.RU

Портфолио как технология оценки профессионализма работника культуры


Портфолио как технология оценки профессионализма работника культуры


Л.М. Рязанцева,

заслуженный работник культуры РФ,

зав. методико-библиографическим отделом

Центральной городской библиотеки им. Н.К. Крупской г. Тамбова


Слово "портфолио" в переводе с итальянского означает "портфель ценных бумаг". В английском "portfolio" - это папка для важных дел или докумен­тов. В интересующем нас смысле термин "портфолио" появился в 1970-х гг. в среде художников, архитекторов, дизайнеров, а также в сфере модельного и рекламного бизнеса. Он означал коллекцию фотоматериалов, резюме и перечень лучших результатов автора. Целью такого портфолио была рекламная демонстра­ция достижений его владельца, что позволяло судить о его возможностях и уров­не мастерства. Именно это рациональное зерно побудило обратить внимание на потенциальные возможности портфолио как основы для разработки принципи­ально нового подхода к оцениванию профессиональной деятельности специали­ста учреждения культуры.

Согласно современным словарям портфолио - это способ накопления, фиксирования, оценки индивидуальных достижений личности за определенный период времени. Основной смысл портфолио - показать все, на что ты способен.

Портфолио работника сферы культуры можно рассматривать как:

■ собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца;

■ форму целенаправленной систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов работы;

■ метод самопрезентации и карьерного роста;

■ технологию мониторинга и оценки индивидуального прогресса;

■ средство мотивации и стимулирования творческой активности и самооб­разования.

^ Основные функции портфолио:

■ аналитическая - анализирует и обобщает работу специалиста;

■ накопительная - отражает достижения работника культуры (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т. д.) и раскрывает спектр вы­полненных творческих работ (проекты, исследования, сценарии меро­приятий, библиографическая продукция, и т. п.);

■ модельная - отражает динамику профессионального развития, демон­стрирует стиль работы, помогает спланировать деятельность;

■ развивающая - обеспечивает непрерывный процесс самообразования; а мотивационная - поощряет результаты деятельности;

■ рекомендательная - представляет личность при смене работы.

^ Формы портфолио.

Портфолио может быть представлено как на бумажных носителях, так и в электронной версии. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный _ в виде файлов на магнитном носителе. Электронное портфолио может быть создано в виде электронной презентации или личного сайта (online-портфолио). Первое в большей степени реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью.

Специфика электронного портфолио:

■ является более мобильным и гибким (можно быстро вносить изменения в структуру и содержание материалов);

■ позволяет использовать многочисленные возможности для его художе­ственного оформления (графические пакеты, программы Microsoft Office);

■ обеспечивает широкий выбор средств оформления работ на компьютере;

■ в составе электронного портфолио могут быть выложены материалы из Интернета, представляющие альтернативные точки зрения.

Электронное портфолио может быть размещено в Интернете и стать сред­ством сетевого взаимодействия работников культуры (представить имеющийся опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, интересующихся).

^ Технология создания портфолио.

Создание портфолио _ весьма творческий процесс. В настоящее время не существует единых стандартов и требований к организации и оформлению порт­фолио работника культуры, поэтому подходы к его построению могут быть раз­нообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, который сам выбирает его вид и структуру, решает, какие документы и работы, в каком порядке в него включить. Важно, чтобы специалист проанализировал свою рабо­ту, собственные успехи, обобщил и систематизировал библиотечные достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Создание портфолио предполагает организацию поэтапной деятельности:

1) определение цели и мотивации создания;

2) разработка структуры;

3) сбор материалов;

4) формирование объема;

5) оформление;

6) презентация;

7) оценка материалов.

^ Модели портфолио.

В зависимости от цели использования существуют различные модели портфолио.

Презентационное портфолио - коллекция лучших работ специалиста. Используется при поступлении на новое место работы (особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования) или для участия в профессиональном конкурсе. На рис. 1 демонстрируется один из вариантов струк­туры презентационного портфолио.



Рис.7. ^ Структура презентационного портфолио

Портфолио достижений. В этой модели наибольший акцент делается на документы, подтверждающие успешную деятельность личности в той или иной области.

^ Рефлексивное портфолио ~ материалы по оценке (самооценке) дости­жения целей.

Проблемно-ориентированное портфолио включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной про­блемы.

^ Тематическое портфолио. В этой модели акцент делается на тематически обособленные работы в рамках той или иной темы или модуля. Тематическое портфолио имеет смысл делать, если человек занимается какой-то определенной темой не разово, а постоянно или часто.

^ Комплексное портфолио содержит элементы всех перечисленных моде­лей и, как показала практика, является наиболее эффективной и востребованной моделью.

^ Структура содержания комплексного портфолио.

В качестве примера рассмотрим один из вариантов структуры комплекс­ного портфолио (рис.2).




Рис.2. ^ Структура комплексного портфолио

Портфолио состоит из семи разделов, которые при необходимости можно совместить или, наоборот, раздробить. Их названия даны условно.

1. В разделе "Титульный лист" указываются следующие сведения:

■ название папки (например, "Творческое досье библиотекаря");

■ Ф.И.О. автора;

■ должность;

■ название места работы;

■ адрес, рабочий телефон, e-mail;

■ содержание портфолио.

2. Раздел "Визитная карточка". Его можно назвать и по-другому, например: "Анкетные данные", "Общие сведения об авторе", "Персональный блок", "Портрет", "Паспорт" и т. п. В этом разделе раскрывается личность владельца портфолио, здесь можно разместить:

■ фотографию автора;

■ автобиографию;

■ профессиональное кредо, цели и задачи деятельности (представление профессиональной позиции с основными ценностями, цитаты, отрывки из документов, мнения, созвучные автору портфолио);

■ документы об образовании;

■ общий трудовой стаж;

■ квалификационную категорию;

■ профессиональные и личные интересы; в общественную деятельность.

3. Раздел "Творческое досье" ("Рабочие материалы", "Методическая ко­пилка"). Раздел представляет собой коллекцию лучших материалов владельца портфолио, отражающих основные направления и виды деятельности. В него могут входить:

■ исследовательские работы;

■ программно-проектная деятельность;

■ индивидуальная работа;

■ массовая работа (сценарии мероприятий, выставки, фотографии и ви­деокассеты с записью проведенных мероприятий и т. п.);

■ справочно-информационная деятельность;

■ использование компьютерных технологий;

■ рекламная деятельность.

4. Раздел "Образовательный коллектор" ("Карта профессионального ро­ста", "Научно-методическая деятельность", "Индивидуальная образовательная карта") позволяет судить о процессе индивидуального развития владельца порт­фолио. Здесь отражаются:

■ документы о повышении квалификации (удостоверения об окончании курсов);

■ результаты итоговой аттестации, тестирования;

■ работа в методических объединениях;

■ участие в образовательных мероприятиях (семинарах, конференциях, круглых столах и т. д.);

■ участие в профессиональных и творческих конкурсах;

■ публикации и выступления в СМИ;

■ работа по обобщению и распространению опыта (создание информаци­онных листков, методических пособий).

5. Раздел "Банк личных достижений" ("Портфолио документов", "Мои до­стижения") представляет собой портфель сертифицированных (документирован­ных) индивидуальных достижений с целью повысить значимость автора портфолио и отразить его успехи в поощрениях и наградах. Здесь могут быть представлены:

■ копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

■ гранты, сертификаты, свидетельства;

■ грамоты;

■ благодарственные письма;

■ дипломы различных конкурсов;

■ другие награды по усмотрению автора.

6. Раздел "Портфель отзывов" включает:

■ отзывы о работе (коллег, читателей, руководителей разных уровней);

■ оценки результатов труда;

■ рецензии на авторские материалы, тексты заключений;

■ рекомендательные письма;

■ статьи об авторе портфолио.

7. Раздел "Авторская самооценка" предполагает размышления автора портфолио над интеграцией своего профессионального опыта и поиском опти­мальных путей развития собственной деятельности. Данный раздел может со­держать:

■ размышления автора по поводу своей сферы работы; ш самоанализ работы;

■ коррекцию собственной деятельности;

■ стратегию профессионального развития. ^ Принципы построения портфолио:

■ системность; и достоверность;

■ открытость;

■ прозрачность;

■ простота;

■ доступность;

■ полнота представления.

^ Критерии оценки портфолио:

■ нацеленность автора на самосовершенствование;

■ структуризация материала;

■ ясность, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;

■ целостность, тематическая завершенность представленных материалов;

■ наглядность результатов работы;

■ качество изложения материала;

■ аккуратность и эстетичность оформления;

■ творческий подход к созданию портфолио (оригинальность).

^ Основные ошибки при работе с портфолио.

Анализ материалов вскрыл ряд ошибок, негативно влияющих на отноше­ние к самой технологии портфолио и ее внедрение в практику:

■ нарушение принципа добровольности при сборе документов и формиро­вании портфолио;

■ сбор материалов кем-либо вместо работника (например, подготовка ма­териалов к очередной аттестации);

■ включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, которое рассматривается как папка достижений, но не сле­дует буквально воспринимать это, представляя портфолио своеобразным сундуком, в котором собрано все, что может продемонстрировать ра­ботник;

■ подмена идеи портфолио традиционными схемами (характеристикой администрации или методического совета, профессиональной зачетной книжкой и т. п.);

■ завышенные требования к внешнему оформлению и т. д.

^ Практическая значимость портфолио.

Портфолио может понадобиться работнику культуры для следующих це­лей:

■ аттестации (портфолио при этом - предмет экспертизы);

■ лицензирования, аттестации, аккредитации учреждения культуры;

■ систематизации и анализа деятельности специалиста;

■ конкурса (основания для участия в различных конкурсах и получения гранта);

■ для назначения стимулирующих выплат, денежного вознаграждения в качестве стимулирующего фактора (особенно актуально при переходе на новую систему оплаты труда работника учреждения культуры).

Использование технологии портфолио поможет администрации учреж­дения культуры целенаправленно и системно осуществлять мониторинг профес­сионального развития своих сотрудников, иметь полную информацию о резуль­татах деятельности работников, объективно оценивать профессиональный уровень специалистов, поддержать стимулирующими выплатами их мотивацию к само­развитию, выявлять ценный опыт для распространения, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом персонала, координировать коллегиальные усилия по повышению качества и результативности его работы, способствовать концептуальной стратегии развития учреждения.


Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. - № 3. – С. 48 – 57.

posle-markellova-soblazna-vselenskie-sobori-vselenskie-sobori.html
posle-operacii-bolnie-rasseyannim-sklerozom-poluchayut-tochno-takoe-zhe-lechenie-chto-i-drugie-prooperirovannie.html
posle-podrisunochnoj-podpisi-tochka-ne-stavitsya-kazhdomu-risunku-v-tekste-dolzhna-predshestvovat-ssilka-na-nego.html
posle-prigovora-kniga-izdaetsya-v-avtorskoj-redakture.html
posle-provedeniya-sobraniya-uchastnikov-publichnih-slushanij-publichnih-slushanij-bili-predstavleni-na-ekspozicii-po.html
posle-rodov-dinora-pajnz.html
  • learn.bystrickaya.ru/geometriya-topologiya-bbk-2215-byulleten-novih-postuplenij-za-aprel-2007-goda.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/protoierej-sergij-semikov-rukovoditel-otdela-shtatnij-svyashennik-znamenskogo-kafedralnogo-sobora-g-kemerovo-predsedatel-kemerovskih-regionalnih-otdelenij-stranica-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elementarnie-chastici-adres-v-internete.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/novaya-zaimstvovannaya-obshestvenno-politicheskaya-leksika-v-yazike-rossijskih-smi-chast-5.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-po-teme-po-stranicam-krasnoj-knigi.html
  • credit.bystrickaya.ru/perevodcheskaya-intuiciya-i-sposobi-ee-razvitiya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bibliografiya-1-iskusstvennij-intellekt-6.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-raboti-na-2011-god-utverzhdayu-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-v-ahutin-povorotnie-vremena.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-akademicheskaya-konferenciya-sostoyanie-tendencii-i-problemi-razvitiya-neftegazovogo-potenciala-zapadnoj-sibiri-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-12-anastasiya-zhila-v-svoem-krohotnom-mirke-ucheba-druzya-razvlecheniya-eyo-s-polnim-pravom-mozhno-bilo-bi-nazvat.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-4-socialnoekonomicheskie-mehanizmi-realizacii-strategii-proekt.html
  • credit.bystrickaya.ru/ploskostnaya-razmetka-utverzhdayu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tamozhennoe-pravo-ukraina.html
  • abstract.bystrickaya.ru/322-samoaktualizaciya-po-amaslou-ponyatie-samoaktualizaciya-v-psihologii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/monitoring-sredstv-massovoj-informacii-17-sentyabrya-2010-goda.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3da-prebudut-besplodnimi-ego-chresla-rasskazano-shri-satya-sai-baboj.html
  • essay.bystrickaya.ru/blagotvoritelnost-punkt-pyatij-zakon-est-zakon.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/62-razvitie-socialnoj-infrastrukturi-poyasnitelnaya-zapiska-tom-1-vtoraya-redakciya-generalnij-direktor-k.html
  • institut.bystrickaya.ru/tarifi-na-prisoedinenie-k-elektrosetyam-mrsk-severo-zapada-budut-ustanavlivat-reki-rusenergy1112005.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-mail-7-926-3767799-pochta-ru-tel-8926-3767799-stranica-11.html
  • turn.bystrickaya.ru/pismennaya-slovesnost-chast-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-prednaznachena-dlya-kinolyubitelej-stranica-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/robert-bartini-chast-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodi-resheniya-zadach-po-fizike.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervaya-celevaya-zhilishnaya-programma-doma-kommuni-23-pervie-doma-kommuni-23-doma-kommuni-perehodnogo-tipa-26-kommunalki-istalinskie-doma-29-stranica-10.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lesson-11-1-vereshagina-i-n-afanaseva-o-v.html
  • books.bystrickaya.ru/data-formirovaniya-01-07-2010-reestp-vidannih-licenzij-stranica-32.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-iii-sravnitelno-kulturnij-podhod-k-postroeniyu-obshepsihologicheskogo-znaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/avtomatizirovannaya-sistema-zashiti-i-kontrolya-dostupa-v-pomesheniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/fch-obshie-interesi-programma-zhenshini-mogut-vsyo.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novosti-kibermagiya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razdel-xiii-statya-19-punkt-39-nalogovaya-zadolzhennost-priznannaya-nalogoplatelshikom.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-osnovnie-etapi-i-sroki-vipolneniya-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.