.RU

Портфолио как технология оценки профессионализма работника культуры


Портфолио как технология оценки профессионализма работника культуры


Л.М. Рязанцева,

заслуженный работник культуры РФ,

зав. методико-библиографическим отделом

Центральной городской библиотеки им. Н.К. Крупской г. Тамбова


Слово "портфолио" в переводе с итальянского означает "портфель ценных бумаг". В английском "portfolio" - это папка для важных дел или докумен­тов. В интересующем нас смысле термин "портфолио" появился в 1970-х гг. в среде художников, архитекторов, дизайнеров, а также в сфере модельного и рекламного бизнеса. Он означал коллекцию фотоматериалов, резюме и перечень лучших результатов автора. Целью такого портфолио была рекламная демонстра­ция достижений его владельца, что позволяло судить о его возможностях и уров­не мастерства. Именно это рациональное зерно побудило обратить внимание на потенциальные возможности портфолио как основы для разработки принципи­ально нового подхода к оцениванию профессиональной деятельности специали­ста учреждения культуры.

Согласно современным словарям портфолио - это способ накопления, фиксирования, оценки индивидуальных достижений личности за определенный период времени. Основной смысл портфолио - показать все, на что ты способен.

Портфолио работника сферы культуры можно рассматривать как:

■ собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца;

■ форму целенаправленной систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов работы;

■ метод самопрезентации и карьерного роста;

■ технологию мониторинга и оценки индивидуального прогресса;

■ средство мотивации и стимулирования творческой активности и самооб­разования.

^ Основные функции портфолио:

■ аналитическая - анализирует и обобщает работу специалиста;

■ накопительная - отражает достижения работника культуры (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т. д.) и раскрывает спектр вы­полненных творческих работ (проекты, исследования, сценарии меро­приятий, библиографическая продукция, и т. п.);

■ модельная - отражает динамику профессионального развития, демон­стрирует стиль работы, помогает спланировать деятельность;

■ развивающая - обеспечивает непрерывный процесс самообразования; а мотивационная - поощряет результаты деятельности;

■ рекомендательная - представляет личность при смене работы.

^ Формы портфолио.

Портфолио может быть представлено как на бумажных носителях, так и в электронной версии. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный _ в виде файлов на магнитном носителе. Электронное портфолио может быть создано в виде электронной презентации или личного сайта (online-портфолио). Первое в большей степени реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью.

Специфика электронного портфолио:

■ является более мобильным и гибким (можно быстро вносить изменения в структуру и содержание материалов);

■ позволяет использовать многочисленные возможности для его художе­ственного оформления (графические пакеты, программы Microsoft Office);

■ обеспечивает широкий выбор средств оформления работ на компьютере;

■ в составе электронного портфолио могут быть выложены материалы из Интернета, представляющие альтернативные точки зрения.

Электронное портфолио может быть размещено в Интернете и стать сред­ством сетевого взаимодействия работников культуры (представить имеющийся опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, интересующихся).

^ Технология создания портфолио.

Создание портфолио _ весьма творческий процесс. В настоящее время не существует единых стандартов и требований к организации и оформлению порт­фолио работника культуры, поэтому подходы к его построению могут быть раз­нообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, который сам выбирает его вид и структуру, решает, какие документы и работы, в каком порядке в него включить. Важно, чтобы специалист проанализировал свою рабо­ту, собственные успехи, обобщил и систематизировал библиотечные достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Создание портфолио предполагает организацию поэтапной деятельности:

1) определение цели и мотивации создания;

2) разработка структуры;

3) сбор материалов;

4) формирование объема;

5) оформление;

6) презентация;

7) оценка материалов.

^ Модели портфолио.

В зависимости от цели использования существуют различные модели портфолио.

Презентационное портфолио - коллекция лучших работ специалиста. Используется при поступлении на новое место работы (особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования) или для участия в профессиональном конкурсе. На рис. 1 демонстрируется один из вариантов струк­туры презентационного портфолио.



Рис.7. ^ Структура презентационного портфолио

Портфолио достижений. В этой модели наибольший акцент делается на документы, подтверждающие успешную деятельность личности в той или иной области.

^ Рефлексивное портфолио ~ материалы по оценке (самооценке) дости­жения целей.

Проблемно-ориентированное портфолио включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной про­блемы.

^ Тематическое портфолио. В этой модели акцент делается на тематически обособленные работы в рамках той или иной темы или модуля. Тематическое портфолио имеет смысл делать, если человек занимается какой-то определенной темой не разово, а постоянно или часто.

^ Комплексное портфолио содержит элементы всех перечисленных моде­лей и, как показала практика, является наиболее эффективной и востребованной моделью.

^ Структура содержания комплексного портфолио.

В качестве примера рассмотрим один из вариантов структуры комплекс­ного портфолио (рис.2).




Рис.2. ^ Структура комплексного портфолио

Портфолио состоит из семи разделов, которые при необходимости можно совместить или, наоборот, раздробить. Их названия даны условно.

1. В разделе "Титульный лист" указываются следующие сведения:

■ название папки (например, "Творческое досье библиотекаря");

■ Ф.И.О. автора;

■ должность;

■ название места работы;

■ адрес, рабочий телефон, e-mail;

■ содержание портфолио.

2. Раздел "Визитная карточка". Его можно назвать и по-другому, например: "Анкетные данные", "Общие сведения об авторе", "Персональный блок", "Портрет", "Паспорт" и т. п. В этом разделе раскрывается личность владельца портфолио, здесь можно разместить:

■ фотографию автора;

■ автобиографию;

■ профессиональное кредо, цели и задачи деятельности (представление профессиональной позиции с основными ценностями, цитаты, отрывки из документов, мнения, созвучные автору портфолио);

■ документы об образовании;

■ общий трудовой стаж;

■ квалификационную категорию;

■ профессиональные и личные интересы; в общественную деятельность.

3. Раздел "Творческое досье" ("Рабочие материалы", "Методическая ко­пилка"). Раздел представляет собой коллекцию лучших материалов владельца портфолио, отражающих основные направления и виды деятельности. В него могут входить:

■ исследовательские работы;

■ программно-проектная деятельность;

■ индивидуальная работа;

■ массовая работа (сценарии мероприятий, выставки, фотографии и ви­деокассеты с записью проведенных мероприятий и т. п.);

■ справочно-информационная деятельность;

■ использование компьютерных технологий;

■ рекламная деятельность.

4. Раздел "Образовательный коллектор" ("Карта профессионального ро­ста", "Научно-методическая деятельность", "Индивидуальная образовательная карта") позволяет судить о процессе индивидуального развития владельца порт­фолио. Здесь отражаются:

■ документы о повышении квалификации (удостоверения об окончании курсов);

■ результаты итоговой аттестации, тестирования;

■ работа в методических объединениях;

■ участие в образовательных мероприятиях (семинарах, конференциях, круглых столах и т. д.);

■ участие в профессиональных и творческих конкурсах;

■ публикации и выступления в СМИ;

■ работа по обобщению и распространению опыта (создание информаци­онных листков, методических пособий).

5. Раздел "Банк личных достижений" ("Портфолио документов", "Мои до­стижения") представляет собой портфель сертифицированных (документирован­ных) индивидуальных достижений с целью повысить значимость автора портфолио и отразить его успехи в поощрениях и наградах. Здесь могут быть представлены:

■ копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

■ гранты, сертификаты, свидетельства;

■ грамоты;

■ благодарственные письма;

■ дипломы различных конкурсов;

■ другие награды по усмотрению автора.

6. Раздел "Портфель отзывов" включает:

■ отзывы о работе (коллег, читателей, руководителей разных уровней);

■ оценки результатов труда;

■ рецензии на авторские материалы, тексты заключений;

■ рекомендательные письма;

■ статьи об авторе портфолио.

7. Раздел "Авторская самооценка" предполагает размышления автора портфолио над интеграцией своего профессионального опыта и поиском опти­мальных путей развития собственной деятельности. Данный раздел может со­держать:

■ размышления автора по поводу своей сферы работы; ш самоанализ работы;

■ коррекцию собственной деятельности;

■ стратегию профессионального развития. ^ Принципы построения портфолио:

■ системность; и достоверность;

■ открытость;

■ прозрачность;

■ простота;

■ доступность;

■ полнота представления.

^ Критерии оценки портфолио:

■ нацеленность автора на самосовершенствование;

■ структуризация материала;

■ ясность, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;

■ целостность, тематическая завершенность представленных материалов;

■ наглядность результатов работы;

■ качество изложения материала;

■ аккуратность и эстетичность оформления;

■ творческий подход к созданию портфолио (оригинальность).

^ Основные ошибки при работе с портфолио.

Анализ материалов вскрыл ряд ошибок, негативно влияющих на отноше­ние к самой технологии портфолио и ее внедрение в практику:

■ нарушение принципа добровольности при сборе документов и формиро­вании портфолио;

■ сбор материалов кем-либо вместо работника (например, подготовка ма­териалов к очередной аттестации);

■ включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, которое рассматривается как папка достижений, но не сле­дует буквально воспринимать это, представляя портфолио своеобразным сундуком, в котором собрано все, что может продемонстрировать ра­ботник;

■ подмена идеи портфолио традиционными схемами (характеристикой администрации или методического совета, профессиональной зачетной книжкой и т. п.);

■ завышенные требования к внешнему оформлению и т. д.

^ Практическая значимость портфолио.

Портфолио может понадобиться работнику культуры для следующих це­лей:

■ аттестации (портфолио при этом - предмет экспертизы);

■ лицензирования, аттестации, аккредитации учреждения культуры;

■ систематизации и анализа деятельности специалиста;

■ конкурса (основания для участия в различных конкурсах и получения гранта);

■ для назначения стимулирующих выплат, денежного вознаграждения в качестве стимулирующего фактора (особенно актуально при переходе на новую систему оплаты труда работника учреждения культуры).

Использование технологии портфолио поможет администрации учреж­дения культуры целенаправленно и системно осуществлять мониторинг профес­сионального развития своих сотрудников, иметь полную информацию о резуль­татах деятельности работников, объективно оценивать профессиональный уровень специалистов, поддержать стимулирующими выплатами их мотивацию к само­развитию, выявлять ценный опыт для распространения, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом персонала, координировать коллегиальные усилия по повышению качества и результативности его работы, способствовать концептуальной стратегии развития учреждения.


Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. - № 3. – С. 48 – 57.

posle-markellova-soblazna-vselenskie-sobori-vselenskie-sobori.html
posle-operacii-bolnie-rasseyannim-sklerozom-poluchayut-tochno-takoe-zhe-lechenie-chto-i-drugie-prooperirovannie.html
posle-podrisunochnoj-podpisi-tochka-ne-stavitsya-kazhdomu-risunku-v-tekste-dolzhna-predshestvovat-ssilka-na-nego.html
posle-prigovora-kniga-izdaetsya-v-avtorskoj-redakture.html
posle-provedeniya-sobraniya-uchastnikov-publichnih-slushanij-publichnih-slushanij-bili-predstavleni-na-ekspozicii-po.html
posle-rodov-dinora-pajnz.html
  • student.bystrickaya.ru/-malcev-sergej-aleksandrovich-2003-vse-prava-zashisheni.html
  • college.bystrickaya.ru/2-razvedivatelnie-organi-i-sposobi-ih-dejstvij-orientirovanie-opredelenie-koordinat-obnaruzhennih-obektov-celeukazanie-92.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-v-polovko-uchitel-mou-sosh-2-stranica-2.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vspomnim-slova-pushkina-o-evgenii-onegina.html
  • znanie.bystrickaya.ru/69-neoklassicheskij-sintez-p-samuelsona-shpargalka-po-istorii-ekonomicheskih-uchenij-hozyajstvo-vostochnih-civilizacij.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-v-koryachko-20-g-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-pervuyu-trojku-edinoj-rossii-mogut-vojti-ne-chleni-partii-grizlov-grizlov-b-v-monitoring-smi-29-sentyabrya-1-oktyabrya-2007-g.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-filosofskie-problemi-nauki-i-tehniki-vvedenie-v-obshestvennoe-zdorovezdravoohranenie-razrabotal-prihodko-n-yu.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kult-v-buddizme-k-chitatelyam.html
  • grade.bystrickaya.ru/nedostatki-v-podgotovke-aktiva-rukovodstvo-11.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-zapyataya-mezhdu-nezavisimimi-predlozheniyami-obedinennimi-v-odno-slozhnoe-i-mezhdu-pridatochnimi-otnosyashimisya-k-odnomu-glavnomu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-organizaciya-izucheniya-inostrannogo-yazika-doklad-mou-artinskij-licej.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klassnij-chas-semya-v-zhizni-cheloveka-konkursa-proektov-i-risunkov-moya-semya.html
  • college.bystrickaya.ru/2-izmenilsya-grafik-prebivaniya-v-kuzbasse-chtimoj-ikoni-bozhiej-materi-vsecarica-dostavlennoj-15-aprelya-iz-svyato-nikolskogo-zhenskogo-monastirya-g-maloyaroslavca-kaluzhskoj-oblasti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-krupnimi-kompaniyami-chast-8.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zemlya-kak-sredstvo-proizvodstva-chast-prirodnogo-kompleksa-i-obekt-socialno-ekonomicheskih-svyazej.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/81-metod-morfologicheskogo-analiza-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-osnovi-tvorchesko-konstruktorskoj.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/4-obshaya-trudoyomkost-disciplini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sanitarno-gigienicheskoe-i-ekologicheskoe-obespechenie-elegazovoj-elektroenergetiki.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strategiya-ispolzovaniya-resursov-gef-raf-programmoj-malih-grantov-v-respublike-belarus-v-2007-2010-g-g-strana-respublika-belarus-resursi-raf-videlyaemie-pmg-usd-dlya-gef4-pervaya-polovina.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-biologii-za-kurs-6-klassa-i.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postanovlenie-ob-utverzhdenii-polozheniya-o-vvedenii-v-dejstvie-tamozhennih-naznachenij-predusmotrennih-tamozhennim-kodeksom-respubliki-moldova.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-14-avgusta-2009-goda-216-ob-utverzhdenii-klassifikatora-osobie-rezhimi-ispolzovaniya-uchastka-i-ego-chastej.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-po-romanu-m-bulgakova-master-i-margarita.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utverzhdena-shema-realizacii-proekta-stroitelstva-linii-legkorelsovogo-transporta-kotoraya-soedinit-centr-goroda-s-aeroportom-pulkovo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/udk-007-5-510-66-159-955-5-slovarnoe-shkalirovanie-v-medicinskoj-informatike-inzheneriya-znanij-i-intellektualnij-analiz-dannih.html
  • spur.bystrickaya.ru/kursovoj-proekt-po-discipline-rinok-cennih-bumag-na-temu-sovershenstvovanie-gosudarstvennogo-regulirovaniya-rinka-cennih-bumag.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predlagaem-vashemu-vnimaniyu-shestnadcatij-vipusk-nashego-kataloga-izdanij-na-cd-i-dvd-kotorie-mozhno-priobresti-v-oao-centralnij-kollektor-bibliotek-bibkom-stranica-7.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnik-informatika-i-ikt.html
  • college.bystrickaya.ru/3-prognoznie-modeli-uralskoj-sg-4-ural-obshepriznannij-mirovoj-etalon-paleozojskih-podvizhnih-poyasov-vidayushayasya.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-i.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-tkritij-turnir-amkir-1-tur-2008-g.html
  • shkola.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-1-trebovaniya-k-soderzhaniyu-uchebnoj-disciplini-iz-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-7.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-struktura-i-metodika-prepodavaniya-seminarskih-zanyatij-uchebnaya-programma-disciplini-istoriya-russkogo-yazika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.