более гладко.

Поскольку в арсенале педагога, к сожалению, почти нет специальных разработок по выявлению аутичных детей, то лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать.

Основные направления работы по выявлению симптомов аутизма у ребенка помогут определить данные, приведенные в таблице 7. Сравнительная характеристика развития нормальных и аутичных детей заимствована из книги бельгийских психологов К. Гилберга и Т. Питерса. Однако, на наш взгляд, эти данные не должны восприниматься слишком буквально. Это всего лишь схема, содержащая определенные ориентиры работы с детьми.

poslednij-zemleprohodec-iz-pleyadi-nansena-i-amundsena.html
poslednij-zvonok-uroki-nachinayutsya-146.html
poslednyaya-doroga-v-nebo-moskovskij-komsomolec-07062010-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-5-7-iyunya-2010-g.html
poslednyaya-lekciya-professora-larina.html
poslednyaya-nadezhda-menvitov-vstuplenie.html
poslednyaya-publika-perevod-s-francuzskogo-yazika-irini-liming.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/administrativnie-pravonarusheniya-v-oblasti-zhilishno-kommunalnogo-hozyajstva-i-torgovli-chast-7.html
  • shkola.bystrickaya.ru/problema-hudozhnika-v-romane-dzheka-londona-martin-iden.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-laboratornih-zanyatij-po-mikrobiologii-dlya-studentov-3-kursa-mediko-profilakticheskogo-fakulteta-na-vesennij-semestr-2010-2011-uchebnogo-goda.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mnozhestva-i-operacii-nad-nimi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-etnosociologiya-dlya-studentov-specialnosti.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaklinanij-i-obrashenij-to-est-iz-takih-kotorie-bili-zapisani-v-zhivom-narodnom-bitovanii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ohvat-uchashihsya-v-shkolnih-kruzhkah-i-sekciyah-publichnij-doklad.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-posvyashen-35-letiyu-so-dnya-osnovaniya-estradnogo-otdeleniya-kirovskogo-oblastnogo-kolledzha-muzikalnogo-iskusstva-im-i-v-kazenina-celi-i-zadachi-konkursa.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temperatura-zamerzaniya-dannij-dokument-ne-yavlyaetsya-oficialnoj-versiej-informaciya-spravochnaya-isklyuchitelno-dlya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-pohvala-muham-salvador-dali.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anglijskij-dlya-dilerov-sistemi-rejter-stranica-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-russkomu-yaziku-uchebnij-predmet.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/slovar-vostoka-pravitelstvennoj-komissiej-rf-ot-21-07-96-g-2727p-p8-bo-rpo-ufa-1999.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-kandidatskogo-minimuma-istoriya-i-filosofiya-nauki-ch-iii-.html
  • composition.bystrickaya.ru/odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-ekonomicheskogo-fakulteta-ekonomika-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080503-antikrizisnoe-upravlenie-moskva-2008-stranica-7.html
  • spur.bystrickaya.ru/krasnoyarskij-zheleznogorsk-stanet-prikladnim-sibirskim-oksfordom-glava-zato-ishodnij-fajl-novosti-ortv-novosti-ortv-15-11-2010.html
  • bukva.bystrickaya.ru/trediakovskij.html
  • letter.bystrickaya.ru/mnogoobrazie-emocij-problemi-opredeleniya-propedevticheskij-kurs-obshej-psihologii-uchebnoe-posobie-spb-izd-vo.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-dvadcat-vtoraya-kniga-pervaya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-moskva-2010-sostavitel-doktor-istoricheskih-nauk-professor-blinov-n-v-uchebno-metodicheskoe-posobie-po-kursu-obshestvo-i-gosudarstvo-v-istorii-rossii-sost-blinov-n-v-m-rudn-2010.html
  • exam.bystrickaya.ru/vidi-dogovorov-i-ih-klassifikaciya-v-grazhdanskom-prave-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tima-bartona-edvard-ruki-nozhnici-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravitelstvo-kaluzhskoj-oblasti-postanovlenie-ot-29-noyabrya-2001-g-n-245-o-sozdanii-komiteta-po-delam-molodezhi-pri-pravitelstve-kaluzhskoj-oblasti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sudi-spravedlivosti-v-anglii-xiv-xvi-vekov-chast-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mv-tambovceva-ii-biblioteka-kak-subekt-mezhkulturnoj-kommunikacii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/252-stranovie-i-regionalnie-riski-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-arhangelskij-likero-vodochnij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomika-zheleznodorozhnogo-transporta-nazvanie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-razrabotka-adaptaciya-i-issledovanie-cadcamcae-sistem-2-harakteristika-podrazdelenij-cnit.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/delovoj-protokol-i-etiket-v-peregovornom-processe.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/scenarij-osennego-prazdnika-postupalnie-yabloki.html
  • studies.bystrickaya.ru/koncepcii-logistiki-logisticheskij-servis.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-anglijskogo-yazika-uchebnoe-posobie-stranica-6.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-zashita-informacii-blok-en.html
  • student.bystrickaya.ru/2-issledovanie-nanotehnologicheskogo-priborostroeniya-v-rf-5.html
  • school.bystrickaya.ru/b-i-l-nikitini-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.