Портфолио как технология оценки профессионализма работника культуры
.RU

Портфолио как технология оценки профессионализма работника культуры


Портфолио как технология оценки профессионализма работника культуры


Л.М. Рязанцева,

заслуженный работник культуры РФ,

зав. методико-библиографическим отделом

Центральной городской библиотеки им. Н.К. Крупской г. Тамбова


Слово "портфолио" в переводе с итальянского означает "портфель ценных бумаг". В английском "portfolio" - это папка для важных дел или докумен­тов. В интересующем нас смысле термин "портфолио" появился в 1970-х гг. в среде художников, архитекторов, дизайнеров, а также в сфере модельного и рекламного бизнеса. Он означал коллекцию фотоматериалов, резюме и перечень лучших результатов автора. Целью такого портфолио была рекламная демонстра­ция достижений его владельца, что позволяло судить о его возможностях и уров­не мастерства. Именно это рациональное зерно побудило обратить внимание на потенциальные возможности портфолио как основы для разработки принципи­ально нового подхода к оцениванию профессиональной деятельности специали­ста учреждения культуры.

Согласно современным словарям портфолио - это способ накопления, фиксирования, оценки индивидуальных достижений личности за определенный период времени. Основной смысл портфолио - показать все, на что ты способен.

Портфолио работника сферы культуры можно рассматривать как:

■ собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца;

■ форму целенаправленной систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов работы;

■ метод самопрезентации и карьерного роста;

■ технологию мониторинга и оценки индивидуального прогресса;

■ средство мотивации и стимулирования творческой активности и самооб­разования.

^ Основные функции портфолио:

■ аналитическая - анализирует и обобщает работу специалиста;

■ накопительная - отражает достижения работника культуры (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т. д.) и раскрывает спектр вы­полненных творческих работ (проекты, исследования, сценарии меро­приятий, библиографическая продукция, и т. п.);

■ модельная - отражает динамику профессионального развития, демон­стрирует стиль работы, помогает спланировать деятельность;

■ развивающая - обеспечивает непрерывный процесс самообразования; а мотивационная - поощряет результаты деятельности;

■ рекомендательная - представляет личность при смене работы.

^ Формы портфолио.

Портфолио может быть представлено как на бумажных носителях, так и в электронной версии. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный _ в виде файлов на магнитном носителе. Электронное портфолио может быть создано в виде электронной презентации или личного сайта (online-портфолио). Первое в большей степени реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью.

Специфика электронного портфолио:

■ является более мобильным и гибким (можно быстро вносить изменения в структуру и содержание материалов);

■ позволяет использовать многочисленные возможности для его художе­ственного оформления (графические пакеты, программы Microsoft Office);

■ обеспечивает широкий выбор средств оформления работ на компьютере;

■ в составе электронного портфолио могут быть выложены материалы из Интернета, представляющие альтернативные точки зрения.

Электронное портфолио может быть размещено в Интернете и стать сред­ством сетевого взаимодействия работников культуры (представить имеющийся опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, интересующихся).

^ Технология создания портфолио.

Создание портфолио _ весьма творческий процесс. В настоящее время не существует единых стандартов и требований к организации и оформлению порт­фолио работника культуры, поэтому подходы к его построению могут быть раз­нообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, который сам выбирает его вид и структуру, решает, какие документы и работы, в каком порядке в него включить. Важно, чтобы специалист проанализировал свою рабо­ту, собственные успехи, обобщил и систематизировал библиотечные достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Создание портфолио предполагает организацию поэтапной деятельности:

1) определение цели и мотивации создания;

2) разработка структуры;

3) сбор материалов;

4) формирование объема;

5) оформление;

6) презентация;

7) оценка материалов.

^ Модели портфолио.

В зависимости от цели использования существуют различные модели портфолио.

Презентационное портфолио - коллекция лучших работ специалиста. Используется при поступлении на новое место работы (особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования) или для участия в профессиональном конкурсе. На рис. 1 демонстрируется один из вариантов струк­туры презентационного портфолио.



Рис.7. ^ Структура презентационного портфолио

Портфолио достижений. В этой модели наибольший акцент делается на документы, подтверждающие успешную деятельность личности в той или иной области.

^ Рефлексивное портфолио ~ материалы по оценке (самооценке) дости­жения целей.

Проблемно-ориентированное портфолио включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной про­блемы.

^ Тематическое портфолио. В этой модели акцент делается на тематически обособленные работы в рамках той или иной темы или модуля. Тематическое портфолио имеет смысл делать, если человек занимается какой-то определенной темой не разово, а постоянно или часто.

^ Комплексное портфолио содержит элементы всех перечисленных моде­лей и, как показала практика, является наиболее эффективной и востребованной моделью.

^ Структура содержания комплексного портфолио.

В качестве примера рассмотрим один из вариантов структуры комплекс­ного портфолио (рис.2).




Рис.2. ^ Структура комплексного портфолио

Портфолио состоит из семи разделов, которые при необходимости можно совместить или, наоборот, раздробить. Их названия даны условно.

1. В разделе "Титульный лист" указываются следующие сведения:

■ название папки (например, "Творческое досье библиотекаря");

■ Ф.И.О. автора;

■ должность;

■ название места работы;

■ адрес, рабочий телефон, e-mail;

■ содержание портфолио.

2. Раздел "Визитная карточка". Его можно назвать и по-другому, например: "Анкетные данные", "Общие сведения об авторе", "Персональный блок", "Портрет", "Паспорт" и т. п. В этом разделе раскрывается личность владельца портфолио, здесь можно разместить:

■ фотографию автора;

■ автобиографию;

■ профессиональное кредо, цели и задачи деятельности (представление профессиональной позиции с основными ценностями, цитаты, отрывки из документов, мнения, созвучные автору портфолио);

■ документы об образовании;

■ общий трудовой стаж;

■ квалификационную категорию;

■ профессиональные и личные интересы; в общественную деятельность.

3. Раздел "Творческое досье" ("Рабочие материалы", "Методическая ко­пилка"). Раздел представляет собой коллекцию лучших материалов владельца портфолио, отражающих основные направления и виды деятельности. В него могут входить:

■ исследовательские работы;

■ программно-проектная деятельность;

■ индивидуальная работа;

■ массовая работа (сценарии мероприятий, выставки, фотографии и ви­деокассеты с записью проведенных мероприятий и т. п.);

■ справочно-информационная деятельность;

■ использование компьютерных технологий;

■ рекламная деятельность.

4. Раздел "Образовательный коллектор" ("Карта профессионального ро­ста", "Научно-методическая деятельность", "Индивидуальная образовательная карта") позволяет судить о процессе индивидуального развития владельца порт­фолио. Здесь отражаются:

■ документы о повышении квалификации (удостоверения об окончании курсов);

■ результаты итоговой аттестации, тестирования;

■ работа в методических объединениях;

■ участие в образовательных мероприятиях (семинарах, конференциях, круглых столах и т. д.);

■ участие в профессиональных и творческих конкурсах;

■ публикации и выступления в СМИ;

■ работа по обобщению и распространению опыта (создание информаци­онных листков, методических пособий).

5. Раздел "Банк личных достижений" ("Портфолио документов", "Мои до­стижения") представляет собой портфель сертифицированных (документирован­ных) индивидуальных достижений с целью повысить значимость автора портфолио и отразить его успехи в поощрениях и наградах. Здесь могут быть представлены:

■ копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

■ гранты, сертификаты, свидетельства;

■ грамоты;

■ благодарственные письма;

■ дипломы различных конкурсов;

■ другие награды по усмотрению автора.

6. Раздел "Портфель отзывов" включает:

■ отзывы о работе (коллег, читателей, руководителей разных уровней);

■ оценки результатов труда;

■ рецензии на авторские материалы, тексты заключений;

■ рекомендательные письма;

■ статьи об авторе портфолио.

7. Раздел "Авторская самооценка" предполагает размышления автора портфолио над интеграцией своего профессионального опыта и поиском опти­мальных путей развития собственной деятельности. Данный раздел может со­держать:

■ размышления автора по поводу своей сферы работы; ш самоанализ работы;

■ коррекцию собственной деятельности;

■ стратегию профессионального развития. ^ Принципы построения портфолио:

■ системность; и достоверность;

■ открытость;

■ прозрачность;

■ простота;

■ доступность;

■ полнота представления.

^ Критерии оценки портфолио:

■ нацеленность автора на самосовершенствование;

■ структуризация материала;

■ ясность, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;

■ целостность, тематическая завершенность представленных материалов;

■ наглядность результатов работы;

■ качество изложения материала;

■ аккуратность и эстетичность оформления;

■ творческий подход к созданию портфолио (оригинальность).

^ Основные ошибки при работе с портфолио.

Анализ материалов вскрыл ряд ошибок, негативно влияющих на отноше­ние к самой технологии портфолио и ее внедрение в практику:

■ нарушение принципа добровольности при сборе документов и формиро­вании портфолио;

■ сбор материалов кем-либо вместо работника (например, подготовка ма­териалов к очередной аттестации);

■ включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, которое рассматривается как папка достижений, но не сле­дует буквально воспринимать это, представляя портфолио своеобразным сундуком, в котором собрано все, что может продемонстрировать ра­ботник;

■ подмена идеи портфолио традиционными схемами (характеристикой администрации или методического совета, профессиональной зачетной книжкой и т. п.);

■ завышенные требования к внешнему оформлению и т. д.

^ Практическая значимость портфолио.

Портфолио может понадобиться работнику культуры для следующих це­лей:

■ аттестации (портфолио при этом - предмет экспертизы);

■ лицензирования, аттестации, аккредитации учреждения культуры;

■ систематизации и анализа деятельности специалиста;

■ конкурса (основания для участия в различных конкурсах и получения гранта);

■ для назначения стимулирующих выплат, денежного вознаграждения в качестве стимулирующего фактора (особенно актуально при переходе на новую систему оплаты труда работника учреждения культуры).

Использование технологии портфолио поможет администрации учреж­дения культуры целенаправленно и системно осуществлять мониторинг профес­сионального развития своих сотрудников, иметь полную информацию о резуль­татах деятельности работников, объективно оценивать профессиональный уровень специалистов, поддержать стимулирующими выплатами их мотивацию к само­развитию, выявлять ценный опыт для распространения, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом персонала, координировать коллегиальные усилия по повышению качества и результативности его работы, способствовать концептуальной стратегии развития учреждения.


Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. - № 3. – С. 48 – 57.

posle-markellova-soblazna-vselenskie-sobori-vselenskie-sobori.html
posle-operacii-bolnie-rasseyannim-sklerozom-poluchayut-tochno-takoe-zhe-lechenie-chto-i-drugie-prooperirovannie.html
posle-podrisunochnoj-podpisi-tochka-ne-stavitsya-kazhdomu-risunku-v-tekste-dolzhna-predshestvovat-ssilka-na-nego.html
posle-prigovora-kniga-izdaetsya-v-avtorskoj-redakture.html
posle-provedeniya-sobraniya-uchastnikov-publichnih-slushanij-publichnih-slushanij-bili-predstavleni-na-ekspozicii-po.html
posle-rodov-dinora-pajnz.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tajnij-plan-elvin-toffler.html
  • znanie.bystrickaya.ru/amangeldievna-sovershenstvovanie-mehanizma-funkcionirovaniya-kreditnogo-rinka-na-materialah-bankov-vtorogo-urovnya-rk-08-00-10-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-prospekt-kursovih-meropriyatij-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-respubliki-kareliya-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-povisheniya-kvalifikacii-specialistov.html
  • institut.bystrickaya.ru/sravnitelnij-portret-muzhskoj-populyacii-izmerenie-urovnya-samoaktualizacii-o-geometrii-tela-i-duha.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-podmasterya-sergej-palij-monohrom.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-pomoch-rebenku-levshe-esli-rebenok-levsha.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-6-fizicheskie-osnovi-poluprovodnikovoj-elektroniki-v-i-braginskij-v-p-bazhenov.html
  • letter.bystrickaya.ru/municipalnoe-pravo.html
  • spur.bystrickaya.ru/letayushie-monstri-vitalij-aleksandrovich-simonov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/l-s-barishnikova-kompyuternaya-verstka.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-dostovernost-biblii-dzhosh-makdauell.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravit-v-kulture-i-iskusstve-gagarin-yurij-alekseevich.html
  • college.bystrickaya.ru/353-primenenie-induktivnih-ip-sertifikaciya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-orenburg-2005-organizacionnij-komitet-konferencii-predsedatel.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sedmaya-ramochnaya-programma-nauchno-tehnologicheskogo-sotrudnichestva-es-7rp-programma-stranica-7.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-solnechnie-mostovie-dzhejms-bollard.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/student-dolzhen-znat-gou-vpo-mgmsu-roszdrava-akademicheskij-kalendar-studenta-ii-kursa.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upominanie-ekspertnaya-statya-stranica-9.html
  • report.bystrickaya.ru/kitaj-v-mirovoj-ekonomike-chast-4.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vichislitelnie-metodi-linejnoj-algebri.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-strategicheskogo-upravleniya-kak-faktor-povisheniya-konkurentosposobnosti-firmi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovetskij-chervonec.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/list-vkladka-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-pravoohranitelnie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vihodyat-na-arenu-silachi-golomolzin-evgenij-golomzina-marina-grani-novogo-mira.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-tema-zanyatiya-theme-sharl-perro-debi-ertegler-sabati-lgs-tip-zanyatiya-type-of-the-lesson-aralas.html
  • literature.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-spisok-tehnologiya-produktov-obshestvennogo-pitaniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/proizvodstvo-betonnih-rabot-pri-stroitelstve-gidrotehniche-skih-sooruzhenij.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vselennaya-bez-singulyarnostej-chast-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/icebookreaderprofessionalheaderstart-stranica-28.html
  • student.bystrickaya.ru/13-socialnaya-politika-informaciya-o-vipolnenii-programmi-zakonoproektnih-rabot-tulskoj-oblastnoj-dumi-na-2008-god-118.html
  • essay.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-1-iyunya-2007-g.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/programma-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-gekgak-po-napravleniyu-istoriya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nalogooblozhenie-operacij-s-cennimi-bumagami-ukraina.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ratnavali-ratnavali.html
  • shkola.bystrickaya.ru/naibolee-effektivno-ispolzovat-poluchennie-monitoringovie-dannie-programma-shilikovskoj-municipalnoj-srednej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.